Дело № 2-1-1084/2018
УИД 64RS0010-01-2018-001371-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2018 года г. Вольск
Вольский районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Крапивина А.А.,
при секретаре Волковой О.М.,
с участием истца Мракиной С.Н.,
рассмотрев в судебном заседании в городе Вольске гражданское дело по исковому заявлению Мракиной С. Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Общественный центр» о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации и морального вреда,
установил:
Мракина С.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Общественный центр» о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации и морального вреда, указывая, что с 17 марта 2003 года работала в должности продавца у ответчика. 19 июля 2018 года была уволена по собственному желанию, при этом одной из причин увольнения стала невыплата заработной платы с мая 2018 года по июль 2018 года. После увольнения истица неоднократно обращалась к ответчику, однако задолженность по заработной плате до настоящего момента не погашена. В соответствии с приказом директора заработная плата должна выплачиваться 15-го числа каждого месяца путем перечисления на банковские счета работников. Задолженность по заработной плате составила 30 518,72 рублей. Невыплата заработной платы порождает для ответчика ответственность, предусмотренную ст.ст. 142, 236 Трудового Кодекса РФ. В связи с чем за период с 01 июня 2018 года до даты подачи искового заявления 24 августа 2018 года размер компенсации составляет 8 708,61 рублей, кроме того подлежит взысканию компенсация морального вреда.
В связи с чем истица просила взыскать с ООО «Общественный центр» задолженность по заработной плате в размере 30 518 рублей 72 коп., денежную компенсацию за нарушение установленного срока выплаты заработной платы в размере 8 708 рублей 61 коп., а также компенсацию морального вреда 5 000 рублей.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала, указав, что заработной плата в организации выплачивалась дважды: 30 числа месяца выплачивался аванс, а 15 числа следующего месяца выплачивалась заработная плата. В исковом заявлении неправильно указано, что заработная плата за май не выплачена, так как расчет за май был произведен в полном объеме, представленный расчет ответчиком по заработной плате является правильным и сумма задолженности составляет 21 583 рублей 31 коп.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств и возражений в суд не представил.
Выслушав истицу, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 135 Трудового Кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 136 Трудового Кодекса РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы. Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
В судебном заседании установлено, что Мракина С.Н. работала в ООО «Общественный центр» должности продавца с 03 ноября 2003 года по 19 июля 2018 года, данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой, трудовым договором, карточкой формы Т-2.
Согласно п. 4.3 Коллективного договора выплата заработной платы работникам производится не реже 2-х раз в месяц (15-го числа и 30-го числа), при совпадении для выплаты с выходными или нерабочими праздничным днем, выплата заработной платы производится накануне этого дня.
Исходя из вышеуказанных положений локального нормативного акта и объяснений истицы, данных в ходе рассмотрения дела в суде, выплата заработной платы осуществлялась дважды в месяц: 30 числа месяца выплачивался аванс, а 15 числа месяца, следующего за расчетным, производился окончательный расчет по заработной плате.
Из представленных документов следует, что заработная плата за май 2018 года истице была выплачена в полном объеме, что не оспаривалось Мракиной С.Н. в судебном заседании.
За июнь 2008 года истице не выплачена заработная плата в сумме 8 846 рублей 16 коп., которая в соответствии с положениями коллективного договора должна была быть выплачена в полном объеме 13 июля 2018 года, поскольку 14 и 15 июля являлись выходными днями.
В соответствии с приказом ООО «Общественный центр» от 18 июля 2018 года трудовой договор между сторонами был расторгнут по инициативе работника на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового Кодекса РФ и Мракина С.Н. была уволена 19 июля 2018 года.
В связи с чем, расчет при увольнении в сумме 12 737 рублей 15 коп., с учетом выплаты по листу нетрудоспособности и компенсации за неиспользованный отпуск, в соответствии с положениями ст. 140 Трудового Кодекса РФ должен быть проведен работодателем 19 июля 2018 г.
Таким образом, сумма задолженности по заработной плате ответчика перед истицей составила 18 581 рублей 47 коп., в связи с чем данная сумма подлежит взысканию в пользу Мракиной С.Н.
Рассматривая требования истицы о взыскании компенсации процентов за несвоевременную выплату заработной платы суд исходит из следующего.
Согласно статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Поскольку заработная плата истице своевременно выплачена не была, то Мракина С.Н. вправе требовать взыскания процентов за задержку этой выплаты.
Таким образом, суд считает возможным исходя из требований истицы, взыскать в пользу Мракиной С.Н. проценты за задержку невыплаченных в срок сумм заработной платы до 24 августа 2018 года.
Указанием Банка России от 23 марта 2018 года с 26 марта 2018 года по 16 сентября 2018 года была установлена ставка рефинансирования в размере 7,25% годовых.
В связи с чем сумма компенсации за несвоевременную выплату заработной платы составила 401 рублей 21 коп., из которых
8 846,16 * 42 (количество дней просрочки с 14.07.2018 по 24.08.2018) *7.25%/150 = 179 рублей 58 коп.
12 737,15 * 36 (количество дней просрочки с 20.07.2018 по 24.08.2018) * 7.25%/150 = 221 рублей 63 коп.
Согласно части 1 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания работника, причиненные неправомерными действиями или бездействием работодателя, нарушающими его трудовые права, закрепленные законодательством, соглашением, коллективным договором, иными локальными нормативными актами организации, трудовым договором.
Согласно разъяснений данных в части 4 пункта 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая, что несвоевременной выплатой заработной платы и компенсации при увольнении было допущено нарушения, как трудового законодательства, так и прав истицы, с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда в сумме 4 000 рублей.
Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что истец был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1 159 рублей 58 копеек. (859,54 (имущественные требования) + 300 рублей (требования о взыскании морального вреда)).
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования Мракиной С. Н. удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Общественный центр» в пользу Мракиной С. Н. задолженность по заработной плате в сумме 21 583 (двадцати одной тысячи пятисот восьмидесяти трех) рублей 31 коп., проценты за несвоевременную выплату заработной платы в сумме 401 (четырехсот одного) рубля 21 коп., компенсацию морального вреда в сумме 4 000 (четырех тысяч) рублей.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Общественный центр» государственную пошлину в бюджет Вольского муниципального района Саратовской области в размере 1159 (одной тысячи ста пятидесяти девяти) рублей 54 коп.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вольский районный суд.
Судья А.А. Крапивин