Дело № 2-2107/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 марта 2021 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Ужакиной В.А.,
при секретаре Воробьевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Одинцовского городского прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к АНО «Центр социальной реабилитации адаптации людей, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя «Вектор жизни», Жукову Сергею Валентиновичу о запрещении деятельности по уходу с обеспечением проживания,
У С Т А Н О В И Л :
Одинцовский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с названными требованиями, мотивируя их тем, что на основании проведенной проверки соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, в здании, используемом ответчиком для осуществления деятельности по социальной адаптации людей, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя по адресу: АДРЕС, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, также санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем, оказание услуг по указанному адресу, с учетом выявленных нарушений не обеспечивает безопасное пребывание и проживание в здании, занимаемом ответчиком, неопределенного круга лиц.
В судебное заседание помощник Одинцовского городского прокурора в судебное заседание явился, исковые требования подержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчик АНО «Центр реабилитации и адаптации людей, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя «Вектор жизни» иск не признал, пояснив, что в настоящее время деятельность организации по адресу: АДРЕС приостановлена и не осуществляется в арендуемом им для этих целей жилом доме.
Ответчик Жуков С.В. в судебное заседание не явился, будучи надлежаще уведомленным о дате месте и времени судебного разбирательства.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства в совокупности и каждого в отдельности, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создавшей такую опасность.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения
Исходя из положений ст. 6 названного закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации"), Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, 05.11.2020 старшим помощником Одинцовского городского прокурора Дрожжиной В.О. совместно с заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Одинцовскому городскому округу УНДиПР ГУ МЧС России по Московской области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности АНО «Центр реабилитации и адаптации людей, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя «Вектор жизни», в ходе которой выявлены нарушения требований нормативных документов в области пожарной безопасности, а именно:
Не проведение в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий (частный жилой дом класс функциональной пожарной опасности Ф 1.4 используется под устройство реабилитационного центра класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1) (п. 23 «о» Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390).
Не оборудование здания объекта защиты автоматической пожарной сигнализацией (ст. 1, 4, 6 ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту – Технический регламент); прил. А, П. А. 10, табл. А.1 СП 5.13130.2009);
Не оборудование в помещении здания объекта зашиты системой оповещения и управления людей при пожаре 2 – го типа (ст. 1, 4, 6 Технического регламента; раздел 7, табл. 2 СП 3.131302009);
Не обеспечение подачи святого и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта (п. 3 ст. 80, п. 7 ст. 83 Технического регламента);
Не оборудование парильного помещения по периметру дренчерным устройством (из перфорированных сухотрубов, присоединенных к внутреннему водопроводу) с управлением перед входом в парильную (ст. 6 Технического регламента); п. 6. 3.9 СНиП 31-05-2003);
Не обеспечение подъезда для пожарных автомобилей к объекту защиты со всех сторон (ст. 1, 4, 6 Технического регламента; п. 8.1 (в) СП 4.13130.2013);
Изменение объемно планировочных решений и конструктивного исполнения лестничной клетки (винтовая) в большом здании в целях обеспечению безопасной эвакуации людей из здания, воспрепятствования распространению пожара между этажами (ст. 1,4,6, п. 19 ст. 88 Технического регламента; п. 4.3.6 СП 1.1313.2020);
Не обеспечение ширины эвакуационных выходов из здания объекта защиты в соответствии с требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности (ст.1,4,6 Технического регламента; п. 5.1.4 СП 1.13130.2020);
Не обеспечение вторых эвакуационных выходов со второго этажа большого здания, а также первого и второго этажей малого здания (ст. 1,4,6 Технического регламента; п. 5.1.3 СП 1.13130.2020);
Не обеспечение ширины путей эвакуации на лестничных клетках зданий объекта защиты в соответствии с требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности (не менее 1,35 м). (ст. 1,4,6 Технического регламента; п. 4.1 СП 1.13.130.2020);
Не приведение эвакуационных путей со вторых этажей зданий объекта защиты в соответствие с требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности (лестница не огорожена от этажей здания) (п. 14 ст. 89 Технического регламента);
Не проведение огнезащитной обработки деревянных строительных конструкций кровли с составлением соответствующего акта (п. 21 ППР);
Не обеспечение наличия источников наружного противопожарного водоснабжения (ст. 1,4,6, 62, 68 Технического регламента);
Не укомплектования здания объекта защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) (п. 70 ППР);
Не обеспечение наличия в зданиях объекта защиты планов эвакуации людей при пожаре, выполненных в соответствии с ГОСТ Р12.2.143-2009 (п. 7 ППР);
Размещение на путях эвакуации различных материалов и мебели (п. 36 ППР);
Не обеспечение ознакомления под подпись временно проживающих граждан с правилами пожарной безопасности (п. 89 ППР);
Не назначение ответственного лица, отвечающего за пожарную безопасность объекта защиты (п. 4 ППР);
Не разработки инструкции по пожарной безопасности (п.п.2,9 ППР);
Разработки декларации пожарной безопасности (ст. 64 Технического регламента);
Не обеспечение ежедневной передачи в подразделение пожарной охраны информации о количестве людей (больных) находящихся на объекте в ночное время (п.10 ППР);
Не прохождение руководителем организации обучения по пожарно-техническому минимуму п. 36 приказа МЧС России от 12.12.2007 № 645);
Не обозначения эвакуационных выходов знаками пожарной безопасности (п.п. 33,43 ППР);
Не приведение дровяной печи на первом этаже большого здания в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (ст. 1,4,6 Технического регламента; прил. Б, п. Б.1 СП 7.13.130.2013);
Не оборудование на территории организации с твердым покрытием и устройством ограждения для установки мусоросборников (п. 2.3 СП 2.1.2.3358-16);
Не обеспечение размещения в спальных комнатах не более 1-3 человек, обеспечение количества в шкафах, кроватей, тумбочек и стульев в соответствии с количеством спальных мест, исключение использования двухярусных кроватей (п. п. 3.5, 6.1 СП 2.1.2.3358-16);
Не оборудование зданий приемно-карантинного отделения с изолятором (п. 3.9 СП 2.1.2.3358-16);
Не приведение системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в соответствие с требованиями санитарных норм и правил с целью обеспечения оптимальных условий проживания п. 4.1 СП 2.1.2.3358-16);
Не применения в качестве источников искусственного освещения в жилых помещениях, коридорах, гостиных, помещений для занятий, обеденном зале и других помещениях ламп со светорассеивающей арматурой; в производственных помещениях, столовой, прачечной, и душевых – лампы со светозащитной арматурой, п. 4.6 СП 2.1.2.3358-16);
Не проведение косметического ремонта потолков, стен, полов (п. 5.1 СП 2.1.2.3358-16);
Не установление в помещениях столовой, жилых комнатах, спальных москитных сеток на окнах, в целях предотвращения прикосновения насекомых в помещения (п. 12 СП 2.1.2.3358-16);
Не прохождение работниками организации предварительных и периодических медицинских осмотров (п. 8.24 СП 2.1.2.3358-16);
По результатам проведенной проверки, установлено, что АНО «Центр реабилитации и адаптации людей, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя «Вектор жизни» осуществляет деятельность на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0050101:80 принадлежащему на праве собственности Жукову С.В. на основании договора аренды от 27.11.2019.
24.11.2020АНО «Центр реабилитации и адаптации людей, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя «Вектор жизни», а также должностное лицо АНО «Центр реабилитации и адаптации людей, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя «Вектор жизни» - директор Нефедов А.А. привлечены к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Также, 08.12.2020, «Центр реабилитации и адаптации людей, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя «Вектор жизни», а также должностное лицо АНО «Центр реабилитации и адаптации людей, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя «Вектор жизни» - директор Нефедов А.А. привлечены к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Согласно сообщению от Одинцовского территориального отдела Управление Роспотребнадзора по Московской области, деятельность АНО «Центр реабилитации и адаптации людей, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя «Вектор жизни» приостановлена добровольно, в связи с невозможностью исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Тем самым, суд приходит к выводу о том, что выявленные в ходе проверки нарушения не могут быть устранены ответчиком добровольно.
Однако, согласно законодательству об административных правонарушениях, привлечение лица к административной ответственности не освобождает от обязанностей по устранению выявленных нарушений.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что факт нарушения требований законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства установлен компетентными органами в установленном порядке.
Устранение выявленных нарушений невозможно в добровольном порядке, что в дальнейшем создает опасность создания ситуации, которая может повлечь угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, являющихся потребителями услуг, предоставляемых ответчиком АНО «Центр реабилитации и адаптации людей, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя «Вектор жизни», в связи с чем, суд приходит об удовлетворении требований в полном объеме.
Довод ответчика о добровольном приостановлении деятельности и прекращении договора аренды жилого помещения не могут служить достаточным основанием для отклонения исковых требований, поскольку имеются обстоятельства полагать, что такая деятельность по адресу спорного жилого помещения впоследствии может быть возобновлена.
Руководствуясь ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Запретить АНО «Центр социальной реабилитации адаптации людей, зависимых от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя «Вектор жизни», Жукову Сергею Валентиновичу, иным лицам осуществление деятельности по предоставлению услуг по уходу по адресу: АДРЕС (земельный участок с кадастровым номером №) до устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий (частный жилой дом класс функциональной пожарной опасности Ф 1.4 используется под устройство реабилитационного центра класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1) (п.23 «о» Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390);
оборудования здания объекта защиты автоматической пожарной сигнализацией (ст. 1, 4, 6 Федерального закона от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту - Технический регламент); прил. А, п. АЛО, табл. А.1 СП 5.13130.2009);
оборудования помещений зданий объекта защиты системой оповещения и управления людей при пожаре 2-го типа (ст. 1, 4, 6 Технического регламента; раздел 7, табл.2 СП 3.13130.2009);
обеспечения подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта (п. 3 ст. 80, п. 7 ст. 83 Технического регламента);
оборудования парильного помещения по периметру дренчерным устройством (из перфорированных сухотрубов, присоединенных к внутреннему водопроводу) с управлением перед входом в парильную (ст. 6 Технического регламента; п. 6.3.9 СНиП 31-05-2003);
обеспечения подъезда для пожарных автомобилей к объекту защиты со всех сторон (ст. 1, 4, 6 Технического регламента; п. 8.1 (в) СП 4.13130.2013);
изменения объёмно-планировочных решений и конструктивного исполнения лестничной клетки (винтовая) в большом здании с целью обеспечения безопасной эвакуации людей из здания, воспрепятствования распространению пожара между этажами (ст. 1, 4, 6, п.19 ст.88 Технического регламента; п. 4.3.6 СП 1.13130.2020);
обеспечения ширины эвакуационных выходов из зданий объекта защиты в соответствии с требованиями нормативных документов в области
пожарной безопасности (ст. 1, 4, 6 Технического регламента; п. 5.1.4 СП 1.13130.2020);
обеспечения вторых эвакуационных выходов со 2-го этажа
большого здания, а также 1-го и 2-го этажей малого здания (ст. 1, 4, 6
Технического регламента; п. 5.1.3 СП 1.13130.2020);
обеспечения ширины путей эвакуации на лестничных клетках зданий объекта защиты в соответствии с требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности (не менее 1.35 м). (ст. 1, 4, 6 Технического регламента; п. 4.4.1 СП 1.13130.2020);
приведение эвакуационных путей со 2-х этажей зданий объекта защиты в соответствие с требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности (лестница не отгорожена от этажей здания) (п. 14 ст.89 Технического регламента);
проведения огнезащитной обработки деревянных строительных конструкций кровли с составлением соответствующего акта (п.21 ППР);
обеспечения наличия источников наружного противопожарного водоснабжения (ст.1, 4, 6, 62, 68 Технического регламента);
укомплектования здания объекта защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) (п. 70 ППР);
обеспечения наличия в зданиях объекта защиты планов эвакуации людей при пожаре, выполненных в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 (п. 7 ППР);
исключения размещения на путях эвакуации различных материалов и мебели (п. 36 ППР);
обеспечения ознакомления (под подпись) временно проживающих граждан с правилами пожарной безопасности (п. 89 ППР);
назначения ответственного лица, отвечающего за пожарную безопасность объекта защиты (п. 4 ППР);
разработки инструкции по пожарной безопасности (п.п. 2, 9 ППР);
разработки декларации пожарной безопасности (ст. 64 Технического регламента);
обеспечения ежедневной передачи в подразделение пожарной охраны информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте в ночное время (п. 10 ППР);
прохождения руководителем организации обучения по пожарнотехническому минимуму (п. 36 Приказа МЧС России от 12.12.2007 №645);
обозначения эвакуационных выходов знаками пожарной безопасности (п.п. 33, 43 ППР);
приведения дровяной печи на 1-м этаже большого здания в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (ст. 1, 4, 6 Технического регламента; прил. Б, п. Б.1 СП
7.13130.2013);
оборудования на территории организации площадки с твердым покрытием и устройством ограждения для установки мусоросборников (п. 2.3 СП 2.1.2.3358-16);
обеспечения размещения в спальных комнатах не более 1-3 человек обеспечения количества отделений в шкафах, кроватей, тумбочек и стульев в соответствии с количеством спальных мест, исключения использования двухярусных кроватей (п.п.3.5, 6.1 СП 2.1.2.3358-16);
оборудования в здании приемно-карантинного отделение с изолятором (п. 3.9 СП 2.1.2.3358-16);
приведения системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в соответствие с требованиями санитарных норм и правил, с целью обеспечения оптимальных условий проживания (п. 4.1 СП 2.1.2.3358-16);
применения в качестве источников искусственного освещения в жилых помещениях, коридорах, гостиных, помещениях для занятий, обеденном зале столовой и других помещениях ламп со светорассеивающей арматурой; в производственных помещениях столовой, прачечной и душевых - ламы с влагозащитной арматурой (п.4.6 СП 2.1.2.3358-16);
проведения косметического ремонта потолков, стен и полов (п.5.1 СП 2.1.2.3358-16);
установления в помещениях столовой, жилых комнат, спален москитных сеток на окнах в целях предотвращения проникновения насекомых в помещения (п.12 СП 2.1.2.3358-16);
прохождения работниками организации предварительных и периодических медицинских осмотров (п. 8.24 СП 2.1.2.3358-16);
восстановления герметизации мест ввода и прохождения инженерных коммуникаций (п.1.3., п.4.2., п.4.3 СанПиН 3.5.2.3472-17).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
С У Д Ь Я :
В окончательной форме решение суда составлено 23.03.2021 г.