Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2020 года город Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи БРИТВИНОЙ Н.С.
при секретаре СЕРЕБРЯКОВЕ И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинеле
гражданское дело № 2-1123 по иску Нестеровой А.В. к Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании права собственности на земельный участок и об установлении границ,
У С Т А Н О В И Л :
Нестерова А.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании права собственности на земельный участок и об установлении границ земельного участка.
В судебном заседании истец Нестерова А.В. исковые требования поддержала по основаниям указанным в иске.
Из искового заявления следует, что ей на основании типового договора № на передачу рабочим и служащим локомотивного депо в пользование земельных участков под индивидуальные сады от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Согласно архивной выписке № от ДД.ММ.ГГГГ из решения исполнительного комитета Кинельского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об отводе земельного участка под организацию коллективных садов» исполком городского Совета народных депутатов решил: отвести земельный участок площадью <данные изъяты> га локомотивному депо <адрес> под организацию коллективных садов на 150 человек, присоединив к ним малочисленные организации и предприятия города (в количестве 100 человек). Согласно письму Управления Росрееста по Самарской области в архиве правоудостоверяющих документов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ гг. отсутствуют сведения о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> локомотивное депо, на её имя. Для оформления права собственности на вышеуказанный земельный участок она обратилась в Администрацию городского округа Кинель Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Однако Администрацией городского округа Кинель Самарской области направлен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ. «О возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и представленных документов», причиной возврата послужило то, что документа, подтверждающего образование испрашиваемого участка из участка, предоставленного дачному товариществу СДТ локомотивного депо, в орган местного самоуправления не представлено. Кроме того, не представлен протокол общего собрания членов СДТ Локомотивного депо (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа. Также план - схема внешних границ СДТ локомотивного депо, подготовленная в соответствии с требованиями статьи 10.4. Закона, в орган местного самоуправления на утверждение не поступала. Таким образом, зарегистрировать право собственности на принадлежащий ей земельный участок во внесудебном порядке не представляется возможным. Вместе с тем, считает, что основания для признания за ней права собственности на указанный земельный участок имеются. Вышеуказанным земельным участком фактически владеет и использует по назначению с ДД.ММ.ГГГГ года, участок огорожен, обрабатывается, оплачиваются услуги за электроэнергию. Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь участка составляет <данные изъяты> кв.м.. В соответствии со ст.4 Закона РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 года (утратившего силу в связи с Указом Президента РФ от 24.12.1993 года) в собственность граждан могут передаваться земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. На этих земельных участках собственник вправе возвести жилой дом и хозяйственные постройки. В соответствии со ст. 3 п. 9.1. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Предоставление земельного участка имело место до введения в действие ЗК РФ. В силу части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. В соответствии с частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. То обстоятельство, что границы спорного земельного участка существовали на местности пятнадцать и более лет, подтверждаются тем, что участок огорожен забором в тех границах, в которых был и выделен земельный участок. Фактические границы уточняемого земельного участка никаким образом не ущемляют интересов смежных землепользователей, споров по местоположению границ моего земельного участка не имеется. Поэтому просит признать за ней право собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; установить границы земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, согласно характерных точек данного земельного участка со следующими значениями: <данные изъяты>.
Представитель ответчика Администрации городского округа Кинель Самарской области в судебное заседание не явился, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, в судебное заседание не явился, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Нестеровой А.В. подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.
Конституция РФ закрепляет основное право граждан на землю - право частной собственности. Согласно Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
В соответствии со статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что решением Исполнительного комитета Кинельского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении земельного участка под организацию коллективных садов» (л.д.54) на землях Алексеевского поселкового совета народных депутатов были отведены земельные участки под организацию коллективных садов.
Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Кинельского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земельного участка под организацию коллективных садов» был отведен земельный участок площадью <данные изъяты> га локомотивному депо <адрес> (севернее микрорайона Елшняги) под организацию коллективных садов на 150 человек, присоединив к ним малочисленные организации и предприятия города (в количестве 100 человек), что подтверждается архивной выпиской № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Установлено, что на основании указанного решения ДД.ММ.ГГГГ между дирекцией и местным комитетом Локомотивного депо <адрес>, с одной стороны, и Нестеровой А.В., с другой стороны, был заключен типовой договор № на передачу рабочим и служащим локомотивного депо в пользование земельных участков под индивидуальные сады, в соответствии с которым Нестеровой А.В. был передан в пользование земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. под организацию плодово-ягодных насаждений (л.д.9). Из данного же типового договора следует, что границы земельного участка указаны в натуре и землепользователю известны.
Заявляя требование о признании права собственности на земельный участок, истец Нестерова А.В. ссылается на то, что в ДД.ММ.ГГГГ году ей был предоставлен в пользование спорный земельный участок в садовом товариществе локомотивного депо <адрес>, на который ею не было получено свидетельство о праве собственности на землю, также ей отказано в передаче в собственность данного земельного участка со стороны Администрации городского округа Кинель Самарской области.
Пунктом 14 Указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (утратившего силу 25 февраля 2003 года) было предусмотрено, что земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, передаются в собственность граждан бесплатно.
При этом данным же Указом была предусмотрена обязанность Комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского хозяйства РСФСР обеспечить в 1992 году выдачу документов на право собственности на указанные земельные участки.
Однако, из материалов дела следует, что истцу не было выдано свидетельство о праве собственности на данный земельный участок, что следует из сообщения межмуниципального отдела по г. Кинель, Кинельскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 2ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
При этом частью 2.7.статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что до ДД.ММ.ГГГГ члены некоммерческих организаций, созданных до ДД.ММ.ГГГГ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (утратившего силу с 01 января 2019 года) членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).
Из пункта 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 02 июля 2014 года следует, что для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
Указанные выше документы подтверждают то обстоятельство, что локомотивному депо <адрес> был выделен земельный участок под организацию коллективных садов до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Земельный участок также был выделен до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Установлено, что Нестерова А.В. обратилась в Администрацию городского округа Кинель Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов (л.д.18-20).
Однако Администрацией городского округа Кинель Самарской области Нестеровой А.В. было отказано, по тем основаниям, что документа, подтверждающего образование испрашиваемого участка из участка, предоставленного дачному товариществу СДТ локомотивного депо, в орган местного самоуправления не представлено. Кроме того, не представлен протокол общего собрания членов СДТ Локомотивного депо (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа. Также план - схема внешних границ СДТ локомотивного депо, подготовленная в соответствии с требованиями статьи 10.4. Закона, в орган местного самоуправления на утверждение не поступала (л.д.21-23).
Как следует из искового заявления, истец Нестерова А.В. лишена возможности во внесудебном порядке зарегистрировать право собственности на земельный участок.
Вместе с тем, суд считает, что указанный выше отказ Администрации городского округа Кинель Самарской области не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Нестеровой А.В..
Действительно, как уже указывалось выше, Нестеровой А.В. свидетельство о праве собственности на земельный участок не выдавалось, однако земельный участок был ей выделен в соответствии с решением исполнительного комитета Кинельского городского Совета народных депутатов от 19.04.88 г. №113 «Об отводе земельного участка под организацию коллективных садов».
Из пояснений Нестеровй А.В., следует, что земельный участок огорожен забором в тех границах, в которых был и выделен.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Нестерова А.В. пользуется спорным земельным участком на законных основаниях, земельный участок имеет границы, вследствие чего суд считает, что в соответствии с требованиями части 2.7.статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» она имеет право на приобретение данного участка в собственность бесплатно.
Кроме того, следует учесть, что земельный участок у Нестеровой А.В. в установленном законом порядке не изымался.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Поскольку Нестерова А.В. не имеет возможности во внесудебном порядке зарегистрировать свое право собственности на спорный земельный участок, ее имущественные права подлежат защите в судебном порядке.
Таким образом, исковые требования истца о признании за ней права собственности на земельный участок подлежат удовлетворению.
Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Нестеровой А.В. в части признания права собственности на земельный участок с установлением его границ, по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Одним из таких документов является межевой план.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно требованиям части 2 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в межевом плане указываются: 1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; 2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; 3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Кроме того, частью 3 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
В силу части 1 статьи 39 Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Вместе с тем, заявляя требование о признании права собственности на земельный участок с установлением его границ, истцом Нестеровой А.В. не представлен в суд ни межевой план земельного участка, ни акт согласования границ земельного участка со смежными землепользователями.
С учетом данных обстоятельств, оснований для удовлетворения исковых требований Нестеровой А.В. в части установления границы спорного земельного участка не имеется, а потому данные исковые требования удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах исковые требования Нестеровой А.В. подлежат удовлетворению в части.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Нестеровой А.В. удовлетворить в части.
Признать за Нестеровой А.В. право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований Нестеровой А.В. об установлении границ земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, согласно каталогу координат, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 15 сентября 2020 года.
председательствующий –