Дело № 2-89/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2018 года село Кочево
Кочевский районный суд Пермского края в составе судьи Петровой Л.С.,
при секретаре судебного заседания Шаньшеровой Л.В.,
с участием истицы Павловой Надежды Николаевны,
ответчика – представителя Администрации Кочевского муниципального района Коноваловой Оксаны Олеговны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой Надежды Николаевны к Администрации Кочевского муниципального района о признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от 5 февраля 2018 года незаконным и возложении обязанности по восстановлению в прежней очереди на получение жилищной субсидии с даты подачи первоначального заявления,
У С Т А Н О В И Л:
Павлова Н.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Кочевского муниципального района о признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района от 5 февраля 2018 года незаконным и возложении обязанности по восстановлению в прежней очереди на получение жилищной субсидии с даты подачи первоначального заявления.
Свои требования мотивировала тем, что с 24 декабря 1999 года состояла в Администрации Кочевского района на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района № 5 от 5 февраля 2018 года она была снята и исключена из списка участников подпрограммы в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет, так как на момент постановки на учет ее стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составлял 9 лет.
С данным решением она не согласна, так как считает, что имеет правовые основания для получения мер социальной поддержки как лица, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Для регистрации и постановки на учет она предоставила все необходимые документы, в том числе и трудовую книжку. Ее право состоять в очереди на получение жилищной субсидии сохранялось и не оспаривалось до 5 февраля 2018 года. Она имеет длительный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, иного жилья за пределами Кочевского района не имеет.
Просит признать решение незаконным и обязать ответчика восстановить ее в прежней очереди на получение жилищной субсидии с даты подачи первоначального заявления.
В судебном заседании истица Павлова Н.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в иске, просила суд восстановить ее в списке граждан в категории «работающие» с даты наступления пятнадцатилетнего стажа работы в районах Крайнего Севера.
Ответчик - представитель Администрации Кочевского муниципального района Коновалова О.О. исковые требования не признала и суду пояснила, что поскольку на момент подачи в Администрацию района заявления на получение социальной выплаты 24.12.1999 года у Павловой Н.Н. отсутствовал необходимый 15-летний стаж работы, заявительница была неправомерно поставлена на жилищный учет. По этой причине истица снята с учета и исключена из списка участников подпрограммы. В настоящее время у Павловой Н.Н. нет оснований состоять в категории «работающие», поскольку она является пенсионером и не работает.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Пермского края Кривоносов П.Д., действующий по доверенности, на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства и отзыв. (л.д. 50-52)
Из отзыва следует, что Министерство возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку на момент постановки на регистрационный учет у Павловой Н.Н. отсутствовали основания для признания за ней права на получение жилищной субсидии в виду того, что у нее отсутствовал требуемый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» данный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее – жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее – граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Абзац первый статьи 1 названного выше Федерального закона закрепляет право на получение жилищных субсидий гражданами, прибывшими в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.
Из содержания приведенной нормы следует, что федеральный законодатель установил право граждан на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями – общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет.
Таким образом, право граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определяется различными условиями его возникновения, в том числе связанными с наличием у них общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет.
В случае отсутствия одного из условий, установленных статьей 1 Федерального закона № 125-ФЗ, такое право не возникает.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истица Павлова Н.Н. с 24.12.1999 года состояла в Администрации Кочевского района на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ.
Согласно справке Администрации Кочевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, Павлова Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: <адрес> проживала и была зарегистрирована в период с 1980 по 16.10.1984 года и с 1986 года по 1989 год. По адресу: <адрес>, с 1990 года по 08.11.2013 года. С 08.11.2013 года по настоящее время по адресу: <адрес>, который согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, отнесен к местности приравненной к районам Крайнего Севера (постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, Указ Президента РФ от 16.09.1992 N 1085).
1 февраля 2018 года истец Павлова Н.Н. обратилась в Администрацию Кочевского муниципального района о переводе ее учетного дела в категорию «пенсионеры», приложив пенсионное удостоверение, подтверждающее статус пенсионера. (л.д. 36)
В ходе инвентаризации учетного дела Павловой Н.Н. комиссией по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района Пермского края (протокол № 3) принято решение об исключении Павловой Н.Н. из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», со ссылкой на п. «г» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879. При этом указано, что на дату постановки на учет стаж работы Павловой Н.Н. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составлял 9 лет, что является нарушением условий получения постановки на учет. (л.д. 15)
Как видно из копии учетного дела с заявлением на получение социальной выплаты Павлова Н.Н. обратилась 24.12.1999 года. (л.д. 25) С этой же даты поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий предоставляемых за счет средств федерального бюджета.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, до 1 января 2003 года регулировались Федеральным законом от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.
Принимая во внимание приведенные правовые нормы, на момент спорных правоотношений (24.12.1999 года) правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладали граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.
Действительно согласно данным трудовой книжки Павловой Н.Н. на момент постановки на регистрационный учет стаж ее работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составлял менее 15 лет (полных 9 лет 5 месяцев 9 дней). (л.д. 9-11)
В соответствии с п.п. «г» п. 21 Положения граждане снимаются с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет.
В то же время, данное обстоятельство стало возможным в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами Администрации Кочевского муниципального района, а не действиями Павловой Н.Н. При постановке на учет специалист Администрации района должен был проверить наличие права у Павловой Н.Н. претендовать на получение жилищной субсидии по состоянию на 24 декабря 1999 года и предложить заявителю представить документы, подтверждающие наличие у нее 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Законодатель, наделяя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации функциями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, одновременно возлагает на эти органы обязанность по соблюдению установленного порядка регистрации и учета указанной категории граждан.
Ежегодными заявлениями Павлова Н.Н. подтверждала свое право и желание быть участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Данное обстоятельство подтверждается сводными списками граждан-участников подпрограммы за период с 2007 по 2017 годы, где в том числе, в категории «работающие», значится Павлова Н.Н.
Учитывая, что неправомерными действиями Администрации Кочевского муниципального района Павлова Н.Н. была введена в заблуждение относительно наличия права на получение жилищной субсидии, в результате чего по вине должностных лиц органов местного самоуправления она лишилась возможности при достаточности необходимого северного стажа своевременно встать на учет, то снятие гражданина с учета и исключение из списка участников подпрограммы по истечении значительного периода времени, не может быть признано законным.
Довод истца о том, что жилищная комиссия вынесла решение в ее отсутствие, не известив ее о заседании комиссии суд не принимает во внимание, поскольку согласно Положения о комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального района, комиссия вправе рассмотреть данные вопросы и без участия заинтересованных лиц.
Ссылка истца на постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 года № 8-П также является несостоятельной, так как 10-летний стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требовался в период действия Федерального закона от 25.07.1998 N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Принимая во внимание, что право Павловой Н.Н. на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ возникло 28 июля 2006 года, следовательно, она подлежит восстановлению в очереди на выделение субсидии с момента возникновения у нее фактического права на включение в данную очередь.
Довод представителя Администрации Кочевского муниципального района о том, что истица не имеет оснований состоять в категории «работающие» и поэтому не может быть восстановлена в данной очереди не обоснован, т.к. Павлова Н.Н. снята с учета по причине отсутствия требуемого стажа работы, а решение о переводе в категорию «пенсионеры» по заявлению Павловой Н.Н. так и не принято.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации Кочевского муниципального района в пользу ФИО3 подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска суммы госпошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать решение жилищной комиссии Администрации Кочевского муниципального района № 3 от 5 февраля 2018 года о снятии с учета Павловой Надежды Николаевны и исключении из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участника основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», незаконным.
Обязать Администрацию Кочевского муниципального района восстановить Павлову Надежду Николаевну в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты как участника основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» для приобретения жилья в категории «работающие» с даты наступления пятнадцатилетнего стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то есть с 28 июля 2006 года.
Взыскать с Администрации Кочевского муниципального района в пользу Павловой Надежды Николаевны судебные расходы в сумме 300 руб. (триста рублей).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>