ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2021 года Кировский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Андриановой О.Н.,
при секретаре Бузыкиной Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3120/21г. по иску Самарской межрайонной природоохранный прокуратур в интересах Российской Федерации к ООО «ВОСХОД» о возложении обязанности разработать проект освоения лесов,
УСТАНОВИЛ:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации к ответчику ООО «ВОСХОД» с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проанализирована работа ООО «ВОСХОД» по исполнению требований лесного законодательства. Установлено, что общество на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № использует лесной участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 0,50 га. Приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены новые лесохозяйственные регламенты лесничеств <адрес>. При этом прокуратурой установлено, что ООО «ВОСХОД» проект освоения лесов в соответствии с новым лесохозяйственным регламентом не разработаны, на государственную экспертизу в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> не представлены. Таким образом, отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов нарушает требования лесного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, может привести к возникновению лесных пожаров, очагов вредных организмов. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «ВОСХОД» внесено представление. Вместе с тем до настоящего времени ООО «ВОСХОД» нарушения законодательства не устранены. Таким образом, отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов нарушает требования лесного законодательства, в том числе законодательства о пожарной безопасности в лесах. Несвоевременная разработка проектов освоения лесов нарушает интересы Российской Федерации как собственника земель государственного лесного фонда, поскольку использование лесных участков без проектов освоения лесов может привести к возникновению лесных пожаров, очагов вредных организмов и тем самым оказать негативное воздействие на объекты, находящиеся в федеральной собственности. Просит суд обязать ООО «ВОСХОД» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> для проведения государственной экспертизы проект освоения лесов в отношении лесного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 0,50 га и используемого на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца старший помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Моисеев Н.Г. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «ВОСХОД» не явился, извещен надлежащим образом, причина не явки суду не известна.
Представитель третьего лица Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, предоставил отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия.
Судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области был заключен договор аренды лесного участка №.
На основании указанного договора министерством предоставлен лесной участок из земель лесного фонда, имеющий местоположение <адрес> площадью 0,50 га сроком по ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
Договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ явился результатом приведения в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации (требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ») договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
Переоформление осуществлялось на основании заявления о переоформлении договоров, которое представлялось в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на предоставление лесных участков в аренду. Согласно п.п.1.1.. 2.2.2. Положения о департаменте лесного хозяйства <адрес>, утвержденного Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. департамент являлся таким уполномоченным органом исполнительной власти в <адрес>.
Права и обязанности арендатора по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ переданы ООО «ВОСХОД». Министерство согласовало указанную передачу прав и обязанностей, что подтверждается решением министерства от ДД.ММ.ГГГГ года №.
Договор о передаче прав и обязанностей арендатора по договору № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес> за №.
Согласно ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Частью 2 ст. 24 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Согласно ч. 8 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута или публичного сервитута.
В силу ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.На основании ч. 2 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (ч. 2 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 13 договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, Арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в течение одного года с момента подписания договора аренды лесного участка.
Согласно п. 12 договора аренды Арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после предоставления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - Приказ №).
Согласно п. 3 Приказа № проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Раздел 9 проекта освоения лесов «Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов» содержит: характеристику территории лесного участка по классам пожарной опасности (приложение N 12), тематическая лесная карта; обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение (приложение N 13), тематическая лесная карта; сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами (приложение N 14), тематическая лесная карта с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря; сведения о наличии очагов вредных организмов, загрязнений и иных негативных воздействий на леса (приложение N 15), тематическая лесная карта; обоснование и характеристика видов и объемов проектируемых мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительных мероприятий, связанных с рубкой погибших и поврежденных лесных насаждений в соответствии с лесохозяйственным регламентом, технология работ (приложение N 16); ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия (приложения №) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Невыполнение гражданином, юридическим лицом, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком (п. 2 Приказа №).
Согласно п. 30. Приказа № проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламент:, лесничества (лесопарка).
В соответствии с п. 15 (11) Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определенные в установленном порядке, включаются в проекты освоения лесов.
Приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены новые лесохозяйственные регламенты лесничеств Самарской области.
При этом прокуратурой установлено, что ООО «ВОСХОД» проект освоения лесов в соответствии с новым лесохозяйственным регламентом не разработаны, на государственную экспертизу в министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не представлены.
Таким образом, отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов нарушает требования лесного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, может привести к возникновению лесных пожаров, очагов вредных организмов.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «ВОСХОД» внесено представление.
Вместе с тем до настоящего времени ООО «ВОСХОД» нарушения законодательства не устранены.
Таким образом, отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта освоения лесов нарушает требования лесного законодательства, в том числе законодательства о пожарной безопасности в лесах.
Несвоевременная разработка проектов освоения лесов нарушает интересы Российской Федерации как собственника земель государственного лесного фонда, поскольку использование лесных участков без проектов освоения лесов может привести к возникновению лесных пожаров, очагов вредных организмов и тем самым оказать негативное воздействие на объекты, находящиеся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Отсутствие у ответчика проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы приводит к бесконтрольному использованию лесов, поскольку для лесного участка не определены разрешенные виды и проектируемые объемы его использования, мероприятия по охране, защите и воспроизведению лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, что нарушает конституционное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, требования истца о возложении на ответчика обязанности по разработке проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что предлагаемый прокурором срок для устранения допущенных нарушений в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является разумным и достаточным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235-237 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Самарской межрайонной природоохранный прокуратур в интересах Российской Федерации к ООО «ВОСХОД» о возложении обязанности разработать проект освоения лесов удовлетворить.
Обязать ООО «ВОСХОД» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области для проведения государственной экспертизы проект освоения лесов в отношении лесного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадь 0,50 га и используемого на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №.
Ответчик вправе подать в Кировский районный суд г.Самары заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: О.Н. Андрианова