Дело № 2-491/15
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Октябрьский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего Пешковой Т.Н.,
с участием истца ФИО1,
представителя ГКУ Центр занятости населения <адрес> – в лице директора ФИО4,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес> 9 ноября 2015 года дело по иску ФИО1 к ГКУ Центр занятости населения <адрес> о признании незаконным решения о постановке на учет по категории впервые ищущего работу и обязании начислить пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст.33 Закона от 19.04.1991г. № ФЗ «О занятости населения в РФ»,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском ГКУ Центр занятости населения <адрес> о признании незаконным решения о постановке на учет по категории впервые ищущего работу и обязании начислить пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст.33 Закона от 19.04.1991г. № ФЗ «О занятости населения в РФ».
В котором указывает, что истец с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. ДД.ММ.ГГГГ он прекратил предпринимательскую деятельность по состоянию здоровья, соответствующие документы, были предоставлены ответчику.
После прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности истец обратился в Центр занятости населения <адрес> и был поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ по категории впервые ищущего работу.
Между тем, согласно статье 2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О занятости населения в РФ» занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и т.д.
Статья 3 этого же закона предусматривает, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
В силу статьи 30 указанного закона пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей). Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором пункта 1 статьи 29 настоящего Закона); уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице.
В статье 31 закона «О занятости населения в РФ» предусмотрены различные условия и сроки (статьи 33 и 34 закона «О занятости населения в РФ») выплаты пособия по безработице для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и иных безработных (за исключением указанных в пункт 2 статьи 30 Закона «О занятости населения в РФ»). При этом Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Считает решение Центра занятости о постановке его на учет по категории впервые ищущего работу незаконным и подлежащим отмене, поскольку он прекратил предпринимательскую деятельность по состоянию здоровья.
Просит признать незаконным решение о его постановке на учет в ГКУ Центр занятости населения <адрес> по категории впервые ищущего работу и обязать ГКУ Центр занятости населения <адрес> начислить пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ в порядке предусмотренном статье 33 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в РФ».
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам указанным в иске и пояснил, что предпринимательскую деятельность прекратил по состоянию здоровья. Ранее занимался перевозками грузов на автомобиле в качестве водителя – дальнобойщика, а в результате установленного диагноза: поясничный остеохондроз, спондилез, спондилоартроз. Формальная грыжа диска L4-L5 cлева с острым корешковым болевым синдромом, нарушением функции ходьбы, в настоящее время не может работать водителем, в связи с чем и был вынужден прекратить предпринимательскую деятельность. Считает, что не относится к категории впервые ищущих работу, а должен был поставлен на учет как безработный и назначено пособие в порядке ст.33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", так как имеет общий трудовой стаж двадцать лет и осуществлял все необходимые отчисления в пенсионный фонд, хотя длительно и не работал, но осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика - ГКУ Центр занятости населения <адрес> – ФИО4 исковые требования не признал и пояснил, что истца не признавали по категории впервые ищущим работу, а поставили на учет как имеющий длительный (более года) перерыв в работе. Данное решение было принято до внесения изменений в законодательство, а именно Постановлением Конституционного суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ было дано истолкование в правоприменительной практике статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" по вопросу признания безработными граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва или прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке без предъявления справки о среднем заработке. После вступления указанного постановления с ДД.ММ.ГГГГ в отношении граждан, относящимся к этим категориям и состоящих на сегодняшний день в ГКУ ЦЗН на учете в качестве ищущих работу рекомендовано поступать следующим образом:
- граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в срок по 09.10.2015г., признаются безработными с даты явки, которая была в период с 12.10.2015г. по настоящее время, при соблюдении всех остальных условий в срок не позднее 11 дней, то есть считается, что полный пакет документов предоставлен с этой даты.
Истец обратился в Центр занятости населения ДД.ММ.ГГГГ и указал последнее место работы МЖК «Интернационалист» с 03.01.1991г. по 15.05.1991г., то есть как имеющий (более года) длительный перерыв в работе.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Российской Федерации « О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
На основании указанных обстоятельств истец был поставлен на учет по категории имеющий длительный (более года) перерыв в работе, кроме того размер пособия для ФИО1 в любом случае будет минимальным, так как согласно части 2 статьи 30 ФЗ " О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице устанавливается в минимальном размере для лиц, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а с учетом указанной трудовой деятельности истцом в заявлении в МЖК «Интернационалист» с 03.01.1991г. по 15.05.1991г. у него имеется длительный перерыв более одного года, деятельность в качестве индивидуального предпринимателя согласно ч.1 ст.33 и ч. ст.34 ФЗ " О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, назначается в минимальном размере.
Таким образом, с учетом вступившего в действие постановления Конституционного суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ, а также явок истца в центр занятости а именно, истец явился на регистрацию ДД.ММ.ГГГГ. после чего следующая явка должна была быть ДД.ММ.ГГГГ, но он не явился, а явился ДД.ММ.ГГГГ, поэтому истец и был поставлен на учет в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ, но пособие по безработице начислено с ДД.ММ.ГГГГ в минимальном размере согласно ст.33 ФЗ " О занятости населения в Российской Федерации".
На основании изложенного считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению. Просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Защита от безработицы, как следует из Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", обеспечивается государством посредством разработки и осуществления мер по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости и предотвращения возможной безработицы, а также специальных мер, направленных на нейтрализацию нежелательных последствий, связанных с утратой работы, и социальную поддержку граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода) и официально признанных безработными. В порядке осуществления этих мер названный Закон, в частности, предоставляет гражданам Российской Федерации право на бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, информирование о положении на рынке труда (статья 8, пункт 1 статьи 12), право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (пункт 1 статьи 9); кроме того, граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, имеют также право на участие в оплачиваемых общественных работах (пункт 2 статьи 24).
Перечисленные права гарантируются гражданам, ищущим работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет. Гражданам же, признанным безработными, предоставляются меры социальной защиты от безработицы, включая выплату пособия по безработице, право на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства и соответствующую финансовую поддержку, а также получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии, право на бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования (пункт 2 статьи 9, пункт 2 статьи 12, статьи 22.1, 23, пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Такие меры имеют целью стимулирование граждан, утративших работу и заработок, к обращению в органы службы занятости за содействием в подборе подходящей работы и трудоустройстве и, соответственно, направлены на сокращение латентной безработицы, что согласуется с основными целями государственной политики содействия занятости населения. Вместе с тем наделение граждан, признанных безработными, правами, обеспечивающими содействие занятости и социальную поддержку в период безработицы, в большем объеме по сравнению с гражданами, ищущими работу и не имеющими статуса безработного, обусловливает необходимость приобретения гражданином данного статуса в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные, граждане, которые не имеют работы и заработка, ищут работу и готовы приступить к ней, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан утвержден Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы». Регистрация граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется при предъявлении гражданами следующих документов: паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; для граждан, относящихся к категории инвалидов: - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации); в том числе граждане могут предъявить документы: трудовую книжку или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты; документы; удостоверяющие профессиональную квалификацию, в том числе документы об ученых степенях и ученых званиях, документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и документы об образовании; справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы: документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке; документы подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГКУ Центр занятости населения <адрес> с целью признания его безработным и постановки на учет, что подтверждается заявлением анкетой о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы от ДД.ММ.ГГГГ.
Перечень документов для регистрации гражданина в качестве безработного определен в статье 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации».
Так, безработные граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных предъявляют следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность: трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию; справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, выданную в установленном порядке. Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.
ФИО1 был разъяснен перечень документов, необходимых для регистрации гражданина в качестве безработного, что подтверждено карточкой персонального учета гражданина, ищущего работу.
Как усматривается из материалом настоящего дела, после заполнения заявления - анкеты о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы в установленном порядке и предоставления документов: паспорта, трудовой книжки, документов удостоверяющих профессиональную квалификацию, документов подтверждающих регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя истец был зарегистрирован в центре занятости населения в целях поиска подходящей работы по категории имеющий длительный (более года) перерыв в работе, особая категория – ранее занимавшийся предпринимательской деятельностью, что подтверждается карточкой персонального учета гражданина, ищущего работу № от 14.09.2015г.
Свою деятельность центр занятости осуществляет в соответствии с установленными законом требованиями. Одно из требований: при отсутствии одного из документов, предусмотренных статьей 3 Закона «О занятости населения в РФ», органы службы занятости не рассматривают вопрос о признании гражданина безработным и назначения выплаты пособия по безработице до момента предъявления им всех необходимых документов, в том числе и справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Перечень документов, необходимых ответчику для принятия решения о признании зарегистрированного гражданина безработным, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Так, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, а ДД.ММ.ГГГГ снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с прекращением деятельности.
Согласно трудовой книжки ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ истец принят на работу в МЖК «Интернационалист» на должность механика, ДД.ММ.ГГГГ уволен с указанной должности по п.1 ст.33 КЗоТ РСФСР.
Осуществляя предпринимательскую деятельность, истец получал - доход. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что последнее место работы истца, где им получалась заработная плата - МЖК «Интернационалист», соответственно, справку о заработной плате за последние 3 месяца работы, именно в этой организации надлежит истцу предоставить в службу занятости для принятия решения о признании истца безработным.
Довод истца, о том, что он не может предоставить справку за последние 3 месяца работы в МЖК «Интернационалист», по причине ликвидации организации, суд считает несостоятельным.
Кроме того, согласно информационному письму Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание, что данная организация была исключена из Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в качестве справки о среднем заработке по последнему месту работы может быть принята справка, выданная архивной организацией, при условии, что из ее содержания можно получить информацию о среднем заработке лица за последние три месяца; истец же доказательств обращения в архивную организацию не представил.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Между тем, истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт невозможности получения справки о заработной плате за последние 3 месяца работы в МЖК «Интернационалист».
Основания для принятия решения о признании или отказе в признании истца безработным, без предъявления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы отсутствует. Однако, отсутствие справки не является препятствием для предоставления ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, что и было оказано ответчиком и не оспорено стороной истца.
Кроме того, согласно справки № от 24.09.2015г., ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в центре занятости и относится к категории ищущего работу как имеющий длительный (более года) перерыв в работе с ДД.ММ.ГГГГ, между тем согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ истец с ДД.ММ.ГГГГ признан безработным и приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ему назначено пособие по безработице в размере 850 рублей.
Суд считает, что нарушений со стороны ГКУ Центр занятости населения <адрес> при первоначальной поставке истца по категории впервые ищущего работы не имеется по следующим основаниям.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем постановлении №-П от ДД.ММ.ГГГГ, само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма социальной защиты от безработицы и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного статьей 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ни как умаление государственных гарантий его реализации. Вместе с тем, формируя такой перечень, федеральный законодатель должен принимать во внимание целевое назначение включаемых в него документов и исходить из того, что их истребование от граждан может быть оправдано исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы.
С этой точки зрения требование о представлении гражданином, обратившимся в органы службы занятости, паспорта (или документа, его заменяющего) сопряжено с необходимостью идентификации личности заявителя и установления иных обстоятельств, имеющих значение для принятия решения о признании его безработным (возраст, место жительства). Предъявление трудовой книжки (или документа, ее заменяющего) как основного документа о трудовом стаже работника и содержании и условиях трудовой деятельности (часть первая статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации) позволяет определить основание и давность ее прекращения гражданином, а также подобрать ему подходящую работу, каковой, по общему правилу, считается работа, в том числе временного характера, соответствующая профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (пункт 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Подбор подходящей работы в соответствии с утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 891 Требованиями к подбору подходящей работы должен осуществляться с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях (пункт 3). Необходимость учета размера среднего заработка по последнему месту работы при подборе гражданину подходящей работы вытекает и из предписания пункта 4 статьи 4 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которому подходящей не может считаться предлагаемая работа, если предполагается, что заработок по ней будет ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (за исключением случаев, когда среднемесячный заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке).
Целью обеспечения подбора гражданину подходящей работы обусловлены, соответственно, и требования о представлении им документов о квалификации, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а также индивидуальной программы реабилитации - для граждан, относящихся к категории инвалидов. Кроме того, справка о среднем заработке необходима для определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости: указанные выплаты устанавливаются в прямом процентном отношении к среднему заработку безработного, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (пункт 1 статьи 29, пункт 1 статьи 30, пункт 1 статьи 33 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Таким образом, закрепление на законодательном уровне перечня документов, необходимых для принятия органами службы занятости решения о признании гражданина безработным, согласуется с конституционно значимыми целями социальной защиты от безработицы и имеет целью содействие безработным гражданам в поиске подходящей работы и оказание им государственной поддержки, в том числе посредством предоставления временного источника средств к существованию в виде пособия по безработице.
Согласно ст.79 Федеральный конституционный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что поскольку Постановление Конституционного Суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, которым разъяснены положения ст.3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации», а также с учетом информационного письма заместителя начальника управления ГКУ Центра занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ГКУ Центр занятости населения <адрес> с учетом явок истца поставил последнего по категории безработного ДД.ММ.ГГГГ, что соответствуют в настоящее время действующему законодательству, в связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении требований истца о признании незаконным решения о постановке ФИО1 на учете в ГКУ Центр занятости населения <адрес> по категории впервые ищущего работу отказать, поскольку в судебном заседании установлено, что ответчиком решения о постановке на учет истца по категории впервые ищущего работу не принималось.
В соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.
Истец просит также обязать начислить ему пособие по безработице в порядке ст.33 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст.33 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:
в первом (12-месячном) периоде выплаты:
в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;
в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;
во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
2. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.34 Закона «О занятости населения в РФ» пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия; вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, начисляется:
в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;
во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Согласно разъяснению Конституционного Суда РФ указанному в п.4 Постановления №-П от 06.10.2015г. по буквальному смыслу пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", закрепленный в нем перечень документов имеет универсальный характер, т.е. распространяется на все категории граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, вне зависимости от факта осуществления ими до обращения в органы службы занятости трудовой или иной общественно полезной деятельности, давности прекращения и характера этой деятельности.
Вместе с тем федеральный законодатель, реализуя свои дискреционные полномочия по установлению правового механизма социальной защиты от безработицы, предусмотрел для отдельных категорий безработных граждан специальное регулирование в части определения критериев подходящей работы, а также размеров назначаемого им пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в случае направления их органами службы занятости для прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. К их числу относятся, в частности, граждане, прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также лица, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва.
Для таких граждан подходящей работой, согласно пункту 3 статьи 4 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", считается оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При этом в силу пункта 2 статьи 30 и пункта 1 статьи 34 названного Закона назначаемое им пособие по безработице устанавливается в размере его минимальной величины, которая согласно пункту 2 статьи 33 того же Закона ежегодно определяется Правительством Российской Федерации.
Подобное правовое регулирование, устанавливающее дифференцированный подход к определению критериев подходящей работы и размера пособия по безработице в отношении безработных граждан, состоявших в трудовых отношениях и уволенных из организаций по любым основаниям (за исключением уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации), с одной стороны, и иных безработных граждан, в том числе имевших ранее статус индивидуального предпринимателя, и лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, с другой стороны, основано, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, на объективных критериях, в частности, таких как отсутствие предшествующей трудовой деятельности или продолжительность перерыва в трудовой деятельности; соответствующая дифференциация, учитывающая, кроме того, различия в правовом статусе лиц, работающих по трудовому договору, и лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, сама по себе не может расцениваться как нарушающая конституционный принцип равенства или ограничивающая право на защиту от безработицы (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 559-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 550-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1002-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1329-О и др.).
Следовательно, оказание содействия в подборе подходящей работы гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность, и лицам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также назначение пособия по безработице или стипендии на период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования не требуют от органов службы занятости обязательного установления размера среднего заработка этих граждан по последнему месту работы, поскольку от него не зависят ни допустимость предлагаемой им оплачиваемой работы в качестве подходящей, ни размеры указанных социальных выплат. Кроме того, само по себе отсутствие сведений о размере их среднего заработка по последнему месту работы не должно служить препятствием и для надлежащего осуществления в отношении них органами службы занятости функций по предоставлению иных мер государственной поддержки в области содействия занятости и защиты от безработицы, виды и объем которых Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" также никоим образом не связывает с размером среднего заработка лиц, относящихся к одной из названных категорий.
Таким образом, с учетом разъяснений конституционного Суда РФ и положения ст.ст.33-34 Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", а также, как установлено в судебном заседании, истец хотя и признан безработным, но относится к стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва и как прекративший индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, то ему устанавливается минимальный размер пособия по безработице.
Таким образом, оснований, для обязания ответчика о назначении пособия по безработице ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст.33 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации», суд не находит, ввиду не выполнения требований ст.3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» о предоставлении всех необходимых документов для признания его безработным на ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в законную силу Постановления Конституционного Суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ, разъяснившим правоприменение ст.3 указанного закона, которое подлежит учету правоприменительными органами с момента его вступления в законную силу, а кроме того, положения ст.33 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» в данном случае применяться не могут, так как они применяются в отношении гражданам, уволенным по любым основаниям за исключением указанных в статье 34 настоящего Закона, то есть стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке к категории которых, как установлено в судебном заседании относится истец.
На основании изложенного с учетом законодательства о занятости населения, Постановления Конституционного Суда РФ №-П от 06.10.2015г., обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1
На основании изложенного, ч.ч.1, 3 ст.37 Конституции РФ, ст.3, 28, 33, 34 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации», Постановления Конституционного Суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы», ст.56 ГПК РФ, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1 ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░.33 ░░░░░░ ░░ 19.04.1991░. № ░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░» – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░