УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Высоцкая А.В. Дело № 33-1781/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 25 мая 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Федоровой Л.Г.,
при секретаре Абросимовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-78/2021 по апелляционной жалобе Паршиной Татьяны Ивановны на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 29 января 2021 года, по которому постановлено:
в удовлетворении исковых требований Паршиной Татьяны Ивановны к государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница №1» о признании права на выплаты стимулирующего характера в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19», возложении обязанности направить в Министерство здравоохранения Ульяновской области заявку в отношении Паршиной Татьяны Ивановны, операционной медицинской сестры в операционном блоке № 1, за период с 01 мая 2020 года по 31 августа 2020 года, в общей сумме 200 000 руб., на финансирование выплат стимулирующего характера, как лица, непосредственно участвовавшего в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, на основании Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. №484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19», - отказать.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истца Паршиной Т.И. - Евстигнеева Е.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ответчика ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) Верушкиной А.С., Хохряковой Е.В., возражавших против доводов жалобы, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Паршина Т.И. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) (далее - ГУЗ «Городская клиническая больница № 1») о признании права на выплаты стимулирующего характера, возложении обязанности направить заявку на финансирование выплат стимулирующего характера.
Требования мотивированы тем, что с 04.01.1994 истица была принята в ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) на должность ***
В соответствии с пунктом 2 дополнительного соглашения к трудовому договору работник переводится на работу в акушерское обсервационное отделение с 26.06.2020 на период организации госпитальной базы для оказания медицинской помощи пациентам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 и с признаками респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В рамках реализации
распоряжения Министерства здравоохранения Ульяновской области от 07.04.2020 №
743-р «О временной маршрутизации беременных женщин, рожениц и их новорожденных
в связи с угрозой распространения новой короновирусной инферкции COVID-19» в
ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) развернуто
обсервационное отделение по оказанию медицинской помощи беременным и роженицам,
больным новой коронавирусной инфекцией, по профилю «акушерство и гинекология».
Вознаграждение в виде выплат
стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам на
основании Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении
Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового
обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда
Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме
расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при
осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ
медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании
медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция
COVID-19».
Однако до настоящего момента
ответчик не направил в Министерство здравоохранения Ульяновской области в
отношении Паршиной Т.И. заявку на
финансирование выплат стимулирующего характера.
Паршина
Т.И. просила
суд признать
за ней право на выплаты стимулирующего характера, обязать
ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) направить в
Министерство здравоохранения Ульяновской области заявку в отношении
Паршиной Т.И., ***,
за период с 01 мая 2020 года по 31 августа 2020 года, в общей сумме 200 000
руб. на финансирование выплат стимулирующего характера, как лица,
непосредственно участвовавшего в оказании
специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, у
которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19,на
основании Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484.
Суд первой инстанции, рассмотрев
дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Паршина
Т.И. просит
отменить решение суда, удовлетворить исковые требования в полном объёме.
В обоснование жалобы
выражает несогласие с выводом суда о том, что в ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» не осуществляется
лечение новой
коронавирусной инфекции COVID-19, а
после оказания медицинской помощи больные при необходимости лечения новой коронавирусной инфекции переводятся в ГУЗ Центральная городская клиническая больница
г.Ульяновска, поскольку данный вывод опровергается представленными в материалы
дела медицинскими историями болезни
пациенток. Так, в указанных историях болезни имеются отметки о назначении в том
числе и лечения
новой коронавирусной инфекции. Кроме того, в ходе судебного разбирательства
было установлено, что в обсервационном отделении ГУЗ
«Городская клиническая больница № 1» расположена «красная зона», где осуществляется
лечение больных
только с коронавирусной инфекцией, что подтверждается актом №0221 от 23.12.2020
санитарно-эпидемиологического расследования. Ссылаясь на распоряжение
Министерства здравоохранения Ульяновской области №743-р от 07.04.2020,
указывает, что это единственное медицинское учреждение на территории
Ульяновской области, где проходят лечение беременные женщины по направлениям
«Акушерство и гинекология» и «Коронавирусная инфекция». Вопреки выводам суда,
ГУЗ «Городская клиническая больница № 1»
(Перинатальный центр») в соответствии с распоряжениями Правительства Ульяновской области от 28.05.2020
№300-р и №442-пр была перепрофилирована для оказания медицинской помощи больным
с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции или с подозрением на
неё. Считает, что суд необоснованно отклонил ходатайство об истребовании полных
заверенных копий медицинских историй больных с короновирусной инфекцией,
которым истец оказывала специализированную медицинскую помощь, а так же
ходатайство о назначении судебной медицинской экспертизы. Считает, что суд не
дал надлежащей оценки всем представленным в материалы дела доказательствам.
В возражениях на
апелляционную жалобу ГУЗ «Городская
клиническая больница № 1» (Перинатальный центр») просит оставить решение
суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в
отсутствие неявившихся лиц, своевременно
и надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела.
Проверив материалы дела,
обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Статьей
2 Трудового
кодекса РФ установлено, что одним из основных принципов правового регулирования
трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается
обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату
справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование
для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда.
Из материалов дела следует, что ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» является многопрофильным стационаром, который оказывает медицинскую помощь женщинам и детям. В структуру Учреждения входит родильный дом, где оказывается экстренная и плановая медицинская помощь по профилю «акушерство и гинекология», в том числе в Учреждении ответчика функционирует обсервационное отделение.
С 04.01.1994 Паршина Т.И., была принята в ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» («Перинатальный центр») на должность операционной медицинской сестры в операционном блоке № 1.
Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области №724-р от 03.04.2020 «О развертывании госпитальной базы для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией» определено развернуть с 4 апреля 2020 года на базе ГУЗ «Центральная городская клиническая больница г.Ульяновска» госпитальную базу для взрослых, больных новой коронавирусной инфекцией и с подозрением на новую коронавирусную инфекцию.
Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области от 07.04.2020 № 743-р «О временной маршрутизации беременных женщин, рожениц и их новорожденных в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» был утвержден порядок временной маршрутизации беременных женщин и рожениц с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19; главным врачам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, имеющих в составе структурные подразделения родовспоможения, было предписано при наличии противопоказаний для транспортировки пациентки обеспечить: перевод родильницы при стабильном состоянии и отсутствии клинических проявлений респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19 в ГУЗ ГКБ № 1 (Перинатальный центр) (пункт 6.2); перевод родильницы при стабильном состоянии и наличии клинических проявлений респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19 в ГУЗ «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» (пункт 6.3).
Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области от 24 апреля 2020 года № 861-р был утвержден в том числе Перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19 или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в условиях круглосуточного стационара (Приложение № 1). В числе данных медицинских организаций указано ГУЗ ГКБ № 1 (Перинатальный центр).
Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области от 28 мая 2020 года № 300-пр утвержден Перечень медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, которые перепрофилируются для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или с подозрением на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) в стационарных условиях, в который включено ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» («Перинатальный центр») с количеством перепрофилированных коек 20.
На основании приказа ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» № 323 от 28.04.2020 Паршина Т.И. на период с 28.04.2020 по 01.07.2020 на основании личного заявления была временно переведена в акушерское обсервационное отделение на должность ***.
28.04.2020 между ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» («Перинатальный центр») и Паршиной Т.И. было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, по условиям которого пункты 1.1, 1.2 трудового договора были изложены в новой редакции, согласно которым работник – операционная медицинская сестра переводится на работу в акушерское обсервационное отделение с 28.04.2020 на время отсутствующего работника Г*** И.И. для оказания медицинской помощи пациентам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 и с признаками респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Дополнительным соглашением также установлено, что работнику устанавливается повременная система оплаты труда (пункт 4.1).
Заработная плата состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера (пункт 4.1.1).
Должностной оклад работника устанавливается в размере 11 625 руб. (пункт 4.1.2).
Работнику в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями работодателя производятся: выплаты компенсационного характера в процентном отношении к должностному окладу (выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда - 25%; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных - 90%); выплаты стимулирующего характера (выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет, доплаты за наличие квалификационной категории).
Пунктом 4.1.4 дополнительного соглашения установлено, что оплата производится за фактически отработанное время.
Согласно п. 4.2 дополнительного соглашения в качестве поощрения за особые условия труда и дополнительную нагрузку при оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекции, работнику устанавливаются выплаты стимулирующего характера в соответствии с приказом ГУЗ ГКБ № 1 № 330 от 17 апреля 2020 года «Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», приказом ГУЗ ГКБ № 1 № 331 от 20 апреля 2020 года «О мерах поддержки работников медицинской организации в условиях угрозы новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Ульяновской области» (л.д. 65, т.1).
Приказом № 223-43\03 от 30.06.2020 Паршина Т.И. – операционная медицинская сестра акушерского обсервационного отделения переведена в операционный блок № 1 с 02.07.2020 постоянно.
Таким образом, истица работала в должности операционной медицинской сестры в акушерском обсервационном отделении для оказания медицинской помощи пациентам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 и с признаками респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19 в период с 28.04.2020 по 01.07.2020.
Пункт 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату (оплату труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В спорный период отношений сторон действовали Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415, утратившим силу с 1 ноября 2020 года (далее - Правила № 415), а также Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 (далее - Правила № 484).
Согласно п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, они устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 года выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (п. 3 Правил № 484).
Формула, по которой определяется размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого бюджету субъекта Российской Федерации, определена в п. 7 Правил № 484, из которой видно, что в расчет принимается количество коек, открытых в медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, направленной на лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19; численность врачей, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19; численность среднего медицинского персонала, участвующего в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID- 19; численность младшего медицинского персонала, обеспечивающего условия для оказания гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.
Пунктом 11 Правил № 484 установлено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) данных Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. рублей в месяц (подпункт «б»).
Согласно п. 12 Правил № 484 локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает: перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера (подпункт «а»); перечень должностей медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера (подпункт «б»); размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью независимо от количества отработанных смен (часов), но не выше размеров, указанных в пункте 11 данных Правил (подпункт «в»); срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера (подпункт «г»).
Пунктом 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415, действовавших в спорный период, было установлено, что средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико- санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 данных Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления, в следующих размерах: врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам- анестезиологам-реаниматологам), - 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (подпункт «ж»); среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 50 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (подпункт «з»).
Как было указано в п. И Правил № 415, локальным нормативным актом медицинской организации устанавливаются: перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время (подпункт «а»); перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время (подпункт «б»); размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью (подпункт «в»); срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера (подпункт «г»).
Субъект Российской Федерации вправе предусмотреть повышение уровня выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 12 Правил № 415).
Распоряжением Министерства здравоохранения Ульяновской области от 24 апреля 2020 года № 858-р «О предоставлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» утверждены Правила предоставления в 2020 году субсидий на иные цели из федерального бюджета, на осуществление выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (Приложение № 1).
Пунктом 3 указанного распоряжения № 858-р установлено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в следующих размерах: оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19: врачам - 80 000 руб. в месяц; среднему медицинскому персоналу - 50 000 руб. в месяц; младшему медицинскому персоналу - 25 000 руб. в месяц (подпункт «б»).
Как указано в п. 4 названных Правил, выплата, предусмотренная данным Распоряжением, является стимулирующей выплатой, носит дополнительный характер, не отменяет ранее установленные компенсационные и стимулирующие выплаты работникам. Выплаты производится за фактически отработанное время работником и не может превышать предельного значения, определенного в п. 3 Правил.
Приказом ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» от 17.04.2020 № 330 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415 утверждены Перечень наименований подразделений ГУЗ ГКБ № 1, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время, в том числе: первичной медико-санитарной помощи; специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (приложение №1); Перечень должностей медицинских работников подразделений ГУЗ ГКБ № 1, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время в соответствии с п. 3 Правил с указанием размера ежемесячной выплаты (приложение № 2). Размер выплаты стимулирующего характера предписано установить в соответствии с занимаемой должностью медицинского персонала от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Ульяновской области за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики в размере 25 763 руб.; бухгалтерии предписано осуществлять выплаты из средств, предоставляемых медицинской организации на осуществление данных стимулирующих выплат, ежемесячно согласно отработанному времени.
Приложением № 1 к приказу ответчика № 330 в Перечень подразделений Учреждения ответчика, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, включено акушерское обсервационное отделение акушерского блока.
Согласно Приложение № 2 к приказу ответчика № 330 в число должностей медицинских работников подразделений, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера в связи с оказанием специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, включены, в том числе врачи, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях; средний медицинский персонал, участвующий в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.
Приложением № 3 к приказу ответчика № 330 определен размер выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а именно: за оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях врачам - в размере 100% среднемесячного дохода от трудовой деятельности - 25 763 руб.; среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях - 50% среднемесячного дохода от трудовой деятельности - 12 882 руб.
Приказом ГУЗ ГКБ № 1 № 331 от 20 апреля 2020 года во исполнение указа Губернатора Ульяновской области от 3 апреля 2020 года № 42 «О мерах поддержки работников медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Ульяновской области, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Ульяновской области» утверждены Перечень должностей работников учреждения, которые имеют право на получение выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку в случае оказания медицинской помощи пациентам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Приказом № 331 также установлено, что право на получение выплаты имеют работники, указанные в приложении № 1 к приказу. Условием предоставления выплаты является участие работника в оказании медицинской помощи пациентам и лицам из группы риска на территории Ульяновской области.
Пунктом 4 приказа № 331 предписано производить выплату стимулирующего характера из средств областного бюджета, работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам, в том числе: врачам - 20 000 руб., среднему медицинскому персоналу - 10 000 руб.; работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам группы риска, в том числе врачам - 10 000 руб., среднему медицинскому персоналу - 5000 руб.
Пунктом 5 приказа № 331 установлено, что выплата производится в составе заработной платы работников за фактически отработанное время из расчета месячной нормы рабочих часов за одну занятую ставку.
В Перечень должностей по приказу ответчика № 331 включены в том числе врачи, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях; средний медицинский персонал, участвующий в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.
Материалами дела подтверждено, что в спорный период Паршина Т.И. получала в составе заработной платы выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» и указом Губернатора Ульяновской области от 03.04.2020 №42 «О мерах поддержки работников медицинских и иных организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Ульяновской области»
Паршина Т.И., полагая, что за спорный период она также имеет право на выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные исковые требования по существу, суд верно определил юридически значимые обстоятельства по делу, дал правильную оценку представленным доказательствами и верно применил закон, подлежащий применению, отказав в удовлетворении исковых требований Паршиной Т.И. в полном объеме.
Вывод суда основан на правильной оценке представленных доказательств и верном толковании закона, мотивирован, а потому оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Так из материалов дела следует и не оспаривается сторонами то, что в ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) оказывается медицинская помощь беременным и роженицам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 и (или) с признаками респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-2019 по профилю «акушерство и гинекология», после оказания которой и при нуждаемости в специализированном лечении новой коронавирусной инфекции женщина, согласно утвержденной выше маршрутизации направляется в ГУЗ «ЦГКБ г. Ульяновска» или домой на амбулаторное лечение.
По статистическим данным ГУЗ «Городская клиническая больница №1» (Перинатальный центр) в акушерском обсервационном отделении за период с 11 апреля по 30 ноября 2020 было пролечено 311 женщин, из них с подтвержденным диагнозом: «новая коронавирусная инфекция» - 179 чел., что составляет порядка 57% от общего числа пролеченных. Из 179 женщин - 67% поступали непосредственно на роды (в среднем пребывание в отделении 4,5 дня); с угрозой прерывания беременности 21% (в среднем пребывание в отделении 7,8 дня); перевод из других родильных домов в послеродовом периоде -19 % (в среднем пребывание в отделении 4 дня). Заболевание новой коронавирусной инфекцией протекало в легкой форме у 51% рожениц и беременных, бессимптомное носительство вируса - 40%, в среднетяжелой форме 9%. Все женщины с выявленной среднетяжелой формой в течение суток переводились в ГУЗ «ЦГКБ г.Ульяновска». Пациентки с легкой формой и бессимптомным носительством новой коронавирусной инфекции после оказания им медицинской помощи по акушерско-гинекологическому профилю, выписывались домой на 4-6 сутки с момента поступления в стационар.
Данный порядок маршрутизации пациентов и оказания им медицинской помощи в зависимости от тяжести состояния согласуется с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 года № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19».
Материалами дела также подтверждено, что выплаты истице производились в соответствии с локальным актом работодателя, принятым во исполнение Правил №415, которые также предусматривают выплату врачам и среднему медицинскому персоналу, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях.
Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 мая 2020 года № 16-3/И/1 -6965 выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415 осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года №373.
Как указано в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.05.2020 № 16-3/И/1-3061, стимулирующая выплата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484, полагается медицинским работникам стационарных подразделений, оказывающих медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденного приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года № 198н, то есть для лечения пациентов со среднетяжелым и тяжелым течением новой коронавирусной инфекции, которое в Учреждении ответчика не осуществлялось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» («Перинатальный центр») осуществлялось лечение пациентов с подтвержденным диагнозом: «новая коронавирусная инфекция», несостоятельны, поскольку материалами дела подтверждено, что пребывание данных пациентов в обсервационном отделении ГУЗ «Городская клиническая больница № 1» («Перинатальный центр») было обусловлено оказанием им медицинской помощи именно по профилю «акушерство и гинекология» и заканчивалось оказанием им данной специализированной помощи, а не выздоровлением от коронавирусной инфекции.
Само по себе назначение беременным и роженицам препаратов от коронавирусной инфекции при оказании им медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» не порождает у медицинских работников право на стимулирующие выплаты, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484.
Истица, являясь операционной медицинской сестрой, оказывала специализированную медицинскую помощь при операциях, соответственно сама никакого лечения, в том числе и от коронавирусной инфекции, беременным и роженицам не назначала.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, исходя из характера спорных правоотношений и установленных по делу обстоятельств, правомерно не усмотрел оснований для назначения по делу судебной экспертизы, поскольку вопрос о выплате истице выплат стимулирующего характера, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484 относится к правовым и специальных знаний в области медицины не требует.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением, фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 29 января 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Паршиной Татьяны Ивановны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Заволжский районный суд г.Ульяновска.
Председательствующий
Судьи: