Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3120/2021 ~ М-2307/2021 от 28.04.2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июня 2021 года Кировский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Андриановой О.Н.,

при секретаре Бузыкиной Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3120/21г. по иску Самарской межрайонной природоохранный прокуратур в интересах Российской Федерации к ООО «ВОСХОД» о возложении обязанности разработать проект освоения лесов,

УСТАНОВИЛ:

    Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации к ответчику ООО «ВОСХОД» с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проанализирована работа ООО «ВОСХОД» по исполнению требований лесного законодательства. Установлено, что общество на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ использует лесной участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 0,50 га. Приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены новые лесохозяйственные регламенты лесничеств <адрес>. При этом прокуратурой установлено, что ООО «ВОСХОД» проект освоения лесов в соответствии с новым лесохозяйственным регламентом не разработаны, на государственную экспертизу в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> не представлены. Таким образом, отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов нарушает требования лесного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, может привести к возникновению лесных пожаров, очагов вредных организмов. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «ВОСХОД» внесено представление. Вместе с тем до настоящего времени ООО «ВОСХОД» нарушения законодательства не устранены. Таким образом, отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов нарушает требования лесного законодательства, в том числе законодательства о пожарной безопасности в лесах. Несвоевременная разработка проектов освоения лесов нарушает интересы Российской Федерации как собственника земель государственного лесного фонда, поскольку использование лесных участков без проектов освоения лесов может привести к возникновению лесных пожаров, очагов вредных организмов и тем самым оказать негативное воздействие на объекты, находящиеся в федеральной собственности. Просит суд обязать ООО «ВОСХОД» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> для проведения государственной экспертизы проект освоения лесов в отношении лесного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 0,50 га и используемого на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

    В судебном заседании представитель истца старший помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Моисеев Н.Г. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

    В судебное заседание представитель ответчика ООО «ВОСХОД» не явился, извещен надлежащим образом, причина не явки суду не известна.

Представитель третьего лица Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, предоставил отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия.

Судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области был заключен договор аренды лесного участка .

На основании указанного договора министерством предоставлен лесной участок из земель лесного фонда, имеющий местоположение <адрес> площадью 0,50 га сроком по ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.

Договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ явился результатом приведения в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации (требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ») договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Переоформление осуществлялось на основании заявления о переоформлении договоров, которое представлялось в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на предоставление лесных участков в аренду. Согласно п.п.1.1.. 2.2.2. Положения о департаменте лесного хозяйства <адрес>, утвержденного Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . департамент являлся таким уполномоченным органом исполнительной власти в <адрес>.

Права и обязанности арендатора по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ переданы ООО «ВОСХОД». Министерство согласовало указанную передачу прав и обязанностей, что подтверждается решением министерства от ДД.ММ.ГГГГ года .

Договор о передаче прав и обязанностей арендатора по договору от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес> за .

Согласно ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Частью 2 ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.

Согласно ч. 8 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута или публичного сервитута.

В силу ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.На основании ч. 2 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (ч. 2 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу п. 13 договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в течение одного года с момента подписания договора аренды лесного участка.

Согласно п. 12 договора аренды Арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после предоставления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - Приказ ).

Согласно п. 3 Приказа проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Раздел 9 проекта освоения лесов «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» содержит: характеристику территории лесного участка по классам пожарной опасности (приложение N 12), тематическая лесная карта; обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение (приложение N 13), тематическая лесная карта; сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами (приложение N 14), тематическая лесная карта с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря; сведения о наличии очагов вредных организмов, загрязнений и иных негативных воздействий на леса (приложение N 15), тематическая лесная карта; обоснование и характеристика видов и объемов проектируемых мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительных мероприятий, связанных с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом, технология работ (приложение N 16); ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия (приложения ) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).

Невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком (п. 2 Приказа ).

Согласно п. 30. Приказа проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламент:, лесничества (лесопарка).

В соответствии с п. 15 (11) Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.

Приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены новые лесохозяйственные регламенты лесничеств Самарской области.

При этом прокуратурой установлено, что ООО «ВОСХОД» проект освоения лесов в соответствии с новым лесохозяйственным регламентом не разработаны, на государственную экспертизу в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не представлены.

Таким образом, отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов нарушает требования лесного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, может привести к возникновению лесных пожаров, очагов вредных организмов.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «ВОСХОД» внесено представление.

Вместе с тем до настоящего времени ООО «ВОСХОД» нарушения законодательства не устранены.

Таким образом, отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов нарушает требования лесного законодательства, в том числе законодательства о пожарной безопасности в лесах.

Несвоевременная разработка проектов освоения лесов нарушает интересы Российской Федерации как собственника земель государственного лесного фонда, поскольку использование лесных участков без проектов освоения лесов может привести к возникновению лесных пожаров, очагов вредных организмов и тем самым оказать негативное воздействие на объекты, находящиеся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Отсутствие у ответчика проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы приводит к бесконтрольному использованию лесов, поскольку для лесного участка не определены разрешенные виды и проектируемые объемы его использования, мероприятия по охране, защите и воспроизведению лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, что нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, требования истца о возложении на ответчика обязанности по разработке проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что предлагаемый прокурором срок для устранения допущенных нарушений в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является разумным и достаточным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235-237 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Самарской межрайонной природоохранный прокуратур в интересах Российской Федерации к ООО «ВОСХОД» о возложении обязанности разработать проект освоения лесов удовлетворить.

Обязать ООО «ВОСХОД» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области для проведения государственной экспертизы проект освоения лесов в отношении лесного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадь 0,50 га и используемого на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ .

Ответчик вправе подать в Кировский районный суд г.Самары заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: О.Н. Андрианова

2-3120/2021 ~ М-2307/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самарский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО "ВОСХОД"
Другие
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Суд
Кировский районный суд г. Самары
Судья
Андрианова О. Н.
Дело на странице суда
kirovsky--sam.sudrf.ru
28.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2021Передача материалов судье
30.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2021Подготовка дела (собеседование)
25.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2021Судебное заседание
17.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее