РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 декабря 2022 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лазарева Р.Н.,
при секретаре судебного заседания Полынкиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5272/2022 по административному исковому заявлению Торутевой Анжелики Геннадиевны к судебным приставам-исполнителям ОСП Октябрьского района г. Самара Хабировой Ю.Г., Никоноровой Е.В., врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Гаджикурбановой И.А., ГУФССП России по Самарской области о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора, с участием заинтересованного лица Фадеевой Е.Г.,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Торутева А.Г. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она является стороной в исполнительном производстве № 104900/19/63039-ИП от 06.06.2019 г. 16.08.2022г. по указанному исполнительному производству судебным приставом-исполнителем Гаджикурбановой И.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Считает данное постановление незаконным, поскольку постоянно проживает по месту регистрации в г. Москве. Квартира досталась ей в порядке наследования по закону в размере 1/3 доли на основании свидетельства о наследстве от 05.12.2016г. № 1-6129 по реестру. По договору мены от 20.06.2018г. с Фадеевой Е.Г. был произведен обмен долями и после чего она стала собственником 2/3 доли квартиры. С 01.03.2019 г. по договору купли-продажи ее 2/3 доли в квартире были проданы третьему лицу. Исполнительное производство было возбуждено 06.06.2019 г., на тот момент она уже не имела прав и доступа в квартиру. 31.08.2022 г. Торутевой А.Г. на имя врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Октябрьского района Хабировой Ю.Г. была подана жалоба на постановление о взыскании исполнительского сбора от 16.08.2022г. Жалоба была оставлена без удовлетворения, постановление оставлено в силе. Ссылаясь на указанные обстоятельства просила суд признать незаконным и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 104900/19/63039-ИП от 06.06.2019 г.
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель ОСП Октябрьского района г. Самара Никонорова Е.В., врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Гаджикурбанова И.А., ГУ ФССП России по Самарской области и в качестве заинтересованного лица привлечена Фадеева Е.Г.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
В судебном заседании представитель административного истца Торутевой А.Г. – Соломахина С.В. требования административного иска поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Кроме того, пояснила, что административный истец извещен о дате судебного заседания надлежащим образом.
Административные соответчики судебные приставы-исполнители ОСП Октябрьского района г. Самара Хабирова Ю.Г., Никонорова Е.В., врио начальника ОСП Октябрьского района г. Самары Гаджикурбанова И.А., представитель административного ответчика ГУФССП России по Самарской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (согласно журналам исходящей корреспонденции от 28.11.2022 г.), не сообщили суду причину неявки, об отложении судебного разбирательства не просили.
Заинтересованное лицо Фадеева Е.Г. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что подтверждается ее заявлением от 06.12.2022 г., не сообщила суду причину неявки.
Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – ФЗ "Об исполнительном производстве") предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 8 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В силу ч. 11 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, 06.06.2019 года судебным приставом – исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самары возбуждено исполнительное производство № 104900/19/63039-ИП в отношении Торутевой Анжелики Геннадиевны, на основании исполнительного листа № 20283/19 от 16.05.2019, выданного Промышленным районным судом г. Самары, предмет исполнения – обязать Торутеву А.Г. не чинить препятствий в пользовании жилым помещением расположенного по адресу: адрес, обязать Торутеву А.Г. передать Фадеевой Е.Г. ключи от входной двери жилого дома, расположенного по адресу: адрес.
В соответствии с пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Пунктом 3 постановления о возбуждения исполнительного производства, должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 руб. с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и 10 000 руб. с должника организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника- индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 000 руб., с должника-организации – 50 000 руб.
16.08.2022г. ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самары Гаджикурбановой И.А. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок по указанному исполнительному производству вынесено постановление о взыскании с Торутевой А.Г. исполнительского сбора в размере 5 000 рублей.
02.09.2022 г. врио начальника - ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП Октябрьского района г. Самары Хабировой Ю.Г. вынесено постановление о признании правомерным постановление, действие судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары Гаджикурбановой И.А., в удовлетворении жалобы Торутевой А.Г. на действия судебного пристава-исполнителя отказано.
10.11.2022 г. заместителем руководителя ГУ ФССП по Самарской области вынесено постановление об отмене ранее вынесенного постановления от 16.08.2022 г. судебного пристава-исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары о взыскании исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства № 104900/19/63039-ИП в отношении Торутевой Анжелики Геннадиевны.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" ).
Разъясняя названные нормы права, в п. 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора (утв. Федеральной службой судебных приставов 7 июля 2014 г.) отмечено, что в силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, юридическая сила постановления, выносимого судебным приставом-исполнителем в порядке статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.
Из анализа приведенных законоположений и практики их применения следует, что закон, определяя общее и частное понятие исполнительского сбора, исходит из того, что являясь санкцией штрафного характера, он имеет целью пресечения правонарушения, выразившегося в уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения. Помимо этого нормы законодательства об исполнительском сборе регулируют и процедуру его взыскания.
Следовательно, судебный пристав-исполнитель должен доказать, как виновное поведение должника в уклонении от исполнения исполнительного документа в период, в течение которого судебный пристав-исполнитель имел правовые основания для принятия к должнику мер принудительного исполнения исполнительного документа, так и соблюдение порядка привлечения должника к ответственности.
Частью 12 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 17 ст. З0 ФЗ "Об исполнительном производстве" копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно п. 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в ФССП, утвержденной приказом ФССП от 10.12.2010 г. № 682 регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату направляется должнику постановление о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, а также постановление Федеральной службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в соответствующем постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности или оспорено в суде.
Согласно ч. 4 ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве" вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
На основании действующего законодательства, с учетом представленных в материалы дела доказательств, принимая во внимание вышеустановленные обстоятельства суд полагает удовлетворить требования административного истца частично, а именно: признать незаконным постановление от 16.08.2022 г. ведущего судебного пристава - исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары Гаджикурбановой И.А. о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, вынесенного в рамках исполнительного производства № 104900/19/63039-ИП от 06.06.2019 г., поскольку административным ответчиком не представлено доказательств о направлении административному истцу постановления о возбуждении исполнительного производства № 104900/19/63039-ИП от 06.06.2019 г., соответственно Торутева А.Г. не была надлежащим образом уведомлена о возбуждении исполнительного производства и административному истцу не предоставлен добровольный срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, таким образом оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя незаконно.
При этом, учитывая, что постановлением заместителя руководителя Главного управления ФССП по Самарской области от 10.11.2022 г. постановление судебного пристава-исполнителя от 16.08.2022 г. о взыскании с административного истца исполнительского сбора отменено, суд полагает в этой части административных исковых требованиях отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Торутевой Анжелики Геннадиевны – удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление от 16.08.2022 г. ведущего судебного пристава - исполнителя ОСП Октябрьского района г. Самары Гаджикурбановой И.А. о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, вынесенного в рамках исполнительного производства № 104900/19/63039-ИП от 06.06.2019 г.
В остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 20.12.2022 г.
Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев
Копия верна.
Судья:
Секретарь: