Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2015 года Губкинский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего, судьи Гондельевой Т. С.,
при секретаре судебного заседания Елькиной Е. В.,
с участием: истца Пархоменко В. В., представителя ответчика Красновой Ю. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-681/2015 по иску Пархоменко В.В. к Государственному учреждению здравоохранения Ямало – Ненецкого автономного округа « Губкинская городская больница» о взыскании премии, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Пархоменко В. В. обратился с иском к Государственному учреждению здравоохранения Ямало – Ненецкого автономного округа « Губкинская городская больница» о взыскании премии по итогам работы за первый квартал 2015 года в размере сумма рублей.
Впоследствии истцом дополнены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере сумма рублей.
В обоснование требований истец указал, что состоит с ГБУЗ ЯНАО «Губкинская городская больница» в трудовых отношениях в качестве врача- хирурга поликлиники. Обязанности врача исполняет на основании должностных инструкций. По итогам работы за первый квартал 2015 года работникам ГБУЗ ЯНАО «Губкинская городская больница» была выплачена премия в соответствии с Положением о выплатах стимулирующего характера, утвержденного приказом главного врача ГБУЗ ЯНАО «Губкинская городская больница» № 395 – ап от 2 декабря 2014 года. Указанная премия работодателем ему не начислялась, поскольку с его стороны выполнение государственного задания не превысило 90 %. Полагал, что пункт 3.3 Положения о выплатах стимулирующего характера, предусматривающего такие критерии не начисления премии по итогам работы за определенный период как выполнение государственного задания ниже 90%, выявление фактов взимания денежных средств с пациентов за оказанную медицинскую помощь, увольнение по собственному желанию в период, за который выплачивается премия, являются незаконными, поскольку носят дискриминационный характер. Никакого государственного задания перед врачами не ставится, а есть лишь нормы нагрузки врачей. Полагает, что комиссии двух уровней, производившие оценку количественных показателей его нагрузки, вызывают у него сомнение в объективности. Кроме того, при принятии самого положения о стимулирующих выплатах был нарушен порядок его принятия, предусмотренный ст. ст. 52, 53 ТК РФ. Неправомерными действиями работодателя ему причинены нравственные страдания, которые он оценил в размере сумма рублей.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования, по основаниям, изложенным в иске. В дополнение обоснования иска указал, что с оспариваемым положением он был ознакомлен только в июле 2015 года.
Представитель ответчика Краснова Ю. В. в судебном заседании исковые требования не признала, указав следующее. Приказом ГБУЗ ЯНАО «Губкинская городская больница» № 395 – ап от 2 декабря 2014 года было утверждено Положение о выплатах стимулирующего характера(выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы), распространяющееся на работников ГБУЗ ЯНАО «Губкинская городская больница». Положение разработано в соответствии с Постановлением Правительства ЯНАО от 27 января 2011 года №50-П «Об отраслевой системе оплаты труда работников окружных государственных учреждений здравоохранения» и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», утвержденной Постановлением Правительства ЯНАО от 25 декабря 2014 года№1079-П. Государственное задание на 2015 год для ГБУЗ ЯНАО «Губкинская городская больница» направлено в виде решения комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования ЯНАО от 3 февраля 2015 года №1 в соответствии с Территориальной программой. В государственном задании определены объемы медицинской помощи, в том числе амбулаторной помощи. Исходя их указанного объема, а также в соответствии с Приказом Департамента здравоохранения ЯНАО от 30 декабря №1011 «Об утверждении целевых значений показателей деятельности учреждений здравоохранения ЯНАО» в ГБУЗ «Губкинская городская больница» была рассчитана функция врачебной должности, т.е. количество пациентов, которое врач поликлиники должен принять за один час рабочего времени. Для врача- хирурга хирургического кабинета поликлиники этот показатель поставляет 3, 16 посещений в час. По итогам работы за первый квартал 2015 года комиссией первого уровня поликлиники было принято решение не начислять врачу хирургического кабинета Пархоменко В. В. стимулирующую премию, поскольку последним государственное задание (функция врачебной должности) выполнено на 51%. Со стороны работодателя истцу созданы все условия для выполнения своих должностных функций, обеспечение врача пациентами не входит в обязанности работодателя, при наличии низкой нагрузки, указанная штатная единица, может быть сокращена. Процесс оказания медицинской помощи контролируется страховыми организациям. При наличии подтвержденной информации, поступившей от страховых организаций о фактах взимания денежных средств с пациентов за оказанную медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы, премия работникам не начисляется. Поскольку выплаты стимулирующего характера привязаны к поквартальному финансированию, и заседание комиссий не может быть проведено ранее истечения соответствующего квартала, а в соответствии со ст. 140 ТК РФ при увольнении с работником расчет производится в день его увольнения, то принято совместное решение о том, что работникам, уволенным по собственному желанию до истечения периода, за который производятся стимулирующие выплаты, не начислять. Поскольку стимулирующая выплата не начислена истцу в соответствии с действующим в учреждении положением, то оснований для компенсации морального вреда истцу, представитель ответчика также не усматривает.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что стороны состоят в трудовых отношениях. Истец осуществляет трудовые функции врача –хирурга хирургического кабинета в ГБУЗ ЯНАО «Губкинская городская больница».
В соответствии с табелями учета рабочего времени за январь- март 2015 года истцом отработано в общей сложности 27 дней или 147, 8 часов(л.д.82-84).
Стороны подтвердили, что по итогам работы за первый квартал 2015 года истцу заработная плата была выплачена без учета стимулирующей выплаты (премии) за качество.
Данное обстоятельство подтверждается также расчетными листами по заработной плате истца(л.д.79-81).
В соответствии со ст. 129 ТК РФ под заработной платой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 ТК РФ установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Постановлением Правительства ЯНАО от 27 января 2011 года №50-П в целях внедрения новых механизмов совершенствования системы и оплаты труда работников окружных государственных учреждений здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, стимулирования повышения качества медицинских услуг, утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников окружных государственных учреждений здравоохранения (далее по тексту Положение).
Указанное Положение предусматривает единые принципы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных действующим законодательством РФ и автономного округа.
Разделом 5 указанного Положения предусмотрено формирование фонда надбавок и доплат к заработной плате работников учреждений здравоохранения, который позволяет учитывать особый персональный вклад работника учреждения здравоохранения в общие результаты работы, основанный на специфике его должностных обязанностей, особенностей труда и личного отношения к делу. В соответствии с Положением фонд надбавок и доплат включает в себя следующие виды выплат: выплаты компенсационного характера и выплаты стимулирующего характера.
При этом Положением предусмотрено, что учреждения здравоохранения самостоятельно определяют процентное отношение размеров выплат компенсационного и стимулирующего характера в фонде надбавок и доплат с учетом специфики учреждения здравоохранения. Согласно п. 5.2.3. указанного Положения выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются с учетом оценки критериев качества оказанных медицинских услуг, разработанных и утвержденных в учреждениях здравоохранения.
В качестве критериев для оценки деятельности работников используются показатели, указывающие на их участие в использовании и создании ресурсов учреждения здравоохранения, в оказании качественной медицинской помощи, инициативность работника и др. Показатель должен быть представлен в исчислимом формате (в единицах, штуках, долях, процентах и пр.) для эффективного использования в качестве инструмента оценки деятельности. Согласно п. 5.2.4. Положения оценка деятельности работника по критериям с использованием показателей производится на основании статистических данных, результатов диагностик, замеров, опросов и пр. Формат показателя и инструменты оценки устанавливаются учреждением здравоохранения самостоятельно в зависимости от принятых принципов и показателей анализа деятельности на основании типовых критериев, определенных в приложении N 4 к настоящему Положению.
В соответствии с п. 5.2.5. Положения учреждение здравоохранения самостоятельно устанавливает порядок и размеры стимулирующих выплат. Основанием для установления правил использования фонда стимулирующих выплат является специфика деятельности учреждения здравоохранения, проведение программы развития учреждения здравоохранения, результаты проведения экспертизы качества медицинской помощи и другое.
На основании п. 5.2.7. показатели эффективности деятельности работников устанавливаются в зависимости от показателей удовлетворенности граждан качеством оказания медицинской помощи и отсутствием обоснованных жалоб. Также учитывается соблюдение трудовой дисциплины и кодексов профессиональной этики.
Рекомендуемые примерные показатели эффективности деятельности работников по основным категориям и видам учреждений здравоохранения приведены в приложении N 4 к настоящему Положению.
Периодичность осуществления стимулирующих выплат устанавливается в учреждении. Распределение стимулирующих выплат по критериям качества осуществляется комиссией, утвержденной приказом учреждения. Состав, положение и регламент работы комиссии утверждаются приказом учреждения. Комиссия может быть двухуровневой.
Первый уровень - структурное подразделение - формируется из 3-х человек: заведующий отделением, старшая медицинская сестра, представитель представительного органа работников (совет трудового коллектива или первичной профсоюзной организации). Указанная комиссия оценивает выполнение показателей эффективности работниками структурного подразделения; оформляет решение комиссии протоколом (или другим установленным документом), знакомит под подпись работников с оценкой качества их работы.
Второй уровень - центральная комиссия учреждения - формируется из 5 и более человек: руководитель (или его заместитель), экономист, бухгалтер, специалист отдела кадров, представитель представительного органа работников и др. Указанная комиссия распределяет средства к премированию по структурным подразделениям и по общебольничному персоналу; определяет размер премии заместителям главного врача, заведующим отделениями, работникам, не входящим в структурные подразделения по утвержденным критериям; рассматривает спорные вопросы от работников по оценке критериев качества; оформляет проект приказа о распределении стимулирующих выплат за качество работы. Механизмы распределения стимулирующих выплат конкретным работникам могут быть разными, в том числе на основе балльной оценки. Всем работникам учреждений здравоохранения устанавливаются стимулирующие выплаты на определенный срок, но не более одного года. Размер стимулирующих выплат может быть изменен на основании представления непосредственного руководителя или представительного органа учреждения здравоохранения, а также на основании добровольного (письменного) отказа работника от выполнения определенного вида работ, за которые предусмотрена выплата, при ухудшении показателей в работе или окончании выполнения работ.
В соответствии с п. 5.2.7-1 Положения выплаты стимулирующего характера не начисляются в следующих случаях: а) выполнение государственного задания - ниже 90%; б) наличие дисциплинарного взыскания в отчетном периоде; в) выявленные факты взимания денежных средств с пациентов за оказанную медицинскую помощь, предоставляемую в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Указанный подпункт введен постановлением Правительства ЯНАО от 28.08.2014 N 693-П).
Виды премий и порядок премирования работников учреждений здравоохранения, в том числе по итогам работы, определяются локальным нормативным правовым актом, утверждаемым руководителем учреждения, с учетом мнения представительного органа работников.
Указанное Положение в полной мере согласуется с приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации №421 от 28 июня 2013 года «Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников.
Во исполнение указанного выше Положения, а также в целях повышения материальной заинтересованности в результатах своего труда, приказом главного врача ГБУЗ ЯНАО «Губкинская городская больница» №395-ап от 2 декабря 2014 года было утверждено Положение о выплатах стимулирующего характера(выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы), распространяющиеся на работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало –Ненецкого автономного округа «Губкинская городская больница» (далее по тексту Положение о стимулирующих выплатах) (л.д.16-39).
Данное положение согласовано с председателем первичной профсоюзной организации ГБУЗ ЯНАО «Губкинская городская больница» ФИО5(л.д.20).
В соответствии с п. 3.2 Положения о стимулирующих выплатах, выплата за качество выполняемых работ выплачивается ежеквартально с учетом оценки критериев качества оказанных медицинских услуг, указанных в приложении №2, пропорционально отработанному времени. Оценка эффективности(качества) деятельности работника по критериям с использованием показателей производится на основании статистических данных, результатов диагностик, замеров, опросов и другой объективной информации. Распределение выплат за качество выполняемых работ по оценке эффективности(качества) деятельности осуществляется комиссией, утвержденной приказом учреждения. Предусмотрен двухуровневый состав комиссии, которая в соответствии со своей компетенцией издает протоколы, приказы.
Согласно указанного п.3.2 Положения о стимулирующих выплатах, выплаты за качество выполняемых работ не начисляются в случаях, если выполнение государственного задания ниже 90%; имеется в наличии дисциплинированное взыскание в отчетном периоде, если имеются выявленные факты взимания денежных средств с пациентов за оказанную медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Также выплаты за качество не производятся уволенным в рассматриваемом периоде по собственному желанию или за виновные действия.
Как следует из материалов дела в ГБУЗ ЯНАО « Губкинская городская больница» приказом главного врача №260-п от 29 апреля 2015 года «О выплате за качество выполняемых работ по итогам 1 квартала 2015 года» производилась стимулирующая выплата к заработной плате за качество выполняемых работ за 1 квартал 2015 года на основании протокола заседания комиссии второго уровня по рассмотрению выплат за качество выполняемых работ в первом квартале 2015 года (л.д. 59-68).
До издания указанного приказа, в ГБУЗ ЯНАО «Губкинская городская больница» проводилось заседание комиссии первого уровня- собрание поликлиники по оценке эффективности (качества) деятельности, на котором принимали участие работники поликлиники, за исключением истца, а также представитель представительного органа работников, заведующий отделением скорой медицинской помощи- ФИО5. На указанном собрании были рассмотрены предложения об установлении выплат за качество выполняемых работ(ежеквартальные выплаты) по оценке эффективности(качества) деятельности за 1 квартал 2015 года, результаты собрания оформлены протоколом (л.д.55-58).
На указанном собрании была рассмотрена информация заместителя главного врача по экономической вопросам ФИО6 об объемах выполненной работы врачами специалистами, ведущими амбулаторный прием (с учетом объемов диспансеризации взрослого и детского населения за 1 квартал 2015 года.(л.д. 53-54).
Из представленных комиссии первого уровня данных по анализу работы врачей - специалистов следовало, что при норме врачебной нагрузки в 2015 году, составившей 3,16 посещений в час, врачом –хирургом хирургического кабинета Пархоменко В.В. отработано в 1 квартале 2015 года 147, 8 часов, при этом число посещений пациентов, принятых к оплате организациями ОМС, составило 236, что фактически составило 1,6 посещений в час (236 : 147,8ч.) или 51% от запланированного на 2015 год целевого значения показателя по уровням учреждений здравоохранения по функции врачебной должности.
Целевые значения показателей деятельности учреждений здравоохранения ЯНАО на 2015 годы и последующие 2016 и 2017 годы утверждены приказом Департамента здравоохранения ЯНАО № 1011 от 30 декабря 2013 года, функция врачебной деятельности на 2015 год определена в количестве 4 240 посещений(л.д.40-42).
С учетом 33 часовой рабочей недели, времени отпуска в количестве 66 календарных дней для врача хирурга в ГБУЗ ЯНАО «Губкинская городская больница», заместителем главного врача по экономическим вопросам ФИО6, была рассчитана функция врачебной деятельности за один рабочий час, которая для врача- хирурга составила 3.16 посещений в час. (л.д.50-51).
Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что врач - хирург Пархоменко В. В. не достиг уровня условного показателя результативности его работы по оказанию услуг в системе ОМС, нашли подтверждение в судебном заседании.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что ему правомерно не начислялась надбавка к заработной плате по итогам работы за первый квартал 2015 года, которая предусмотрена в качестве стимулирующей выплаты к заработной плате и призвана способствовать повышению оплаты труда работников, имеющих нагрузку, превышающую установленные нормативы труда.
Учитывая, что работодателем в полной мере соблюдены основания и порядок выплаты стимулирующей выплаты за качество работы за первый квартал 2015 года работникам ГБУЗ ЯНАО «Губкинская городская больница», суд не находит оснований для удовлетворения требования истца о взыскании ему стимулирующей выплаты за качество за 1 квартал 2015 года.
Доводы истца о недействительности условий п.3.2 и п.3.3 Положения о выплатах стимулирующего характера, согласно которых выплаты за качество, премия по итогам работы может не начисляться в случаях, если выполнение государственного задания ниже 90%, или имеется наличие дисциплинированного взыскания в отчетном периоде, или имеются выявленные факты взимания денежных средств с пациентов за оказанную медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, или имеется факт увольнения работника в рассматриваемом периоде по собственному желанию или за виновные действия, истцом не обоснованы какими либо доказательствами.
Суд также не находит оснований для признания данных пунктов недействительными. Учреждение здравоохранения в пределах своей компетенции обеспечивает соблюдение законности по вопросам организации и оказания медицинской помощи в порядке, предусмотренном действующим законодательством и должно обеспечить выполнение утвержденных в установленном порядке государственных заданий на оказание государственных услуг(выполнение работ) и достижение предусмотренных в них качественных и количественных показателей, при этом оно не может быть лишено права на принятие соответствующих мер к работникам, в том числе врачам при выявлении фактов взимания денежных средств с пациентов за оказанную медицинскую помощь, предусмотренную Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Кроме того, результативность деятельности учреждения зависит от личного вклада каждого работника, а финансовые средства по системе обязательного медицинского страхования учреждения получают за фактически выполненные объемы услуг, в этом случае наполнение планового фонда оплаты труда определяется количеством и качеством произведенных услуг, при этом введение таких показателей для определения права на стимулирующую выплату, как показатель функции врачебной деятельности, а также невыплата стимулирующей выплаты за отчетный период, в котором произошло увольнение по собственному желанию или за виновные действия, представляется суду рациональной мерой.
Доводы истца о том, положение об оплате труда не согласовано с выборным профсоюзным органом, не соответствует действительности.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Из положений статьи 29 Трудового кодекса РФ следует, что представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации. Интересы работников при проведении коллективных переговоров с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Стороны по делу не оспаривали, что в Учреждении ответчика, создана первичная профсоюзная организация, которая является добровольным объединением членом профсоюза, работающих в одной организации, председателем профсоюзного комитета и председателем первичной профсоюзной организации является ФИО5
Таким образом, учитывая, что Положение о стимулирующих выплатах, согласованы с выборным органом, председателем профсоюзного комитета, в том числе и председателем профсоюзной организации, оснований признавать положение недействительным, у суда не имеется.
Поскольку положение о стимулирующих выплатах принималось работодателем с учетом мнения представительного органа трудового коллектива, то и внесение изменений в Положение о выплате стимулирующих выплатах должно производится во внесудебном порядке, а не в рамках индивидуального трудового спора, возбужденного исковым заявлением со стороны истца.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Однако суд не находит оснований для взыскания истцу компенсации морального вреда, являющегося производным от первоначального требования о взыскании стимулирующей выплаты.
Кроме того, в судебном заседании не установлены факты причинения истцу нравственных страданий неправомерными действиями работодателя. В связи с чем, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 24, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Пархоменко В.В. к Государственному учреждению здравоохранения Ямало – Ненецкого автономного округа « Губкинская городская больница» о взыскании премии, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы в Губкинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Гондельева Т. С.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 августа 2015 года.