Решение по делу № 2-402/2014 ~ М-319/2014 от 07.04.2014

№2–402/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Баудер Е.В.,

при секретаре судебного заседания Козловой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 22 июля 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Екимова Н.И. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» о признании права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, признании земельного участка ранее учтенным и возложении обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке,

установил:

Екимов Н.И. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком <данные изъяты> расположенным по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, д.Койтыбож. В обоснование заявленных требований указал, что на основании приказа от 30.03.2000 года руководителя свиноводческого совхоза «Зеленецкий» истцу был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> С целью зарегистрировать право собственности на земельный участок в упрощенном порядке, истец обратился в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский. Постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 16.04.2010 № 4/945 утверждена схема расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> в составе земель населенных пунктов по адресу: Сыктывдинский район, д. Койтыбож. Для получения кадастрового паспорта на земельный участок Екимов Н.И. обратился в Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», решением от 25 октября 2013 года которого истцу отказано во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке и разъяснено, что на момент издания Приказа у совхоза «Зеленецкий» не имелось полномочий на предоставление земельных участков под строительство жилых домов. Истец считает, что имеет право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 29.04.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Республике Коми и администрация сельского поселения «Зеленец».

В ходе рассмотрения дела Екимов Н.И. уточнил исковые требования, просил признать земельный участок площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, д.Койтыбож, ранее учтенным и сведения о нем подлежащими внесению в государственный кадастр недвижимости, а также признать за истцом право на приобретение указанного участка в собственность бесплатно.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10.06.2014 в качестве соответчика привлечен Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Республике Коми.

Ответчик Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Республике Коми и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация сельского поселения «Зеленец», надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, предоставили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Республике Коми в материалы дела представлен отзыв на исковое заявление, в котором ответчик не согласился с заявленными требованиями.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Истец Екимов Н.И. в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Ланшаков А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. Суду пояснил, что до введения в действие Земельного кодекса РФ в установленном законом порядке уполномоченным органом земельный участок Екимову Н.И. не предоставлялся. Кроме того, участок не поставлен на кадастровый учет, не является учтенным объектом недвижимости, на спорном земельном участке не имеется законно возведенных объектов недвижимости, что исключает возможность предоставления участка истцу на испрашиваемом праве. Пояснил, что право распоряжения испрашиваемым истцом земельным участком после ликвидации совхоза перешло к администрации, в связи с чем земельный участок может быть предоставлен истцу по решению данного органа местного самоуправления лишь в установленном законом порядке, т.е. за плату.

Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

С целью регистрации в упрощенном порядке права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ, 18.02.2010 Екимов Н.И. обратился в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка.

Постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 16.04.2010 № 4/945 по заявлению истца утверждена схема расположения земельного участка площадью <данные изъяты> в составе земель населенных пунктов по адресу: Сыктывдинский район, д. Койтыбож, для ведения личного подсобного хозяйства.

07.10.2013 Екимов Н.И. обратился в Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. К заявлению истцом приложены приказ руководителя свиноводческого совхоза «Зеленецкий» от 30.03.2000 о выделении в д. Койтыбож земельных участков под строительство жилых домов работникам совхоза, в том числе Екимову Н.И. - площадью <данные изъяты>, и постановление администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 16.04.2010 № 4/945 об утверждении схемы расположения земельного участка.

Решением Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 25 октября 2013 года № 11/13-43756 Екимову Н.И. отказано во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке по тому основанию, что представленный истцом Приказ совхоза «Зеленецкий» от 30.03.2000 не является документом, содержащим решение о предоставлении земельного участка на определенном праве и вынесенным уполномоченным по распоряжению земельными участками органом (организацией).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Екимова Н.И. в суд с настоящим иском.

При разрешении спора, суд исходит из следующего.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности в настоящее время регулирует Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с ч. 3 ст. 1 данного Федерального закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В Федеральном законе от 02.01.2000 N 28 «О государственном земельном кадастре», действующем до 16.05.2008, понятие ранее учтенного объекта недвижимости не существовало, оно введено положениями ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ранее учтенным объектом недвижимости является: объект недвижимости, государственный кадастровый учет которого осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона особенностей; объект недвижимости, государственный кадастровый учет которого не осуществлен, но право собственности, на который зарегистрировано и не прекращено и которому присвоен органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условный номер в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно положениям ч. 3 указанной статьи, для включения сведений о ранее учтенном земельном участке в государственный кадастр недвижимости необходимо, чтобы документы, представленные заинтересованным лицом в орган кадастрового учета с целью внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, содержали описание ранее учтенного земельного участка, вносимое в кадастр с учетом предусмотренного ст. 7 названного Федерального закона состава сведений. Кроме того, по смыслу ч. 7 ст. 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» документ, устанавливающий или подтверждающий право заинтересованного лица на земельный участок, должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.

В силу положений ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» индивидуальными признаками такого объекта недвижимости как земельный участок являются сведения об уникальных характеристиках земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости таких как: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объект недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок.

Аналогичное толкование Закона изложено в письме Минэкономразвития РФ от 18.02.2010 № 2321-ИМ/Д23 «Об основаниях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках».

Согласно разъяснению, изложенному в этом письме, при проведении органом кадастрового учета проверки на предмет наличия в представленных (поступивших) документах оснований для включения в кадастр сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости необходимо принимать во внимание, что документы, устанавливающие или подтверждающие право на ранее учтенный земельный участок, являются не только основаниями для включения сведений о соответствующем ранее учтенном земельном участке в кадастр, но и могут являться документами, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на такой земельный участок или осуществляется признание прав на соответствующий земельный участок в ином установленном федеральным законом порядке.

Такое разъяснение дано исходя из того, что в силу п. 2 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, возможна только на основании таких актов (свидетельств) о праве, которые выданы уполномоченными органами в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания данных актов (свидетельств).

В соответствии с п. 63 Приказа Минэкономразвития РФ от 4.02.2010 № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент вынесения органом кадастрового учета оспариваемого решения) в реестр подлежат внесению общие сведения о земельном участке, в том числе, ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о кадастре, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке; адрес земельного участка или при отсутствии такого адреса - описание местоположения; категория земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование земельного участка; площадь в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра с указанием погрешности вычисления; кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;

Применительно к приведенным требованиям закона, представленные истцом в кадастровый орган и в суд документы не содержат отметок о присвоении объекту недвижимости условного кадастрового номера, подтверждающего осуществление кадастрового учета, не содержат решения о предоставлении участка на конкретном праве.

С учетом того, что исходный земельный участок не обладает необходимыми уникальными характеристиками, отсутствуют сведения о кадастровом, техническом учете до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также о регистрации прав на него, данный земельный участок не может считаться ранее учтенным в соответствии с требованиями действующего Федерального закона о кадастре.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Екимовым Н.И. требований в данной части.

Заявленное ответчиком - Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - ходатайство о пропуске истцом установленного ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ срока для обращения в суд с настоящим требованием суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку заявленные Екимовым Н.И. требования приняты судом согласно пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ в порядке искового производства. Требований, подлежащих рассмотрению в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, истцом не заявлялось.

Разрешая требования Екимова Н.И. о признании права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, суд исходит из следующего.

В силу ст. 148 Гражданского процессуального кодекса РФ установление правоотношений сторон относится к задачам суда.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 №11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» дано разъяснение о том, что при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.

Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судом вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.

Из объяснений истца в судебном заседании следует, что с 2000 года он пользуется земельным участком, расположенным в д.Койтыбож Сыктывдинского района, предоставленным на основании приказа руководителя свиноводческого совхоза «Зеленецкий» от 30.03.2000 для строительства жилого дома, приблизительная площадь используемого участка составляет <данные изъяты> Какие-либо объекты недвижимого имущества на участке отсутствуют, строительство жилого дома не осуществлялось, поскольку земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. Документами, удостоверяющими право истца на земельный участок, являются названный приказ и похозяйственная книга. При этом выданная администрацией сельского поселения «Зеленец» выписка из нее содержит неверные сведения о начале фактического использования им земельного участка. Полагает, что имеет право на передачу спорного земельного участка в собственность в порядке бесплатной приватизации, поскольку участок предоставлен ему по решению уполномоченного органа до введения в действие Земельного кодекса РФ.

Таким образом, истцом фактически заявлено требование о признании за ним права собственности на земельный участок.

Пункт 1 ст. 59 Земельного кодекса РФ указывает, что признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 Земельного кодекса РФ.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Кроме того, в соответствии с п. 9.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения, личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Согласно ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основанием для государственной регистрации права собственности-гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок являются:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

Согласно пункту 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

В силу положений Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», значимыми для разрешения данного спора в части требований о признании права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно и подлежащими в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказыванию истцом обстоятельствами является предоставление земельного участка до введения в действий Земельного кодекса Российской Федерации для индивидуального жилищного строительства, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

При этом, документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок, должен быть выдан органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания.

Судом установлено, что государственное предприятие «Совхоз «Зеленецкий» им.Ленинского комсомола зарегистрировано по месту нахождения в с.Зеленец на основании постановления главы администрации Сыктывдинского района от 27.12.1991 № 12/21 §11.

В соответствии с Уставом государственного предприятия, утвержденного 25.12.1991 (зарегистрирован 27.12.1991), решение вопросов о выделении земельных участков под жилищное строительство работникам совхоза к полномочиям предприятия не отнесено.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения, в том числе на территории д.Койтыбож с.Зеленец Сыктывдинского района, ранее принадлежали совхозу «Зеленецкий». На основании решения Зеленецкого сельского совета народных депутатов от 15 августа 1991 г. № 8/1 «О рассмотрении материалов по передаче земель в ведение Зеленецкого сельского Совета» у совхоза «Зеленецкий» было изъято и предано в ведение Зеленецкого сельского совета народных депутатов <данные изъяты> земель. В последующем алогичное изъятие земель сельскохозяйственного назначения имело место, как следует из представленной суду справки о движении земель в совхозе «Зеленецкий», в период с 01.01.1993 по 01.01.1997 (л.д. 132-133).

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 15.02.2000 в отношении совхоз «Зеленецкий» возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве). 12.07.2000 совхоз «Зеленецкий» признан несостоятельным (банкротом).

Статьей 1 Закона РФ от 23.12.1992 N 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», который действовал до 30 октября 2001 г., было установлено, что передача земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также под индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки в частную собственность граждан в городах, поселках и сельской местности осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации и настоящим Законом.

Правоотношения по передаче в собственность земельного участка в спорный период регулировались Указом Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», утратившим силу с 25 февраля 2003 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.02.2003 N 250,

В соответствии с п. 3 (абзац 3) названного Указа № 1767 гражданам, получившим земельные участки в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование, было предоставлено право на предоставление и выкуп этих участков в собственность в соответствии с действующим законодательством.

По состоянию на день издания руководителем Совхоза приказа №5 от 30.03.2000 действовал Земельный кодекс РСФСР, утвержденный Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 года N 1103-1, в редакции от 24.12.1993).

Статья 59 Кодекса предусматривала, что членам колхозов, работникам совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств), пожелавшим выйти из их состава и вести крестьянское (фермерское) хозяйство, по решению районных (городских, в административном подчинении которых находится район) Советов народных депутатов предоставляются участки, изымаемые из земель указанных предприятий. Местные комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам предварительно согласовывают с колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями местоположение изымаемого земельного участка.

Решение о предоставлении земельных участков для ведения крестьянского хозяйства принимается районным (городским, в административном подчинении которого находится район) Советом народных депутатов по представлению сельских Советов народных депутатов (абз. 6 ст. 58 Кодекса).

Статьей 64 этого Кодекса устанавливалось, что земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.

Земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности членов указанных товариществ (ст. 66 Кодекса РФ).

Земельные участки для коллективного и индивидуального огородничества, сенокошения и выпаса скота предоставляются местными Советами народных депутатов из земель запаса в аренду, а предприятиями, учреждениями и организациями - во временное пользование. В отдельных случаях допускается продление срока пользования в установленном порядке (ст. 68 Кодекса).

Земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией (ст. 80 Кодекса).

В силу Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные в т.ч. статьями 58, 64, 66, 68, 80 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается.

Земельным кодексом РФ, как и ранее действовавшим Земельным кодексом РСФСР предусмотрено предоставление земельных участков для использования под определенные цели и использование земельных участков по целевому назначению.

Таким образом, на момент издания руководителем совхоза рассматриваемого приказа Земельным кодексом РСФСР, Указом Президента РФ от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», регулировавшими вопросы выделения земельных участков до введения в действие Земельного кодекса РФ 2001 года, предоставление гражданам земельных участков было отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

Тем самым, директор совхоза в 2000 году не обладал полномочиями по предоставлению земельного участка ни в собственность, ни в постоянное бессрочное пользование.

Так, в материалы дела администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» представлено ходатайство Совхоза «Зеленецкий» за подписью исполняющего обязанности директора от 07.02.2000 в адрес Главы администрации Сыктывдинского района, в соответствии с которым Совхоз «Зеленецкий» просит о передаче Зеленецкому сельскому совету земель с баланса совхоза в д.Койтыбож контур под индивидуальное строительство жилых домов и выделить участки работникам совхоза, в том числе Екимову Н.И. площадью <данные изъяты>

30.03.2000 руководителем свиноводческого совхоза «Зеленецкий» издан приказ № о выделении истцу земельного участка.

В силу Земельного кодекса РСФСР земельные участки могли быть предоставлены директором совхоза работникам предприятия для огородничества, сенокошения и выпаса скота только во временное пользование, что в силу п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», при отсутствии дальнейшего согласования такого предоставления с уполномоченным органом местного самоуправления и оформлении такого решения соответствующим актом исключает возможность регистрации такими гражданами права собственности на земельные участки.

Поскольку судом установлено, что спорный земельный участок никогда не обладал и не обладает в настоящее время необходимыми уникальными характеристиками, отсутствуют сведения о его кадастровом, техническом учете до вступления в силу Федерального закона РФ № 221-ФЗ, а также о регистрации прав на него, а равно не может считаться ранее учтенным, то сделать вывод о том, что в 2000 году спорный земельный участок находился у названного сельскохозяйственного предприятия на каком-либо праве, не представляется возможным, равно как, и определить категорию земель, к которой он относился.

Как следует из пояснений истца, представителя администрации сельского поселения «Зеленец», к административной территории которого относится д.Койтыбож (ч. 1 ст. 174 Закона Республики Коми от 06.03.2006 № 13-РЗ (ред. от 05.05.2014) «Об административно-территориальном устройстве Республики Коми»), используемый истцом земельный участок находился на 30.03.2000 и находится на день рассмотрения дела за границами населенного пункта (д. Койтыбож) на землях сельскохозяйственного назначения. Инвентаризация земель д.Койтыбож не производилась.

Решением Совета сельского поселения «Зеленец» от 27.03.2013 № Ш/06-01 утвержден «Генеральный план сельского поселения «Зеленец», которым предусмотрено увеличить границу населенного пункта за счет земель сельскохозяйственного назначения. На сегодняшний день администрацией заключен договор на проведение землеустроительных работ по описанию местоположения границ территории д.Койтыбож и подготовке землеустроительной документации с целью постановки границы территории населенного пункта на государственный кадастровый учет.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм законодательства, действовавшего на момент издания рассматриваемого приказа, земельный участок под строительство жилого дома в собственность мог быть предоставлен истцу в установленном законом порядке только органом местного самоуправления. Совхоз «Зеленецкий» не являлся уполномоченным органом по предоставлению земельных участков. В органы, уполномоченные законом на предоставление земельных участков гражданам, истец не обращался.

Екимовым Н.И. в нарушение требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, находящейся во взаимосвязи с приведенными положениями Земельного кодекса РСФСР, не представлено доказательств, подтверждающих предоставление ему земельного участка в соответствии с требованиями действовавшего законодательства - по решению уполномоченного органа. Доказательств обращения в уполномоченный орган и отказа в предоставлении земельного участка истцом не представлено.

Представленная истцом в материалы дела выписка из похозяйственной книги документом, указанным в пункте <данные изъяты>o "Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 02.11.2013) \"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним\" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014)
------------ Недействующая редакция
{КонсультантПлюс}"ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», служить не может, поскольку содержит сведения о наличии в пользовании истца земельного участка площадью 0,15 га для ведения личного подсобного хозяйства по состоянию на 01.01.2013. Представленные администрацией сельского поселения похозяйственные книги содержат сведения о наличии в пользовании истца земельного участка площадью <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2012 (л.д. 169-171). В то же время, похозяйственная книга, начатая 01.01.1997 (л.д. 184-185) сведений о наличии в пользовании истца земельного участка по состоянию на 01.01.2001 не содержит.

Кроме того, отсутствие документов, связанных с формированием спорного земельного участка и определением его границ на местности, в данной ситуации исключает возможность идентификации этого участка и признания права собственности на него в силу следующего.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Уникальными характеристиками объекта недвижимости согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» являются:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства)

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

4) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Из анализа приведенных положений закона следует, что существование земельного участка как объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, возникает именно с момента внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости.

Из материалов дела, а также пояснений сторон следует, что спорный земельный участок на кадастровом учете не состоит, межевание участка не проводилось, местоположение его границ в установленном порядке не определено.

Представленная истцом схема расположения земельного участка, утвержденная Постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 16.04.2010 № 4/945 с указанием площади участка и категории - земли населенных пунктов, - документом, свидетельствующим о формировании участка не является.

Предусмотренное пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ утверждение истцу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является этапом процесса формирования земельного участка в целях его постановки на кадастровый учет при обращении лица, имеющего в собственности здание, с заявлением о предоставлении ему земельного участка, на котором это здание расположено. Правоустанавливающего значения такой документ не имеет и прав на испрашиваемый земельный участок не порождает.

Согласно одной из задач подготовки дела к судебному разбирательству является определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон.

Выполнение указанной в абз. 3 ст. 148 Гражданского процессуального кодекса РФ задачи должно осуществляться судом исходя из тех фактических обстоятельств, на которых истец основывает свои требования.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).

Екимов Н.И. заявил требования о признании за ним права собственности на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие земельного кодекса РФ,

по основаниям, предусмотренным абз. 1,2 п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ».

По иным основаниям требования истцом не заявлены. Материалами дела не подтверждено, что истец обращался в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с просьбой о предоставлении ему данного конкретного земельного участка по иным предусмотренным законом основаниям.

Установив обстоятельства дела применительно к приведенным правовым нормам, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Екимова Н.И. в полном объеме.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Екимова Н.И. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» о признании права на приобретение земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, д.Койтыбож, в собственность бесплатно, признании земельного участка ранее учтенным, об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2014 года.

Судья Е.В.Баудер

2-402/2014 ~ М-319/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Екимов Николай Иванович
Ответчики
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РК
администрация муниципального образования муниципального района (АМОМР) "Сыктывдинский"
Другие
Администрация СП "Зеленец"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Баудер Елена Вильгельмовна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
07.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2014Передача материалов судье
11.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.04.2014Предварительное судебное заседание
10.06.2014Судебное заседание
03.07.2014Судебное заседание
22.07.2014Судебное заседание
25.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее