Гражданское дело № 2-1039/2017
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Енисейск 25 декабря 2017 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Яковенко Т.И.
с участием истца Бурдиной Г.М., представителя истца – Бурдина М.А.,
при секретаре Дидохе Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурдиной Г.М. к Власову А.Д. о признании заключенным договора купли-продажи недвижимого имущества и признании права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Обратившись в суд с указанным иском, Бурдина Г.М. просит признать действительным сделку купли-продажи жилого дома и земельного участка, заключенную с Власовым А.Д.; признать заключенным договор купли-продажи жилого дома площадью 42,6 кв.м и земельного участка, площадью 1953 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих Власову А.Д.; признать за нею право собственности на указанные объекты недвижимости.
Требования мотивировала тем, что в мае 2007 года между нею и ответчиком состоялась договорённость о продаже жилого дома и земельного участка, принадлежащих отцу ответчика, умершего 02.07.2004 года. В связи с этим она заключила с Власовым А.Д. договор аренды жилого дома, расположенного в <адрес>, по которому обязалась содержать его до момента оформления ответчиком права собственности на данные объекты с целью последующего заключения с нею договора купли-продажи. В счет продажи дома в соответствии с договорённостью, она сразу передала ответчику сумму <данные изъяты> черед свою дочь ФИО1., о чем составлена расписка. После заключения сделки она по договоренности с ответчиком, действуя по доверенности от его имени, оформила на него правоустанавливающие документы на указанные объекты недвижимости, о чем в 2010 году сообщила ответчику, однако до настоящего времени ответчик не появился; она вынуждена содержать дом и земельный участок, нести расходы по оплате электроэнергии. Полагала, что приобрела право собственности на данные объекты, поскольку все условия заключения сделки были соблюдены.
В судебном заседании истец Бурдина Г.М. и ее представитель Бурдин М.А. настаивали на удовлетворении иска. Бурдина Г.М. дополнительно пояснила, что после заключения договора аренды, по условиям которого спорные объекты недвижимости были переданы ей в пользование на период оформлению ею по доверенности от имени ответчика правоустанавливающих документов после смерти его отца, Власов А.Д. выехал за пределы Енисейского района, и более не возвращался, в связи с этим письменный договор купли-продажи жилого дома и земельного участка с ответчиком не был заключен.
Ответчик Власов А.Д., извещавшийся судом посредством направления судебного извещения на указанный в иске адрес, в суд не явился.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю Петрик Е.П. в суд не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третье лицо - администрация Абалаковского сельсовета Енисейского района, извещенная о рассмотрении дела, в суд своего представителя не направила.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и представителей третьих лиц.
Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями абзаца 7 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если: после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемство или ликвидация организации, являвшейся одной из сторон по делу, завершена.
Определением Енисейского суда Красноярского края от 28.10.2017 года исковое заявлением Бурдиной Г.М. с требованиями к Власову А.Д. было принято к производству и возбуждено гражданское дело.
Копия искового заявления и определение о подготовке дела к судебному разбирательству, направленные ответчику по месту жительства, указанному истцом, были получены членом семьи Власова А.Д.
В соответствии со ст. 17 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданская правоспособность, то есть способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 "О судебной практике по делам о наследовании", суд отказывает в принятии искового заявления, предъявленного к умершему гражданину, со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ, поскольку нести ответственность за нарушение прав и законных интересов гражданина может только лицо, обладающее гражданской и гражданской процессуальной правоспособностью; в случае, если гражданское дело по такому исковому заявлению было возбуждено, производство по делу подлежит прекращению в силу абзаца седьмого статьи 220 ГПК Российской Федерации с указанием на право истца на обращение с иском к принявшим наследство наследникам, а до принятия наследства - к исполнителю завещания или к наследственному имуществу (пункт 3 статьи 1175 ГК РФ).
Как установлено в судебном заседании, ответчик Власов А.Д. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается информацией Агентства ЗАГС Красноярского края, выпиской из похозяйственной книги, представленной администрацией <данные изъяты>, согласно которым смерть Власова А.Д. зарегистрирована <данные изъяты> (актовая запись <данные изъяты>.), в связи с этим, Власов А.Д. был снят с регистрационного учета по месту жительства – <адрес>. При этом факт смерти ответчика не оспаривался и самой Бурдиной Г.М., подтвердившей, что на момент обращения в суд с исковым заявлением, о смерти Власова А.Д. ей было известно, но точной датой его смерти она не располагала.
Исковое заявление Бурдиной Г.М. с требованиями к Власову А.Д. о признании заключенным договора купли-продажи недвижимого имущества и признании права собственности на недвижимое имущество поступило в суд 22 сентября 2017 года, то есть после смерти ответчика.
В данном случае требования заявлены к лицу, которое не могло быть стороной по делу в связи с его смертью, наступившей в ноябре 2011 года, и прекращением в связи с этим его правоспособности.
Обращаясь в суд с исковым заявлением, истец Бурдина Г.М. не представила доказательств того, открылось ли наследство после смерти ответчика, имеются ли наследники, вступили ли они в наследство. Ходатайства о привлечении к участию в деле соответчиков заявлено не было.
Из пояснений истца и его представителя установлено, что мер к установлению круга наследников, составу наследственного имущества умершего ответчика истец не предпринимал.
Согласно п. 3 ст. 1175 ГК РФ кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к исполнителю завещания или к наследственному имуществу.
При таких обстоятельствах в соответствии с абз. 7 ст. 220 ГПК РФ имеются основания для прекращения производства по делу.
Согласно ст. 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 220, 221, 224,225 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по делу по иску Бурдиной Г.М. к Власову А.Д. о признании заключенным договора купли-продажи недвижимого имущества и признании права собственности на недвижимое имущество, прекратить на основании абз. 7 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разъяснить истцу, что повторное обращение истца в суд с этими же требованиями к тому же ответчику по тем же самым основаниям невозможно.
Разъяснить, что истец вправе обратиться в суд с соответствующим требованием к принявшим наследство умершего Власова А.Д. наследникам, а до принятия наследства - к исполнителю завещания или к наследственному имуществу.
Определение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 15 дней, с подачей частной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий: Т.И. Яковенко