№2-1568/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2015 года |
город Сегежа |
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи при секретаре |
Ткачук Н.А., Таркан А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романчук С.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегежа Республики Карелия о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Романчук С.М. обратилась в суд с указанным выше иском, просит признать незаконным решение ГУ-УПФ в г. Сегежа РК №№... от ХХ.ХХ.ХХ. года об отказе во включении периодов нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации в стаж работы по педагогической деятельности для досрочного назначения пенсии; включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды нахождения в учебных отпусках с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, период нахождения на курсах повышения квалификации с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года.
Требования обоснованы тем, что Романчук С.М. обратилась к ответчику для заблаговременной работы по подготовке документов, необходимых для назначения досрочной страховой пенсии. Решением ГУ-УПФ в г. Сегежа РК №№... от ХХ.ХХ.ХХ. года из педагогического стажа истицы, необходимого для назначения досрочной пенсии, были исключены указанные выше периоды.
Данное решение истица считает незаконным. Учебные отпуска предоставлялись Романчук С.М. как педагогу с сохранением заработной платы, в период нахождения в учебных отпусках за Романчук С.М. уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, истица указывает, что педагог относится к категории работников, для которых повышение квалификации является обязательным условием выполнения им работы. На курсы повышения квалификации педагог направляется на основании приказа, во время нахождения на курсах получает среднюю заработную плату, за этот период уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Истица полагает, что периоды ее нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.
В процессе рассмотрения дела по существу истица дополнительно просила включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период педагогической деятельности с ХХ.ХХ.ХХ. года (7 дней) по ХХ.ХХ.ХХ. года 17 дней), взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере <...> рублей.
В судебном заседании истица поддержала измененные исковые требования в полном объеме, пояснила, что с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. года проходила производственную практику в период учебы на основании соответствующего приказа. Работала с детьми, получала заработную плату.
Представитель ответчика Ефимова Е.Н., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила, что в указанные истицей периоды доказательств, подтверждающих выполнение педагогических обязанностей, не представлено.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля Х.Е.А.., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается записями в трудовой книжке, Романчук С.М., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, с ХХ.ХХ.ХХ. года по 15 ХХ.ХХ.ХХ. года проходила обучение в Петрозаводском педучилище №1, с ХХ.ХХ.ХХ. года по назначена воспитателем в <...>, с ХХ.ХХ.ХХ. года назначена воспитателем <...>, с ХХ.ХХ.ХХ. года переведена на должность <...> того же учреждения, с ХХ.ХХ.ХХ. года переведена на должность <...>, 08 ХХ.ХХ.ХХ. года уволена по собственному желанию. С ХХ.ХХ.ХХ. года истица приняла на работу <...> в муниципальное образовательное учреждение «<...> ХХ.ХХ.ХХ. года уволена по собственному желанию; с ХХ.ХХ.ХХ. года принята на работу <...> в Муниципальное <...>, где работает по настоящее время (с учетом реорганизации и переименований учреждения).
Из представленных в материалы дела справок, уточняющих характер работы или условиях труда, Романчук С.М. постоянно осуществляла педагогическую деятельность в муниципальных учреждениях для детей в периоды, указанные в трудовой книжке, выполняла норму рабочего времени (педагогической (учебной) нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Из представленных суду документов также следует, что в период с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. год истица обучалась в Петрозаводском педагогическом училище № 1 по специальности <...>. После обучения истице присвоена квалификация учителя начальных классов, старшего пионерского вожатого.
В ХХ.ХХ.ХХ. году Романчук С.М. окончила обучение в Карельском государственном педагогическом университете, по окончании обучения ей присвоена квалификация «учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования».
Согласно решению ГУ-УПФ в г. Сегежа РК от 29 апреля 2015 года №2540 Романчук С.М. отказано во включении в ее педагогический стаж периодов нахождения в учебных отпусках с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с 03 ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, периода нахождения на курсах повышения квалификации с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года.
Вместе с тем, с отказом ответчика включить спорные периоды в педагогический стаж истицы согласиться нельзя.
Гарантированное каждому статьей 39 Конституции РФ право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, предусмотрена должность воспитателя в общеобразовательных школах-интернатах, школах-интернатах всех наименований, а также должность социального педагога в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: школа-интернат, в том числе специальная (коррекционная) для детей с отклонениями в развитии; детский дом, в том числе санаторный, специальный (коррекционный) для детей с отклонениями в развитии.
Как установлено судом, Романчук С.М. в качестве <...>, выполняла норму рабочего времени (педагогической нагрузки).
Разрешая вопрос о включении периодов нахождения Романчук С.М. в учебных отпусках, суд исходит из следующего.
Статьями 196 и 198 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего в период обучения истца в высшем учебном заведении, предусматривался оплачиваемый отпуск в связи с обучением работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.
Аналогичное правило закреплено и в статье 173 Трудового кодекса РФ.
Этот отпуск предоставляется сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, в связи с чем его следует рассматривать как дополнительный отпуск.
Более того, ранее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение оспариваемых периодов в льготный стаж.
В Рекомендации Международной организации труда от 24 июня 1974 года №148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
С учетом изложенного, периоды нахождения Романчук С.М. в учебных отпусках с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с 02 ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, период прохождения производственной практики в ХХ.ХХ.ХХ. года (7 дней), в ХХ.ХХ.ХХ. года (17 дней) подлежат включению в педагогический стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Разрешая вопрос о включении в педагогический стаж истицы периода нахождения на курсах повышения квалификации с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Аналогичные правила сохранения рабочего места и заработной платы действуют при направлении работника на стажировку, конференции, семинары. Кроме того, в силу специфики педагогической деятельности прохождение стажировки, обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах и конференциях необходимо педагогическим работникам, поскольку перечисленные периоды направлены на повышение общей цели - повышение уровня знаний, квалификации педагогического работника, что имеет особенно важное значение в осуществлении задач, связанных с конституционным правом каждого на обучение. Кроме того, за указанные периоды производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
С учетом изложенного, период прохождения Романчук С.М. курсов повышения квалификации с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года подлежит включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, вне зависимости от его продолжительности.
Суд не находит оснований для удовлетворения требований Романчук С.М. в части компенсации морального вреда, так как на основании п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда взыскивается лишь в случаях, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом. Поскольку закон не предусматривает возможности компенсации морального вреда гражданину при нарушении его пенсионных прав, в удовлетворении данных требований следует отказать.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Романчук С.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегежа Республики Карелия о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегежа Республики Карелия включить Романчук С.М. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды нахождения в учебных отпусках с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, период нахождения на курсах повышения квалификации с ХХ.ХХ.ХХ. года по ХХ.ХХ.ХХ. года, период прохождения производственной практики в ХХ.ХХ.ХХ. года (7 дней), в ХХ.ХХ.ХХ. года (17 дней).
В удовлетворении остальных требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сегежа Республики Карелия в пользу Романчук Светланы Михайловны судебные расходы в размере <...> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Ткачук
Мотивированное решение в порядке
ч. 2 ст. 199 ГПК РФ изготовлено 25.07.2015г.