66RS0004-01-2019-006130-71
Дело № 2-5208/2019-3
Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 18 декабря 2019 г.
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Морозовой Н.Р.,
при секретаре Панагуца А.Г.
при участии в судебном заседании истца Квардакова Ю.В. (паспорт),
представителя истца Квардакова Ю.В. – Седаковой А.С. (доверенность от <//> № <адрес>5),
представителя ответчика администрации г. Екатеринбурга – Лунеговой Н.В. (доверенность от <//> №),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Квардакова Ю. В. к администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Квардаков Ю.В. (далее - истец) обратился в суд с иском к администрации г. Екатеринбурга (далее – ответчик, администрация) о возложении на ответчика обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения взамен снесенного по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> (далее – жилой дом, квартира).
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что он зарегистрирован и ранее проживал в жилом доме, который был снесен в 1983 г. Иные жилые помещение были предоставлены его родителям, братьям и сестре. На момент предоставления иных жилых помещений истец находился в местах лишения свободы. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Протокольным определением суда от 03.09.2019 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.
Протокольным определением суда от 02.10.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Колтышева Н.В.
Протокольным определением суда от 22.10.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Кисарина М.В.
Истец, его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, ходатайствовали о восстановлении пропущенного срока исковой давности, дополнительно пояснили, что на момент изъятия жилого помещения истец не являлся членом семьи лиц, проживающих в жилом помещении, соответственно, ему должно быть предоставлено отдельное жилое помещение. Со слов его матери он узнал после освобождения из мест лишения свободы в 1983 г. о том, что на его имя выписан ордер. Он обратился в администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, однако ордер на жилое помещение ему выдан не был, предложено обратиться в суд. Он дважды обращался в Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга, однако его исковое заявление было оставлено без рассмотрения в связи с его неявкой в судебные заседания.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска в связи с пропуском истцом срока исковой давности, а также недоказанностью истцом права на предоставление ему жилого помещения.
Третьи лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, явку в судебное заседание не обеспечили.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела Квардаков Ю.В. значится зарегистрированным с <//> по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>.
Решением Исполкома Свердловского городского совета депутатов трудящихся от <//> №-и отведен в бессрочное пользование Горжилуправлению земельный участок площадью 18,5 га в Верх-Исетском районе в квартале <адрес>ОНО, завода трансформаторов тока, СМУ «Торгстрой» - для строительства жилых домов и культурно-бытовых объектов в кирпичном исполнении по индивидуальным проектам. Функции застройщика возложены на УКС Горисполкома с долевым участием в строительстве жилых домов, культурно-бытовых объектов, инженерных сетей, сносе ветхого и аварийного жилого фонда и разработке рабочих чертежей следующих предприятий и организаций: заводов – Уралмаш, Трубомоторного, Уралэлектротяжмаш, Верх-Исетского металлургического, Уралхиммаш-завода, Уральского электромеханического, Приборостроительного, Свердловской железной дороги, Главсредуралстроя, трестов «Уралэнергострой», «Свердловсктрансстрой», «КЭО УралВО».
Исполнительным комитетом Свердловского городского совета депутатов трудящихся было принято решение от <//> №-б было принято реешение об изъятии земельных участков со сносом жилых домов, в частности по <адрес> с № по №. На УКС Горисполкома возложена обязанность по отселению граждан, проживающих в указанных жилых домах, после отселения дома снести.
Из искового заявления, пояснений истца следует, что в <адрес> г. Екатеринбурга проживал истец, а также его отец - Квардаков В.С., братья- Квардаков В.В., Квардаков Ан.В., Квардаков Ал.В., сестра Квардакова М.В., сноха – Квардакова Л.Ф., племянники – Квардакрва Н.А., Квардакова А.А., Квардаков А.А.
Из материалов дела следует, что Квардаков Ю.В. первоначально был зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> качестве члена семьи Квардаковой В.И. <//>.
Впоследствии он был зарегистрирован в данном жилом помещении в период с <//> по <//>, снят с регистрационного учета в связи с отбыванием наказания, повторно зарегистрирован с <//>.
Согласно ответу БТИ г. Екатеринбурга здание, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> снесено в 1988 г.
В силу ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до <//>, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу в связи с отводом земельного участка для государственных или общественных нужд либо дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой, выселяемым из него гражданам другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым отводится земельный участок либо предназначается подлежащий переоборудованию дом (жилое помещение). В иных случаях сноса дома гражданам, выселяемым из этого дома, другое благоустроенное жилое помещение предоставляется предприятием, учреждением, организацией, которым принадлежит дом, либо исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов.
Согласно ст. 96, ст. 40, 41 Жилищного кодекса РСФСР, предоставляемое гражданам в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение должно отвечать требованиям статей 40 и 41 настоящего Кодекса, находиться в черте данного населенного пункта и быть размером не менее ранее занимаемого. Жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Истцом в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено никаких данных о том на каком конкретно праве истец и члены его семьи занимали вышеназванную квартиру: договор социального найма, право собственности, договор найма специализированного жилого помещения, при том, что сама по себе регистрация в жилом помещении не свидетельствует о возникновении легитимного права пользования жилым помещением.
Кроме того, по смыслу вышеназванных норм материального права, жилое помещение, предоставляемое гражданам в связи со сносом их дома (квартиры), должно быть не менее ранее занимаемого, расположено в черте того населенного пункта, в котором они проживали до переселения, благоустроенным применительно к условиям этого населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Вышеназванные нормы материального права не предусматривают право истца и обязанность ответчика при переселении граждан из занимаемого по договору социального найма жилья в связи с его предполагаемым сносом предоставления каждому из них, даже при условии, что они не являются членами одной семьи, отдельных жилых помещений, если с ними ранее не были заключены отдельные договоры найма жилых помещений.
Из материалов дела следует, что <//> на имя Квардакова Ан.В на состав семьи 4 человека выдан ордер на занятие жилого помещения из трех комнат по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> на основании решения Исполкома Верх-Исетского районного совета народных депутатов от <//> №, на имя Квардакова В.С. ордер на состав семьи 2 человека на занятие жилого помещения из двух комнат по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> на основании решения Исполкома Верх-Исетского районного Света народных депутатов от <//> №, <//> на имя Квардаковой В.И. - ордер на состав семьи 2 человека на занятие жилого помещения из двух комнат по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> на основании решения Исполкома Верх-Исетского районного Света народных депутатов от <//> №.
Истцом не представлено доказательств того, что Квардакову Ан.В., Квардакову В.С. жилые помещения были предоставлены без учета истца также не представлены. Достоверных, достаточных доказательств прекращения семейных отношений с лицами, проживавшими в жилом <адрес> г. Екатеринбурга, равно как и доказательств пользования жилым помещением лицами в нем проживавшими на условиях социального найма суду не представлено.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Помимо изложенного в ходе судебного разбирательства ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности обращения в суд.
Жилищным кодексом Российской Федерации сроки давности для защиты нарушенных жилищных прав не установлены, следовательно, к спорным правоотношениям применяются сроки исковой давности, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом к правоотношениям, одним из оснований возникновения которых является договор (например, договор социального найма жилого помещения), применяется общий срок исковой давности.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Из материалов дела следует, что жилой дом снесен в 1988 г.
Согласно справке ИЦ ГУ МВД по Свердловской области Квардаков Ю.В. в период с <//> по <//> отбывал наказание в виде лишения свободы.
Из пояснений истца следует, что после освобождения он обнаружил, что жилой <адрес> г. Екатеринбурга снесен. Со слов матери он узнал, что в администрации Верх-Исетсткого района г. Екатеринбурга имеется ордер о предоставлении ему жилого помещения. В 1988 он обратился в администрацию Верх-Исетского района за предоставлением ему жилого помещения, однако ему было отказано в предоставлении жилого помещения с предложением обратиться в суд.
Также истец указывает, что он в 1990 г. обращался в суд, впоследствии еще раз обращался, однако решения вынесены не были в связи с тем, что истец отбывал наказание в местах лишения свободы, он не мог собрать документы. При этом после освобождения в 1994 г. он также обращался в администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга о предоставлении ему жилого помещения.
Оценивая заявленное ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности, суд принимает во внимание, что жилой дом был снесен в 1988 г. Истец о сносе дома узнал в ноябре 1988 г. после освобождения из мест лишения свободы. В том же году он узнал о нарушении своего права на предоставление жилого помещения после обращения в администрацию Верх-Исетского района.
С рассматриваемым иском истец обратился в суд в июле 2019 г., то есть спустя тридцать с лишним лет после того как узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно статье 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока исковой давности ссылается на то, что о нарушении права истцу стало известно в 2018 г.
Между тем, истец в ходе рассмотрения дела пояснял, что он обращался в администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга в 1988 г., в суд – в 1990 г. что противоречит его доводам, изложенным в заявленном ходатайстве. Ссылка истца на длительное нахождение в местах лишения свободы также не может быть принята судом в качестве уважительной причины пропуска срока исковой давности, так как само по себе нахождение истца в местах лишения свободы не препятствовало ему на обращение в суд с иском. Более того, из материалов дела следует, что истец освобожден из мест лишения свободы <//>. С рассматриваемым иском обратился лишь <//>, то есть спустя 1 год и 5 мес. с даты освобождения.
При таких обстоятельствах суд не признает названные причины пропуска срока исковой давности уважительными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 98, 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░:
░░░░░░░░░: