2-19/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2020 года г.Починок
Починковский районный суд Смоленской области в составе судьи Шабановой В.А.
с участием истца Шаманаевой Л.И.,
законного представителя несовершеннолетнего истца Усиковой С.В., третьего лица - Усиковой Н.А.,
при секретаре Панкратовой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаманаевой Л.И., Усиковой С.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Шаманаева Л.И., Усикова С.В. обратились в суд с исковыми требованиями к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности в размере по 1/2 доли каждому в праве общей долевой собственности на квартиру № ** в доме № ** ..., общей площадью -----, жилой площадью -----, в порядке приватизации. Определением Починковского районного суда Смоленской области от 11 ноября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Жилищный стандарт». Определением Починковского районного суда Смоленской области от 19 декабря 2019 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
В обоснование своих требований истец Шаманаева Л.И. в исковом заявлении и в судебном заседании сослалась на то, что ** ** ** супругу Ш.А.Г., умершему ** ** **, КЭЧ ... района ... военного округа был выдан ордер № **, не являющийся служебным, на право занятия квартиры № ** в доме № ** ..., на семью из четырех человек: Ш.А.Г., она (жена Шаманаева Л.И.), дочь Шаманаева (после заключения брака Усикова) Н.А., дочь Шаманаева Т.А., где в настоящее время проживают и зарегистрированы она (Шаманаева Л.И.) с ** ** **, внучка Усикова С.В. с ** ** **, дочь Усикова Н.А. с ** ** **, дочь Шаманаева Т.А. с ** ** **. Дочери Усикова Н.А. и Шаманаева Т.А. отказываются от участия в приватизации жилого помещения. Она (Шаманаева Л.И.) и внучка Усикова С.В. проживают совместно, добросовестно пользуются жилым помещением, производя его текущий ремонт, оплачивая квартплату и коммунальные услуги, и имеют право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения, так как участия в приватизации жилья не принимали, указанная квартира относится к государственному жилищному фонду, расположена в военном городке, в настоящее время исключенном из перечня закрытых военных городков, однако жилищный фонд в муниципальную собственность не передан, квартира не является служебной и не относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. На ее обращение Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации указал, что решение о передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации может быть принято в рамках гражданского судопроизводства. Просит признать за ней(Шаманаевой Л.И.), внучкой Усиковой С.В. право собственности в размере по 1/2 доли каждому в праве общей долевой собственности на квартиру № ** в доме № ** ..., общей площадью -----, жилой площадью -----, в порядке приватизации.
Законный представитель несовершеннолетнего истца Усиковой С.В., третье лицо - Усикова Н.А. просит признать за матерью Шаманаевой Л.И., дочерью Усиковой С.В. право собственности в размере по 1/2 доли каждому в праве общей долевой собственности на квартиру № ** в доме № ** ..., общей площадью -----, жилой площадью -----, в порядке приватизации, сославшись на те же обстоятельства. Дала согласие на приватизацию квартиры № ** в доме № ** ..., Шаманаевой Л.И. и Усиковой С.В., сама от участия в приватизации отказалась (л.д.21).
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.127).
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.126).
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.125), в отзыве (л.д.110-111) указал, что жилое помещение, расположенное по адресу: ... находится на балансе ФГКУ «Центральное ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации. По данным единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, Шаманаева Л.И. на учете не состояла и не состоит, не относится к категориям граждан, подлежащим постановке на указанный учет. Оснований для приобретения жилого помещения для постоянного проживания по линии Минобороны России у Шаманаевой Л.И., в том числе и права не имеется. Просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме, рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.142), просит рассмотреть дело без его участия (л.д.101).
Представитель ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.141, 144-146), в отзывах (л.д.38-39, 56-57) указал, что истцом не предоставлено доказательств того, что спорное жилое помещение не является служебным. На ордере имеется отметка «служебный». Служебные жилые помещения приватизации не подлежат. В материалы дела не представлено доказательств, что служебное жилое помещение было исключено из разряда служебных. Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает жилыми помещениями исключительно военнослужащих, при наличии срока выслуги и нахождении на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма. Истец не предоставил доказательства постановки на учет нуждающихся в установленном законодательством порядке. Ордер не является подтверждением договора социального найма. По действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленный формы ордер. Оснований для признания права пользования на условиях договора социального найма, признании права собственности в порядке приватизации не имеется. Просит в удовлетворении исковых требований отказать, дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.132-135, 143).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью «Жилищный стандарт» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (л.д.147), в ходатайствах (л.д.86, 136) указал, что является обслуживающей организацией общедомового имущества служебного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации по договору управления многоквартирными домами от ** ** **, не является балансодержателем указанных жилых помещений, не распределяет жилые помещения между гражданами и не заселяет в указанные жилые помещения граждан. ООО «Жилищный стандарт» не располагает в настоящее время сведениями на балансе какого именно структурного подразделения или казенного предприятия Министерства обороны Российской Федерации числится многоквартирный дом № **, расположенный в .... Просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо Шаманаева Т.А. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства (л.д.123), дала согласие на приватизацию квартиры № ** в доме № ** ..., Шаманаевой Л.И. и Усиковой С.В., сама от участия в приватизации отказалась (л.д.20), просит рассмотреть дело в ее отсутствие, от участия в приватизации отказывается, против заявленных требований возражений не имеет, просит их удовлетворить (л.д.61-62).
Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, ** ** ** КЭЧ ... района ... военного округа Ш.А.Г. с семьей, состоящей из четырех человек: Ш.А.Г., Шаманаева Л.И. (жена), Шаманаева (после заключения брака Усикова (л.д.24-25)) Н.А. (дочь), Шаманаева Т.А. (дочь), выдан ордер № ** на право занятия ----- комнат в квартире № ** дома № ** ... (л.д.5, 63).
Ш.А.Г. умер ** ** ** (л.д.22).
Согласно выписки из домовой книги (л.д.9), справок (л.д.16-17, 19) по адресу: ... зарегистрированы Шаманаева Л.И., родившаяся ** ** ** в ... (л.д.12) - с ** ** **; Усикова С.В., родившаяся ** ** ** в ... (л.д.13) - с ** ** **; Усикова Н.А., родившаяся ** ** ** в ... (л.д.14) - с ** ** **; Шаманаева Т.А., родившаяся ** ** ** в ... (л.д.15) - с ** ** **.
Из справки ... производственного участка ... отделения филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Центральному федеральному округу (л.д.10) усматривается, что квартира № ** в доме № ** ... имеет общую площадь -----, в том числе жилую - -----, количество комнат - -----.
Задолженность по оплате за квартиру и коммунальные услуги по адресу: ... отсутствует (л.д.8, 16-17, 19, 64-66).
Квартира № ** в доме № ** ... не приватизирована, принадлежит жилому фонду Министерства обороны Российской Федерации (л.д.19), внесена в реестр Федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации № ** от ** ** **, соответствует всем санитарно-техническим нормам проживания, обслуживается ООО «Жилищный стандарт» (л.д.18), которое является управляющей организацией и занимается содержанием и обслуживанием общего имущества в жилых домах ... (л.д.72, 82, 85, 136-139).
Военный городок ... распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года №752-р был включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации; распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 года №349-р исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации (л.д.17).
Шаманаевой Л.И., Усиковой С.В. право на приватизацию не было использовано, начиная с июля 1991 года по настоящее время (л.д.11, 19).
Из заявлений в адрес Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (л.д.6-7) видно, что Шаманаева Л.И. просит передать в собственность ей и Усиковой С.В. по 1/2 доли каждой занимаемую ----- квартиру № ** в доме № ** ... бесплатно в порядке приватизации.
Согласно ответа Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (л.д.4), решение о передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации может быть принято в рамках гражданского судопроизводства в случае, если жилое помещение не отнесено к специализированному жилищному фонду с приложением документа, подтверждающего право на занятие указанного жилого помещения и документов, подтверждающих факт проживания в нем (выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счета).
Таким образом, судом бесспорно установлено, что истцы занимают квартиру № ** дома № ** ..., которая была предоставлена Ш.А.Г., умершему ** ** **, на основании ордера № **, выданного ** ** ** КЭЧ ... района ... военного округа. Факт предоставления спорного жилого помещения Ш.А.Г. по ордеру найма № ** от ** ** ** сторонами, в том числе представителем ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, не оспаривается (л.д.56-57). Спорное жилое помещение находится в федеральной собственности, полномочия собственника осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст.217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу п.1, 6 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76 «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, военнослужащим, а также гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей предоставлено право на безвозмездное получение в собственность занимаемых жилых помещений (приватизация жилья) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Таким образом, закон связывает право военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на приватизацию жилья только в случае, если они занимают жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч.1 ст.43 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент предоставления жилого помещения, жилые помещения предоставлялись гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров ССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
На основании п.1 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 года №405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения», военнослужащим Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск жилые помещения, находящиеся в обособленных военных городках при воинских частях, расположенных вне черты населенных пунктов, и в закрытых военных городках с системой пропусков, расположенных в населенных пунктах, предоставляются по распоряжению командования соответствующих воинских частей. Рабочим и служащим жилые помещения в закрытых и обособленных военных городках предоставлялись по совместному решению командования воинской части Советской Армии, Военно-Морского флота, пограничных и внутренних войск и соответствующего профсоюзного комитета.
Согласно ст.47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент предоставления жилого помещения, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В силу п.2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 года №405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения», ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади. Обмен жилыми помещениями, находящимися в закрытых и обособленных военных городках, оформляется ордерами, выдаваемыми органами (должностными лицами), ведающими выдачей ордеров на жилые помещения в этих военных городках.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение. При этом, само по себе предоставление военнослужащим (служащим) ведомственного жилого помещения в закрытом военном городке не наделяло его статусом служебного.
В силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На неоднократные запросы суда (л.д.1, 37, 43, 53, 67, 105, 119) о статусе спорного жилого помещения и нахождении в базе «Учета специализированного жилищного фонда и выданных договоров Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, информацию не представили. ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» (территориальное отделение г.Смоленск) предоставило информацию о том, что не располагает сведениями о статусе квартиры № ** в доме № ** в ... (л.д.35, 103), ООО «Жилищный стандарт» информировало о том, что сведения об отнесении жилого фонда к специализированному или иному жилому фонду в ООО «Жилищный стандарт» отсутствуют (л.д.72, 82, 85), Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации сообщил, что информация об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду отсутствует (л.д.79). В документах архивных фондов Исполнительного комитета ... районного Совета народных депутатов ... области за ** ** **, администрации ... за ** ** **, администрации Шаталовского сельского поселения Починковского района Смоленской области за ** ** ** сведений о признании служебной квартиры № ** в доме № ** ... не имеется (л.л.149).
Таким образом, суду не представлено доказательств того, что спорное жилое помещение на момент его предоставления Ш.А.Г. и в настоящее время относилось и относится к специализированному жилищному фонду, являлось и является служебным, предоставлялось Ш.А.Г. на время службы. Напротив, квартира № ** в доме № ** в ... была предоставлена Ш.А.Г. по договору социального найма, заключенному на основании ордера. Военный городок ..., на территории которого находится спорная квартира, в настоящее время исключен из перечня закрытых военных городков. Признаком служебного жилого помещения до 1 марта 2005 года являлось обязательное наличие решения органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, не зависимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение. Данных о принятии такого решения не имеется. Вышеуказанное опровергает и довод представителя ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о том, что квартира № ** в доме № ** ... на момент выдачи ордера являлась служебной.
Анализируя представленные доказательства в совокупности с указанными нормами закона, принимая во внимание, что спорная квартира предоставлена на основании фактически договора социального найма, не расположена в закрытом военном городке, учитывая отсутствие доказательств о служебном статусе спорного жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что с момента утраты военным городком статуса закрытого военного городка к возникшим между сторонами правоотношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма и на спорные правоотношения распространяется действие Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно абз.1 ст.2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная или муниципальная) приватизации не подлежат (жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения).
Таким образом, по смыслу данных норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
В ст.6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» закреплено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ст.11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
Согласно разъяснениям, изложенным в п.5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). Исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь нормами вышеприведенного законодательства, приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение было предоставлено Ш.А.Г., с учетом членов его семьи, на законном основании. Шаманаева Л.И. с ** ** **, несовершеннолетняя Усикова С.В. с ** ** ** постоянно проживают в квартире № ** дома № ** ..., добросовестно пользуются жилым помещением, производя его текущий ремонт, оплачивая квартплату и коммунальные услуги, ранее в приватизации жилья не участвовали. Спорное жилое помещение не входит в состав жилищного фонда закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, сведения об его отнесении к специализированному жилищному фонду отсутствуют. Таким образом, истцы до настоящего времени не реализовали свое право на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения бесплатно на основании договора приватизации.
Тот факт, что квартира № ** в доме № ** ... ранее находилась на территории закрытого военного городка, статус которого впоследствии был снят, основанием для отнесения спорной квартиры к служебному жилому помещению не является. В любом случае для отнесения жилого помещения к служебному необходимо признание его таковым в установленном законом порядке, в том числе и на территории закрытого военного городка. Сам по себе статус военного городка, как закрытый, не является основанием для признания всех находящихся на территории данного городка жилых помещений служебными.
Доводы представителя ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о том, что квартира № ** в доме № ** ... не подлежит приватизации, так как относится к служебным жилым помещениям, а также о том, что у истцов отсутствует договор социального найма, не основаны на законе и не подтверждены материалами дела. Как разъяснено в абзаце 2 подпункта «б» пункта 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 Жилищного кодекса РСФСР). Ответчиками не представлено доказательств отнесения спорной квартиры к служебным жилым помещениям в установленном законом порядке. В ордере № **, выданном ** ** ** КЭЧ ... района ... военного округа, не указано на служебный характер данного жилого помещения. Доказательств того, что Ш.А.Г. жилое помещение предоставлено в качестве служебного, не имеется. Согласно статье 25 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых Верховным Советом СССР 24 июня 1981 года, ордер на жилое помещение являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. В соответствии со статьей 26 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик договор найма жилого помещения заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение. Судом установлено, что истцы вселились в квартиру, постоянно проживали в ней и зарегистрированы по месту жительства до настоящего времени. При этом суд отмечает, что статьями 25, 26 Основ жилищного законодательства Союза ССР, статьей 51 Жилищного кодекса РСФСР, Федеральным законом от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», положениями Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность нанимателя подтверждать право пользования жилым помещением, возникшим на основании законно выданного ордера в соответствии требованиями ранее действовавшего жилищного законодательства, заключением договора найма или договора социального найма.
Утверждения представителя ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в части того, что каких-либо доказательств о том, что жилая площадь истцу была предоставлена в порядке, предусмотренном ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, для постоянного проживания по договору социального найма предоставлено не было, отклоняется судом, поскольку квартира № ** в доме № ** ... предоставлена Ш.А.Г. и членам его семьи (л.д.26) в ** ** ** на основании ордера, подлинник которого обозрен в судебном заседании, на ордере не имеется отметок о том, что спорное жилое помещение является служебным. Ш.А.Г. проходил военную службу по контракту в ВС МО РФ в период с ** ** ** по ** ** ** (л.д.26), уволен с военной службы ** ** ** по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы в льготном исчислении составляет -----, в календарном исчислении составляет ----- (л.д.27, 29-30), данные о предоставлении ссуды или субсидии на приобретение либо строительство жилья отсутствуют (л.д.28). Истцы, являвшиеся членами семьи нанимателя Ш.А.Г., зарегистрированы в указанной квартире по месту жительства, право пользования истцов спорной квартирой ранее не оспаривалось, соответствующие решения уполномоченных органов, на основании которых истцам данная квартира была предоставлена изначально в пользование, не отменены, не оспорены, недействительными не признаны.
Также не имеет правового значения ссылка в отзыве представителя ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации об отсутствии в материалах дела сведений о постановке истцов на учет в качестве нуждающихся, а так же, что Шаманаева В.А. в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по линии Министерства обороны Российской Федерации не состоит и не состояла (л.д.79), поскольку указанные обстоятельства не относятся к основаниям для ограничения права на приватизацию занимаемого жилого помещения, установленным действующим законодательством. При этом, суд отмечает, что законность предоставления жилья не входит в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, при рассмотрении настоящего спора, и вышеназванные доводы не являются предметом настоящего спора.
При таких обстоятельствах, поскольку занимаемое истцами жилое помещение служебным не является, в закрытом военном городке не находится, право на однократную бесплатную приватизацию жилья истцы не использовали, иных предусмотренных статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» оснований для отказа в приватизации не имеется, истцы фактически пользуются квартирой на условиях социального найма, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1/2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1/2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ № ** ░ ░░░░ № ** ..., ░░░░░ ░░░░░░░░ -----, ░░░░░ ░░░░░░░░ -----, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.