Дело № 2-67/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2022 года г.Томск
Ленинский районный суд г. Томска в составе председательствующего судьи Фёдоровой И.А., при секретаре Вырода Е.В., помощник судьи Когай К.Е., с участием помощника прокурора Ленинского района г. Томска Будариной А.В., представителя истцов Энгельке А.В., действующего по доверенности 70 АА1605637 от 13.10.2021 сроком на двадцать лет, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жукова В.Н., Жуковой Л.А. к Шаровской Л.В., ФИО1 о признании не приобретшими права пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Жуков В.Н., Жукова Л.А. обратились в суд с исковым заявлением к Шаровской Л.В., ФИО1 о признании не приобретшими права пользования жилым помещением, указав в обоснование заявленных требований, что истцы являются собственниками квартиры по адресу: <адрес обезличен>, с кадастровым номером <номер обезличен>, по 1/2 доли каждый. В квартире 06.06.2014 были зарегистрированы ответчики, однако в квартиру не вселялись, не проживали, совместное хозяйство с истцами не вели, коммунальные услуги не оплачивали. Регистрация ответчиков в квартире носит формальный характер, нарушает имущественные права собственников. Просят признать Шаровскую Л.В., <дата обезличена> года рождения, не приобретшей права пользования жилым помещением по адресу: <адрес обезличен>, признать ФИО1, <дата обезличена> года рождения, не приобретшей права пользования жилым помещением по адресу: <адрес обезличен>
Истцы Жуков В.Н., Жукова Л.А., ответчик Шаровская Л.В., выступающая также законным представителем несовершеннолетней ФИО1, надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об отложении дела не просили. Ответчиком Шаровской Л.В. представлено заявление о признании исковых требований в полном объеме. Просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Указала, что с момента регистрации ни она, ни ее дочь в квартиру не вселялись, в ней не проживали, личных вещей не хранили, бремя содержания квартиры не несли, регистрация носит формальный характер, никаких прав пользования квартирой не приобрели и не имеют, с 2020 года проживают в г. Находка.Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представитель истцов Энгельке А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Выслушав пояснения представителя истцов, исследовав представленные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1) каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Статьёй 2 указанного Закона определено, что место жительства гражданина – это жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно положениям п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
По смыслу ч.ч. 1,2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ст. 10 СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
В соответствии с ч.4 ст.31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В силу п. 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста осуществляется совместно с проживающим законным представителем (родителем, усыновителем, опекуном).
Согласно разъяснениям п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации», с целью обеспечения права несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (статья 54 СК РФ) частью 1 статьи 70 ЖК РФ установлено, что не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей (это могут быть дети как самого нанимателя, так и других членов его семьи, проживающих в жилом помещении).
По смыслу указанных норм права, несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства, по соглашению родителей, форма которого законом не установлена. Заключение такого соглашения, одним из доказательств которого является регистрация ребенка в жилом помещении, выступает предпосылкой приобретения ребенком права пользования конкретным жилым помещением, могущего возникнуть независимо от факта вселения ребенка в такое жилое помещение, в силу того, что несовершеннолетние дети не имеют возможности самостоятельно реализовать право на вселение.
В судебном заседании установлено, что Жуков В.Н., Жукова Л.А. проживали в квартире по адресу<адрес обезличен> в муниципальном жилищном фонде по договору социального найма.
Согласно справке, выданной для оформления документов по приватизации квартиру, от 05.12.2006, Жуков В.Н. является основным квартиросъемщиком квартиры по адресу: <адрес обезличен> в квартире также зарегистрированы Жукова Л.А. (жена), ФИО2 (дочь) с 26.12.1996, Жукова Л.В. (дочь) с 05.11.2001.
Жуковой Л.В. и ФИО2 даны согласия о приватизации квартиры по адресу: <адрес обезличен> остальными членами семьи, проживающими в квартире, по их усмотрению, которыми они отказались от права приватизации указанной квартиры, что подтверждается нотариальными согласиями <номер обезличен> от 16.11.2006.
По договору передачи от 30.01.2007 администрация Ленинского района г. Томска передала в общую долевую собственность Жукову В.Н., Жуковой Л.А., занимаемую ими квартиру муниципального жилищного фонда, состоящую из двух комнат, площадью 43,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес обезличен>
Таким образом, Жукова (Шаровская) Л.В. отказалась от приватизации жилого помещения, право собственности на квартиру не приобрела, однако, будучи зарегистрированной в жилом помещении, сохранила право пользования жилым помещением, как член семьи собственника.
В настоящее время Жукову В.Н. и. Жуковой Л.А. на основании договора передачи № 1579 от 30.01.2007, зарегистрированного администрацией Ленинского района г. Томска, на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли) принадлежит квартира площадью 43,8 кв.м. по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <номер обезличен>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права <номер обезличен>, <номер обезличен> от 21.03.2007, выпиской из ЕГРН от 18.10.2021.
Согласно выпискам из ЕГРН ФИО3 (отец несовершеннолетней ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении <номер обезличен>, супруг ответчика Шаровской Л.В.), Шаровской Л.В. на праве общей совместной собственности с 26.03.2013 по 15.07.2014 принадлежала квартира по адресу: <адрес обезличен>.
Согласно копии паспорта на имя Шаровской Л.В. с 14.06.2013 она была зарегистрирована по адресу: <адрес обезличен>, откуда снята с регистрационного учета 30.05.2014.
Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что в 2013 году Шаровская Л.В. вместе с несовершеннолетней дочерью ФИО1 добровольно выехала из жилого помещения по адресу: <адрес обезличен> проживали в квартире по адресу: <адрес обезличен>, сособственником которой являлась Шаровская Л.В., право пользования которой в силу закона возникло у ее малолетней дочери ФИО1, более вселиться в спорное жилое помещение не пытались, препятствий для вселения в спорное жилое помещение со стороны истцов не чинилось, то есть ответчик Шаровская Л.В. реализовала право выбора своего и своей несовершеннолетней дочери ФИО1 постоянного места жительства, в связи с чем ответчики прекратили право пользования жилым помещением по адресу: <адрес обезличен>
Согласно копии паспорта на имя Шаровской Л.В. с 06.06.2014 она зарегистрирована по адресу: <адрес обезличен>
Согласно справке ООО «УК «Каштачная» от 14.10.2021 в указанной квартире с 06.06.2014 зарегистрированы ФИО1, Шаровская Л.В.
Из искового заявления следует, что ответчики с момента регистрации в 2014 году в жилом помещении не проживают, в квартиру не вселялись, их вещи и имущество в квартире отсутствуют.
Ответчиком Шаровской Л.В., действующей также в интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО1, указанные обстоятельства не оспаривались, представлено заявление о признании исковых требований в полном объеме.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд принимает признание иска ответчиком, так как оно является добровольным, не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, совершено правомочным лицом.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, поскольку ответчики в квартиру по адресу: <адрес обезличен> с момента регистрации 06.06.2014 не вселялись и не проживали в ней, личных вещей в квартире не имеют, доказательств наличия обстоятельств, в силу которых за ответчиками может быть признано право пользования спорным жилым помещением, суду не представлено, какие-либо правовые основания для признания за Шаровской Л.В., ФИО1 права пользования спорным жилым помещением отсутствуют, ответчик Шаровская Л.В., действующая также в качестве законного представителя ФИО1, признала исковые требования в полном объеме, суд приходит к выводу, что Шаровская Л.В. и ФИО1 не приобрели право пользования спорным жилым помещением, в связи с чем требования истцов подлежат удовлетворению.
Из п. 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, следует, что граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 02 февраля 1998 № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713» установлено, что регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В соответствии с п. «е» п.31 Правил регистрации и снятия с учета граждан Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.1995 № 713), признание гражданина на основании вступившего в законную силу решения суда утратившим право пользования жилым помещением является основанием для снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства.
Таким образом, решение суда, вступившее в законную силу, которым ответчики признаны не приобретшими права пользования жилым помещением, является основанием для снятия их с регистрационного учета уполномоченными органами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Жукова В.Н., Жуковой Л.А. к Шаровской Л.В., ФИО1 о признании не приобретшими права пользования жилым помещением удовлетворить.
Признать Шаровскую Л.В. не приобретшей право пользования жилым помещением по адресу: <адрес обезличен>
Признать ФИО1 не приобретшей право пользования жилым помещением по адресу: <адрес обезличен>
Решение является основанием для снятия Шаровской Л.В., ФИО1 с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес обезличен>
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г.Томска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.А.Фёдорова
УИД 70RS0002-01-2021-004570-36
Полный текст решения изготовлен 17.01.2022