Дело № 2а-3822/18-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Градусовой Елены Николаевны о признании предписания Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия от 15.11.2017 незаконным,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что 15.11.2017 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее Росреестр, Управление, административный ответчик) административному истцу выдано предписание №277/312-2017 о нарушении ею ст. 26 Земельного кодекса РФ, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ - самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, предписано устранить указанное нарушение в установленном законодательством РФ порядке в срок до 15 мая 2018 года. Полагая данное предписание незаконным, административный истец просит признать его незаконным.
Градусова Е.Н., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебном заседании не присутствовала, просила рассмотреть дело без ее участия, представитель административного истца Домрачеев В.А. на заявленных требованиях настаивал, ходатайствовал о восстановлении срока оспаривания предписания.
Представитель административного ответчика – Илецкая О.В., действующая на основании доверенности, иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, дополнительно представила в суд акт проверки № 138/0-2018 от 04.06.2018, согласно которого предписание исполнено, нарушения устранены в полном объеме.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы административного дела, материалы гражданского дела « 2-546/2018 в 4-х томах, административное дело № 12-49/18-7, дело технической инвентаризации домовладения, дела правоустанавливающих документов от 25.02.2013, 08.09.2016, 09.09.2016, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что в рамках реализации полномочий Управления по осуществлению государственного земельного надзора, на основании поручения прокуратуры Республики Карелия от 27.09.2017 № 07-24-2017 уполномоченным должностным лицом Управления совместно с представителями прокуратуры Республики Карелия и Управления Росприроднадзора по Республике Карелия 05.10.2017 проведено обследование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен в аренду Градусовой Е.Н. на основании договора аренды земельного участка от 07.10.2009 года № 9514. На момент проверки земельный участок принадлежал на праве собственности Градусовой Е.Н. на основании договора купли-продажи земельного участка от 05.11.2015 года № 1307, о чем в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) имеется запись регистрации от 19.11.2015 года № 10-10/001-10/001/042/2015-471/1. Земельный участок отнесен к категории земель: «земли населенных пунктов», имеет вид разрешенного использования: «дачное строение», площадь 620 кв.м. Участок является ранее учтенным, его границы определены в соответствии с действующим законодательством.
Согласно сведениям ЕГРН в границах указанного земельного участка располагается ОКС с кадастровым номером № (наименование: «дом», назначение: «нежилое», площадь <данные изъяты> кв.м.), принадлежащий на праве собственности Градусовой Е.Н. на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 31.08.2016 года, о чем в ЕГРН имеется запись регистрации от 08.09.2016 года № 10-10/001-10/001/024/2016-1913/.
А также ОКС с кадастровым номером № (наименование: «баня», назначение: «нежилое», площадь <данные изъяты> кв.м.), который также принадлежит на праве собственности Градусовой Е.Н. на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 31.08.2016 года, о чем в ЕГРН имеется запись регистрации от 08.09.2016 года№ 10-10/001-10/001/024/2016-1914/.
Фактически, на местности, земельный участок с кадастровым номером № располагается на острове, к которому от материковой части ведет узкая насыпь из камней. Указанная насыпь упирается в металлическое ограждение из зеленой сетки на столбах с бетонным фундаментом. Ограждение берет свое начало в акватории озера и продолжается на суше, тем самым полностью перекрывая проход на указанный остров. На острове располагается дом, баня, беседка, хозяйственная постройка. Также имеется бетонное кольцо с люком (предположительно колодец).
При проведении обследования произведены обмер границ проверяемого земельного участка и определено местоположение характерных точек границ проверяемого земельного участка. Указанные измерения произведены спутниковым геодезическим оборудованием Торсоп Hiper SR (свидетельство о поверке от 20.03.2017 № 0106316, действительно до 19.03.2018 - на момент проведения контрольно-надзорных мероприятий). В результате указанных действий установлено, что наименьшее расстояние от дома до уреза воды составляет 5,01 м, от бани 4,09 м, от беседки 2,69 м, от бетонного кольца с люком 5,34 м. За пределами установленных границ земельного участка с кадастровым номером № располагается бетонное кольцо с люком и, частично, беседка.
Учитывая наличие вышеуказанного ограждения, преграждающего вход на остров, был сделан вывод о единоличном использовании всей территории острова Градусовой Е.Н.
Установив, что в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Градусовой Е.Н. на какие-либо иные земельные участки, расположенные в пределах указанного острова, с целью проверки результатов проведенного обследования, установления всех обстоятельств дела и пресечения возможного административного правонарушения, Управлением было принято решение о проведении внеплановой документарной проверки соблюдения требований земельного законодательства в отношении Градусовой Е.Н. на земельном участке с кадастровым номером №.
15.11.2017 внеплановой проверкой выявлен факт нарушения Градусовой Е.Н. требований земельного законодательства Российской Федерации, а именно ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, по делу № 277/312-2017 административному истцу выдано предписание от 15.11.2017 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 15.05.2018 года.
Не согласившись с данным предписанием, Градусова Е.Н. 07 мая 2018 года обратилась с настоящим административным исковым заявлением в Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами административного дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Управление осуществляет государственный земельный надзор в пределах полномочий, определенных Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2016 №180, Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 (далее - Положение).
Оспариваемое предписание было вынесено Управлением Росреестра в порядке осуществления государственного земельного надзора, который, как следует из пункта 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, предполагает деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (пункт 1); осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом (пункт 4), выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (пункт 5).
Согласно пункту 7 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации в соответствии с подпунктом 2 части 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации проводятся в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора согласно пункту 3 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Таким образом, установив факт отсутствия законных оснований занятия и использования Градусовой Е.Н. земельного участка, расположенного за пределами границ участка, предоставленного ей в собственность, Управление Росреестра в соответствии с действующим законодательством в пределах компетенции государственного органа вынесло оспариваемое предписание.
Кроме того, в судебное заседание представителем административного ответчика представлен акт внеплановой выездной проверки № 138/0-2018 от 04.06.2018 исполнения Градусовой Е.Н. оспариваемого предписания, проведенной на основании распоряжения органа государственного надзора от 27.04.2018 № 420-РП/ТП, которым установлено, что земельный участок в береговой полосе Онежского озера освобожден от бетонного кольца с люком. Беседка, частично располагавшаяся за пределами сформированных границ, демонтирована. Произведен также демонтаж ограждения. Нарушение устранено, предписание выполнено.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 219 КАС РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219).
Судом установлено, что о принятом предписании от 15.11.2017 №277/312-2017 о нарушении Градусовой Е.Н. ст. 26 Земельного кодекса РФ, вынесенным государственным инспектором Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия административный истец узнала 27.11.2017, что подтверждается ее подписью в уведомлении о вручении почтовой корреспонденции. Градусова Е.Н. обратилась с административным иском о признании незаконным и отмене оспариваемого предписания только 07.05.2018, т.е. со значительным пропуском процессуального срока.
По смыслу указанных выше законоположений установленный законом трехмесячный срок на обжалование может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность обращения в суд. К уважительным причинам пропуска процессуального срока, в частности, могут быть отнесены: обстоятельства, связанные с личностью заявителя, как-то: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.
Давая оценку представленным административным истцом доводам, изложенным в ходатайстве о восстановлении срока на обжалование, суд не находит указанные причины уважительными, вместе с тем, пропуск срока более чем на пять месяцев применительно к установленному трехмесячному сроку на обжалование является значительным.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, в соответствии с частью 5 статьи 138, частью 5 статьи 180 КАС РФ, отказывает в удовлетворении заявления в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
При таких обстоятельствах, проанализировав вышеназванные положения законодательства, учитывая обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в иске.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 227 КАС РФ, суд,
решил:
В удовлетворении административного иска Градусовой Елены Николаевны отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 08.06.2018