Дело № 2а-97/2021
10RS0009-01-2021-000169-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2021 года пос. Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каськовича И.В., при секретаре Гринкевич Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Карелия к Левшук Е.С. о взыскании задолженности по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №2 по Республике Карелия (далее – МИ ФНС № 2 по РК, административный истец, налоговый орган) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Левшук Е.С. (далее – административный ответчик, налогоплательщик) по тем основаниям, что 10.08.2018 административный ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя. С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в ч.1 и 2 Налогового Кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Согласно переданным ГУ ПФ РФ в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) в налоговый орган сведениям за административным ответчиком числится задолженность в сумме 12051,72 руб., в том числе: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 8772,59 руб.; по пени, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 в сумме 3279,13 руб. ГУ ПФ РФ в г. Сегеже Республике Карелия (межрайонное) задолженность по страховым взносам и информация о неисполненных требованиях об уплате страховых взносов, пени, штрафа были переданы с пропущенным сроком для их взыскания. На задолженность было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ № На дату подачи административного искового заявления задолженность не погашена. Учитывая, что процессуальный срок на взыскание указанной задолженности налоговым органом пропущен, заявленное требование не является бесспорным, следовательно не может рассматриваться в рамках приказного производства, регулируемого гл.11.1 КАС РФ. На основании изложенного, просят суд: взыскать с Левшук Е.С. задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам в размере 12051,72 руб.
Одновременно с подачей административного искового заявления административным истцом заявлено ходатайство, в котором просят восстановить срок для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности с Левшук Е.С., которое мотивировано тем, что налогоплательщиком не исполнена конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с требованиями ч.7 ст.125 КАС РФ административное исковое заявление с приложенными документами направлялось налоговым органом административному ответчику, им не получено.
Административный истец извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Копия определения о принятии административного искового заявления к производству суда, о подготовке и назначении судебного заседания, копия административного иска с приложениями, направлялись судом административному ответчику, им не получены, судебная корреспонденция возвращена в суд с отметкой «истек срок хранения».
С учетом взаимосвязи положений ст.ст.98-101 КАС РФ, с учетом уклонения административного ответчика от получения судебной корреспонденции, направленной по месту его регистрации, суд приходит к выводу о надлежащем извещении административного ответчика о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ и ч.1 ст.3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Частью 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно выписке из ЕГРИП от 28.01.2021 Левшук Е.С. с 13.10.2004 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, прекратила деятельность 10.08.2018.
В соответствии сп.2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01.01.2017, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в том числе, относятся индивидуальные предприниматели.
Согласно ч.1 ст.14 названного закона, плательщики страховых взносов, указанные в п.2 ч.1 ст.5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч.ч.1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (ч.1 ст.18 названного закона).
Ст.25 закона предусмотрено начисление пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», ч.2 ст.4 которого установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога - извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 КАС РФ, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам. Требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом, в этом случае оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней. Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога и пеней превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 ст.48 НК РФ. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Из материалов дела следует, что в соответствии со статьей 69 НК РФ налоговым органом налогоплательщику было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда ОМС до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 8772,59 руб. и пени в сумме 3279,13 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям, представленным ГУ – УПФ РФ в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) Левшук Е.С. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет задолженность в ПФР по: страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 13146,38 руб.; пени, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 2328,94 руб.
Согласно расчету административного истца задолженность по вышеуказанным страховым взносам и пени составляет 12051,72 руб.
То есть, общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с административного ответчика, превысила 3 000 рублей.
Из представленных по запросу суда ГУ – УПФ РФ в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) материалов, административному ответчику направлялись требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и пени, начисленным на указанную недоимку: № от ДД.ММ.ГГГГ (исходящий № от ДД.ММ.ГГГГ) со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ (исходящий № от ДД.ММ.ГГГГ) со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; №S01160003481 от ДД.ММ.ГГГГ (исходящий № от ДД.ММ.ГГГГ) со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; №S01160018175 от ДД.ММ.ГГГГ (исходящий № от ДД.ММ.ГГГГ) со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; №S01160080733 от ДД.ММ.ГГГГ (исходящий № от ДД.ММ.ГГГГ) со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Суммы подлежащих к взысканию с административного ответчика обязательных платежей и санкций, указанные в административном исковом заявлении, и указанные в представленных по запросу суда ГУ – УПФ РФ в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) сведениях отличаются. Пояснений о том, за какой период у административного ответчика образовалась подлежащая к взысканию сумма задолженности, административным истцом не представлено.
Вместе с тем, исходя из направленного административному ответчику Пенсионным фондом РФ требования от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, датой начала установленного ст.48 НК РФ шестимесячного срока для обращения в суд является ДД.ММ.ГГГГ, датой окончания – ДД.ММ.ГГГГ, по требованию, направленному административным истцом, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ – датой начала шестимесячного срока для обращения в суд является ДД.ММ.ГГГГ, датой окончания срока ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пояснениям административного истца, с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье судебного участка Муезерского района Республики Карелия налоговый орган не обращался по причине того, что процессуальный срок на взыскание задолженности налоговым органом пропущен, заявленное требование не является бесспорным, следовательно, по мнению административного истца, не может рассматриваться в рамках приказного производства, регулируемого гл.11.1 КАС РФ.
Рассматриваемое административное исковое заявление с приложенными документами поступило в Муезерский районный суд Республики Карелия ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, обращение административного истца с административным исковым заявлением о взыскании пени последовало за пределами предусмотренного ст.48 НК РФ и ст.286 КАС РФ срока.
Статьей 219 КАС РФ установлено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В обоснование уважительности причин пропуска налоговый орган ссылается на неисполнение налогоплательщиком конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.
При разрешении вопроса о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления суд принимает во внимание, что, административное исковое заявление направлено в суд по истечении чрезмерно длительного времени с момента окончания шестимесячного срока для обращения в суд. Суд считает, что у налогового органа имелось достаточно времени для взыскания задолженности в судебном порядке, учитывая, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Вместе с тем, административный истец не проявил достаточной степени заботы и осмотрительности в отношении вопроса своевременного обращения в суд, хотя по обстоятельствам дела должен был и мог это сделать.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, не может осуществляться.
При таких обстоятельствах, уважительных причин пропуска налоговым органом срока обращения в суд не установлено, в связи с чем, оснований для восстановления указанного срока суд не усматривает.
В соответствии со ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. В связи с этим суд считает заявленные административным истцом требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.180, 286-290, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Карелия к Левшук Е.С. о взыскании задолженности в размере 12051 руб. 72 коп., в том числе: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в сумме 8772 руб. 59 коп.; по пени, начисленным на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в сумме 3279 руб. 13 коп. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Каськович