2-87/2021
24RS0013-01-2020-000315-63
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Емельяново 20 апреля 2021 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Павловой К.П.,
при секретаре Рябцевой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края, в котором просит сохранить в переоборудованном состоянии систему отопления жилого помещения по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ. в связи с некачественным оказанием коммунальных услуг по отоплению истец обратилась в ООО «Красноярскэнергосервис» с заявлением об отказе от получения услуги по отоплению. В ДД.ММ.ГГГГ году в данном жилом помещении были демонтированы элементы отопительной системы (радиаторы отопления). В настоящее время отопление жилого помещения осуществляется автономно при помощи электрических обогревателей. В связи с наличием спора между истцом и ответчиком по вопросу выдачи разрешения на перепланировку (переоборудования системы отопления квартиры на электрическое), истец обратилась в Емельяновский районный суд Красноярского края. По результатам рассмотрения спора, определением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ. на администрацию п. Емельяново Красноярского края возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истца. От ДД.ММ.ГГГГ. Ранее ответчиком уже было отказано истцу о разрешении переоборудовать систему отопления. Истцом подготовлен проект объекта «Электроотопление квартиры по адресу: <адрес>» в ООО «Архитектурно-проектное бюро «Квазар». По результатам заключения электроотопление квартиры выполнено в соответствии с проектом Электроснабжения 709-218-ПЗ, в соответствии с действующими нормами и правилами. Выполнено с обеспечением мероприятий, предусматривающих взрывную, взрывоопасную и пожарную безопасность здания и всего проекта в целом. Для обеспечения безопасности людей от поражения электрическим током при прямых и косвенных прикосновениях в розеточной группе предусмотрен комплекс защитных мер. Молниезащита здания существующая. Таким образом, жилое помещение, где истцом проведено переоборудование системы отопления квартиры на электрическое, существует с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время. Такое переоборудование не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни или здоровью. В связи с чем истец полает, что имеются основания для сохранения жилого помещения в переустроенном состоянии.
В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика администрации п. Емельяново не явился, был извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель третьего лица ООО «Емельяновский коммунальный комплекс» ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что жилое помещение, принадлежащее истцу на праве собственности, расположено в многоквартирном жилом доме, который подключен к сетям центрального отопления. Иной способ отопления жилых и нежилых помещений в данном доме не предусмотрен. Кроме того, истцом не было получено согласие всех собственников многоквартирного жилого дома на переустройство спорного жилого помещения.
Представители третьих лиц ООО «Красноярскэнергосервис», ООО УК «Уют ЖКК» в судебное заседание не явились, были уведомлены должным образом.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания принадлежащего ему помещения и, если помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Как следует из содержания статьи 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Определение понятия «переустройство» (переоборудование) дано в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 29.09.2003 № 170. Так, в соответствии с абзацем 2 вышеуказанного пункта, переоборудование жилых помещений может включать в себя, в том числе, прокладку новых или замену существующих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Согласно абзацу 1 вышеуказанного пункта, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 ЖК РФ, для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно или через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии предоставляет заявление и предусмотренный данным пунктом пакет документов (в том числе проект переустройства, технический паспорт, согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (собственника).
В силу части 3 статьи 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии с частью 2 статьи 44 ЖК РФ, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 6 статьи 1 постановления Правительства РФ от 21.01.2016 №25 «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями» пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Порядок предоставления коммунальных услуг регулируется «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354.
Согласно п.п."е" п.4 данного постановления отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 года, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ №491 от 13 августа 2006 года, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Федеральный закон №190 от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении" регулирует систему взаимоотношений в теплоснабжении и направлен на обеспечение устойчивого и надежного снабжения тепловой энергией потребителей.
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 1 апреля 2016 года №9506-АЧ/04 система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно при переходе на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого помещения расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. Указанная квартира расположена в многоквартирном жилом доме, имеющем центральное отопление, что подтверждается техническим паспортом на жилой дом государственного общественного жилищного фонда жилищно-строительных кооперативов (т.1 л.д.37-39, т.2 л.д.5-20).
С ДД.ММ.ГГГГ услуги теплоснабжения жильцам указанного дома оказывает ООО «Емельяновский коммунальный комплекс».
По условиям договора ресурсоснабжающая организация обязуется подавать Управляющей организации тепловую энергию через присоединительную тепловую сеть, до границы сетей (Приложение № 2), входящих в состав общего имущества собственников в многоквартирных домах с системами Ресурсоснабжающей организации, а Управляющая организация обязуется принимать полученную тепловую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренным настоящим договором, по тарифу, утвержденному уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся на нее балансе тепловых сетей, приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии. Настоящий договор заключен в целях обеспечения потребителей тепловой энергией на отопление (т.1 л.д.217-222).
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец указывала на то, что с ДД.ММ.ГГГГ года в принадлежащей ей квартире демонтированы радиаторы центрального отопления.
Апелляционным определением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ. решение администрации п. Емельяново Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 признано не законным, возложена обязанность повторного рассмотрения заявления (л.д.10-11).
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию п. Емельяново с заявлением о получении разрешения на переоборудование системы отопления с центрального на электрическое. Ответом должностного лица органа местного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в выдаче разрешения на переустройство жилого помещения, так как не были представлены документы, предусмотренные ч.2 ст. 26 ЖК РФ (т.1 л.д.7-9).
Согласно техническому паспорту многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данный многоквартирный жилой дом оборудован центральным теплоснабжением; в акте приемочной комиссии по вопросам перевода переустройства (квартиры) № в <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. года указано, что работы по перепланировке жилого помещения завершены (т.2 л.д.5-20, 95).
Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ разрешался вопрос по уменьшению размера общего имущества в многоквартирном доме путем переустройства <адрес> виде демонтажа центральной отопительной системы, из общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме 801,4 % проголосовали «за», из 871,50% голосов, что составило 92% (т.1 л.д.176-178).
Согласно заключению специалистов ООО «Бюро Судебной Экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ, пожарное состояние квартиры по адресу: <адрес> соответствует требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемическим требованиям, строительным нормам и правилам и обеспечивает безлопастную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта (т.1 л.д.114-118).
Ответчиком администрацией поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края представлен письменный отзыв на иск, из которого следует, что произведенное истцами переустройство жилого помещения в силу прямого указания части 1 статьи 29 ЖК РФ является самовольным. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Таким образом, исходя из грамматического толкования пункта 1.7.1. Правил № 170 следует, что данные правила вообще не предусматривают возможности удаления внутридомовых или внутриквартирных радиаторов центральной системы отопления, поскольку это ведет к нарушению в работе инженерных систем. Дом истца является многоквартирным жилым домом с централизованной системой отопления, что подтверждается техническим паспортом на жилой дом. Поэтому, администрация п. Емельяново считает, что исходя из грамматического и систематического толкования вышеуказанных правовых норм, законодательство РФ прямо запрещает переоборудование жилого помещения путем вмешательства в централизованную систему отопления, поэтому действия по переустройству жилого помещения истцом не соответствуют действующему законодательству и являются самовольными (т.1 л.д.51-54).
Рассматривая заявленные требования, суд учитывает, что исходя из норм действующего законодательства, если многоквартирный дом в надлежащем порядке подключен к централизованной системе теплоснабжения, то перевод отдельных помещений в нем на индивидуальное отопление (в рамках переустройства жилого помещения или в рамках реконструкции многоквартирного дома) допускается только в случаях, определенных схемой теплоснабжения (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.10.2014 №22588-ОД/04). Следовательно, если схемой системы отопления многоквартирного дома возможность отключения от нее отдельных помещений не будет предусмотрена, а также в случаях отсутствия самой схемы системы отопления, переход на индивидуальное отопление отдельных помещений в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе теплоснабжения, является незаконным.
Как следует из разъяснений, содержащихся в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.10.2014 №22588-ОД/04, поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно, проект переустройства должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование.
Кроме того, по смыслу закона, квартиры с индивидуальным отоплением не лишены теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома, оборудованного системой централизованного отопления, посредством которой отапливаются не только жилые помещения, принадлежащее иным гражданам, но и общее имущество многоквартирного дома. К тому же, расчет размера платы за отопление без учета площади квартир, переведенных на индивидуальное отопление, нарушает права иных собственников помещений, являющихся потребителями коммунальной услуги по отоплению, поскольку возлагает на них обязанность по внесению платы за отопление жилых помещений и на общедомовые нужды в большем размере.
Частью 15 статьи 14 Федерального закона №190 предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Учитывая, что согласно техническому паспорту многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данный многоквартирный жилой дом оборудован центральным теплоснабжением, в результате переоборудования центральное водяное отопление в <адрес> заменено на электрическое, сети теплоснабжения входят в состав общего имущества, согласия всех собственников жилых помещений на уменьшение общего имущества <адрес> истцом не получено, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края о сохранении в переустроенном состоянии <адрес> края с сохранением индивидуальной системы отопления жилого помещения электрическими приборами отказать.
Представленный истцом акт осмотра жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.126) фотографии квартиры, паспорт электрического обогревателя, который используется истцом в качестве альтернативного источника теплоснабжения, заключения ООО «Архитектурно-проектное бюро «Квазар» основанием к удовлетворению иска не являются, поскольку судом установлено нарушение переоборудованием (реконструкцией) квартиры прав третьих лиц.
Внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. и изменения порядка распределения расходов для потребителей возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).
Переустройство спорной квартиры произведено истцами до проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, до получения заключений и без разрешения управляющей компании. Более того, согласия всех собственников дома на переоборудование системы отопления получено не было, что подтверждается протоколом общего собрания.
Кроме того, перевод отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованной системы отопления на индивидуальное (альтернативное) отопление не означает, что собственниками таких помещений полностью прекратилось потребление тепловой энергии на обогрев непосредственно помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами, а также в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, так как одним из источников теплоснабжения данных помещений будет являться отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме, которые невозможно отапливать без нарушения прав и законных интересов иных лиц, проживающих в этом доме.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем, Правительством РФ, в чью компетенцию в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Данные ограничения установлены в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Переход на индивидуальное теплоснабжение с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг возможен в случае определения объема тепловой энергии, потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды. Поскольку применительно к потреблению тепловой энергии в многоквартирных домах действующее законодательство такой возможности не предусматривает, фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в многоквартирном доме не освобождает собственника такого помещения от оплаты поставляемой централизованно коммунальной услуги отопления.
Отсутствие (демонтаж) приборов отопления (радиаторов) не свидетельствует о том, что тепловая энергия истцами не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется через транзитные трубопроводы по квартирам и общим помещениям дома, отапливая весь дом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к администрации п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края о сохранении жилого помещения в переустроенном состоянии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения (29.04.2021).
Председательствующий Павлова К.П.