Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 28 » ноября 2023 года г.Нефтегорск.
Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., с участием прокурора Ермолаевой Н.А., при секретаре Мурзабековой М.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-796/2023 по административному иску Нефтегорского межрайонного прокурора к администрации муниципального района Нефтегорский о признании бездействия незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Нефтегорский межрайонный прокурор обратился с данным иском, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика в непринятии мер по постановке на кадастровый учет объекта водоснабжения, и обязать его в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу принять меры по постановке на кадастровый учет объекта «Водоснабжение микрорайон Г», расположенного в г.Нефтегорске Самарской области.Вобоснование иска указал, что их непринятие может создать препятствие содержания и ремонтаобъекта водоснабжения, угрозу аварии. Передача объекта в концессию, для проведения капитального ремонта невозможна, т.к. отсутствует право собственности.
В судебном заседании прокурор административный иск поддержал.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался, судом обязательной его явка не признавалась. В отзыве на иск указал, что на данный момент спорный объект на кадастровый учет не поставлен, принимаются все возможные меры для этого. Разрешение вопроса оставлял на усмотрение суда.
Выяснив мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.218 ч.1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных Федеральными законами.
Согласно ст.14 ч.1 п.4 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 года к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
В силу ч.5 ст.51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.Такой порядок утвержден Приказом Минэкономразвития России № 424 от 30.08.2011 года.
В соответствии с п.2 названного Порядка объектом учета в реестре является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное имущество, не относящееся к недвижимым и движимым вещам, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом № 174-ФЗ от 3.11.2006 года.
Согласно ст.6 ч.1 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 годапринятие мер по организации водоснабжения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от их исполнения, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п.п.6, 7 ст.1 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 года государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст.130, 131, 132, 133.1, 164 ГК РФ.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, т.е. перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ст.14 данного закона государственный кадастровый учет осуществляется в т.ч. в связи с созданием объекта недвижимости, его образованием.
Объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения (трубопроводы) по общему правилу относится к линейным объектам-сооружениям (п.10.1 ст.1 ГрК РФ, п.п.2, 4, 5 ст.2 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 года).
Таким образом, если подобные объекты в установленном порядке построены и введены в эксплуатацию, в отношении них должен быть осуществлен государственный кадастровый учет.
Как следует из материалов дела в реестре муниципальной собственности г.п.Нефтегорск состоит объект водоснабжения «микрорайон Г» на основании Закона Самарской области № 204-ГД от 27.12.2006 года и актов приема-передачи от 18.12.2008 года, 19.07.2013 года,который находится в пользовании АО «Водоканал». Данных о его постановке на кадастровый учет на момент рассмотрения дела не имеется.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что административный ответчик, являясь исполнительным органом местного самоуправления, не принял мер к постановке указанного объекта водоснабжения, на кадастровый учет, что создает препятствия для планирования работ по его содержанию, ремонту, управлению и является основанием для удовлетворения иска. Предложенный для устранения указанного нарушения срок принимается судом как представляющийся обоснованным и разумным, реальным для исполнения решения и не подвергнутым корректировке.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействиеи обязать администрацию муниципального района Нефтегорскийв течение 1 года со дня вступления решения в законную силу принять меры по постановке на кадастровый учет объекта – «Водоснабжение микрорайон Г», расположенного в г.Нефтегорске Самарской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нефтегорский районный суд.
Судья В.В.Лопутнев