Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 апреля 2017 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Ирлица И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по административному иску Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец - Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с указанным иском, указав в его обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было подано заявление о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ, который определением от ДД.ММ.ГГГГ был отменен в связи с предоставлением ответчиком возражений относительно его исполнения. ФИО1 имеет в собственности жилые помещения, поэтому налоговым органом в ее адрес направлялись налоговые уведомления об уплате налога на имущество за 2010, 2011, 2012 года. ФИО1 в нарушение требований ст.45 НК РФ не исполнила установленную обязанность по уплате налога на имущество, поэтому административный истец просит взыскать с административного ответчика сумму недоимки по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 28 327,27 рублей, в том числе: налог на имущество – 26 951,46 рублей, пени по налогу на имущество – 1 375,81 рублей.
Представитель административного истца ФИО3, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требованиях настаивала.
Административный ответчик, будучи надлежащим образом извещенным о дне судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, причины неявки не сообщила, не представила доказательства уважительности неявки, возражения на иск не представила, не просила о рассмотрении дела в свое отсутствие. Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Суд, изучив материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. 2. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) жилое помещение (квартира, комната);
Административным истцом заявлены требования о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2010, 2011 2012 г.г., поэтому суд считает необходимым руководствоваться, в том числе, нормами закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", которыми установлено, что налогоплательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (п.1 ст.1 Закона).
Согласно п.1 ст.3 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
В соответствии с п.2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности. За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящаяся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества
В силу ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 48 Налогового Кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Судом установлено, что на основании данных органа, осуществляющего регистрацию объектов недвижимости представленных налоговому органу в порядке, установленном налоговым законодательством, ответчик являлась собственником объектов недвижимости, в отношении которых устанавливалась ставка налога на основании Решения Думы г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических лиц» за 2010 г.: двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>35, сумма налога – 2 983,62 рублей, однокомнатная квартира по адресу: <адрес>36, сумма налога – 1 660,63 рублей; за 2011 г: двухкомнатная квартира, по адресу: <адрес>35, сумма налога – 2 291,98 рублей, однокомнатная квартира по адресу: <адрес>36, сумма налога – 1 407,61 рублей; за 2012 год: двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>35, сумма налога – 2 521,18 рублей, однокомнатная квартира по адресу: <адрес>36, сумма налога – 1 548,37 рублей; 1/3 доля на жилой дом по адресу: <адрес>, Тимирязева, 67, сумма налога – 10 122,38 рублей; квартира, расположенная по адресу: <адрес>, Молодежный б-р, 2-2, сумма налога – 5 315,69 рублей.
Налоговым органом в адрес административного ответчика были направлены налоговое уведомление № об уплате налога на имущество физических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размере 15 438,07 рублей, с установлением срока для уплаты – ДД.ММ.ГГГГ, налоговое уведомление № об уплате налога на имущество физических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размере 26 951,46 рублей, с установлением срока для уплаты – ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку административным ответчиком в добровольном порядке требование об уплате налога не было исполнено, налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требование № об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ: налога на имущество физических лиц – 26 951,46 рублей, пени – 1 375,81 рублей, срок для погашения задолженности - ДД.ММ.ГГГГ.
Из административного иска следует, что в установленный срок административным ответчиком сумма задолженности по налогам не погашена. В связи с неисполнением обязанности по оплате недоимки по налогу и пени, налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ обратился к мировому судье судебного участка № Центрального судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки и пени. На основании этого заявления налогового органа мировым судьей судебного участка № Центрального судебного района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности в размере 28 327, 27 рублей. Однако по заявлению налогоплательщика определением от ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка № Центрального судебного района <адрес>, ранее выданный судебный приказ отменил, что видно из гражданского дела №, обозревавшегося судом.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная инспекция ФНС России № 19 обратилась в суд с настоящим административным иском о взыскании недоимки по налогу и пени.
Таким образом, с учетом того, что до настоящего времени возложенная налоговым законодательством на ответчика обязанность по налога на имущество физических лиц 26 951,46 рублей не исполнена, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о взыскании указанной суммы, и считает необходимым взыскать указанную сумму с административного ответчика.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
Пунктом 1 ст. 72 НК РФ определено, что пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщики, плательщики сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздний по сравнению с установленным законодательством о налогах и спорах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 г. N 20-П, Определении от 04.07.2002 г. N 202-О также указано, что пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
В связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) налогов, налогоплательщику в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени: по налогу на имущество в размере 1 375,81 рублей. Суд считает исковые требования налогового органа о взыскании пени обоснованными, расчет соответствует требованиям закона.
В соответствии со ст.114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход федерального бюджета.
Таким образом, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, задолженность по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 28 327,27 рублей, в том числе налог на имущество – 26 951,46 рублей, пени по налогу на имущество – 1 375,81 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца.
Председательствующий: <данные изъяты> Соболева Ж.В.
<данные изъяты>