РЕШЕНИЕ
г. Кострома 14. 01. 2014г.
Судья ленинского районного суда г. Костромы Спивак В. Г.
с участием:
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области М
рассмотрев в открытом судебном заседании протест и. о. прокурора Красносельского района Костромской области Ч. на постановление от dd/mm/yy. Росреестра по Костромской области о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении СПК «З»
УСТАНОВИЛ:
Прокуратурой Красносельского района Костромской области в dd/mm/yy. проведена проверка соблюдения и исполнения земельного и природоохранного законодательства СПК «З».
По результатам проверки прокурором Красносельского района Костромской области было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении юридического лица СПК «З». Для рассмотрения по существу данное постановление было направлено в Управление Россреестра по Костромской области.
Согласно фабуле постановления прокурора от dd/mm/yy.:
-СПК «З» не исполняются требования Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 24. 07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
На территории муниципального района функционирует свалка по несанкционированному размещению твёрдых бытовых отходов, расположенная на территории П сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от dd/mm/yy. № земельному участку, на котором расположена свалка, присвоен кадастровый номер №, разрешённое использование - свалка бытовых отходов (мусора), площадь 43183, 00 кв. м, местоположение - примерно в 600 м. по направлению на юго-восток от ориентира п. триангуляции (К), расположенного за пределами участка (Костромская область, П сельское поселение), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Данный участок относился к землям СПК «К». Решением общего собрания СПК «К» от dd/mm/yy. кооператив реорганизован путём присоединения к СПК «З». Являясь правоприемником СПК «К» СПК «З» должен нести бремя ответственности за данный земельный участок.
Исходя из того, что земельный участок, на котором расположена свалка, относится к землям сельскохозяйственного назначения и должен использоваться по целевому назначению, прокурор полагает, что в действиях СПК «З» наличествует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ - невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использование по целевому назначению.
Рассмотрев постановление прокурора, должностное лицо Управления Росреестра по Костромской области постановлением от dd/mm/yy. производство по делу прекратило за отсутствием состава административного правонарушения.
Принимая решение о прекращении производства по делу, должностное лицо Управления Россреестра по Костромской области руководствовалось следующим:
-СПК «З» является правоприемником СПК «К», последний реорганизован путём присоединения к СПК «З» по решению общего собрания членов СПК от dd/mm/yy. Все товарно-материальные ценности и документы СПК «К» были переданы СПК «З», согласно передаточному акту.
dd/mm/yy. в администрации Красносельского муниципального района Костромской области состоялось заседание комиссии по земельным вопросам, на котором рассматривалось заявление СПК «К» об отказе от земельного участка и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Комиссией было принято решение сформировать земельный участок под свалку бытовых отходов, однако решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком принято не было.
В соответствие с ч. 5 ст. 53 ЗК РФ право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок с момента принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования.
Данное решение орган гос. власти или местного самоуправления обязан, согласно ч. 3 ст. 53 ЗК РФ, принять в месячный срок со дня получения такого заявления.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, данный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - свалка бытовых отходов, сведения о правах отсутствуют. Сведения о правообладателе в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним также отсутствуют.
Указанные обстоятельства, по мнению должностного лица, принявшего постановление от dd/mm/yy., свидетельствуют об отсутствие достаточных доказательств о наличии состава правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, и.о. прокурора Красносельского района Костромской области обратился в районный суд с протестом на постановление от dd/mm/yy.
Представитель прокуратуры в суд не явился, о дне слушания прокурор Красносельского района Костромской области извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении протеста без участия представителя прокуратуры. Данное ходатайство судом удовлетворено.
Из содержания протеста усматривается, что несогласие с постановлением обусловлено неправильным, по мнению прокурора, применением норм материального права. В остальной части доводы протеста аналогичны содержанию постановления о возбуждении дела об административном производстве.
Выслушав представителя Управления Росреества М., не согласившейся с доводами протеста прокурора, и давшей пояснения аналогичные мотивировке постановления от dd/mm/yy., исследовав материалы дела, считаю, что постановление должностного лица Управления Росреестра от dd/mm/yy. является законным и обоснованным, протест и. о. прокурора Красносельского района Костромской области подлежит отклонению, как необоснованный.
Согласно ст. 2.1. КоАП РФ
-административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе судебного заседания установлено и подтверждается документами, содержащимися в материалах дела, что земельный участок, которомуприсвоен кадастровый номер № изначально относился к землям колхоза «К».
dd/mm/yy. комиссия в составе ряда должностных лиц из числа представителей исполнительной власти Красносельского района Костромской области, а также глав служб и ведомств района произвели выбор места под свалку мусора. Такого рода местом и был выбран указанный земельный участок. Из данного акта также усматривается, что выбор именно этого участка был обусловлен тем, что представлял собой заболоченную низину, покрытую кустарником, не представлявший какую-либо ценность для колхоза, и, соответственно, не использовавшийся для нужд сельского хозяйства (л.д. 56)
Согласно имеющимся в деле архивным документам данный земельный участок начал использоваться как свалка с dd/mm/yy В деле представлены документы решений исполкома Красносельского районного Совета народных депутатов об отведении земельного участка за счёт земель колхоза «К» для поселковой свалки.
В качестве свалки данный земельный участок используется и в настоящее время.
Так согласно справке и.о. директора МУП «К» за 1 полугодие dd/mm/yy на свалку ... вывезено двадцать тысяч кубических метров ТБО, в том числе 17 тысяч от населения (л.д. 55).
Согласно кадастровому паспорту данного земельного участка его разрешённым использованием является свалка бытовых отходов.
Как указано выше, сведения о правообладателе в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Таким образом, СПК «К» собственником данного земельного участка не являлся, не является собственником данного участка и СПК «З».
Полагая, что СПК «З» нарушило положения Федерального закона от 24. 07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», прокурором района не было принято во внимание то обстоятельство, что, исходя из положений данного Закона, ответственность за необходимость целевого использования земель сельскохозяйственного назначения могут нести лишь собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы.
Применительно к данному земельному участку ни СПК «К» ни СПК «З» субъектами такого рода правоотношений не являлись и не являются, СПК «К» на момент своего создания землепользователем (применительно к этому участку) не являлся, как не являлся им примерно с dd/mm/yy. тогда ещё колхоз «К».
Полагая, что СПК «З» как приемник СПК «К» является субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ прокурором не были приняты меры к установлению обстоятельств, связанных с решением органа государственной власти в лице исполкома о фактическом изъятии земель колхоза «К» под нужды райцентра ..., обстоятельства, что и в настоящее время данный земельный участок используется как свалка, в том числе предприятием жилищно-коммунального хозяйства, являющимся МУПом, обстоятельства, что разрешённым использованием участка в настоящее время является свалка бытовых отходов.
Считаю, что невыясненность этих вопросов органами прокуратуры, наряду с другими указанными в постановлении от dd/mm/yy. факторами, лишило должностное лицо, рассмотревшее постановление прокурора, возможности принять иное итоговое решение, кроме прекращения дела, исходя, в том числе, из принципа презумпции невиновности.
Принимая решение о возбуждении дела, прокурор не дал оценки и тому обстоятельству, что по смыслу ст. 53 ЗК РФ при наличии заявления об отказе от права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок обязан принять решение о прекращении права пользования данным участком (таким образом, принятие иного решения закон не предусматривает).
Заявление такого рода СПК «К» рассмотрено не было, что, безусловно, является ответственностью органа власти, за бездействие которого СПК нести ответственность не может и не должен.
Таким образом, считаю, что в ходе рассмотрения протеста, наличие каких-либо противоправных и виновных действий (бездействия) со стороны СПК «З» не установлено. Также считаю, что применительно к данной конкретной ситуации, возможность совершения каких-либо действий, которые могли бы изменить существующую ситуацию, со стороны СПК отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.4-30.8; 30.10 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление должностного лица Управления Росреестра по Костромской области от dd/mm/yy. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении СПК «З» оставить без изменения, протест и.о. прокурора Красносельского района Костромской области на данное постановление без удовлетворения.
Судья: