Дело №2а-874/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 ноября 2021 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Бакулиной Н.В.,
при секретаре Новиковой О.С.,
помощник судьи Алешина Е.Ю.,
с участием административного истца Макаренко А.А.,
представителя административного ответчика начальника отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> УМВД России по <адрес> Жуковского С.С.,
административного ответчика главного специалиста – главного государственного инженера – инспектора по Верхнекетскому и Колпашевскому районам Инспекции государственного технического надзора <адрес> Пушкина В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макаренко А.А. к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> УМВД России по <адрес>, главному специалисту – главному государственному инженеру-инспектору ИГТН по Верхнекетскому и <адрес>м Пушкину В.И. , Инспекции государственного технического надзора <адрес> о признании отказа в замене паспорта самоходной машины незаконным, возложении обязанности произвести замену паспорта самоходной машины и других видов техники,
УСТАНОВИЛ:
Макаренко А.А. обратился в Колпашевский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> УМВД России по <адрес>, главному специалисту – главному государственному инженеру – инспектору ИГТН по Верхнекетскому и Колпашевскому районам Пушкину В.И., Инспекции государственного технического надзора <адрес>, с учетом изменения исковых требований, о признании незаконным отказа ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в замене паспорта самоходной машины и других видов техники серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, на паспорт самоходной машины и других видов техники единой формы; признании отказа главного специалиста – главного государственного инженера – инспектора ИГТН по Верхнекетскому и <адрес>м от ДД.ММ.ГГГГ в замене паспорта самоходной машины и других видов техники серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, на паспорт самоходной машины и других видов техники единой формы незаконным; возложении обязанности произвести замену паспорта самоходной машины и других видов техники серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ на паспорт самоходной машины и других видов техники единой формы.
В обоснование заявленных требований указано, что в собственности административного истца находится самодельная колесная машина <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный знак №. Представитель административного истца обратился в адрес административных ответчиков с заявлением произвести Макаренко А.А. замену паспорта самоходной машины и других видов техники серии № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, на паспорт самоходной машины и других видов техники единой формы. По результатам рассмотрения данного заявления ОМВД Российской Федерации по <адрес> дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому, отделом ГИБДД ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес>, в соответствии с законодательством РФ, не могут быть проведены регистрационные действия в отношении транспортного средства, не имеющего идентифицирующих документов и произвести замену паспорта самоходной машины и других видов техники. Главный специалист-главный государственный инженер-инспектор ИГТН по Верхнекетскому и <адрес>м ответом от ДД.ММ.ГГГГ указал, что в соответствии с действующим законодательством РФ не могут быть проведены регистрационные действия в виде внесения изменений в регистрационные документы - выдача дубликата паспорта самоходной машины и других видов техники на транспортное средство, принадлежащее Макаренко А.А. Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ регистрационные действия в отношении самоходного шасси на базе автомобиля <данные изъяты>, принадлежащего Макаренко А.А., признаны недействительными с рекомендацией снять с регистрационного учета в органах гостехнадзора и зарегистрировать автомобиль в ГИБДД УМВД России по <адрес>. У самодельной колесной машины <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, при наличии паспорта самоходной машины и других видов техники отсутствует действительный паспорт транспортного средства. Решение административных ответчиков об отказе в замене паспорта самоходной машины и других видов техники серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, на паспорт самоходной машины и других видов техники единой формы нарушает право собственности административного истца, поскольку создает препятствия в пользовании и распоряжении данным имуществом.
Административный истец Макаренко А.А. в судебном заседании административные исковые требования, с учетом их изменений, поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ приобрел у М.А. самодельную машину <данные изъяты>. Продавец передал ему свидетельство старого образца на машину. Предыдущий собственник установил на автомобиле дизельный двигатель <данные изъяты>, вместо «родного» 130 бензинового. Рама и рулевое управление, тормозная система остались прежними, «зиловскими». Сделали также автоцистерну, то есть установили емкость, вакуумный насос. В свидетельстве было написано, что это ассенизаторская машина. Сам он ничего не переделывал, никаких изменений не вносил. После покупки он лично обратился в Гостехнадзор с заявлением о постановке машины на учет, сотрудник Гостехнадзора осмотрел транспортное средство, сверил номерные агрегаты, выдал ПСМ и новый технический талон, потом он приехал в ДРСУ, где прошел техосмотр, ему выдали талон техосмотра. На тот момент машина стояла на учете в Гостехнадзоре, был документ – свидетельство, только старого образца. Когда он оформлял транспортное средство на себя, ему выдали свидетельство нового образца. В личном деле было указано, что данное транспортное средство собрано с узлов и агрегатов заводского исполнения. Никаких переделок нет. Почему в паспорте самоходной машины указан собственником М.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ему не известно, возможно М.А. по доверенности от М.А. продавал, потому, что автомобиль стоял во дворе у М.А. , откуда он и забирал автомобиль. Договор купли-продажи подписывал М.А. В ДД.ММ.ГГГГ году комиссия Инспекции Гостехнадзора вынесла решение о признании недействительными регистрационных действий в отношении спорного транспортного средства. Данное решение он получил, там было указано, что данный автомобиль необходимо поставить на учет в ГАИ. В ГАИ ему пояснили, что оснований для постановки на учет нет, так как имеется только паспорт самоходной машины, но на основании этих документов машину не поставят на учет. ДД.ММ.ГГГГ он получил Выписку из протокола заседания комиссии Инспекции Гостехнадзора, там есть его подпись и число. С данным решением он был не согласен, звонил руководству Гостехнадзора в <адрес>, где ему пояснили, что транспортное средство необходимо снять с учета, больше ничем не помогли. В суд решение не обжаловал. В Гостехнадзоре ему объяснили, что скорость спорного автомобиля 50 км/ч, если скорость была бы меньше, то транспортное средство могло бы использоваться. В органы сертификации по определению типа транспортного средства и соответствию его требованиям безопасности он не представлял, экспертиза транспортного средства по определению самоходная ли это машина или автомобиль, не проводилась. Сертификата соответствия допуска к эксплуатации у него нет. Полагает, что срок для обращения в суд не пропущен, так как его никто не предупредил, что транспортное средство снято с учета, документы у него были на руках, он уплачивал налог.
Административный ответчик главный специалист – главный государственный инженер – инспектор ИГТН по Верхнекетскому и Колпашевскому районам Пушкин В.И. в судебном заседании административные исковые требования Макаренко А.А. не признал в полном объеме по доводам, изложенным в возражении Инспекции государственного технического надзора <адрес> на административное исковое заявление, собственных письменных возражениях, суть которых сводится к следующему: транспортное средство, на которое заявителем испрашивается паспорт самоходной машины не является самоходной техникой, выдача ПСМ и регистрация которой осуществляется органами гостехнадзора субъектов Российской Федерации. Решением Комиссии Инспекции государственного технического надзора <адрес> по спорным вопросам технического осмотра (регистрации) машин (прицепов), поднадзорных региональным органам государственного технического надзора с ДД.ММ.ГГГГ, согласно протоколу №, регистрационные действия в отношении <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак № признаны недействительными. Заявителю предложено сдать государственный регистрационный знак, также заявитель был уведомлен о праве обжаловать решение Комиссии. Согласно пункту 8 Положения о Комиссии, решения Комиссии являются рекомендательными для начальника Инспекции. На основании протокола заседания Комиссии начальником Инспекции принято распоряжение «О признании регистрационных действий недействительными», регистрационные действия и паспорт самоходной машины № признаны недействительными. Заявитель не предпринял мер по обжалованию протокола Комиссии, которое содержало официальную позицию органа государственной власти со ссылками на законодательство Российской Федерации. На основании ч.1 ст.219 КАС РФ Макаренко А.А. пропущен срок на подачу в суд административного искового заявления, так как отказ главного специалиста - главного государственного инженера - инспектора по Верхнекетскому и Колпашевскому районам Пушкина В.И., не мог быть дан без учета решения Комиссии и распоряжения Инспекции о признании регистрационных действий недействительными. В данной форме заявитель может и вновь обратиться в Инспекцию и получить отказ, указывая на наличие срока для подачи административного искового заявления, что по мнению Инспекции является злоупотреблением правом в рамках КАС РФ. Государственный регистрационный учет <данные изъяты> в Инспекции прекращен, ПСМ, свидетельство о государственной регистрации самоходной машины, государственный регистрационный знак, в соответствии с данными базы «Гостехнадзор эксперт» значатся в статусе «Недействительный». Никаких мер по обжалованию решения Инспекции, предоставлению доказательств тому, что <данные изъяты> является самоходной техникой с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время не принималось. Из материалов дела следует, что транспортное средство является: самодельным; изготовленным на базе <данные изъяты> (изначально является транспортным средством, регистрируемым в органах ГИБДД). Требования к форме паспорта и порядку его заполнения определены (на дату совершения регистрационных действий) «Положением о паспорте самоходной машины и других видов техники», утвержденным Госстандартом РФ ДД.ММ.ГГГГ, Минсельхозпродом РФ ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение о паспорте). Разделом 3 Положения о паспорте «Порядок заполнения паспортов» установлены требования к содержанию паспорта, его оформлению, порядку заполнения. Вместе с тем, технический паспорт трактора серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ на самодельную машину, не соответствует указанным требованиям, то есть выдан с нарушениями установленной формы документа, не позволяющей утверждать, что паспорт выдан именно на самоходную технику, техническое состояние параметров которой соответствуют техническим требованиям, утвержденным в установленном порядке. На основании пункта 2.1.3. Положения о паспорте, на машины, изготовленные в порядке индивидуального творчества или отремонтированные с изменением конструкции, или собранные копии серийно выпускаемых машин, выдача паспортов производится при условии соответствия параметров их технического состояния техническим требованиям, утвержденным в установленном порядке. Указанная норма согласуется с абзацем 3 пункта 2.8.7. Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому регистрация изготовленных в порядке индивидуального творчества или отремонтированных с изменением конструкции, или собранных копий серийно выпускаемых машин производится после выдачи паспортов машин, произведенной при условии соответствия параметров их технического состояния требованиям безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также техническим требованиям, утвержденным в установленном порядке. Пунктами 3.6 - 3.8 Положения о паспорте также закреплено: 3.6. В строке "Сертификат соответствия N___от " указывается номер и дата выдачи сертификата соответствия на данную марку выпускаемой предприятием - изготовителем машины, подлежащей обязательной сертификации или прошедшей добровольную сертификацию. 3.7. В строке "Выдан" указывается наименование органа по сертификации, подавшего сертификат соответствия. В случае, если машина не подлежит обязательной сертификации в данной строке, делается запись: "не сертифицируется". 3.8. В строке "Акт гостехосмотра N__от " указываются номер и дата составления акта государственного технического осмотра на машины, изготовленные в порядке индивидуального творчества или отремонтированные с изменением конструкции, или собранные копии серийно выпускаемых машин. Однако, технический паспорт трактора указанных строк не содержит, закономерно №, выданный ДД.ММ.ГГГГ не отражает необходимых сведений о подтверждении соответствия самодельной техники требованиям безопасности. Требование о подтверждении безопасности транспортного средства в связи с внесенными в него изменениями, является общими требованиями законодательства Российской Федерации, как для самоходных машин, так и для автотранспортных средств, что следует из доводов, приведенных в возражении ОМВД России по <адрес> УГИБДД по <адрес>, так из вышеприведенных положений нормативных правовых актов. Вопрос о правомерности регистрации в Инспекции данного транспортного средства рассмотрен, в том числе, с учетом оценки правомерности выдачи № на основании Технического паспорта трактора, в нарушение подлежащей применению формы документа, а также с учетом следующего. В силу пункта 2.8.6. Правил регистрации, регистрация приобретенных машин, производится за владельцами при представлении документов, подтверждающих право собственности на машину. В тоже время, договор купли - продажи «самоделки - асанизатора» от ДД.ММ.ГГГГ указывает, что собственником техники является М.А. (доверенность № выдана для представления интересов собственника в Ростехнадзоре), в договоре приведен паспорт № от ДД.ММ.ГГГГ, собственником (предприятие изготовитель) которого является М.А. В этой связи, при осуществлении регистрационных действий представлен документ, основания возникновения права собственности по которому у продавца не ясны. В силу п. 2.8.7 машины, изготовленные в порядке индивидуального творчества, или отремонтированные с изменением конструкции, или собранные копии серийно выпускаемых машин, номерных агрегатов регистрируются за владельцами на основании документов, подтверждающих правомерность приобретения (получения) номерных агрегатов в соответствии с п.п. 2.8.1 - 2.8.6.7 настоящих Правил. Указанные машины подвергаются государственному техническому осмотру с обязательным составлением акта технического осмотра по установленной форме. Регистрация изготовленных в порядке индивидуального творчества или отремонтированных с изменением конструкции, или собранных копий серийно выпускаемых машин производится после выдачи паспортов машин, произведенной при условии соответствия параметров их технического состояния требованиям безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также техническим требованиям, утвержденным в установленном порядке.
Дополнительно указал, что на основании распоряжения инспекции от ДД.ММ.ГГГГ о признании регистрационных действий недействительными, регистрация спорного транспортного средства аннулирована ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент обращения с заявлением истца о выдаче паспорта самоходной машины, регистрация была аннулирована и регистрационные документы были признаны недействительными, их замена не была возможной, в связи с доводами которые приведены в отзыве на административное исковое заявление. Паспорт самоходной машины - это тот документ, который подтверждает соответствие транспортного средства требованиям безопасности и является допуском к его эксплуатации, соответственно при выдаче паспорта самоходной машины определяется, что это именно самоходная машина, после чего определяется соответствие данного транспортного средства требованиям безопасности и эти все данные вносятся в паспорт самоходной машины. По самодельной машине, инспектор при регистрации, осматривает машину и составляет акт технического соответствия, что данное транспортное средство соответствует тем техническим параметрам, по которым он сертифицирован. Сертификация определяет, что данное транспортное средство соответствует требованиям безопасности и может быть допущено к эксплуатации. В данном случае, эти требования не были выполнены при первоначальной регистрации, когда выдавался технический паспорт. Представленная копия технического паспорта, на тот момент технический паспорт выдавался на четыре или пять лет для юридических лиц, на момент выдачи, данные паспорта были выведены из обращения. В журнале регистрации транспортных средств четко видно, что до него были регистрации паспортов, которые имели другой номер и серию, то есть они выдавались инспекторами и велся четкий учет паспортов, за каждый использованный паспорт велась отчетность, они безномерные и под одним номером в данном случае значится два паспорта. Три года назад был выдан точно такой же паспорт, под таким же номером юридическому лицу. Первоначально, тот паспорт, с таким номером, законный, были выданы документы, не соответствующие документам на ДД.ММ.ГГГГ год. Паспорт самоходной машины в ДД.ММ.ГГГГ году был выдан незаконно, в связи с этим регистрационные действия признаны недействительными. Документ о праве собственности предоставлен несоответствующий. На ДД.ММ.ГГГГ год были введены паспорта другой формы, они действовали уже два года. Серия и номер были напечатаны типографским способом и велся жесткий учет паспортов. Согласно ответу из ГИБДД автомобиль с номером рамы был снят с учета в ДД.ММ.ГГГГ году в связи с утилизацией, технический паспорт, выданный на <данные изъяты> был выдан с этим же номером в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть на момент выдачи технического паспорта автомобиль стоял на учете в Инспекции ГИБДД, это позволяет усомниться в подлинности технического паспорта. Невозможно, чтобы автомобиль и самоходная машина стояли одновременно на учете в одно и тоже время в Гостехнадзоре и в ГИБДД с идентичными номерами. На ДД.ММ.ГГГГ года автомобиль стоял на учете в ГИБДД.
Представитель административного ответчика начальник ОМВД Российской Федерации по <адрес> УМВД России по <адрес> Жуковский С.С., в судебном заседании административные исковые требования Макаренко А.А. не признал в полном объеме по доводам, изложенным в возражении на административное исковое заявление, суть которого сводится к следующему: порядок регистрации транспортных средств определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1507 «Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники». В соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации, с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг», Приказом МВД России от 21.12.2019 № 950 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств», утвержден Административный регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств (далее - Административный регламент). Согласно п. 1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, указанных в п. 7 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), связанных с предоставлением государственной услуги, а также порядок взаимодействия подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены функции по предоставлению государственной услуги, с федеральными органами исполнительной власти при предоставлении государственной услуги. Пункт 1 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764 «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - Правила регистрации ТС) устанавливает единый порядок государственной регистрации наземных самоходных устройств категорий "L", "М", "N" на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) (далее - транспортные средства) подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложена функция по регистрации транспортных средств (далее - регистрационные подразделения, Госавтоинспекция). Пункты 26, 27 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления. Так, согласно положениям п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-Ф3 «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления следующих документов, а именно документы, идентифицирующие транспортное средство. Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных, однако положения настоящей статьи, содержит конкретный (исчерпывающий) перечень документов, необходимых для регистрационных действий. В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 20 указанного Закона, к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относится: непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств. В силу п.п. 4 ч. 1 ст. 20 Закона № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к основаниям, запрещающим совершение регистрационных действий относятся, в том числе, несоответствие регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов. На основании пункта 7.18 Перечня неисправностей запрещается эксплуатация транспортных средств, если в их конструкцию внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации. Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности». Представителем административного истца указано, что автомобиль ЗИЛ-131 Н претерпел конструктивные видоизменения, доказательств того, что указанная автомашина, как полнокомплектное транспортное средство подвергалось сертификации и имеет «Одобрение типа транспортного средства» в материалы дела не представлено. Таким образом в материалы дела не представлено доказательств того, что у заявителя имеется документ, который содержит сведения, удостоверяющие соответствие спорного транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения. Спорное транспортное средство - самодельная колесная <данные изъяты>, согласно техническим характеристикам, указанным в паспорте самоходной машины и других видов техники, не относится к категории автотранспортных средств, тем самым не подлежит государственной регистрации в регистрационных подразделениях Госавтоинспекции. У административного истца отсутствует паспорт транспортного средства, позволяющий идентифицировать транспортное средство как автомобиль, установить наличие и (или) отсутствие внесения конструктивных изменений (определено конкретной графой в паспорте транспортного средства «Одобрение типа ТС»), в целях обеспечения требований безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Дополнительно указал, что транспортным средством, состоявшим ранее на учете в ГИБДД, согласно номеру рамы, был автомобиль <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, цвет кузова зеленый. Снятие с учета в связи с утилизацией произведено ДД.ММ.ГГГГ, собственник «Госхоз Колпашевский».
Представитель административного истца Макаренко А.А. – адвокат Пинчук А.П., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представитель административного ответчика Инспекции государственного технического надзора <адрес>, представитель заинтересованного лица УМВД России по <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представитель административного ответчика Инспекции государственного технического надзора <адрес> ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, остальные участвующие в деле лица ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных представителя административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица.
Заслушав административного истца, административного ответчика, представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Положением ч. 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из даты вынесения обжалуемых решений (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), даты обращения с административным иском в суд (ДД.ММ.ГГГГ), принимая во внимание основание и предмет иска, суд приходит к выводу о том, что вопреки доводам представителя административного ответчика Инспекции гостехнадзора по <адрес>, установленные ч. 1 ст.219 КАС РФ сроки обращения с административным исковым заявлением в суд административным истцом не пропущены.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Частью 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1507 «Об утверждении правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники».
В соответствии с пунктом 2 данных Правил государственная регистрация техники осуществляется в целях государственного учета техники и допуска ее к эксплуатации.
Из пунктов 3 и 4 Правил следует, что государственная регистрация техники осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов (далее - органы гостехнадзора), за собственником техники (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицом, владеющим техникой на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителем либо опекуном (попечителем) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником техники, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником техники (далее - владелец техники).
Государственной регистрации в органах гостехнадзора подлежит техника, а также техника, которая в целом или в качестве основных компонентов в виде кузова, рамы или шасси используется для создания другой техники, перегоняется к конечным производителям или вывозится из Российской Федерации, и техника, являющаяся опытными (испытательными) образцами.
В органах гостехнадзора не регистрируются: транспортные средства и техника, собранные индивидуально из запасных частей и агрегатов; техника, временно ввезенная на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 6 месяцев либо являющаяся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность; временно ввезенная на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 6 месяцев техника, которая в целом или в качестве основных компонентов в виде кузова, рамы или шасси используется для создания другой техники, перегоняется к конечным производителям или вывозится из Российской Федерации, либо техника, являющаяся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность; техника, являющаяся опытным (испытательным) образцом, предназначенным для прохождения испытаний, не связанных с движением по автомобильным дорогам общего пользования.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца Макаренко А.А. – адвокат Пинчук А.П. обратился в ОГИБДД ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес>, а также к главному специалисту – главному государственному инженеру – инспектору ИГТН по Верхнекетскому и <адрес>м Пушкину В.И. с заявлением в котором указал, что в собственности Макаренко А.А. находится самодельная колесная машина <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак № Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ регистрационные действия в отношении самоходного шасси на базе автомобиля <данные изъяты>, принадлежащего Макаренко А.А., признаны недействительными с рекомендацией снять с регистрационного учета в органах гостехнадзора и зарегистрировать автомобиль в ГИБДД УМВД России по <адрес>. Вместе с тем у данного транспортного средства при наличии паспорта самоходной машины и других видов техники отсутствует действительный паспорт транспортного средства. В соответствии с пунктами 14-16 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764, регистрационные действия, за исключением случаев постановки на государственный учет транспортного средства, являющегося опытным (испытательным) образцом, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета, производятся при наличии действительного паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) или электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом "действующий" в системе электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств), оформленного в порядке, предусмотренном Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техник и организации систем электронных паспортов от ДД.ММ.ГГГГ (далее - электронный паспорт). В случае если на транспортное средство оформлен электронный паспорт (электронный паспорт шасси транспортного средства), представление в регистрационное подразделение паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) не требуется. Паспорт транспортного средства, взамен которого оформлен электронный паспорт считается недействительным с даты оформления электронного паспорта и вносится регистрационным подразделением в соответствующие розыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции. На транспортные средства, не имеющие электронных паспортов, при проведении регистрационных действий, не связанных с прекращением государственного учета или снятием с государственного учета, на основании волеизъявления их владельцев выдаются паспорта транспортных средств взамен утраченных, непригодных для использования или не соответствующих установленному образцу. В паспорта транспортных средств вносится запись о всех утраченных или непригодных для использования паспортах транспортных средств. Подпунктами В, Г пункта 2 Решения Коллегии Евразийской экономически комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники", установлено что до ДД.ММ.ГГГГ допускается оформление паспорта самоходных машин и других видов техники в соответствии с единой формой паспорта самоходной машины и других видов техники и Порядком ее заполнения, утвержденными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. N 100. Замена паспортов транспортных средств и паспортов самоходных машин и друга видов техники, оформленных до вступления в силу настоящего Решения, а также в соответствии с подпунктами "а" - "в" настоящего пункта, на электронные паспорт транспортных средств и электронные паспорта самоходных машин и других видов техники (далее - электронные паспорта) осуществляется по заявлению собственника транспортного средства (самоходной машины и другого вида техники). На основании изложенного, в целях продажи и обеспечения возможности новому собственнику поставить транспортное средство на регистрационный учет, просит произвести Макаренко А.А. замену паспорта самоходной машины и других видов техники серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ, на паспорт самоходной машины и других видов техники единой формы (л.д.13).
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> сообщает, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» документами, предоставляемыми для совершения регистрационных действий являются документы, идентифицирующие транспортное средство, в соответствии с частью 1 статьи 14 настоящего ФЗ документами, идентифицирующими транспортное средство являются: паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства); регистрационный документ. В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относится: непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств. В соответствии с п. 117 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств утвержденного приказом МВД РФ № 950 от 21.12.2019, после совершения регистрационных действий на зарегистрированное транспортное средство заявителю выдаются свидетельство о регистрации транспортного средства, паспорт транспортного средства (при отсутствии сведений в системе электронных паспортов об оформлении электронного паспорта). На основании вышеизложенного, отделом ГИБДД ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть проведены регистрационные действия в отношении транспортного средства не имеющего идентифицирующих документов, и произвести замену паспорта самоходной машину и других видов техники. Рекомендовано, для получения паспорта самоходной машины и других видов техники, обратиться с заявлением на замену данного паспорта в Инспекцию государственного технического надзора <адрес> (л.д.14).
В соответствии с ответом от ДД.ММ.ГГГГ главный специалист – главный государственный инженер – инспектор по Верхнекетскому и Колпашевскому районам Пушкин В.И. сообщает, что согласно решению Комиссии Инспекции государственного технического надзора <адрес> по спорным вопросам технического осмотра (регистрации) машин (прицепов), поднадзорных органам государственного технического надзора от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационные действия в отношении принадлежащего Макаренко А.А. транспортного средства «Самодельная колесная <данные изъяты> №, совершенные с нарушением законодательства и Правил регистрации, признаны недействительными. Так как, данное транспортное средство является автомобилем и подлежит регистрации в подразделениях ГИБДД Министерства внутренних дел РФ. Макаренко А.А. было рекомендовано снять автомобиль с учета и зарегистрировать автомобиль в ГИБДД УМВД России по <адрес>. Выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ вручена Макаренко А.А. ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 4 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. N 1507, в органах гостехнадзора не регистрируются транспортные средства и техника, собранные индивидуально из запасных частей и агрегатов. Согласно п.58 основаниями для отказа в государственной регистрации техники и внесении изменений в регистрационные данные являются: обращение с заявлением о государственной регистрации техники, которая не подлежит государственной регистрации в соответствии с настоящими Правилами. На основании вышеизложенного и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, не могут быть проведены регистрационные действия в виде внесения изменений в регистрационные документы - выдача дубликата паспорта самоходной машины и других видов техники на транспортное средство, принадлежащее Макаренко А.А. «Самодельная колесная ЗИЛ-131» ГРЗ 2143ТК70 (л.д.15).
Согласно пункту 6 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1507 «Об утверждении правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники» (в редакции от 21.09.2020), государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники.
Из пункта 6 Правил следует, что для государственной регистрации техники представляются следующие документы:
заявление по форме согласно приложению N 1 или 2;
документ, удостоверяющий личность владельца техники или его представителя (предъявляется при подаче заявления), кроме случаев подачи заявления в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящих Правил;
документ, подтверждающий полномочия представителя владельца техники, в случае, если документы подаются представителем;
документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание владения и пользования техникой или основными компонентами;
паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта техники со статусом "действующий" в системе электронных паспортов самоходной машины и других видов техники, оформленного в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г. (далее - электронный паспорт техники), с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 16 настоящих Правил;
копия сертификата соответствия или декларации соответствия в случае, если обязательная сертификация установлена законодательством Российской Федерации (может быть представлена по инициативе заявителя);
страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (может быть представлен по инициативе заявителя);
документ, идентифицирующий технику как временно ввезенную, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
квитанция (платежное поручение) об уплате государственной пошлины (может быть представлена по инициативе заявителя).
Сведения о факте уплаты государственной пошлины, об оформлении электронного паспорта техники, страхового полиса страхования гражданской ответственности, сведения о сертификате соответствия или декларации соответствия в случае, если обязательная сертификация установлена законодательством Российской Федерации, сведения из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей могут быть запрошены с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
При обращении к административным ответчикам с заявлением о государственной регистрации самодельной машины ЗИЛ-131, представителем административного истца были представлены паспорт самоходной машины и других видов техники №, выданный ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым паспорт выдан на машину марки – Самодельная колесная <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, заводской номер машины (рамы) № двигатель №, цвет – <данные изъяты>, в качестве изготовителя указано – «Индивидуальное творчество» (л.д.9), а также свидетельство о регистрации машины №, выданное ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
В соответствии с пунктом 58 Правил основаниями для отказа в государственной регистрации техники и внесении изменений в регистрационные данные являются, в том числе, обращение с заявлением о государственной регистрации техники, которая не подлежит государственной регистрации в соответствии с настоящими Правилами; отсутствие документов или сведений, наличие которых является обязательным в соответствии с настоящими Правилами.
При наличии оснований для отказа в государственной регистрации орган гостехнадзора направляет заявителю или его представителю в письменной форме, в том числе в личный кабинет на Едином портале, соответствующее уведомление с указанием оснований отказа.
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом – главным государственным инженером – инспектором по Верхнекетскому и <адрес>м Пушкиным В.И. административному истцу Макаренко А.А. отказано в государственной регистрации вышеуказанной техники на основании абзаца 2 пункта 58 Правил.
Так, в соответствии с выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии Инспекции государственного технического надзора по <адрес> по спорным вопросам технического осмотра (регистрации) машины (прицепов), поднадзорных органам государственного технического надзора, регистрационные действия в отношении автомобиля <данные изъяты> признаны не правомерными, так, как автомобиль подлежит регистрации в органах МВД РФ. Комиссия сделала вывод, что регистрационные действия по регистрации автомобиля сделаны ранее с нарушением законодательства, Правил и поэтому являются недействительными, на основании которого решила признать регистрационные действия в отношении самоходного шасси на базе автомобиля <данные изъяты>, принадлежащего Макаренко А.А., недействительными, рекомендовать заявителю снять с регистрационного учета в органах гостехнадзора и зарегистрировать автомобиль в ГИБДД УМВД России по <адрес> (л.д.11).
Распоряжением Инспекции государственного технического надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании регистрационных действий недействительными» признаны недействительными регистрационные действия органа государственного технического надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по государственной регистрации самодельного транспортного средства на базе автомобиля <данные изъяты>, принадлежащего гражданину Макаренко А.А., совершенные с нарушением Правил государственной регистрации; паспорт самоходной машины № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный на автомобиль <данные изъяты>, свидетельство о регистрации машины от ДД.ММ.ГГГГ №, признаны недействительными с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21).
Как следует из карточки учета самоходной машины, самодельная колесная машина марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, поставлена на учет в Инспекции гостехнадзора Верхнекетского и <адрес>ов ДД.ММ.ГГГГ, в качестве владельца указан Макаренко А.А., ДД.ММ.ГГГГ указанная самоходная машина снята с регистрационного учета на основании Распоряжения инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании регистрационных действий недействительными» (л.д.145-148).
Из представленных суду заявления Макаренко А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи самоделки-асанизатора от ДД.ММ.ГГГГ, технического паспорта трактора №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Макаренко А.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственную инспекцию гостехнадзора <адрес> с заявлением о постановке на учет машины марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, заводской номер машины (рамы) №, двигатель №, №, выданный ИГТН Колпашевский ДД.ММ.ГГГГ. Данное транспортное средство было приобретено Макаренко А.А. у М.А. , доверенным лицом которого выступал М.А., действующий на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует заключенный ранее договор купли-продажи самоделки-асанизатора от ДД.ММ.ГГГГ. При этом технический паспорт трактора № от ДД.ММ.ГГГГ, в графе «Сведения о владельце» содержит запись о том, что владельцем является М.А. (л.д. 113-120).
В соответствии с журналом регистрации транспортных средств и самоходных машин, владельцем «Самоходки» на базе ЗИЛ-131, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, номер двигателя №, свидетельство о регистрации № № от ДД.ММ.ГГГГ, в Государственной инспекции гостехнадзора <адрес> указан М.А. (л.д.121-122).
Кроме того, в журнале для регистрации транспортных средств и самоходных машин внесены сведения о транспортном средстве: трактор <данные изъяты>, заводской номер машины (рамы) №, номер двигателя № владелец МП «Чажемтовское сельское ЖКХ», паспорт машины № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.123-124).
Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 (в редакции от 18.11.2011, действующей на момент постановки техники на учет) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» введена государственная регистрация на территории Российской Федерации автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепов к ним, принадлежащих юридическим и физическим лицам (п. 1).
Установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются - органы гостехнадзора) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (п. 2).
Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации (п. 4).
При этом, Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора) утверждены Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16 января 1995 года.
В соответствии с пунктами 1.4, 1.5, 1.9, 2.1, 2.8.1, 2.15 упомянутых Правил государственной регистрации, учету подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин. Собственники машин либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях машинами, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение пяти суток после приобретения. Конструкция регистрируемых машин должна соответствовать требованиям безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, установленными действующими в Российской Федерации стандартами, сертификатами и другой нормативной документацией. Машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники. Регистрация машин, номерных агрегатов, проданных предприятиями-изготовителями, а также предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на торговлю данным видом товара, производится за владельцами при представлении паспортов машин и справок-счетов установленного образца. Свидетельство о регистрации служит регистрационным документом, подтверждающим принадлежность машины. Свидетельство о регистрации хранится у владельца. При использовании машины оно находится у водителя и предъявляется вместе с другими обязательными документами по требованию государственных инженеров - инспекторов и внештатных инспекторов гостехнадзора, инспекторов и внештатных инспекторов ГАИ, военных автоинспекторов, работников милиции и железнодорожных переездов, а также дружинников. Эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 № 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" с 1 сентября 1995 года введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины (далее именуются - самоходные машины и другие виды техники), кроме боевой и специальной техники, состоящей на вооружении воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, имеющих воинские формирования.
Наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
Пунктом 2 названного постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что паспорта выдаются: предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.; таможенными органами Российской Федерации - на самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 г., а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.; органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 г., ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 г., и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 г., - при предъявлении их к регистрации.
Аналогичное положение об органах, полномочных выдавать паспорта, в зависимости от срока выпуска техники, содержится в п. 2.1 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом РФ 26.06.1995, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995.
Согласно пунктам 1.3, 1.5, 2.1, 2.10 - 2.12 названного Положения паспорт выдавался на тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см. Наличие паспорта являлось обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации. Паспорт выдавался на машины, выпущенные предприятиями - изготовителями, до введения паспортов государственными инспекциями гостехнадзора. При регистрации, изменении регистрационных данных и снятии с учета машин государственной инспекцией гостехнадзора в паспорта вносились отметки о совершении указанных действий. Действие паспорта не ограничивалось сроком. При изменении права собственности на машину паспорт передавался новому собственнику, а при выбраковке, списании (утилизации) машины паспорт вместе с регистрационными документами и государственным регистрационным знаком сдавался в Государственную инспекцию гостехнадзора. При изменении собственника машины, в паспорте прежним собственником (владельцем) делалась отметка об изменении права собственности, что вместе с другими документами подтверждало факт продажи (передачи) ее в собственность другого лица (лиц). Государственные инспекции гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения.
В соответствии со статьей 84 КАС Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В судебном заседании не оспаривалось, что принадлежащая Макаренко А.А. самодельная колесная машина <данные изъяты>, заводской номер машины (рамы) №, двигатель №, выпущена в ДД.ММ.ГГГГ году.
Учитывая, что приобретенная Макаренко А.А. самодельная колесная <данные изъяты> была выпущена в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть до введения с ДД.ММ.ГГГГ паспортов на самоходные машины, потому в соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 паспорт на такую технику подлежит выдаче органами гостехнадзора при регистрации. ДД.ММ.ГГГГ Макаренко А.А. выдан паспорт самоходной машины и других видов техники №, впоследствии признанный недействительным на основании распоряжения Инспекции государственного технического надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанное решение административным истцом не оспаривалось, имеются сведения о снятии транспортного средства с учета ДД.ММ.ГГГГ.
С 1 января 2016 года вступил в силу Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины.
Согласно пункту 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники" (вместе с "Порядком заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники", "Порядком обмена сведениями о бланках паспортов самоходных машин и других видов техники"), паспорт оформляется организациями - изготовителями машин, включенными в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники (далее - изготовители), на произведенные ими машины, а также в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), - уполномоченными органами (организациями) государств-членов, включенными в указанный единый реестр (далее - уполномоченные органы (организации)), по единой форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. N 100.
В силу п. 6 Постановления Правительства РФ от 21.09.2020 № 1507 «Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники» государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники. Для государственной регистрации техники представляются: заявление, документ, удостоверяющий личность владельца техники, документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание владения и пользования техникой или основными компонентами; паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта техники со статусом "действующий" в системе электронных паспортов самоходной машины и других видов техники, оформленного в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г. (далее - электронный паспорт техники), с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 16 настоящих Правил; копия сертификата соответствия или декларации соответствия в случае, если обязательная сертификация установлена законодательством Российской Федерации (может быть представлена по инициативе заявителя); страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (может быть представлен по инициативе заявителя); документ, идентифицирующий технику как временно ввезенную, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; квитанция (платежное поручение) об уплате государственной пошлины (может быть представлена по инициативе заявителя).
Как уже указывалось ранее, основанием для отказа в государственной регистрации техники и внесении изменений в регистрационные данные послужило обращение с заявлением о государственной регистрации техники, которая не подлежит государственной регистрации в соответствии с настоящими Правилами (п. 58 Правил).
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, заявителем Макаренко А.А., при подаче заявления о регистрации спорного транспортного средства, представлен паспорт самоходной машины и других видов техники №, являющийся обязательным документом для постановки на учет, и который признан недействительным соответствующим решением органа государственного технического надзора, с последующим снятием с учета самоходной машины. Поскольку основанием для признания недействительными регистрационных действий со спорным транспортным средством послужило установление того, что самоходное шасси является автомобилем марки <данные изъяты>, подлежащим регистрации в ГИБДД МВД РФ, то при изложенных выше обстоятельствах, в отсутствие учетных данных на указанную самоходную машину, у должностного лица Инспекции гостехнадзора отсутствовали основания для замены паспорта самоходной техники на паспорт самоходной техники и других видов техники единой формы.
Разрешая требования о признании незаконным отказа ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> в замене паспорта самоходной машины на паспорт самоходной машины и других видов техники единой формы, судом учтено следующее.
Согласно статье 5 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ государственному учету подлежат транспортные средства, в том числе базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами, а в случаях и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, иные транспортные средства.
Статьей 10 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ предусмотрено, что регистрационное действие - действие регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство.
Регистрационные действия совершаются регистрационными подразделениями в срок, установленный административным регламентом предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Регистрационные действия совершаются по обращению владельца транспортного средства или его представителя, а в установленных настоящим Федеральным законом случаях - по инициативе регистрационного подразделения.
К регистрационным действиям относятся: оформление документа, идентифицирующего транспортное средство, взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего (ч. 4 ст. 10 приведенного Закона).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления документов, в том числе, документы, идентифицирующие транспортное средство. Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных.
Документами, идентифицирующими транспортное средство, являются: паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства); регистрационный документ (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относятся: непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств.
В соответствии с ответом от ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос, предоставленный ОГИБДД ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес>, автомобиль марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, заводской номер шасси (рамы) №, двигатель №, цвет защитный, согласно ФИС ГИБДД-M, не значится. Согласно базы данных ФИС ГИБДД-M с номером шасси (рамы) № ранее числилось два автомобиля марки <данные изъяты>, а также два автомобиля марки <данные изъяты> с номером двигателя №:
<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак № номер шасси (рамы) №, номер двигателя №, принадлежал Госхоз Колпашевский, данный автомобиль был утилизирован ДД.ММ.ГГГГ;
<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак № номер шасси (рамы) №, номер двигателя №, принадлежал с ДД.ММ.ГГГГ Щ.О. , данный автомобиль был утилизирован ДД.ММ.ГГГГ;
<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, номер шасси (рамы) №, номер двигателя №, принадлежал с ДД.ММ.ГГГГ АООТ Странник, данный автомобиль был утилизирован ДД.ММ.ГГГГ;
<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, номер шасси (рамы) №, номер двигателя № принадлежал с ДД.ММ.ГГГГ ЗАО Виктория, данный автомобиль был утилизирован ДД.ММ.ГГГГ (л.д.131-135).
Таким образом, в настоящее время автомобиль <данные изъяты>, принадлежащий истцу, на регистрационном учете в подразделении ГИБДД ОМВД России по <адрес> не состоит. И поскольку истцом при обращении в ОМВД России по <адрес> с заявлением о замене паспорта самоходной машины, паспорт транспортного средства не представлен, то ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> обоснованно отказано в замене паспорта самоходной машины. Более того, выдача паспортов самоходных машин не входит в компетенцию подразделений ГИБДД ОМВД России.
Исходя из приведенных выше положений действующего законодательства и установленных фактических обстоятельств, суд приходит к выводу, что действия должностного лица главного специалиста – главного государственного инженера – инспектора по Верхнекетскому и Колпашевскому районам Инспекции гостехнадзора по <адрес> Пушкина В.И., ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> по отказу в замене паспорта самоходной машины и других видов техники №, на принадлежащий Макаренко А.А. самодельный колесный <данные изъяты> основаны на законе, совершены в пределах их компетенции, а потому оспариваемые решения административных ответчиков, по мнению суда, являются законными, оснований для возложения на административных ответчиком обязанности по замене паспорта самоходной машины не имеется.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Макаренко А.А. к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> УМВД России по <адрес>, главному специалисту – главному государственному инженеру – инспектору по Верхнекетскому и <адрес>м Инспекции государственного технического надзора <адрес> Пушкину В.И. , Инспекции государственного технического надзора <адрес> о признании отказа в замене паспорта самоходной машины незаконным, возложении обязанности произвести замену паспорта самоходной машины и других видов техники отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Н.В. Бакулина
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Н.В. Бакулина
Подлинный судебный акт подшит в дело № 2а-874/2021
Колпашевского городского суда Томской области
№