Дело № 2а-1339/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2016 г. г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Ронгонен М.А.,
при секретаре Петрачковой О.Н.,
с участием прокурора П.
представителя Федерального казенного учреждения Лечебное исправительное учреждение № №... Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по ..., Ш. действующего на основании доверенности,
административного ответчика Кораткевича А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Лечебное исправительное учреждение № №... Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по ... об установлении административного надзора в отношении Кораткевича А.С.,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд по тем основаниям, что Кораткевич А.С. осужден приговором ... от ХХ.ХХ.ХХ. (с учетом изменений, внесенных ... от ХХ.ХХ.ХХ.) по п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 2 годам 11 месяцам лишения свободы без ограничения свободы и без штрафа, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения с наказанием, назначенным приговором ... от ХХ.ХХ.ХХ., окончательно – к 7 годам 2 месяцам лишения свободы без ограничения свободы и без штрафа, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговором ... ... от ХХ.ХХ.ХХ. в действиях Кораткевича А.С. установлен опасный рецидив преступлений. Начало срока отбывания наказания – ХХ.ХХ.ХХ., конец срока – ХХ.ХХ.ХХ. В срок отбывания зачтено время содержания под стражей с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ., с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ.
В связи с этим административный истец просил установить административный надзор за осужденным Кораткевичем А.С. сроком на 6 лет и возложить на него обязанности являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации 2 раза в месяц, а также запрещение на пребывание вне жилого помещения в ночное время суток с 22 часов до 06 часов.
В судебном заседании представитель ФКУ ЛИУ-№... Ш. заявленные требования поддержал.
Административный ответчик Кораткевич А.С. в судебном заседании возражал против установления в отношении него административного надзора, мотивируя тем, что закон, устанавливающий административный надзор, был принят в 2011 году, после вынесения в отношении него приговора, таким образом, ухудшает его положение, следовательно, не может к нему применяться. Срок установления административного надзора 6 лет считает завышенным, необоснованным, поскольку он имеет хорошую характеристику. Кроме того, работа, на которую административный ответчик планируется устроиться после отбытия наказания, предполагает работу по сменам, в том числе и в ночное время. Поэтому установления запрета на пребывание его вне места жительства в ночное время будет препятствовать ему реализации трудовых прав.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора П. полагавшего, что основания для установления административного надзора в отношении Кораткевича А.С. имеются, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Вопросы применения административного надзора регламентированы положениями Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон). Административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. ст. 1, 2 Закона).
Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 3 названного Закона, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо не снятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В силу ч. 1 ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
Исходя из положений ч. 2 ст. 3 Закона, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи.
В ч. 1 ст. 4 Закона установлен перечень административных ограничений, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица, в том числе запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Согласно ч. 2 данной статьи Закона установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 5 Закона предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона).
В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения преступления) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении шести лет после отбытия наказания.
В соответствии с ч. 2 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств по делу об административном надзоре лежит на административном истце.
Как установлено в судебном заседании, осужденный Кораткевич А.С., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, отбывает наказание по приговору ... от ХХ.ХХ.ХХ. (с учетом изменений, внесенных постановлением ... от ХХ.ХХ.ХХ.) по п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ к 7 годам 2 месяцам лишения свободы без ограничения свободы и без штрафа, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор постановлен в отношении осужденного при наличии опасного рецидива преступлений.
Согласно положениям п. «б» ч. 2 ст. 18 УК РФ опасным рецидивом преступлений признается совершение лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы. Преступления, по которым осужден Кораткевич А.С., отнесены законом к категории тяжких преступлений.
При таких обстоятельствах суд находит осужденного объективно являющимся субъектом правоотношений, регулируемых ч. 2 ст. 3 Закона и нуждающимся в установлении ему административного надзора в силу требований закона.
Выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
При отбытии наказания осужденный исправительным учреждением охарактеризован следующим образом: трудоустроен, имеет 9 поощрений, 4 взыскания которые погашены в установленный законом срок. Имеет регистрацию по адресу: ....
При разрешении вопроса о конкретных административных ограничениях, подлежащих установлению в отношении Кораткевича А.С. в рамках административного надзора, суд исходит из его личности, характеризующих данных, обстоятельств совершения преступлений, за которые он отбывает наказание, характер и степень их общественной опасности.
На день вынесения решения по настоящему делу Кораткевич А.С. наказание за совершенное им преступление еще не отбыл.
С учетом изложенного суд полагает целесообразным установить Кораткевичу А.С. административный надзор сроком на 6 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания в виде следующих ограничений: запрет на пребывание вне места жительства или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 06 часов; обязать являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации 2 раза в месяц.
Довод Кораткевича А.С. о том, что закон, устанавливающий административный надзор, к нему не может быть применен, является ошибочным, так как основан на неверном толковании норм права.
Срок административного надзора соответствует требованиям, установленным в законе и не может быть изменен в зависимости от положительной характеристики Кораткевича А.С.
Возражения административного ответчика относительно невозможности применения к нему запрета на пребывание вне места жительства в ночное время в связи со сменным графиком предстоящей работы, судом не принимаются, поскольку являются вероятностными. На работу с графиком, предусматривающим ночные смены, истец не трудоустроен. Кроме того, при устройстве на работу с графиком, предусматривающим работу в ночное время, Короткевич А.С. не лишен права обратиться с соответствующим заявлением в суд о частичной отмене мер административного надзора, а порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения Лечебное исправительное учреждение №... Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по ... удовлетворить.
Установить в отношении Кораткевича А.С., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, административный надзор сроком на 6 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, срок исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания с применением следующих административных ограничений:
Запретить Кораткевичу А.С. пребывание вне места жительства или иного помещения, являющегося местом жительства, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут;
Обязать явкой Кораткевича А.С. в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации 2 раза в месяц.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия течение 10 дней со дня принятия решения судом через Сегежский городской суд Республики Карелия.
Судья М.А. Ронгонен
Мотивированное решение составлено 10.05.2016.