Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5422/2021 ~ М-4335/2021 от 12.08.2021

ДЕЛО № 2а-5422/2021

УИД: 36RS0002-01-2021-006184-21

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Оробинской О.В.,

при секретаре Саблиной Р.Ю.,

с участием представителя административного истца Майгура А.Ю. по доверенности Лозенкова О.А.,

представителя административного ответчика Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж по доверенности Морозова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Майгура А.Ю. к Администрации городского округа г. Воронежа, Управлению главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж, Управе Коминтерновского района городского округа г. Воронеж о признании незаконным действий приемочной комиссии, выразившиеся в отказе в утверждении акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого жилого дома в качестве нежилого здания, обязании направить акт приемочной комиссии в Управление Росреестра по Воронежской области и выдать акт,

у с т а н о в и л :

Майгур А.Ю. обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа г. Воронеж, Управлению жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж, просил признать незаконным бездействие приемочной комиссии для подтверждения переустройства и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, выразившееся в ненаправлении акта приемочной комиссии в Управление Росреестра по Воронежской области для внесения соответствующих изменений в ЕГРН; обязать административных ответчиков направить акт приемочной комиссии в Управление Росреестра по Воронежской области для внесения соответствующих изменений в ЕГРН (л.д. 6-11).

Определением суда от 07.10.2021, занесенным в протокол судебного заседания, приняты уточнения предмета административных исковых требований, согласно которым административный истец просит признать незаконными действия приемочной комиссии для подтверждения завершения переустройства и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, в том числе ее членов от Управления главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж, Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, выразившиеся в отказе в утверждении акта подтверждающего завершение переустройства и (или) перепланировки, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> качестве нежилого здания; обязать приемочную комиссию направить акт приемочной комиссии, подтверждающей завершение переустройства и (или) перепланировки жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Управление Росреестра по Воронежской области для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости и выдать два экземпляра акта административному истцу в течение 14 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Свои требования мотивирует тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером (№), расположенный по адресу: <адрес>. Приказом управления жилищных отношений от 27.11.2019 № 1595 разрешен перевод жилого дома в нежилое здание при условии выполнения работ, предусмотренных рабочим проектом.

После производства предусмотренных проектом работ истец обратился в Управление жилищных отношений с заявлением о выдаче акта приемочной комиссии для ввода нежилого здания в эксплуатацию. Актом № 42 от 13.04.2020 истцу было отказано в выдаче положительного акта в связи с несоответствием переводимого здания требованиям Дизайн-регламента, утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 21.10.2015 № 806, в части отсутствия согласованного архитектурного решения.

Для скорейшего завершения перевода истец подготовил за счет собственных средств архитектурное решение и направил его на согласование в Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж, несмотря на то, что при обращении с заявлением о переводе необходимость предварительно согласовывать архитектурное решение отсутствовала. Однако письмом от 20.07.2020 № 14496578 истцу было отказано в рассмотрении архитектурного решения по мотиву нарушения целевого назначения объекта капитального строительства. При этом Управлением главного архитектора было проигнорировано наличие приказа о переводе данного объекта из жилого дома в нежилое здание, их собственная позиция, высказанная ранее в рамках приемочной комиссии.

Вместе с тем, в результате общения с сотрудниками Управления главного архитектора и анализа действующего законодательства административный истец пришел к выводу, что отсутствие согласованного архитектурного решения не является основанием для отказа в выдаче акта приемочной комиссии, в связи с чем 07.11.2020 года в адрес администрации городского округа город Воронеж было направлено повторное заявление о выдаче данного акта.

Письмом от 01.12.2020 № 15320087 управление жилищных отношений сообщило, что замечания по выполненным внутренним работам по перепланировке и переустройству после перевода жилого помещения в нежилое помещение отсутствуют. Работы выполнены в соответствии с представленным рабочим проектом. Однако, согласно позиции Управления главного архитектора, изложенной в письме от 27.11.2020 № 15320087, выявленные нарушения Дизайн-регламента не позволяют рассмотреть вопрос о переводе жилого дома в офисное здание.

Административный истец обжаловал отказ в выдаче акта приемочной комиссии в судебном порядке: решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 23.03.2021 исковые требования были удовлетворены частично, на администрацию городского округа город Воронеж была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истца о выдаче акта приемочной комиссии.

24.06.2021 приемочной комиссией для подтверждения завершения переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения был составлен акт № 48, в котором указано, что работы по внутреннему переустройству выполнены в соответствии с рабочим проектом, однако не соответствует использование переводимого объекта ряду норм; в утверждении положительного акта членами комиссии от Управления главного архитектора городского округа АГО г. Воронеж, Управы Коминтерновского района городского округа город Воронеж отказано.

Ссылаясь на требования Жилищного и Градостроительного кодексов РФ, Положение о приемочной комиссии, утв. Постановлением Администрации городского округа г. Воронеж от 08.04.2013 № 312, Административный регламент утв. Постановлением Администрации городского округа г. Воронеж от 08.08.2012 № 678 считает отказ в утверждении акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве нежилого помещения незаконным (л.д. 81-89).

В связи с принятием уточнений административных исковых требований определением суда от 07.10.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж, Управа Коминтерновского городского округа г. Воронеж.

Судебное заседание по делу было назначено на 24.11.2021, 14.30 час., затем объявлен перерыв до 30.11.2021, 11.00 час.

Административный истец Майгур А.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца Майгура А.Ю. по доверенности Лозенков О.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснил изложенное, также поддержал письменные пояснения (л.д. 146).

Представитель административного ответчика Управления жилищных отношений Администрации городского г. Воронеж по доверенности Морозов М.А. в судебном заседании административные исковые требования на признал, представил письменные возражения на иск (л.д. 37-41, 147-149).

Представитель административного ответчика Управления главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж по доверенности Барцев С.А. после объявленного перерыва в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, представил письменный отзыв на иск (л.д. 150-155, 157-162).

Административный ответчик Управа Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, заинтересованные лица Управление экологии администрации городского округа г. Воронеж, Управление Росреестра по Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государствен­ной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных от­дельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наде­ленные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что на­рушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осу­ществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возло­жены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодек­сом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездей­ствия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы админи­стративного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано со­ответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) пол­номочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого дей­ствия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия ос­париваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие осно­вания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что административный истец Майгур А.Ю. является собственником жилого дома, кадастровый (№), расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 90-91).

27.11.2019 Управлением жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж издан приказ № 1595 о переводе жилого <адрес> в нежилое здание. В данном приказе указано: «…2. Рекомендовать Майгур А.Ю.: 2.1 После окончания работ, предусмотренных рабочим проектом, в установленном порядке ввести помещение в эксплуатацию и получить акт приемочной комиссии…» (л.д. 44). На основании приказа от 27.11.2019 № 1595 административному истцу выдано уведомление от 27.11.2019 о переводе жилого помещения в нежилое помещение (л.д. 168).

13.04.2020 приемочной комиссией, подтверждающей завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, составлен акт, согласно которому выявлены несоответствия подготовленному и оформленному в установленном порядке проекту переустройства и (или) перепланировки переводимого здания требованиям Дизайн-регламенту, утв. Постановлением Администрации городского округа г. Воронеж от 21.05.2015 № 806 (л.д. 163, 163 обр. сторона).

07.11.2020 Майгур А.Ю. обратился в Администрацию городского округа г. Воронеж с заявлением, в котором повторно просил выдать ему акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения для внесения соответствующих изменений в ЕГРН и изменения статуса жилого дома по адресу: <адрес> на нежилое здание.

Письмом от 01.12.2020 № 1520087 Управление жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж сообщило административному истцу о рассмотрении его обращения комиссией подтверждающей завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, указав, что у УЖО отсутствуют замечания по выполненным внутренним работам по перепланировке и переустройству после перевода жилого помещения в нежилое помещение. Работы выполнены в соответствии с представленным рабочем проектом. По информации Управы Коминтерновского района выявлены нарушения требований Дизайн-регламента, утв. Постановлением Администрации городского округа г. Воронеж от 21.05.2015 № 806 (л.д. 48, 48 обр. сторона). К письму прилагалась информация, полученная от Управления главного архитектора (л.д. 49-51). При этом акт приемочной комиссии выдан не был.

23.03.3021 состоялось решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа, согласно которому суд признал незаконным отказ Майгуру А.Ю. в выдаче акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, выраженного в письме от 01.12.2020 № 15320087 Управления жилищных отношении Администрации городского округа г. Воронеж и обязал Администрацию городского округа г. Воронеж повторно рассмотреть заявление Майгура А.Ю. от 07.11.2020 (л.д. 164-170).

В связи с чем 24.06.2021 приемочной комиссией составлен акт № 48, подтверждающей завершение переустройства и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения. Решением приемочной комиссии постановлено, что на основании осмотра в натуре предъявленных к приемке помещении (элементов, инженерных систем) и прилегающей территории и проверки соответствия проектной документации установлено, что работы по внутреннему переустройству выполнены в соответствии с рабочим проектом.

При этом в акте присутствуют замечания от Управления главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж и Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж.

В свои замечаниях УГА указало, что в соответствии с правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденными Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II (далее - ГШ), объект по вышеуказанному адресу находится в зоне Ж 1 - зона малоэтажной индивидуальной застройки. Данная зона предназначена для формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов (коттеджей) и с минимальным размещенным набором услуг местного значения.

Отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи являются основным видом разрешенного использования в зоне Ж 1. Для данного вида разрешенного использования установлены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка для данного вида объекта составляет 50%.

Отмечено, что к основным видам разрешенного использования в зоне Ж 1 относятся научные организации, учреждения проектные организации, офисы, проектные и конструкторские бюро, информационные центры. Для данного вида разрешенного использования установлены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Максимальный процент застройки в границах земельного участка определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка, - 45%. Максимальный процент плотности застройки в границах земельного участка определяемый как отношение площади всех надземных этажей зданий и сооружений, которые могут быть построены на участке, к площади участка, -90%.

Кроме того, в соответствии с ПЗЗ установлены требования к минимальному количеству машино-мест для стоянки (размещения) индивидуального транспорта в границах земельного участка.

В связи с тем, что в представленных материалах отсутствует технико- экономические показатели объекта капитального строительства, определить функционал, а так же соответствие вышеуказанным требованиям ПЗЗ не представляется возможным.

Минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, устанавливаются в соответствии с пунктом 1 части 8 ПЗЗ. Для объектов капитального строительства,

расположенных в границах территориальной зоны Ж 1 минимальные отступы от границ земельных участков составляют - 3 м.

05.03.2020 в составе приемочной комиссии в соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 08.04.2013 № 312 (ред. от 17.01.2020) «О приемочной комиссии, подтверждающей завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения» организован выезд для визуального обследования объекта (индивидуальный жилой дом) по адресу: <адрес>.

При осмотре объекта была представлена документация по перепланировке и переустройству индивидуального жилого дома под офисное здание по адресу: <адрес> за 2019 год. Необходимо отметить, что в архиве управления отсутствует согласованное архитектурное решение по вышеуказанному адресу.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 190-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Управлением 15.07.2020 был направлен запрос в отдел подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства администрации городского округа город Воронеж по вопросу законности строительства (реконструкции) рассматриваемого объекта.

По информации отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства администрации городского округа город Воронеж, за период с 2010 года документация для получения разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, не предоставлялась, разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на указанном земельном не выдавались.

Дополнительно сообщалось, что на территории городского округа город Воронеж действует Дизайн-регламент «Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж» (далее — Дизайн-регламент), утвержденный постановлением администрации городского округа город Воронеж от 21.10.2015 806 (в редакции постановления администрации городского округа город Воронеж от 15.11.2019 № 1086), который устанавливает единые и обязательные для исполнения требования по содержанию фасадов зданий и сооружений, определяет типы и виды рекламных и информационных конструкций, иных элементов, допустимых и не допустимых к размещению на фасадах зданий и сооружений, требования к внешнему виду и установке (размещению) указанных элементов на фасадах зданий и сооружений, в целях обеспечения комплексного решения существующей архитектурной среды, сохранения архитектурно-исторического наследия, формирования целостного архитектурно-эстетического облика города.

В соответствии с пунктом 9.2.9 Дизайн-регламента, информационные конструкции - информационные элементы и устройства фасадов здании и сооружений, предназначенные для размещения сведений о наименовании (коммерческом обозначении, фирменном наименовании) заинтересованного лица (в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака, правообладателем которого является заинтересованное лицо) а также иной информации для потребителей (о виде (типе, профиле) деятельности, виде и ассортименте реализуемых товаров и услуг), размещенные непосредственно в месте нахождения указанного заинтересованного лица либо в месте реализации товара, оказания услуг указанным заинтересованным лицом и не содержащие сведений рекламного характера.

В результате комиссионного осмотра зафиксировано размещение рекламных конструкций в виде брандмауэрного панно на остеклении лицевого фасада индивидуального жилого дома, просматриваемого с улицы (ул. 45 Стрелковой дивизии является улицей строгой регламентации согласно Дизайн-регламента) и рекламной конструкции на фризе индивидуального жилого дома.

Размещение информационных конструкций на фасаде индивидуального жилого дома направлено на информирование потребителей о месте нахождения организаций, виде, типе, профиле реализуемых ими товаров и услуг.

Таким образом, помещения в индивидуальном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение целевого назначения объекта капитального строительства используются как нежилые (торговые).

Одновременно сообщают, что согласно п. 5.2.13 Дизайн-регламента, устройство входов в помещения подвального или цокольного этажа на лицевом фасаде здания (сооружения) необходимо осуществлять за счет внутреннего пространства здания (сооружения) с соблюдением принципа максимального сохранения архитектурной композиции фасада.

Допускается устройство входов в помещения подвального или цокольного этажа на боковом фасаде здания (сооружения) при наличии необходимых проектных обоснований в порядке, установленном пунктом 3.7 настоящего Дизайн-регламента, с соблюдением принципа максимального сохранения архитектурной композиции фасада и сохранения минимальной ширины пешеходного тротуара и пожарного проезда.

Входы в помещения подвального или цокольного этажа должны иметь единое решение в пределах всего фасада, располагаться согласованно с входами первого этажа, соответствовать паспорту фасада здания (сооружения), не препятствовать движению пешеходов и транспорта.

Учитывая вышеизложенное, рассмотреть возможность перевода объекта капитального строительства «индивидуальный жилой дом» в объект капитального строительства «офисное здание», а так же завизировать акты завершения переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве нежилого помещения управлением не представляется возможным.

Дополнительно сообщают о том, что в соответствии с пунктом 7.1. СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты». Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утверждённого приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 (ред. от 14.02.2020) - (далее СП 4.13130), для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство:

пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами;

средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений;

противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров).

В соответствии с пунктом 8.6. СП 4.13130 ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:

3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;

4,2 метра - при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно.

В соответствии с пунктом 8.8.СП 4.13130, расстояние от внутреннего края подъезда до наружных стен или других ограждающих конструкций жилых и общественных зданий, сооружений должно составлять:

для зданий высотой до 28 метров включительно - 5 - 8 метров;

для зданий высотой более 28 метров - 8 - 10 метров.

В соответствии с пунктом 8.10. СП 4.13130, в замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

В соответствии с пунктом 8.13, СП 4.13130, тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 х 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

В представленной документации по перепланировке и переустройству индивидуального жилого дома под офисное здание, а так же при осмотре фактического состояния отсутствуют требуемые пожарные проезды и мероприятия согласно СП 4.13130.

В замечаниях Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж указано, что при визуальном осмотре нежилого здания <адрес> выявлено, что проектной документацией предусмотрено увеличение оконных проемов, затрагивается фасад здания.

Документация на указанные работы не представлена фасад нежилого здания не соответствует требованиям Дизайн-регламента «Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж», утвержденным постановлением администрации городского округа город Воронеж от 21.10.2015 № 806.» (л.д. 15-20).

Оценивая изложенные Управлением главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж и Управой Коминтерновского района городского округа г. Воронеж замечания, суд учитывает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В статье 23 Жилищного кодекса РФ закреплен порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

Часть 2 ст. 23 Жилищного кодекса РФ устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод.

Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи.

К числу таких документов относится подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) (п. 5 ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 8 статьи 23 ЖК РФ, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.

Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения (часть 9 статьи 23 ЖК РФ).

Постановлением Администрации городского округа г. Воронеж от 08.04.2013 № 312 утверждены положение и состав приемочной комиссии, подтверждающей завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

Согласно указанному Положению основной задачей приемочной комиссии является подтверждение завершения переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения. В целях реализации возложенных на нее задач приемочная комиссия осуществляет приемку в эксплуатацию переводимых жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения после завершения переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ. Решение принимается большинством голосов членов приемочной комиссии и оформляется актом приемочной комиссии по форме согласно приложению (пункты 1.3-1.4).

Приемочная комиссия имеет право проверять соответствие выполненных переустройства, и (или) перепланировки помещения, и (или) иных работ требованиям подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения; пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным установленным законодательством нормам. Приемочная комиссия обязана организовать проверку соответствия выполненного переустройства, и (или) перепланировки помещения, и (или) иных работ требованиям подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным установленным законодательством нормам (пункты 2.1.1, 2.2.1).

Как следует из установленных по делу обстоятельств, еще до издания Приказа Управления жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж № 1595 от 27.11.2019 о переводе жилого <адрес> в нежилое здание административным истцом был подготовлен рабочий проект по перепланировки и переустройству (л.д. 92-126). При этом фактически единственным условием перевода жилого дома в нежилое здание, согласно названному Приказу № 1595 от 27.11.2019, являлось выполнение работ, предусмотренных рабочим проектом.

Указанные работы выполнены административным истцом в соответствии с рабочим проектом, что подтверждается письмом Управления жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж от 01.12.2020 № 15320087 (л.д. 48), самим актом приемочной комиссии от 24.06.2021 № 48 (л.д. 16).

Следовательно, при соблюдении условия о выполнении работ согласно проекту по перепланировке и переустройству, в соответствии с документом, подтверждающем принятие решение о переводе, данное помещение считается переведенным в нежилое уже при получении соответствующего приказа и уведомления.

В этой связи, суд критически оценивает изложенные в оспариваемом акте замечания от Управления главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж и Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж.

При этом из представленного акта проверки от 29.01.2021 № 32, проведенной Инспекцией государственного строительного надзора Воронежской области в отношении <адрес> следует, что нарушений градостроительного законодательства РФ относящихся к компетенции Инспекции выявлено не было (л.д. 52). Замечания УГА Администрации городского округа г. Воронеж относительно нарушения требований Градостроительного кодекса РФ, Санитарных Правил нельзя признать обоснованными, поскольку в рассматриваемом случае объектом перевода является отдельно стоящий жилой дом, право собственности Майгура А.Ю. на который зарегистрировано 04.07.2008, строительство либо реконструкция данного объекта недвижимости в спорный период не производились, административным истцом были произведены только внутренние работы согласно рабочему проекту. Кроме того, каких-либо достоверных доказательств несоответствия выполненного переустройства и перепланировки помещения требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным установленным законодательством нормам в нарушении требований ст. 62 КАС РФ стороной административных ответчиков не представлено.

Вышеизложенное можно также отнести и к замечаниям, указанным в акте приемочной комиссии Управлением главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж и Управой Коминтерновского района городского округа г. Воронеж относительно несоблюдения требований Дизайн-регламента «Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж». К тому же, как выяснилось в ходе судебного заседания, нарушения указанного Дизайн-регламента выразилось в размещении рекламной конструкции в виде брандмауэрного панно на остеклении лицевого фасада дома и рекламной конструкции на фризе данного объекта недвижимости. Между тем, из пояснений представителей административных ответчиков следует, что размещение данных конструкций является устранимым обстоятельством. Указанное, по мнению суда, также не препятствует завершению процедуры, подтверждающей выполнение работ по переустройству и перепланировки необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве нежилого помещения.

Учитывая изложенное, суд удовлетворяет требования административного истца о признании незаконными действий членов приемочной комиссии от Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж, Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, выразившиеся в отказе утверждения акта приемочной комиссии № 48 от 24 июня 2021 года, подтверждающего завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого жилого дома в качестве нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> с целью восстановления нарушенных прав считает необходимым обязать данных административных ответчиков в течение тридцать дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к согласованию вышеуказанного акта приемочной комиссии.

В виду отсутствия замечаний в оспариваемом акте от Управления жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж и принятием решения о подтверждении выполненных работ по внутреннему переустройству рабочему проекту, суд отказывает в иске к Управлению жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж.

При этом необходимо отметить, что в силу представленного в суд письма Управления Росреестра по Воронежской области (л.д. 42-43) о целесообразности в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 32 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» направления вместе с актом приемочной комиссии документов, позволяющих идентифицировать объект недвижимости (в частности, технического плана), требования административного истца об обязании административных ответчиков направить акт приемочной комиссии, подтверждающей завершение переустройства и (или) перепланировки жилого дома, являются преждевременными и не отвечают способу восстановления нарушенного права, в связи с чем в удовлетворении этой части административных исковых требований суд отказывает.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Майгура А.Ю. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия членов приемочной комиссии от Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж, Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, выразившиеся в отказе утверждения акта приемочной комиссии № 48 от 24 июня 2021 года, подтверждающего завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого жилого дома в качестве нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Управление главного архитектора городского округа г. Воронеж, Управу Коминтерновского района городского округа г. Воронеж в течение тридцать дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к согласованию акта приемочной комиссии № 48 от 24 июня 2021, подтверждающего завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого жилого дома в качестве нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>.

Управлению главного архитектора городского округа г. Воронеж, Управе Коминтерновского района городского округа г. Воронеж необходимо сообщить в суд, Майгуру А.Ю. об исполнении решения суда в течение семи дней после его исполнения.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Майгура А.Ю. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: О.В. Оробинская

Решение в окончательной форме изготовлено 14.12.2021.

ДЕЛО № 2а-5422/2021

УИД: 36RS0002-01-2021-006184-21

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Оробинской О.В.,

при секретаре Саблиной Р.Ю.,

с участием представителя административного истца Майгура А.Ю. по доверенности Лозенкова О.А.,

представителя административного ответчика Управления жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж по доверенности Морозова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Майгура А.Ю. к Администрации городского округа г. Воронежа, Управлению главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж, Управе Коминтерновского района городского округа г. Воронеж о признании незаконным действий приемочной комиссии, выразившиеся в отказе в утверждении акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого жилого дома в качестве нежилого здания, обязании направить акт приемочной комиссии в Управление Росреестра по Воронежской области и выдать акт,

у с т а н о в и л :

Майгур А.Ю. обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа г. Воронеж, Управлению жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж, просил признать незаконным бездействие приемочной комиссии для подтверждения переустройства и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, выразившееся в ненаправлении акта приемочной комиссии в Управление Росреестра по Воронежской области для внесения соответствующих изменений в ЕГРН; обязать административных ответчиков направить акт приемочной комиссии в Управление Росреестра по Воронежской области для внесения соответствующих изменений в ЕГРН (л.д. 6-11).

Определением суда от 07.10.2021, занесенным в протокол судебного заседания, приняты уточнения предмета административных исковых требований, согласно которым административный истец просит признать незаконными действия приемочной комиссии для подтверждения завершения переустройства и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, в том числе ее членов от Управления главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж, Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, выразившиеся в отказе в утверждении акта подтверждающего завершение переустройства и (или) перепланировки, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> качестве нежилого здания; обязать приемочную комиссию направить акт приемочной комиссии, подтверждающей завершение переустройства и (или) перепланировки жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Управление Росреестра по Воронежской области для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости и выдать два экземпляра акта административному истцу в течение 14 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Свои требования мотивирует тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером (№), расположенный по адресу: <адрес>. Приказом управления жилищных отношений от 27.11.2019 № 1595 разрешен перевод жилого дома в нежилое здание при условии выполнения работ, предусмотренных рабочим проектом.

После производства предусмотренных проектом работ истец обратился в Управление жилищных отношений с заявлением о выдаче акта приемочной комиссии для ввода нежилого здания в эксплуатацию. Актом № 42 от 13.04.2020 истцу было отказано в выдаче положительного акта в связи с несоответствием переводимого здания требованиям Дизайн-регламента, утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 21.10.2015 № 806, в части отсутствия согласованного архитектурного решения.

Для скорейшего завершения перевода истец подготовил за счет собственных средств архитектурное решение и направил его на согласование в Управление главного архитектора администрации городского округа город Воронеж, несмотря на то, что при обращении с заявлением о переводе необходимость предварительно согласовывать архитектурное решение отсутствовала. Однако письмом от 20.07.2020 № 14496578 истцу было отказано в рассмотрении архитектурного решения по мотиву нарушения целевого назначения объекта капитального строительства. При этом Управлением главного архитектора было проигнорировано наличие приказа о переводе данного объекта из жилого дома в нежилое здание, их собственная позиция, высказанная ранее в рамках приемочной комиссии.

Вместе с тем, в результате общения с сотрудниками Управления главного архитектора и анализа действующего законодательства административный истец пришел к выводу, что отсутствие согласованного архитектурного решения не является основанием для отказа в выдаче акта приемочной комиссии, в связи с чем 07.11.2020 года в адрес администрации городского округа город Воронеж было направлено повторное заявление о выдаче данного акта.

Письмом от 01.12.2020 № 15320087 управление жилищных отношений сообщило, что замечания по выполненным внутренним работам по перепланировке и переустройству после перевода жилого помещения в нежилое помещение отсутствуют. Работы выполнены в соответствии с представленным рабочим проектом. Однако, согласно позиции Управления главного архитектора, изложенной в письме от 27.11.2020 № 15320087, выявленные нарушения Дизайн-регламента не позволяют рассмотреть вопрос о переводе жилого дома в офисное здание.

Административный истец обжаловал отказ в выдаче акта приемочной комиссии в судебном порядке: решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 23.03.2021 исковые требования были удовлетворены частично, на администрацию городского округа город Воронеж была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истца о выдаче акта приемочной комиссии.

24.06.2021 приемочной комиссией для подтверждения завершения переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения был составлен акт № 48, в котором указано, что работы по внутреннему переустройству выполнены в соответствии с рабочим проектом, однако не соответствует использование переводимого объекта ряду норм; в утверждении положительного акта членами комиссии от Управления главного архитектора городского округа АГО г. Воронеж, Управы Коминтерновского района городского округа город Воронеж отказано.

Ссылаясь на требования Жилищного и Градостроительного кодексов РФ, Положение о приемочной комиссии, утв. Постановлением Администрации городского округа г. Воронеж от 08.04.2013 № 312, Административный регламент утв. Постановлением Администрации городского округа г. Воронеж от 08.08.2012 № 678 считает отказ в утверждении акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве нежилого помещения незаконным (л.д. 81-89).

В связи с принятием уточнений административных исковых требований определением суда от 07.10.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж, Управа Коминтерновского городского округа г. Воронеж.

Судебное заседание по делу было назначено на 24.11.2021, 14.30 час., затем объявлен перерыв до 30.11.2021, 11.00 час.

Административный истец Майгур А.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца Майгура А.Ю. по доверенности Лозенков О.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснил изложенное, также поддержал письменные пояснения (л.д. 146).

Представитель административного ответчика Управления жилищных отношений Администрации городского г. Воронеж по доверенности Морозов М.А. в судебном заседании административные исковые требования на признал, представил письменные возражения на иск (л.д. 37-41, 147-149).

Представитель административного ответчика Управления главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж по доверенности Барцев С.А. после объявленного перерыва в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, представил письменный отзыв на иск (л.д. 150-155, 157-162).

Административный ответчик Управа Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, заинтересованные лица Управление экологии администрации городского округа г. Воронеж, Управление Росреестра по Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государствен­ной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных от­дельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наде­ленные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что на­рушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осу­ществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возло­жены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодек­сом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездей­ствия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы админи­стративного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано со­ответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) пол­номочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого дей­ствия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия ос­париваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие осно­вания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что административный истец Майгур А.Ю. является собственником жилого дома, кадастровый (№), расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 90-91).

27.11.2019 Управлением жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж издан приказ № 1595 о переводе жилого <адрес> в нежилое здание. В данном приказе указано: «…2. Рекомендовать Майгур А.Ю.: 2.1 После окончания работ, предусмотренных рабочим проектом, в установленном порядке ввести помещение в эксплуатацию и получить акт приемочной комиссии…» (л.д. 44). На основании приказа от 27.11.2019 № 1595 административному истцу выдано уведомление от 27.11.2019 о переводе жилого помещения в нежилое помещение (л.д. 168).

13.04.2020 приемочной комиссией, подтверждающей завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, составлен акт, согласно которому выявлены несоответствия подготовленному и оформленному в установленном порядке проекту переустройства и (или) перепланировки переводимого здания требованиям Дизайн-регламенту, утв. Постановлением Администрации городского округа г. Воронеж от 21.05.2015 № 806 (л.д. 163, 163 обр. сторона).

07.11.2020 Майгур А.Ю. обратился в Администрацию городского округа г. Воронеж с заявлением, в котором повторно просил выдать ему акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения для внесения соответствующих изменений в ЕГРН и изменения статуса жилого дома по адресу: <адрес> на нежилое здание.

Письмом от 01.12.2020 № 1520087 Управление жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж сообщило административному истцу о рассмотрении его обращения комиссией подтверждающей завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, указав, что у УЖО отсутствуют замечания по выполненным внутренним работам по перепланировке и переустройству после перевода жилого помещения в нежилое помещение. Работы выполнены в соответствии с представленным рабочем проектом. По информации Управы Коминтерновского района выявлены нарушения требований Дизайн-регламента, утв. Постановлением Администрации городского округа г. Воронеж от 21.05.2015 № 806 (л.д. 48, 48 обр. сторона). К письму прилагалась информация, полученная от Управления главного архитектора (л.д. 49-51). При этом акт приемочной комиссии выдан не был.

23.03.3021 состоялось решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа, согласно которому суд признал незаконным отказ Майгуру А.Ю. в выдаче акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения, выраженного в письме от 01.12.2020 № 15320087 Управления жилищных отношении Администрации городского округа г. Воронеж и обязал Администрацию городского округа г. Воронеж повторно рассмотреть заявление Майгура А.Ю. от 07.11.2020 (л.д. 164-170).

В связи с чем 24.06.2021 приемочной комиссией составлен акт № 48, подтверждающей завершение переустройства и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения. Решением приемочной комиссии постановлено, что на основании осмотра в натуре предъявленных к приемке помещении (элементов, инженерных систем) и прилегающей территории и проверки соответствия проектной документации установлено, что работы по внутреннему переустройству выполнены в соответствии с рабочим проектом.

При этом в акте присутствуют замечания от Управления главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж и Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж.

В свои замечаниях УГА указало, что в соответствии с правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденными Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II (далее - ГШ), объект по вышеуказанному адресу находится в зоне Ж 1 - зона малоэтажной индивидуальной застройки. Данная зона предназначена для формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов (коттеджей) и с минимальным размещенным набором услуг местного значения.

Отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи являются основным видом разрешенного использования в зоне Ж 1. Для данного вида разрешенного использования установлены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка для данного вида объекта составляет 50%.

Отмечено, что к основным видам разрешенного использования в зоне Ж 1 относятся научные организации, учреждения проектные организации, офисы, проектные и конструкторские бюро, информационные центры. Для данного вида разрешенного использования установлены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Максимальный процент застройки в границах земельного участка определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка, - 45%. Максимальный процент плотности застройки в границах земельного участка определяемый как отношение площади всех надземных этажей зданий и сооружений, которые могут быть построены на участке, к площади участка, -90%.

Кроме того, в соответствии с ПЗЗ установлены требования к минимальному количеству машино-мест для стоянки (размещения) индивидуального транспорта в границах земельного участка.

В связи с тем, что в представленных материалах отсутствует технико- экономические показатели объекта капитального строительства, определить функционал, а так же соответствие вышеуказанным требованиям ПЗЗ не представляется возможным.

Минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, устанавливаются в соответствии с пунктом 1 части 8 ПЗЗ. Для объектов капитального строительства,

расположенных в границах территориальной зоны Ж 1 минимальные отступы от границ земельных участков составляют - 3 м.

05.03.2020 в составе приемочной комиссии в соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 08.04.2013 № 312 (ред. от 17.01.2020) «О приемочной комиссии, подтверждающей завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения» организован выезд для визуального обследования объекта (индивидуальный жилой дом) по адресу: <адрес>.

При осмотре объекта была представлена документация по перепланировке и переустройству индивидуального жилого дома под офисное здание по адресу: <адрес> за 2019 год. Необходимо отметить, что в архиве управления отсутствует согласованное архитектурное решение по вышеуказанному адресу.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 190-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Управлением 15.07.2020 был направлен запрос в отдел подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства администрации городского округа город Воронеж по вопросу законности строительства (реконструкции) рассматриваемого объекта.

По информации отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства администрации городского округа город Воронеж, за период с 2010 года документация для получения разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, не предоставлялась, разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на указанном земельном не выдавались.

Дополнительно сообщалось, что на территории городского округа город Воронеж действует Дизайн-регламент «Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж» (далее — Дизайн-регламент), утвержденный постановлением администрации городского округа город Воронеж от 21.10.2015 806 (в редакции постановления администрации городского округа город Воронеж от 15.11.2019 № 1086), который устанавливает единые и обязательные для исполнения требования по содержанию фасадов зданий и сооружений, определяет типы и виды рекламных и информационных конструкций, иных элементов, допустимых и не допустимых к размещению на фасадах зданий и сооружений, требования к внешнему виду и установке (размещению) указанных элементов на фасадах зданий и сооружений, в целях обеспечения комплексного решения существующей архитектурной среды, сохранения архитектурно-исторического наследия, формирования целостного архитектурно-эстетического облика города.

В соответствии с пунктом 9.2.9 Дизайн-регламента, информационные конструкции - информационные элементы и устройства фасадов здании и сооружений, предназначенные для размещения сведений о наименовании (коммерческом обозначении, фирменном наименовании) заинтересованного лица (в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака, правообладателем которого является заинтересованное лицо) а также иной информации для потребителей (о виде (типе, профиле) деятельности, виде и ассортименте реализуемых товаров и услуг), размещенные непосредственно в месте нахождения указанного заинтересованного лица либо в месте реализации товара, оказания услуг указанным заинтересованным лицом и не содержащие сведений рекламного характера.

В результате комиссионного осмотра зафиксировано размещение рекламных конструкций в виде брандмауэрного панно на остеклении лицевого фасада индивидуального жилого дома, просматриваемого с улицы (ул. 45 Стрелковой дивизии является улицей строгой регламентации согласно Дизайн-регламента) и рекламной конструкции на фризе индивидуального жилого дома.

Размещение информационных конструкций на фасаде индивидуального жилого дома направлено на информирование потребителей о месте нахождения организаций, виде, типе, профиле реализуемых ими товаров и услуг.

Таким образом, помещения в индивидуальном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение целевого назначения объекта капитального строительства используются как нежилые (торговые).

Одновременно сообщают, что согласно п. 5.2.13 Дизайн-регламента, устройство входов в помещения подвального или цокольного этажа на лицевом фасаде здания (сооружения) необходимо осуществлять за счет внутреннего пространства здания (сооружения) с соблюдением принципа максимального сохранения архитектурной композиции фасада.

Допускается устройство входов в помещения подвального или цокольного этажа на боковом фасаде здания (сооружения) при наличии необходимых проектных обоснований в порядке, установленном пунктом 3.7 настоящего Дизайн-регламента, с соблюдением принципа максимального сохранения архитектурной композиции фасада и сохранения минимальной ширины пешеходного тротуара и пожарного проезда.

Входы в помещения подвального или цокольного этажа должны иметь единое решение в пределах всего фасада, располагаться согласованно с входами первого этажа, соответствовать паспорту фасада здания (сооружения), не препятствовать движению пешеходов и транспорта.

Учитывая вышеизложенное, рассмотреть возможность перевода объекта капитального строительства «индивидуальный жилой дом» в объект капитального строительства «офисное здание», а так же завизировать акты завершения переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве нежилого помещения управлением не представляется возможным.

Дополнительно сообщают о том, что в соответствии с пунктом 7.1. СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты». Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утверждённого приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 (ред. от 14.02.2020) - (далее СП 4.13130), для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство:

пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами;

средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений;

противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров).

В соответствии с пунктом 8.6. СП 4.13130 ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:

3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;

4,2 метра - при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно.

В соответствии с пунктом 8.8.СП 4.13130, расстояние от внутреннего края подъезда до наружных стен или других ограждающих конструкций жилых и общественных зданий, сооружений должно составлять:

для зданий высотой до 28 метров включительно - 5 - 8 метров;

для зданий высотой более 28 метров - 8 - 10 метров.

В соответствии с пунктом 8.10. СП 4.13130, в замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

В соответствии с пунктом 8.13, СП 4.13130, тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 х 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

В представленной документации по перепланировке и переустройству индивидуального жилого дома под офисное здание, а так же при осмотре фактического состояния отсутствуют требуемые пожарные проезды и мероприятия согласно СП 4.13130.

В замечаниях Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж указано, что при визуальном осмотре нежилого здания <адрес> выявлено, что проектной документацией предусмотрено увеличение оконных проемов, затрагивается фасад здания.

Документация на указанные работы не представлена фасад нежилого здания не соответствует требованиям Дизайн-регламента «Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж», утвержденным постановлением администрации городского округа город Воронеж от 21.10.2015 № 806.» (л.д. 15-20).

Оценивая изложенные Управлением главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж и Управой Коминтерновского района городского округа г. Воронеж замечания, суд учитывает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В статье 23 Жилищного кодекса РФ закреплен порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

Часть 2 ст. 23 Жилищного кодекса РФ устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод.

Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи.

К числу таких документов относится подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) (п. 5 ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 8 статьи 23 ЖК РФ, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.

Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения (часть 9 статьи 23 ЖК РФ).

Постановлением Администрации городского округа г. Воронеж от 08.04.2013 № 312 утверждены положение и состав приемочной комиссии, подтверждающей завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

Согласно указанному Положению основной задачей приемочной комиссии является подтверждение завершения переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для использования переводимого помещения в качестве жилого или нежилого помещения. В целях реализации возложенных на нее задач приемочная комиссия осуществляет приемку в эксплуатацию переводимых жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения после завершения переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ. Решение принимается большинством голосов членов приемочной комиссии и оформляется актом приемочной комиссии по форме согласно приложению (пункты 1.3-1.4).

Приемочная комиссия имеет право проверять соответствие выполненных переустройства, и (или) перепланировки помещения, и (или) иных работ требованиям подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения; пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным установленным законодательством нормам. Приемочная комиссия обязана организовать проверку соответствия выполненного переустройства, и (или) перепланировки помещения, и (или) иных работ требованиям подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным установленным законодательством нормам (пункты 2.1.1, 2.2.1).

Как следует из установленных по делу обстоятельств, еще до издания Приказа Управления жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж № 1595 от 27.11.2019 о переводе жилого <адрес> в нежилое здание административным истцом был подготовлен рабочий проект по перепланировки и переустройству (л.д. 92-126). При этом фактически единственным условием перевода жилого дома в нежилое здание, согласно названному Приказу № 1595 от 27.11.2019, являлось выполнение работ, предусмотренных рабочим проектом.

Указанные работы выполнены административным истцом в соответствии с рабочим проектом, что подтверждается письмом Управления жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж от 01.12.2020 № 15320087 (л.д. 48), самим актом приемочной комиссии от 24.06.2021 № 48 (л.д. 16).

Следовательно, при соблюдении условия о выполнении работ согласно проекту по перепланировке и переустройству, в соответствии с документом, подтверждающем принятие решение о переводе, данное помещение считается переведенным в нежилое уже при получении соответствующего приказа и уведомления.

В этой связи, суд критически оценивает изложенные в оспариваемом акте замечания от Управления главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж и Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж.

При этом из представленного акта проверки от 29.01.2021 № 32, проведенной Инспекцией государственного строительного надзора Воронежской области в отношении <адрес> следует, что нарушений градостроительного законодательства РФ относящихся к компетенции Инспекции выявлено не было (л.д. 52). Замечания УГА Администрации городского округа г. Воронеж относительно нарушения требований Градостроительного кодекса РФ, Санитарных Правил нельзя признать обоснованными, поскольку в рассматриваемом случае объектом перевода является отдельно стоящий жилой дом, право собственности Майгура А.Ю. на который зарегистрировано 04.07.2008, строительство либо реконструкция данного объекта недвижимости в спорный период не производились, административным истцом были произведены только внутренние работы согласно рабочему проекту. Кроме того, каких-либо достоверных доказательств несоответствия выполненного переустройства и перепланировки помещения требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным установленным законодательством нормам в нарушении требований ст. 62 КАС РФ стороной административных ответчиков не представлено.

Вышеизложенное можно также отнести и к замечаниям, указанным в акте приемочной комиссии Управлением главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж и Управой Коминтерновского района городского округа г. Воронеж относительно несоблюдения требований Дизайн-регламента «Внешний вид фасадов зданий и сооружений в городском округе город Воронеж». К тому же, как выяснилось в ходе судебного заседания, нарушения указанного Дизайн-регламента выразилось в размещении рекламной конструкции в виде брандмауэрного панно на остеклении лицевого фасада дома и рекламной конструкции на фризе данного объекта недвижимости. Между тем, из пояснений представителей административных ответчиков следует, что размещение данных конструкций является устранимым обстоятельством. Указанное, по мнению суда, также не препятствует завершению процедуры, подтверждающей выполнение работ по переустройству и перепланировки необходимых для обеспечения использования переводимого помещения в качестве нежилого помещения.

Учитывая изложенное, суд удовлетворяет требования административного истца о признании незаконными действий членов приемочной комиссии от Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж, Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, выразившиеся в отказе утверждения акта приемочной комиссии № 48 от 24 июня 2021 года, подтверждающего завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого жилого дома в качестве нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> с целью восстановления нарушенных прав считает необходимым обязать данных административных ответчиков в течение тридцать дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к согласованию вышеуказанного акта приемочной комиссии.

В виду отсутствия замечаний в оспариваемом акте от Управления жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж и принятием решения о подтверждении выполненных работ по внутреннему переустройству рабочему проекту, суд отказывает в иске к Управлению жилищных отношений Администрации городского округа г. Воронеж.

При этом необходимо отметить, что в силу представленного в суд письма Управления Росреестра по Воронежской области (л.д. 42-43) о целесообразности в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 32 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» направления вместе с актом приемочной комиссии документов, позволяющих идентифицировать объект недвижимости (в частности, технического плана), требования административного истца об обязании административных ответчиков направить акт приемочной комиссии, подтверждающей завершение переустройства и (или) перепланировки жилого дома, являются преждевременными и не отвечают способу восстановления нарушенного права, в связи с чем в удовлетворении этой части административных исковых требований суд отказывает.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Майгура А.Ю. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия членов приемочной комиссии от Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж, Управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, выразившиеся в отказе утверждения акта приемочной комиссии № 48 от 24 июня 2021 года, подтверждающего завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого жилого дома в качестве нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Управление главного архитектора городского округа г. Воронеж, Управу Коминтерновского района городского округа г. Воронеж в течение тридцать дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к согласованию акта приемочной комиссии № 48 от 24 июня 2021, подтверждающего завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, необходимых для обеспечения использования переводимого жилого дома в качестве нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>.

Управлению главного архитектора городского округа г. Воронеж, Управе Коминтерновского района городского округа г. Воронеж необходимо сообщить в суд, Майгуру А.Ю. об исполнении решения суда в течение семи дней после его исполнения.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Майгура А.Ю. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Коминтерновский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: О.В. Оробинская

Решение в окончательной форме изготовлено 14.12.2021.

1версия для печати

2а-5422/2021 ~ М-4335/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Майгур Александр Юрьевич
Ответчики
Управа Коминтерновского района городского округа город Воронеж
Управление главного архитектора г.о.г Воронеж
Администрация г.о. г. Воронеж
Другие
Управление Росреестра по Воронежской области
Морозов М.А.
Лозенков О.А.
Барцев С.А.
Белых Р.Д.
Управление жилищных отношений администрации городского округа г. Воронеж
Управление экологии администрации г.о.г. Воронеж
Косых Л.Е.
Суд
Коминтерновский районный суд г. Воронежа
Судья
Оробинская Ольга Валентиновна
Дело на странице суда
kominternovsky--vrn.sudrf.ru
12.08.2021Регистрация административного искового заявления
12.08.2021Передача материалов судье
12.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2021Подготовка дела (собеседование)
12.08.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.09.2021Предварительное судебное заседание
13.09.2021Предварительное судебное заседание
05.10.2021Судебное заседание
07.10.2021Судебное заседание
07.10.2021Судебное заседание
03.11.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
24.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Судебное заседание
14.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее