Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-198/2021 (2-1723/2020;) ~ М-1718/2020 от 01.12.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 марта 2021 года Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Коваленко О.П.,

при секретаре Канаевой О.О.,

с участием прокурора Мирошниченко Е.Б..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-198/2021 по иску Департамента управления имуществом г.о. Самара к Данилову В.Н. об изъятии недвижимого имущества путем выкупа и встречному иску Данилова В.Н. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, администрации г.о. Самара о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд с иском к Данилову В.Н. об изъятии недвижимого имущества путем выкупа.

В обоснование иска указал, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции. Указанный дом включен в государственную программу Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2022 года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 г. № 684.

В жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрирован Данилов В.Н., который является собственником 44/110 доли в праве на данное жилое помещение.

В соответствии с ч. 4 ст. 32 ЖК РФ в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд собственнику вышеуказанного жилого помещения направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения, площадью 39,5 кв.м., находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим реконструкции, итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 1051200 рублей. Указанная величина размера возмещения за изъятие жилого помещения включает в том числе, стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом.

Уведомление и проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд направлены в адрес ответчиков, однако ответчик не выразил согласия на заключение соглашения.

С учетом изложенного, истец просил суд изъять 44/110 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, прекратить право собственности Данилова В.Н. на 44/110 доли в праве на указанное жилое помещение, после оплаты возмещения и прекращения права собственности ответчика признать право собственности на долю 44/110 доли в праве на данное жилое помещение, снять ответчика с регистрационного учета.

От ответчика поступило встречное исковое заявление об обязании администрацию г.о. Самара в лице Департамента управления имуществом г.о. Самара предоставить Данилову В.Н. в собственность взамен 14/110 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, признанное аварийным и непригодным для проживания, по адресу: <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью ранее не менее 39,5 кв.м, в черте г. Самары, не ниже 2 этажа

В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара, администрации г.о. Самара, действующий на основании доверенностей, исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить, в удовлетворении встречного иска отказать.

Представитель ответчика -истца, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, просила удовлетворить встречный иск.

Выслушав явившиеся стороны, эксперта, прокурора, полагавшего встречные требования обоснованными, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Данилов В.Н. является собственником 44/110 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>. Данилов В.Н. зарегистрирован по указанному адресу, что подтверждается справкой о зарегистрированных лицах от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МП г.о. Самара «ЕИРЦ» (л.д. 9,10-13).

Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ , расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Указанный дом включен в государственную программу Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2022 года.

Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ изъяты для муниципальных нужд земельный участок по адресу <адрес>, площадью 2170,86 кв.м, кадастровый , а также расположенные в многоквартирном доме жилые помещения у правообладателей, в том числе <адрес>, площадью 99,3 кв.м, кадастровый .

В соответствии с ч. 4 ст. 32 ЖК РФ в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд собственнику вышеуказанного жилого помещения направлено уведомление.

Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения, выполненного ООО «АБМ Эксперт», предоставленному Департаментом управления имуществом г.о. Самара, итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения площадью 39,5 кв.м., находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим реконструкции, составила 1 051 200 рублей.

В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

В связи с этим по настоящему делу одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств с учетом подлежащих применению норм материального права являлось выяснение вопроса о соблюдении установленной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры изъятия жилого помещения.

Как установлено судом и не опровергнуто лицами, участвующими в судебном заседании, истцом была соблюдена процедура уведомления ответчика о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции, а также о принятом решении об изъятии земельного участка и расположенного на нем многоквартирного дома для государственных или муниципальных нужд.

Истцом в адрес ответчика было направлено уведомление, а также проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, однако ответчик не выразил согласия на заключение соглашения, более того обратился в суд со встречным иском о предоставлении равнозначного благоустроенного жилого помещения. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу экономической деятельности, включая свободу договоров, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, признание и защиту, включая судебную, указанных прав и свобод, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (статья 8, части 1 и 2 статьи 19, части 1 и 2 статьи 35, часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46).

Из названных положений Конституции Российской Федерации, предопределяющих правовое положение участников гражданского оборота, в том числе при осуществлении сделок с недвижимым имуществом, во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 2) и 17 (часть 3) вытекает требование о необходимости соотнесения принадлежащего лицу права собственности с правами и свободами других лиц, которое означает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы других лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 6-П и от 22 апреля 2011 г. N 5-П).

В силу частей 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В развитие приведенных конституционных положений Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 32 предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, как путем заключения соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с ним о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за жилое помещение.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Ответчик Данилов В.Н. на выкуп принадлежащего ему жилого помещения не согласен.

Ранее Департамент управления имуществом обращался с иском к Данилову В.Н. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.

Решением Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ в иске Департамента управления имуществом городского округа Самара к Данилову В.Н. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения посредством заключения договора мены отказано.

При этом, из решения суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основанием для отказа в иске послужило то, что процедура изъятия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, изъятия жилого помещения, расположенного в аварийном многоквартирном доме, подлежащем сносу, предусмотренная ст. 32 ЖК РФ, истцом нарушена, соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения между истцом и ответчиком достигнуто не было. Более того, вопрос о выкупе жилого помещения, находящегося в собственности ответчика в досудебном порядке не разрешался, истец не предлагал ответчику осмотреть помещение для обмена квартирами, не направил ответчику смотровое уведомление, не получил отказ ответчика от осмотра и заключения договора мены.

Поэтому ссылка истца на то, что ранее ответчик отказался от предоставленной квартиры взамен изымаемой является несостоятельной.

Поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащее ответчику жилое помещение, признан аварийным и подлежащим реконструкции, и включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области до 2018 года», Даниловым В.Н. избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, имеются правовые основания для возложения на администрацию г.о. Самара в лице Департамента управления имуществом г.о. Самара обязанности предоставить ему другое жилое помещение на праве собственности, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (не менее 39,7 кв.м (44/110 от 99,3 кв.м), отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г.о.Самара. При этом правовых оснований для возложения обязанности на Департамент предоставления Данилову В.Н. жилого помещения не ниже 2 этажа у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, с учетом избрания собственником изымаемого жилого помещения способа обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность, суд приходит к выводу о том, что изъятие жилого помещения путем выкупа нарушает права и законные интересы ответчика, в связи с чем, заявленные требования Департаменту управления имуществом г.о. Самара не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Департамента управления имуществом г.о. Самара к Данилову В.Н. об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, отказать.

Встречный иск Данилова В.Н. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, администрации г.о. Самара о предоставлении жилого помещения – удовлетворить частично.

Обязать администрацию г.о. Самара в лице Департамента управления имуществом г.о. Самара предоставить Данилову В.Н. в собственность взамен 14/110 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, признанное аварийным и непригодным для проживания, по адресу: <адрес>, равнозначное жилое помещение благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (не менее 39,7 кв.м), отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте г.о.Самара

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 10.03.2021.

2-198/2021 (2-1723/2020;) ~ М-1718/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчики
Данилов В.Н.
Другие
Управление МВД России по г.Самаре
Администрация г.о. Самара
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Коваленко О.П.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
01.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2020Передача материалов судье
08.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2020Судебное заседание
21.01.2021Судебное заседание
26.01.2021Судебное заседание
10.02.2021Судебное заседание
02.03.2021Судебное заседание
10.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее