Дело №2-90/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд в составе:
председательствующий судья Утянский В.И.,
при секретаре Тимушевой Н.М.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании 23 января 2015г. в г. Ухте гражданское дело по заявлению Искандярова Р.А. о признании незаконным действий администрации ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК, ФКЛУБ-18 УФСИН России по РК, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по неоказанию надлежащей медицинской помощи,
у с т а н о в и л:
Исканядяров Р.А., отбывающий наказание в ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК, обратился в Ухтинский городской суд с исковым заявлением, просит признать незаконными действия (бездействия) администрации ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК и ФКЛУБ-18 УФСИН России по РК выразившихся в неоказании ему надлежащей медицинской помощи, а именно, не предоставление одного из препаратов ...., тем самым нарушая схему назначенной ...., что может негативно отразится на его здоровье. Истец просит суд признать действия администрации учреждений незаконными и устранить имеющиеся нарушения.
В ходе судебного разбирательства к участию привлечено ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Искандяров Р.А., отбывающий уголовное наказание в виде лишения свободы, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, письменно изложил просьбу рассмотреть дело в его отсутствие.
В силу ст. 77.1 УИК РФ осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого могут быть по определению суда либо постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии. Тем самым, действующее уголовно-исполнительное законодательство, а также гражданское процессуальное законодательство не предусматривают возможность этапирования осужденных из исправительных колоний в суды для участия в разбирательствах по гражданским делам.
Согласно ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей, что было также разъяснено судом заявителю письменно. В соответствии со ст. 50 ГПК РФ суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях. Названное обстоятельство не лишает истца возможности обратиться за юридической помощью, что также предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством. Предусмотренных законом случаев для назначения осужденному адвоката для представления его интересов по гражданскому делу по делу не усматривается.
При указанных обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований к этапированию осужденного в следственный изолятор №2 для участия в судебном заседании в Ухтинском городском суде. Процессуальные права и обязанности осужденному разъяснялись судом в письменной форме.
В силу ст. 3 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Из ч. 4 ст. 3 УИК РФ следует, что рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
Часть 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. (ратифицированной Россией в соответствии с федеральным законом от 30.03.1998г. № 54-ФЗ) предусматривает право каждого в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. При этом статья 6 Конвенции гарантирует гражданину не право быть заслушанным лично в гражданском суде, а более общее право на эффективное изложение своих доводов в суде и равенство сторон, когда одна сторона не ставится невыгодное положение по сравнению с противоположной стороной. Часть 1 статьи 6 Конвенции предоставляет государству свободный выбор средств для обеспечения этих прав участников гражданского судопроизводства.
Суд при рассмотрении дела исходит из следующего. Истец и ответчик в силу статей 19 (часть 1) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации равны перед законом и судом, а разрешение судом возникшего между ними спора должно осуществляться в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон. Названным конституционным нормам корреспондируют положения статей 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые гарантируют равенство всех перед законом и судом, право каждого на справедливое разбирательство спора о гражданских правах и обязанностях независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Эти положения, как относящиеся к общепризнанным принципам и нормам международного права, согласно статье 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Судебное разбирательство по указанному исковому заявлению проводится открыто, что не противоречит нормам ст. 123 Конституции РФ, а также ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966г.
Как отметил в определении от 19.05.2009г. №576-О-П Конституционный Суд России, рассматривая вопрос о личном участии осужденного к лишению свободы в судебном заседании по гражданскому делу, суд обязан учесть все обстоятельства дела, в том числе характер затрагиваемых при этом конституционных прав, и принять обоснованное и мотивированное решение о форме участия осужденного в судебном разбирательстве.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела судом были рассмотрены все возможные законные способы обеспечения участия заявителя в судебном разбирательстве. Процессуальные права и обязанности, а также предмет доказывания сторонам судом письменно были разъяснены. Следовательно, право заявителя при рассмотрении настоящего дела в рамках гражданского судопроизводства в соответствии с вышеназванными нормами международного и национального законодательства было обеспечено.
Суд также учитывает то обстоятельство, что заявитель оспаривает конкретные действия администрации исправительного учреждения и производство по настоящему делу, в связи с изложенным ведется в соответствии с нормами главы 25 ГПК РФ. Вышеизложенное также вытекает из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009г. №2, в силу которых дела по жалобам содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания (например, необеспечение осужденных надлежащей медицинской помощью), а также на решения о применении администрацией следственных изоляторов или исправительных учреждений мер дисциплинарного взыскания рассматриваются по правилам главы 25 ГПК РФ (п.7).
В силу ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц (гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Представитель ФКЛУБ-18 УФСИН России по РК Чумакова Н.В., представившая доверенность, с требованиями заявителя не согласилась.
Из представленного отзыва следует, что учреждение не согласно с заявленными требованиями, указав, что Искандяров Р.А. находился на лечении в ФКЛУБ-18 ГУФСИН России с 21.05.2013г. по 20.06.2013г. По результатам обследования заявителю с 03.06.2013г. было назначено лечение ...., антиоксиданты..... 20.06.2013г. выписан в удовлетворительном состоянии. При выписке даны рекомендации по дальнейшему лечению и обследованию. С момента выписки и по настоящее время Искандяров Р.А. на лечение в ФКЛУП Б-18 не поступал, поскольку с 01.01.2014г. ФКЛПУ Б-18 не занимается медицинским обеспечением и лечением осужденных к лишению свободы в связи с организационно-штатными мероприятиями и созданием ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Представитель ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК Анисимова А.В., действующая на основании доверенности, не согласна с заявленными требованиями.
В отзыве представитель указала, что лечение осужденных, находящихся в учреждении производится в полном соответствии с нормами приказа Минздравсоцразвития РФ №640, Минюста РФ №190 от 17.10.2005г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», дополнительно пояснив, что все препараты для лечения пациентов поступают в учреждение централизовано из ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по запросам из МЧ-3 ФКУЗ МСЧ-11, препараты поступают при наличии. В период лечения Искандярова Р.А. начальником МЧ-3 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России направлялись соответствующие запросы о предоставлении необходимых препаратов.
Представитель ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в судебное заседание не прибыл,0 извещен надлежащим образом, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В отзыве представитель МСЧ-11 указал, что медицинское обеспечение в медицинских частях ФКУЗ МСЧ-11 России (в том числе в Медицинской части №3) осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. 16.10.2014г. в адрес МСЧ-11 поступила жалоба Искандярова Р.А., в которой он указал, что из-за отсутствия в МЧ-3 препарата ....» он вынужден был прекратить прием противовирусной терапии, что по мнению заявителя, может негативно отразиться на состоянии его здоровья. Заявителю 29.10.2014г. дан письменный ответ о том, что централизованной закупной и поставкой противовирусных препаратов занимается Министерство здравоохранения Российской Федерации. Заявка в адрес Минздрава РФ была своевременно подготовлена и направлена, поступление препарата планируется в ноябре 2014г., а 30.10.2014г. в адрес ФКУЗ МСЧ-11 поступили необходимые лекарственные препараты, которые распределены между медицинскими частями, в частности в МЧ-3, которая осуществляет медицинское обеспечение осужденных, содержащихся в ИК-24, с 31.10.2014г. прием больными препарата «....» возобновлен.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
В соответствии со ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ №640 и Минюста РФ №190 от 17.10.2005г. «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» (далее - Порядок).
Как установлено п. 2 Порядка, медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.
В соответствии с п.п. 7,8 Порядка организация профилактической, лечебно-диагностической работы обеспечивается в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативными правовыми актами; организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья.
Согласно п. 13 Порядка для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения: следственного изолятора, исправительного учреждения, в том числе исправительной колонии, лечебного исправительного учреждения, воспитательной колонии, тюрьмы, либо филиалом лечебно-профилактического учреждения. Учреждение, в котором медицинская часть является его структурным подразделением, исполняет функции лечебно-профилактического учреждения в отношении содержащихся подозреваемых, обвиняемых и осужденных, по видам медицинской помощи (работам и услугам) согласно полученной лицензии на медицинскую деятельность.
В силу ст. 4 Федерального закона «.... государством гарантируется бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения для лечения .... в амбулаторных условиях в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Искандяров Р.А. осужден к лишению свободы приговором суда и отбывает наказание в ФКУ ИК-24 ФСИН России по РК.
Искандяров Р.А. наблюдается по поводу ..... За время наблюдения получал обследование и лечение: ..... В мае 2011г. был осмотрен врачом-инфекционистом, от предложенной госпитализации в .... отделение ФКЛПУБ-18 отказался. В 2013г. в плановом порядке был направлен в .... отделение ФКЛПУБ-18, где находился на обследовании и лечении с 21.05.2013г. по 20.06.2013г. По результатам обследования выставлен диагноз: .... В период с июня 2013г. по февраль 2014г. Искандяров Р.А. получал АРВТ по необходимой схеме.
В период с 04.02.2014г. по 18.02.2014г. Искандяров Р.А. находился на обследовании и лечении .... отделении ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, где по результатам обследования выставлен диагноз: .... Лечащим врачом рекомендовано продолжение .... по прежней схеме: «....» и «....). В период по сентябрь 2014г. осужденный ежемесячно получал необходимые лекарственные препараты для проведения .....
Заявитель ссылается на неоказание ему надлежащей медицинской помощи, а именно, не предоставление одного из препаратов ...., тем самым нарушении схемы назначенной .... что может негативно отразится на его здоровье.
Из представленных материалов, отзывов следует, что в медицинской части МЧ-3 в сентябре 2014г. имелся дефицит одного из составляющих препарата «....» – ..... 07.10.2014г. начальником медицинской части проводилась беседа с Искандяровым Р.А., установлено, что осужденный до 30.10.2014г. обеспечен полным набором ....-препаратов («....»), даны разъяснения о необходимости принятия .... 30.10.2014г. в адрес ФКУЗ МСЧ-11 поступили необходимые лекарственные препараты, которые распределены между медицинскими частями, в частности в МЧ-3, которая осуществляет медицинское обеспечение осужденных, содержащихся в ИК-24, с 31.10.2014г. прием больными препарата «....» возобновлен.
В связи с изложенными обстоятельствами, необходимости специальных познаний, по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы».
Согласно заключению экспертизы №....п), проведенной комиссией специалистов, проводимое Искандярову Р.А. лечение в условиях исправительных учреждений полностью соответствовало установленному диагнозу. Лечение проводилось препаратами «....» (содержит в себе .... и .... одной таблетке) и препаратом «.... в полном объеме. При прохождении лечения Искандяров Р.А. получал рекомендованные препараты «....» в полном объеме.
Эксперты также пришли к выводу, что отсутствие препаратов для проведение .... – антивирусной терапии в медицинской части не повлияло на течение заболевания Искандярова Р.А. и состояние здоровья, что подтверждается результатами лабораторного исследования крови (отсутствие вирусной нагрузки) и отсутствие .... при последнем исследовании от 21.10.2014г. Отсутствие нарушения иммунного статуса свидетельствует об отсутствии прогрессирования .....
У суда не имеется оснований не доверять научно-обоснованному выводу компетентных экспертов, обладающих необходимыми познаниями, квалификацией и опытом работы, не заинтересованных в исходе дела, предупреждавшихся об уголовной ответственности за заведомо ложные показания. Суд также учитывает, что экспертами при проведении исследования изучалась медицинская документация заявителя, в том числе медицинская карта, медицинская карта стационарного больного, другие документы. От сторон возражений по поводу судебной экспертизы не поступило.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом из ст. 57 ГПК РФ следует, что доказательства предоставляются сторонами.
Доказательств, подтверждающих заявленные доводы, суду не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами. В случае, если предоставление доказательств затруднительно, суд по ходатайству лица оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. Тот факт, что заявитель отбывает наказание в виде лишения свободы, не лишает его возможности предоставить доказательства, подтверждающие факты, изложенные в заявлении, а также не препятствует ему направить запросы в соответствующие учреждения для получения необходимых документов, прибегнув при необходимости к юридической помощи, что предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством. Ходатайства об оказании помощи в получении доказательств от истца в адрес суда не поступали.
Оценивая доказательства в их совокупности, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований, поскольку действия администраций исправительных учреждений не противоречат действующему законодательству и рекомендациям Комитета Министров Rec(2006)2 государствам - членам Совета Европы о Европейских пенитенциарных правилах, не нарушают права и свободы заявителя, в том числе на получение медицинской помощи.
В силу изложенного, правовые основания удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Искандярова Р.А. о признании незаконным действий администрации ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК, ФКЛУБ-18 УФСИН России по РК, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по неоказанию надлежащей медицинской помощи – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста (полный текст – 28 января 2015г.).
Судья В.И. Утянский