Дело № 2-704/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Сосногорск Республика Коми 26 августа 2015 года
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Бохоновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Журковой НИ к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сосногорске Республики Коми о включении периодов работы в стаж и назначении досрочной трудовой пенсии,
установил :
Журкова Н.И. обратилась в Сосногорский городской суд РК с исковым заявлением к ГУ – УПФР в г. Сосногорске РК, с учетом уточнений просила обязать ответчика включить в стаж работы истца для досрочного назначения пенсии: исчисляя один год работы как один год шесть месяцев, периоды:
- с <дата обезличена> по <дата обезличена>- период нахождения в дородовом и послеродовом отпуске по беременности и родам;
- с <дата обезличена> по <дата обезличена>- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора, до трех лет
- с <дата обезличена> по <дата обезличена>- нахождения в дородовом и послеродовом отпуске по беременности и родам;
- в календарном исчислении- с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>- периоды нахождения на курсах повышения квалификации, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с <дата обезличена>.
Требования мотивированы тем, что <дата обезличена> истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением ГУ-УПФР в г.Сосногорске истцу отказано в назначении трудовой пенсии, поскольку право на пенсию не определяется.
С решением ГУ-УПФР в г.Сосногорске истец не согласна, считает, что периоды нахождения в дородовом и послеродовом отпуске по беременности и родам с <дата обезличена> по <дата обезличена>, период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, до трех лет с <дата обезличена> по <дата обезличена>, период нахождения в дородовом и послеродовом отпуске по беременности и родам с <дата обезличена> по <дата обезличена> подлежат зачету в льготном исчислении, исчисляя один год работы как один год шесть месяцев.
Также считает, что периоды работы в должности медицинской сестры- анестезиста хирургического отделения стационара с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена> необходимо включить в специальный стаж, исчисляя один год работы как один год шесть месяцев.
Истец считает, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не правильно не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>. В указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации сохранялась заработная плата истца, из которой работодатель производил отчисление страховых взносов, поэтому указанные периоды подлежат включению в специальный стаж, исчисляя один год работы как один год шесть месяцев. С учетом включения указанных периодов работы истца в специальный стаж, Журкова Н.И. просила досрочно назначить пенсию по старости с <дата обезличена>.
Истец Журкова Н.И. в суде на уточненных требованиях настаивала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Рочева О.И., действующая на основании доверенности, с уточненными требованиями истца не согласилась по доводам, изложенным в возражениях на иск, просила в удовлетворении требований отказать.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 175-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Дата регистрации Журковой Н.И. в системе государственного пенсионного страхования <дата обезличена>.
Пунктом "б" ч. 5 Правил N 781 определен порядок льготного исчисления периодов работы в структурных подразделениях как 1 год и 6 месяцев - специалистами всех наименований, медицинскими сестрами (включая старших) в отделениях в соответствии со Списком N 781.
Из материалов дела видно, что <дата обезличена> Журкова Н.И. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Сосногорске РК с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 "О трудовых пенсиях в РФ".
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан <номер обезличен> от <дата обезличена> видно, что засчитанный комиссией стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Журковой Н.И. на дату ее обращения составил <скрытые данные>, вместо требуемого стажа 30 лет.
Решением ГУ-УПФ РФ в г.Сосногорске истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого стажа лечебной деятельности. При этом не были зачтены в требуемый стаж спорные периоды работы истца в льготном исчислении: с <дата обезличена> по <дата обезличена>- период нахождения истца в дородовом и послеродовом отпуске по беременности и родам, с <дата обезличена> по <дата обезличена>- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора, до трех лет; - с <дата обезличена> по <дата обезличена>- нахождения в дородовом и послеродовом отпуске по беременности и родам; а также в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии не включены периоды: с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>- курсы повышения квалификации.
Как следует из трудовой книжки истца, Журкова Н.И. с <дата обезличена> по <дата обезличена> работала в должности медицинской сестры хирургического отделения стационара в ГБУЗ «Сосногорская ЦРБ».
С <дата обезличена> по 25.10.2001, работала в должности медицинской сестры-анестезиста хирургического отделения стационара; с <дата обезличена> и по настоящее время работает в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации. Указанное также подтверждается справкой ГБУЗ РК «Сосногорская центральная районная больница» <номер обезличен> от <дата обезличена>.
Из справки видно, что в периоды с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена> Журкова Н.И. проходила курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы.
Ответчиком в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения не засчитаны периоды курсов повышения квалификации, поскольку Правилами №516 не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов нахождения на курсах повышения квалификации, так как в указанные периоды работник фактически не был занят выполнением работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Однако положениями статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 112 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего ранее) предусмотрено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Согласно ранее действовавшим Основам законодательства об охране здоровья населения и Положению от 19 декабря 1994 г. N 286 "О порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности" прохождение курсов повышения квалификации медицинскими работниками являлось обязательным, так как право на занятие должностей сохранялось при условии получения сертификата специалиста.
Также согласно действующему законодательству (Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности", Положению о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности, утв. Приказом Минздравмедпрома России от 19.12.1994 N 286) повышение квалификации является обязательным условием для осуществления медицинской деятельности.
Ввиду изложенного в случаях с медицинскими работниками работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, так как это является условием осуществления медицинскими работниками лечебной деятельности.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что Журкова Н.И. в период нахождения на курсах повышения квалификации в спорные периоды продолжала состоять с работодателем в трудовых правоотношениях, ей как видно из материалов дела в эти периоды начислялась заработная плата, отчислялись страховые взносы в ПФР, и принимая во внимание, что указанные курсы относятся непосредственно к профессиональной деятельности, вызваны необходимостью повышения профессиональных знаний и навыков, суд считает, что необходимо включить периоды нахождения Журковой Н.И. на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
При этом суд также принимает во внимание, что в указанные периоды истец работала в должности медицинской сестры-анестезиста хирургического отделения стационара, отделения анестезиологии- реанимациии Сосногорской ЦРБ.
В соответствии со справкой, выданной Коми Республиканской больницей Министерства здравоохранения Республики Коми от <дата обезличена> Журкова Н.И. в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> находилась на подготовке в Коми республиканской больнице по теме «Анестезиология». Согласно свидетельств о прохождении повышения квалификации, выданным ГАОУ СПО РК «Ухтинский медицинский колледж» Журкова Н.И. в периоды с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена> проходила курсы повышения квалификации по программе – «Сестринское дело в анестезиологии и реаниматологии".
В соответствии с сертификатом <скрытые данные> <номер обезличен> Журковой Н.И. решением экзаменационной квалификационной комиссии при Ухтинском медицинском училище от <дата обезличена> протокол <номер обезличен> присвоена специальность «анестезиология и реаниматология». Решением экзаменационной квалификационной комиссии при Ухтинском медицинском училище от <дата обезличена> сертификат подтвержден и продлен до <дата обезличена>.
С учетом изложенного, суд считает, что периоды прохождения курсов повышения квалификации с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена>, в которые Журковой Н.И. начислялась заработная плата, отчислялись страховые взносы в ПФР, поэтому указанные периоды прохождения курсов повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж лечебной деятельности в календарном исчислении как уточнены требования истцом в суде.
Согласно информационному письму Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 04.11.2002 период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком. С принятием указанного Закона, вступившего в законную силу 06.10.1992, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в специальный трудовой стаж.
Положениями пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан <номер обезличен> от <дата обезличена> видно, что периоды нахождения истца в дородовом и послеродовом отпуске по беременности и родам с <дата обезличена> по <дата обезличена>, период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, до трех лет с <дата обезличена> по <дата обезличена>, период нахождения в дородовом и послеродовом отпуске по беременности и родам с <дата обезличена> по <дата обезличена> включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в календарном исчислении.
Принимая во внимание, что периоды нахождения истца в дородовом и послеродовом отпуске по беременности и родам с <дата обезличена> по <дата обезличена>, период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, до трех лет с <дата обезличена> по <дата обезличена> имели место до <дата обезличена>, то в связи с вышеуказанными положениями законодательства указанный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении. Также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении период нахождения в дородовом и послеродовом отпуске по беременности и родам с <дата обезличена> по <дата обезличена>. Требования истца о включении периода нахождения в дородовом и послеродовом отпуске по беременности и родам в стаж работы для досрочного назначения пенсии в льготном исчислении- 1 год за 1 год 6 месяцев следует удовлетворить. Указанным отпускам предшествовала льготная работа.
Поскольку Журкова Н.И. осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения более 30 лет, она приобрела право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ.
Принимая во внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1. настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости), учитывая, что согласно информации УПФР в г.Сосногорске по запросу суда при включении спорных периодов в специальный трудовой стаж и исчислении трудового стажа в льготном порядке право Журковой Н.И. на дату обращения за назначением трудовой пенсии <дата обезличена> определяется, то суд считает, что требование истца о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с <дата обезличена> подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил :
Исковые требования Журковой НИ к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сосногорске Республики Коми о включении периодов работы в стаж и назначении досрочной трудовой пенсии –удовлетворить.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сосногорске Республики Коми включить Журковой НИ, <дата обезличена> года рождения, периоды в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, исчисляя один год работы как один год шесть месяцев:
- с <дата обезличена> по <дата обезличена>- период нахождения в дородовом и послеродовом отпуске по беременности и родам;
- с <дата обезличена> по <дата обезличена>- период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора, до трех лет
- с <дата обезличена> по <дата обезличена>- нахождения в дородовом и послеродовом отпуске по беременности и родам;
- в календарном исчислении- с <дата обезличена> по <дата обезличена>, с <дата обезличена> по <дата обезличена> с <дата обезличена> по <дата обезличена> с <дата обезличена> по <дата обезличена>- периоды нахождения на курсах повышения квалификации, и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с <дата обезличена>.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 31 августа 2015 года.
Председательствующий Дудина О.С.