Дело 12-25/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Лахденпохья, Республика Карелия 26 июля 2019 года
Судья Лахденпохского районного суда Республики Карелия Сущевская Е.А.,
при секретаре Аблеевой Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу М.А.О. на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Г.М.Д. по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л :
Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия от 21 мая 2019 года № генеральный директор ООО «Лахденпохский водоканал» М.А.О. привлечен к административной ответственности по ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ), ему назначен административный штраф в размере 5000 рублей.
М.А.О. обратился в суд с жалобой на данное постановление.
В жалобе указал, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили результаты проверки, проведенной в отношении юридического лица, на основании представленных отчетов о выполнении условий использования водного объекта. Согласно постановлению он своими действиями (бездействиями) нарушил правила охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Заверенная печатью копия распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) в адрес общества не направлялась, его представителю не вручалась, о внеплановой проверке он не уведомлялся. Акты, фиксирующие результаты проведенных мероприятий, в его адрес и адрес общества не направлялись. О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении он не уведомлялся, копию протокола об административном правонарушении не получал. Дело об административном правонарушении рассмотрено при отсутствии данных его о надлежащем извещении.
На основании изложенного, заявитель просил признать незаконным и отменить вынесенное постановление от 21 мая 2019 года №.
М.А.О., представитель ООО «Лахденпохский водоканал» на основании доверенности Г.В.С., представитель Отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия и старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия ФИО5, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
М.А.О. направил письменные пояснения, в которых указал на следующее. В материалах дела содержится почтовое уведомление от 13.05.2019, подтверждающее вручение гражданину Б.С.Ю. определения о назначении времени и места рассмотрения административного дела от 08.05.2019. Согласно почтовому уведомлению определение вручено гражданину Б.С.Ю. по доверенности от 09.01.2019. Вместе с тем, Б.С.Ю. никогда не являлся работником ООО «Лахденпохский водоканал», доверенность на представление интересов ООО «Лахденпохский водоканал» ему не выдавалась. Определение о назначении времени и места рассмотрения административного дела от 08.05.2019 было получено Б.С.Ю. ошибочно, после чего утрачено. Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие его надлежащее уведомление о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем, он был лишен предоставленных ему ч. 1 ст. 25.1 и ст. 24.4 КоАп РФ гарантий прав защиты и не имел возможности воспользоваться своими процессуальными правами, квалифицированно возражать, представлять доказательства и давать объяснения в ходе рассмотрения дела.
Исследовав материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении, представленные пояснения, прихожу к следующим выводам.
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В судебном заседании установлено, что согласно решению Министерства по природопользованию и экологии РК от 19.12.2016 № ООО «Лахденпохский водоканал» предоставлен в пользование водный объект рыбохозяйственного значения – озеро Ладожское (Ладога).
Пунктом п. 2.3.11 указанного Решения предусмотрено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных и дренажных водах.
Пунктом п.2.3.14 указанного Решения предусмотрено, что вода в озере без названия в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать «Нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», утвержденным приказом Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 года №20.
Согласно Протоколу №ДД.ММ.ГГГГ-х от 05.03.2019 лабораторных исследований сточной воды установлено превышение предельно-допустимых концентраций вредных веществ в сбрасываемых сточных водах, сбрасываемых ООО «Лахденпохский водоканал» в Ладожское озеро по следующим показателям: аммоний-ионы – в 28 раз (фактически – 1,7 мг/дм.куб., норма – 0,5 мг/дм.куб.), железо – в 6,1 раза (фактически – 0,61 мг/дм.куб., норма – 0,1 мг/дм.куб.).
В связи с выявленным нарушением 07.05.2019 в отношении должностного лица – генерального директора ООО «Лахденпохский водоканал» М.А.О., составлен протокол об административном наказании по ст. 8.33 КоАП РФ.
21 мая 2019 года генеральный директор ООО «Лахденпохский водоканал» М.А.О. привлечен к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.
В соответствии со ст. 8.33 КоАП РФ нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ), собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
В силу п. 1 ч. 6 статьи 60 ВК РФ, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», водные биологические ресурсы - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.
Согласно частям 1 и 2 ст. 50 указанного Федерального закона, ст. 22 Федерального закона «О животном мире», при строительстве и иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.
Статьей 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В пункте 2 Постановления Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 «Об утверждении положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды обитания» указаны меры по сохранению биоресурсов и среды их обитания, в том числе предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.
Основанием для привлечения М.А.О. как должностного лица к административной ответственности послужило выявленное 15.04.2019 года в 09-00 часов то обстоятельство, что ООО «Лахденпохский водоканал» осуществило сброс сточных вод в Ладожское озеро, с превышением установленных предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Достаточных оснований полагать недостоверными доказательства, положенные в основу постановления по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Вина М.А.О. в совершении вменяемого правонарушения, подтверждается: протоколом об административном правонарушении, составленном в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ; решением Министерства по природопользованию и экологии РК от 19.12.2016 № 318; отчетом ООО «Лахденпохский водоканал» о выполнении условий использования водного объекта за 1 квартал 2019 года с приложенным протоколом №ДД.ММ.ГГГГ-х от 05.03.2019 лабораторных исследований сточной воды, согласно которому превышены предельно-допустимые концентрации вредных веществ в сточных и дренажных водах; иными материалами дела.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица о причастности М.А.О. к нарушению правил охраны среды обитания водных биологических ресурсов и наличии в его действиях, как должностного лица ООО «Лахденпохский водоканал», состава административного правонарушения, является обоснованным. Действия квалифицированы правильно, назначенное административное наказание соответствует санкции статьи и является соразмерным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения постановления должностного лица, при рассмотрении дела не установлено.
Ссылка М.А.О. на то, что заверенная печатью копия распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) в его адрес не направлялась, о внеплановой проверке он не уведомлялся, не является основанием для признания постановления незаконным.
Доводы жалобы о том, что М.А.О. не извещался о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении опровергаются материалами дела.
Так, в материалах дела имеются направленные по адресу регистрации М.А.О. и по юридическому адресу Общества: <адрес>, уведомления от 08.05.2019 и 13.05.2019 об извещении М.А.О. о дате, месте и времени составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении соответственно.
Кроме того, имеется ходатайство М.А.О. о составлении протокола об административном правонарушении без присутствия генерального директора и представителя юридического лица ООО «Лахденпохский водоканал», что в свою очередь дополнительно свидетельствует о надлежащем его извещении о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Доводы о том, что определение о назначении времени и месте рассмотрения дела от 08.05.2019 было получено гражданином Б.С.Ю. ошибочно и в дальнейшем утрачено, не свидетельствуют о ненадлежащем извещении представителя юридического лица, учитывая, что каких-либо ходатайств о направлении извещений по иному адресу им в соответствии с ч.4 ст.25.15 КоАП РФ не заявлялось, доказательств обратного суду не представлено.
Доказательств принятия М.А.О. всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств объективных препятствий для соблюдения указанных Правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить, не представлено.
Остальные доводы жалобы во внимание не принимаются, так как они не являются основанием для освобождения должностного лица от административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия № от 21.05.2019 - оставить без изменения, жалобу М.А.О. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в десятидневный срок со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.А. Сущевская