Решение по делу № 2-419/2013 (2-4334/2012;) ~ М-4816/2012 от 11.12.2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2013 года                                                                 г. Астрахань

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Аксенова А.А.,

при секретаре Кулбасовой Д.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Артамонова К.В. к Управлению пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Астрахани о включении периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости и обязании начисления пенсии,

У с т а н о в и л:

Истец Артамонов К.В. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Астрахани о включении периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости и обязании начисления пенсии, указав, что в 2012г. обратился в Управление пенсионного фонда в Ленинском районе г. Астрахани с заявлением о назначении пенсии на льготных условиях, о признании работы как лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим такую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Согласно Решению № 956 от 30.08.12 г., истцу было отказано в назначении льготной пенсии. Отказ мотивирован тем, что специальный стаж, необходимый для назначения данного вида пенсии, должен составлять 30 лет (п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ-173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ».

Однако Управление ПФР в Ленинском районе г. Астрахани пришло к выводу, что на момент рассмотрения заявления истца его трудовой стаж не составляет указанного срока, а всего лишь 23 года 5 месяцев 29 дней, так как не засчитало в трудовой стаж периоды работы с 06.08.1986 по 30.11.1987, с 07.12.1987 по 19.09.1988, с 23.12.1988 по 31.08.1989, с 22.09.1989 по 31.12.1989, с 01.01.1991 по 31.01.1996, с 01.03.1996 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 09.01.2000, с 19.01.2000 по 29.02.2000 в должностях врача - анестезиолога хирургического отделения, зам. главного врача с совмещением 0,5 ставки врача-анестезиолога хирургического отделения, врача-анестезиолога-реаниматолога хирургического отделения, врача-анестезиолога отделения анестезиологии - реанимации в Икрянинской ЦРБ.

Мотивирован отказ в этой части был тем, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 правом на льготное исчисления пользуются «врачи - анестезиологи - реаниматологи»(врачи - анестезиологи - реаниматоры), в том числе, заведующие в отделениях (группы, палаты, выездные бригады скорой помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии, а указанная в трудовой книжке должность «врач - анестезиолог» не поименована Списком.

Считает отказ в этой части незаконным, в том числе потому, что работа врача в сельской местности считалась 1 год - за 1 год 6 месяцев.

Наименование должности «врач - анестезиолог - реаниматолог» предусмотрено Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, полагает, что ошибка отдела кадров при составлении записи в трудовой книжке не должна повлечь существенное нарушение трудовых и пенсионных прав.

После получения высшего медицинского образования Артамонов К.В. был зачислен на должность врача - интерна в клиническую интернатуру по специальности «Анестезиологии» с 1.08.1985г., что подтверждается записями в трудовой книжке. Впоследствии истец работал только по специальности в различных медицинских учреждениях.

Согласно должностной инструкции, которая была фактически одинаковой на всех местах работы истца, в его обязанности входило обеспечивать надлежащий уровень специального обследования больных, проведение обезболивания и оказание анестезиологической и реанимационной помощи больным, нуждающимся в этих мероприятиях, осуществление передачи дежурному врачу-анестезиологу-реаниматологу списков больных, требующих особенно тщательного наблюдения и активного проведения специальных лечебных мероприятий.

Истец применял современные апробированные методы и средства диагностики и лечения острых нарушений функции жизненно важных центров, методы обезболивания; назначал вид обезболивания с учетом состояния больного, особенностей оперативного вмешательства или специального метода исследования; при затруднениях выбора метода обезболивания согласовывал вопрос с заведующим анестезиолого-реанимационного отделения, а при его отсутствии - с заведующим соответствующего отделения; нес дежурства по лечебному учреждению в качестве врача-анестезиолога-реаниматолога по утвержденному графику; определял тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами; оказывал консультативную помощь врачам других подразделений по своей специальности; руководил работой подчиненного ему среднего и младшего медицинского персонала при его наличии; содействовал выполнению им своих должностных обязанностей; контролировал правильность проведения диагностических и лечебных процедур, эксплуатации инструментария, аппаратуры и оборудования, рационального использования реактивов и лекарственных препаратов, соблюдение правил техники безопасности и охраны труда средним и младшим медицинским персоналом; участвовал в проведении занятий по повышению квалификации медицинского персонала по своей специальности; планировал свою работу и анализировал показатели своей деятельности; обеспечивал своевременное и качественное оформление медицинской и иной документации в соответствии с установленными правилами; проводил санитарно-просветительную работу; соблюдал правила и принципы врачебной этики и деонтологии; квалифицированно и своевременно исполнял приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности; соблюдал правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима; оперативно принимал меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям, систематически повышал свою квалификацию.

Считает, что выводы Решения ПФР об отказе в учете данного периода ошибочны, поскольку истец как врач - анестезиолог - реаниматолог, выполнявший все должностные обязанности анестезиолога - реаниматолога, работал в учреждении, которое поименовано Списком должностей, дающих право на назначение льготной пенсии.

Также Артамонову К.В. отказано во включении периода 1990 г., что было мотивировано отсутствием записи о его деятельности в должности зам. главного врача с совмещением 0,5 ставки врача-анестезиолога хирургического отделения, хотя о работе в этот период имеется запись в трудовой книжке и хронологически отсутствуют записи об увольнении истца в спорный период. Артамонов К.В. работал и занимался врачебной деятельностью в лечебном учреждении, поименованном Списком должностей и учреждений.

Кроме того, истцу отказано во включении периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации: с 20.09.1988 по 22.12.1988, с 01.09.1989 по 21.09.1989, с 01.02.1996 по 28.02.1996, с 01.09.2008 по 30.09.2008 г.

Артамонов К.В. просит суд включить периоды работы - с 06.08.1986 по 30.11.1987, с 07.12.1987 по 19.09.1988, с 23.12.1988 по 31.08.1989, с 22.09.1989 по 31.12.1989, с 01.01.1991 по 31.01.1996, с 01.03.1996 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 09.01.2000, с 19.01.2000 по 29.02.2000 в должностях врача-анестезиолога хирургического отделения, зам. главного врача с совмещением 0,5 ставки врача-анестезиолога хирургического отделения, врача-анестезиолога-реаниматолога хирургического отделения, врача-анестезиолога отделения анестезиологии - реанимации в Икрянинской ЦРБ, период с 1 января по 31 декабря 1990 г. в должности зам. главного врача с совмещением 0,5 ставки врача-анестезиолога хирургического отделения в Икрянинской ЦРБ, периоды, когда находился на курсах повышения квалификации: с 20.09.1988 по 22.12.1988, с 01.09.1989 по 21.09.1989, с 01.02.1996 по 28.02.1996, с 01.09.2008 по 30.09.2008 г., как лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим такую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, - как дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим такую деятельность.

Впоследствии истец изменил свои исковые требования, просил суд включить в специальный стаж в льготном исчислении в сельской местности в должностях хирургического профиля следующие периоды: с 06.08.1986 по 30.11.1987, с 07.12.1987 по 19.09.1988, с 23.12.1988 по 31.08.1989, с 22.09.1989 по 31.12.1989, с 01.01.1991 по 31.01.1996, с 01.03.1996 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 09.01.2000, с 19.01.2000 по 29.02.2000, с 01.01.1990 по 31.12.1990, а также включить в специальный стаж периоды: с 20.09.1988 по 22.12.1988, с 01.09.1989 по 21.09.1989, с 01.02.1996 по 28.02.1996, с 01.09.2008 по 30.09.2008 г. и назначить ему досрочную пенсию с 21 мая 2012г.

Истец Артамонов К.В. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Перязьева О.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, а также материалы пенсионного дела, представленного ответчиком, суд приходит к следующему.

В силу ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось стороной истца, что 21.05.2012г. истец обратился в УПФР в Ленинском районе г. Астрахани с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости.

Решением № 956 от 30.08.2012г. Управления ПФР в Ленинском районе г. Астрахани истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

Ответчиком не включены в подсчет периодов работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды его работы с 06.08.1986 по 30.11.1987, с 07.12.1987 по 19.09.1988, с 23.12.1988 по 31.08.1989, с 22.09.1989 по 31.12.1989, с 01.01.1991 по 31.01.1996, с 01.03.1996 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 09.01.2000, с 19.01.2000 по 29.02.2000 в должностях врача- анестезиолога хирургического отделения, зам. главного врача с совмещением 0,5 ставки врача-анестезиолога хирургического отделения, врача-анестезиолога-реаниматолога хирургического отделения, врача-анестезиолога отделения анестезиологии - реанимации в Икрянинской ЦРБ.

Также Артамонову К.В. отказано во включении периода с 01.01.990 г. по 31.12.1990г., что было мотивировано отсутствием записи о его деятельности в должности зам. главного врача с совмещением 0,5 ставки врача-анестезиолога хирургического отделения, хотя о работе в этот период имеется запись в трудовой книжке и хронологически отсутствуют записи об увольнении истца в спорный период, Артамонов К.В. работал и занимался врачебной деятельностью в лечебном учреждении, поименованном Списком должностей и учреждений.

Кроме того, истцу отказано во включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 20.09.1988 по 22.12.1988, с 01.09.1989 по 21.09.1989, с 01.02.1996 по 28.02.1996, с 01.09.2008 по 30.09.2008 г.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что все перечисленные периоды, которые не включены ответчиком в подсчет периодов работы, сдающих право на назначение досрочной трудовой пенсии, Артамонов К.В. работал в лечебных учреждениях, что подтверждается соответствующими записями в его трудовой книжке:

с 01.08.1986г. по 09.03.2000г. в Икрянинской ЦРБ - с 01.08.1986г. по 08.01.1990г. в должности врача-анестезиолога-реаниматолога ЦРБ отделения анестезиологии-реанимации, 09.01.1990г. в порядке служебного перевода назначен заместителем главного врача по медицинской части Икрянинского района, с 03.01.1991г. по 09.03.2000г. занимал должность врача-анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации отделения ЦРБ, с 01.02.2008г. и по настоящее время истец работает в ГБУЗ АО Александро-Мариинская областная клиническая больница.

Период работы в Икрянинской ЦРБ подтвержден соответствующими записями в трудовой книжке.

В соответствии с абзацем третьим пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а согласно абзацу шестому этого же пункта в соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Согласно пункту 2 "Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ № 197-О от 18.06.2004 г Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство РФ связано не только законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания статьи 15 (часть 1) Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 25 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

На момент зачисления истца 01.08.1986г. на должность врача-анестезиолога-реаниматолога ЦРБ отделения анестезиологии-реанимации Икрянинской ЦРБ действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.59г. № 1397, в соответствии с которым пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно приложению назначать: врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не нее 30 лет в городах.

Под действие данного закона подпадают, согласно перечню: врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности; дезинфекционные инструкторы».

Поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 ухудшает положение истца, оно не имеет обратной силы, а Постановление Совета Министров СССР от 17.12.59 г. № 1397 улучшает его положение, оно, согласно действующим принципам законодательства, должно применяться на спорный период до 1993 г.

Более того, согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999г. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 N 130)».

Должности, работа на которых дает право на льготный стаж указаны в приложении к этому постановлению, указаны как «врачи - специалисты», что дает истцу право при любом написании его должности на льготную пенсию, его деятельность в спорный период являлась именно лечебной.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика в части включения в подсчет периодов работы, дающих Артамонову В.К. право на получение досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы в должности врача анестезиолога-реаниматолога ЦРБ отделения анестезиологии-реанимации Икрянинской ЦРБ: с 06.08.1986 по 30.11.1987, с 07.12.1987 по 19.09.1988, с 23.12.1988 по 31.08.1989, с 22.09.1989 по 31.12.1989, с 01.01.1991 по 31.01.1996, с 01.03.1996 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 09.01.2000, с 19.01.2000 по 29.02.2000, с 01.01.1990 по 31.12.1990, является незаконным и необоснованным, в связи с чем исковые требования истца в этой части подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Кроме того, в силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

В соответствии со ст. 196, 198 КЗоТ РСФСР, действующего в рассматриваемый период (с 1988г. по 1996г.), лицам, работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставлялся дополнительный отпуск с сохранением заработной платы, из которой производились отчисления в пенсионный фонд.

Вышеуказанная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.).

В период с 20.09.1988 по 22.12.1988, с 01.09.1989 по 21.09.1989, с 01.02.1996 по 28.02.1996, с 01.09.2008 по 30.09.2008 г. Артамонов К.В. был направлен работодателем на курсы повышения квалификации с отрывом от работы. При этом за ним было сохранено место работы (должность) и средняя заработная плата.

Соответственно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту ФЗ N 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно ст.ст. 27, 28 данного Федерального закона, граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируют также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Положения ч. 2 ст. 6, ч, 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В силу ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, и в силу данного конституционного принципа различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

В соответствии с требованиями ст.ст.17,18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, и они могут быть ограничены только законом.

В силу ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе определить как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих трудовую деятельность.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

По смыслу положений Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.01 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на получение досрочной трудовой пенсии по старости законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 03.06.2004 года № 11-П "По делу о проверке конституционности положений п.п. 10, 11, 12 п. 1 ст. 28, п. 1 и 2 ст. 31 ФЗ "О трудовых пенсиях" установлено, что различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод означает, что помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионные права лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных условиях).

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока; если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Данная норма применима при вынесении решения, поскольку на момент обращения истца к ответчику постановление № 25 от 20.12.2005г. являлось действующим.

В соответствии с п.2 ст. 19 ФЗ № 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Судом установлено, что Артамонов К.В. на дату возникновения права требования - 21.05.2012г. осуществлял лечебную деятельность, необходимую для назначения льготной пенсии, в связи, с чем приобрел право на назначение пенсии по старости ранее достижения возраста 60 лет.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ,

Р е ш и л:

Исковые требования Артамонова К.В. к Управлению пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Астрахани о включении периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости и обязании начисления пенсии - удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Астрахани включить Артамонову К.В. в специальный стаж в льготном исчислении работу в сельской местности в должностях хирургического профиля следующие периоды: с 6.08.1986г. по 30.11.1987г., с 7.12.1987г. по 19.09.1988г., с 23.12.1988г. по 31.08.1989г., с 22.09.1989г. по 31.12.1989г., с 1.01.1990г. по 31.12.1990г., с 1.01.1991г. по 31.01.1996г., с 1.03.1996г. по 31.10.1999г., с 1.11.1999г. по 9.01.2000г., с 19.01.2000г. по 29.02.2000г.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Астрахани включить Артамонову К.В. в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 20.09.1988г. по 22.12.1988г., с 01.09.1989г. по 21.09.1989г., с 1.02.1996г. по 28.02.1996г., с 1.09.2008г. по 30.09.2008г.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Астрахани назначить Артамонову Константину Владимировичу досрочную трудовую пенсию по старости с 21.05.2012г.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Астраханский областной суд через районный суд, вынесший решение.

Решение изготовлено в окончательной форме 18.02.2013г.

Судья                                                      А.А. Аксенов

2-419/2013 (2-4334/2012;) ~ М-4816/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Артамонов Константин Владимирович
Ответчики
Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Астрахани
Суд
Ленинский районный суд г. Астрахани
Судья
Аксенов Александр Александрович
Дело на странице суда
leninsky--ast.sudrf.ru
11.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2012Передача материалов судье
14.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2012Подготовка дела (собеседование)
27.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2013Судебное заседание
05.02.2013Судебное заседание
13.02.2013Судебное заседание
18.02.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее