дело № 1-60/2014
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
село Кослан 19 декабря 2014 года
Удорский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Жданова А.Н.,
при секретаре судебного заседания Габидзашвили Т.А.,
с участием государственного обвинителя – заместителя прокурора Удорского района Республики Коми Захаровой Е.В.,
защитника - адвоката Адвокатского Бюро «Поверенный» Харченко С.Н., представившего удостоверение № от 14.10.2002, ордер № от 06.10.2014,
подсудимой Сидоровой Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:
Сидорову Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159.2 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Сидорова Н.Д. совершила покушение на мошенничество при получении выплаты, то есть покушение на хищение денежных средств при получении социальной выплаты, установленной законами и иными нормативными правовыми актами, путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах влекущих прекращение указанной выплаты, совершенное в особо крупном размере, при следующих обстоятельствах:
Сидорова Н.Д., действуя из корыстных побуждений, с целью хищения денежных средств Российской Федерации, путем мошенничества в особо крупном размере, выделяемых в качестве социальной выплаты в виде жилищного сертификата, согласно правил подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в жилищную комиссию ФБУ ОИК-33 ГУФСИН России по Республике Коми (в настоящее время ФКУ КП-34 ОИУ ОУХД ГУФСИН России по Республике Коми), расположенное по <адрес> Республики Коми, с письменным заявлением и пакетом необходимых документов о включении её в состав участников вышеуказанной подпрограммы, поскольку в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», она относилась к категории граждан, подлежащих переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, имеющих право на получение выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. При подаче указанного заявления Сидорова Н.Д. была ознакомлена под роспись с условиями участия в указанной подпрограмме, в том числе с пунктом 16.2 правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», согласно которого гражданин-участник указанной подпрограммы, подлежащий переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, имеет право на отчуждение жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте «в» пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия решения ими не отчуждать такое жилое помещение, то тогда размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанных в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. И указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период предшествующий выдачи ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет.
Будучи ознакомленной, под роспись с условиями участия в данной подпрограмме и, приняв обязательства по их выполнению, Сидорова Н.Д. умышленно, из корыстных побуждений, скрыла юридически значимые сведения о наличии у неё в собственности квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>-Б, <адрес>, тем самым, предоставив в жилищную комиссию ФБУ ОИК-33 ГУФСИН России по Республике Коми заведомо ложные сведения. В результате преступных действий, на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ Сидорова Н.Д. была признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и включена в сводный список участников указанной подпрограммы.
ДД.ММ.ГГГГ Сидорова Н.Д. подала письменное заявление в жилищную комиссию ГУФСИН России по Республике Коми о выдаче ей государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Республики Коми, сумма социальной выплаты по которому на первое полугодие 2014 года составила бы <данные изъяты> <данные изъяты> рублей.
Тем самым, Сидорова Н.Д., несмотря на то, что знала, о том, что не имеет права на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Республики Коми, имела желание и реальную возможность получить указанный сертификат, сумма социальной выплаты по которому на первое полугодие 2014 года составила бы 1 133 550 рублей, что является особо крупным размером, то есть, совершила вопреки установленным законом требованиям действия, направленные на хищение путем обмана из корыстных побуждений, указанных денежных средств Российской Федерации. Но, довести свой преступный умысел до конца Сидорова Н.Д. не смогла по независящим от неё обстоятельствам, так как в ГУФСИН России по Республике Коми из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми поступила информация о том, что Сидорова Н.Д. имеет в собственности квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>-Б, <адрес>, что является основанием для отказа в выдаче Сидоровой Н.Д. государственного жилищного сертификата.
Подсудимая Сидорова Н.Д. в судебном заседании вину в совершенном деянии при вышеизложенных обстоятельствах не признала, <данные изъяты>
<данные изъяты>
Исследовав и оценив в судебном заседании представленные стороной обвинения и защиты доказательства в их совокупности, суд находит вину подсудимой установленной полностью и подтвержденной следующими доказательствами:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно материалам дела Сидорова Н.Д. на учете у врача – психиатра, нарколога не состоит /л.д. 149/, психическая полноценность и вменяемость подсудимой у сторон обвинения, защиты, а также у суда сомнений не вызывает.
Суд не находит оснований ставить под сомнение представленные стороной обвинения доказательства, которые согласуются между собой, не противоречат установленным обстоятельствам дела, получены с соблюдением закона и надлежащим образом.
Стороной защиты каких-либо доказательств, оспаривающих виновность подсудимой в совершении преступления, не представлено. Оснований для самооговора подсудимой и оговора её со стороны свидетелей не установлено и таковых не названо.
Доводы защиты о том, что редакция преступления по обвинению, появилась лишь в 2012 году, а действия ее подзащитной совершены 2010 и 2011 годах, суд не может принять во внимание, поскольку при постановлении приговора суд применяет тот уголовный закон, который действует на время принятия судебного решения, за исключением случая, когда на момент совершения преступления действовал более мягкий уголовный закон, поскольку длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действия самого виновного, направленного к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления (например, вмешательство органов власти).
Доводы защиты о том, что формы документов не содержали условия об указании наличия в собственности недвижимого имущества, также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в них имеется указание о том, что заявитель с условиями участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством», а также с условиями получения и использования государственного жилищного сертификата ознакомлен, обязуется их выполнять.
Суд не может согласиться с доводами стороны защиты и подсудимой, об отсутствии умысла на совершение преступления, поскольку они опровергаются исследованными письменными доказательствами, и показаниями свидетелей, как каждым из них, так и их совокупностью, и расцениваются судом как несостоятельные и явно надуманные, при этом сама подсудимая в судебном заседании не отрицала факт наличия в ее собственности квартиры в <данные изъяты>
В то же время, оценивая показания подсудимой в совокупности со всеми исследованными доказательствами, в т.ч. с показаниями свидетелей, суд пришел к убеждению, что показания данные Сидоровой Н.Д. на предварительном следствии, полученные с соблюдением закона и надлежащим образом, являются достоверными и правдивыми, соотносятся и согласуются с другими доказательствами, в полной мере воссоздают реальную картину происшедшего, и изобличают ее в совершении преступления, и суд наряду с представленными доказательствами обвинения ложит их в основу приговора.
Государственным обвинителем в суде было поддержано предъявленное обвинение Сидоровой Н.Д. по части 3 статьи 30, части 4 статьи 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Суд установил, что подсудимая пыталась совершить хищение денежных средств при получении социальной выплаты, поскольку скрыла факт наличия у нее в собственности квартиры, написала заявление о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в соответствии с Постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006 и заявление о выдаче ей государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Республики Коми в г. Сыктывкаре, при этом с условиями участия в подпрограмме и с условиями получения и использования государственного жилищного сертификата была ознакомлена, обязалась их выполнять, в то же время по не зависящим от нее обстоятельствам совершить преступление не смогла.
Суд установил, что наличие в действиях подсудимой квалифицирующего признака «в особо крупном размере» нашло свое подтверждение, поскольку, в соответствии с примечанием 4 к статье 158 УК РФ, хищение чужого имущества, общая стоимость которого превышает один миллион рублей, является особо крупным размером.
Преступление Сидоровой Н.Д. совершено путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, поскольку, имея корыстную цель получить денежные средства в виде социальной выплаты, достоверно зная, что является с 2007 года собственником квартиры по адресу: <адрес>-Б, <адрес>, умышленно не сообщила о наличии у неё в собственности указанного жилого помещения, а впоследствии умолчала о данном факте.
Исследовав и оценив собранные и представленные сторонами обвинения и защиты доказательства в их совокупности, суд находит вину Сидоровой Н.Д. доказанной полностью и квалифицирует её действия по части 3 статьи 30, части 4 статьи 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации как покушение на мошенничество при получении выплаты, то есть покушение на хищение денежных средств при получении социальной выплаты, установленной законами и иными нормативными правовыми актами, путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах влекущих прекращение указанной выплаты, совершенное в особо крупном размере.
При назначении вида и размера наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, относящегося к категории тяжких, и содержащего в связи с этим повышенную общественную опасность, а также личность подсудимой: <данные изъяты>
Обстоятельств, смягчающих наказание для Сидоровой Н.Д., судом не установлено.
Обстоятельств, отягчающих наказание для Сидоровой Н.Д., в соответствии со ст. 63 УК РФ, не имеется.
При назначении срока наказания суд учитывает, что его размер, согласно ч.3 ст. 66 УК РФ не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания за оконченное преступление.
Учитывая, изложенные выше обстоятельства, отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, личность подсудимой, <данные изъяты>, условия ее жизни, состояние здоровья, а также учитывая конкретные обстоятельства уголовного дела, характер совершенного преступления, мнение представителя потерпевшего не просившего строгого наказания, принимая во внимание соблюдение Сидоровой Н.Д. меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, ее поведение после совершения преступления, тяжесть совершенного преступления, суд считает, что исправление подсудимой возможно лишь при назначении наказания в виде лишения свободы, но поскольку как личность подсудимая не представляет опасности для общества, несмотря на совершение ею тяжкого преступления, она может быть исправлена без реального отбывания наказания с назначением условного наказания в соответствии со ст. 73 УК РФ.
Дополнительное наказание, предусмотренное ч. 4 ст. 159.2 УК РФ в виде штрафа и ограничения свободы, суд считает возможным не применять к подсудимой с учетом ее личности, поведения после совершения преступления.
Исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступной деятельности, поведением подсудимой которые бы существенно уменьшали степень общественной опасности содеянного подсудимой, по делу не имеется, и в этой связи нет оснований для применения ст.ст. 15 ч.6, 64 УК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 302, 307-309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Сидорову Н.Д. виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, части 4 статьи 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и назначить ей наказание в виде <данные изъяты> лет лишения свободы.
На основании статьи 73 УК РФ наказание Сидоровой Н.Д. в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком на <данные изъяты> месяцев.
Обязать Сидорову Н.Д. периодически являться на регистрацию в специализированный орган, осуществляющий исправление осужденных, не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного органа, осуществляющего исправление осужденных.
До вступления приговора в законную силу меру пресечения Сидоровой Н.Д. оставить прежней в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Коми в течение 10 суток со дня постановления приговора, через Удорский районный суд, осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня получения копии приговора.
Председательствующий А.Н. Жданов