Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-99/2015 от 31.07.2015

Дело № 5-99/2015

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

    г. Лахденпохья Республика Карелия 31 августа 2015 года

Судья Лахденпохского районного суда Республики Карелия (186730 Республика Карелия, г. Лахденпохья ул. Октябрьская, д. 12)

Сутягина Елена Михайловна,

при секретаре Николаевой А.Ю.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации Лахденпохского муниципального района (юридический адрес: <адрес ХХ.ХХ.ХХ.>),

у с т а н о в и л:

В отношении администрации Лахденпохского муниципального района (АЛМР) заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Сортавала, Питкярантском, Лахденпохском и Олонецком районах ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из протокола следует, что при проведении административного расследования по заявлению гражданина, проживающего в <адрес ХХ.ХХ.ХХ.> Лахденпохского района установлено следующее.

В ходе осмотра места складирования (размещения отходов) ДД.ММ.ГГГГ, расположенного в районе <адрес ХХ.ХХ.ХХ.> и <адрес ХХ.ХХ.ХХ.> Лахденпохского района, установлено, что устройство и оборудование места складирования твердых бытовых отходов не соответствует требованиям действующих санитарных правил СП 2.1.7.1038 – 01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», в соответствии с которыми полигоны ТБО являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.

Из представленной АЛМР информации следует, что согласно принятой Правительством Республики Карелия «Долгосрочной инвестиционной программы обращения с отходами производства и потребления Республики Карелия на 2012-2014 годы» размещение твердых бытовых отходов (далее – ТБО) планировалось на исторически сложившейся свалке в районе <адрес ХХ.ХХ.ХХ.> и <адрес ХХ.ХХ.ХХ.> с последующей рекультивацией и строительством мусоросортировочной станции. Основным препятствием по отводу земельного участка на территории исторически сложившейся свалки является то, что она располагается на землях государственного лесного фонда. В настоящее время Правительством Республики Карелия прорабатывается вопрос передачи полномочий по утилизации ТБО с уровня органов местного самоуправления на уровень государственной власти Республики Карелия.

Тариф на сбор и вывоз ТБО установлен с расчетом возможности аккумулирования бытовых и промышленных отходов на одной исторически сложившейся свалке Лахденпохского городского поселения, что, в свою очередь, позволило ликвидировать несанкционированные свалки на территории Лахденпохского муниципального района. Указанная свалка в <адрес ХХ.ХХ.ХХ.> не имеет балансовой принадлежности. Специализированной организации, осуществляющей деятельность по утилизации ТБО на территории Лахденпохского муниципального района нет.

Таким образом, по результатам проверки не получено сведений о наличии полигона для складирования ТБО на территории Лахденпохского муниципального района. Организация, официально эксплуатирующая полигон (свалку), отсутствует. Не разработаны регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов с учетом требований санитарии для работающих на полигоне, не ведется круглосуточный учет поступающих отходов.

В ходе административного расследования установлено, что организациями, осуществляющими деятельность по сбору и вывозу ТБО с мест временного накопления и хранения твердых бытовых отходов в <адрес ХХ.ХХ.ХХ.> и <адрес ХХ.ХХ.ХХ.>, отходы вывозятся непосредственно на объект, расположенный в <адрес ХХ.ХХ.ХХ.>. Таким образом, установлено, что на территории Лахденпохского района в районе <адрес ХХ.ХХ.ХХ.> (7-ой км. от <адрес ХХ.ХХ.ХХ.> в сторону <адрес ХХ.ХХ.ХХ.>) расположен объект несанкционированного складирования отходов производства и потребления, не соответствующий требований действующего законодательства, на котором населением и организациями Лахденпохского муниципального района размещаются отходы производства и потребления.

Из протокола об административном правонарушении следует, что АЛМР привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ – несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами потребления. Правонарушение выразилось в отсутствии должной организации утилизации и переработки бытовых отходов, на территории Лахденпохского муниципального района, отсутствует место утилизации и переработки бытовых отходов, соответствующее требованиям действующего законодательства.

    В судебном заседании представитель АЛМР по доверенности С.Е.К. вину во вменяемом правонарушении не признала, пояснила, что АЛМР не может являться субъектом указанного правонарушения, поскольку не осуществляет деятельность по обращению с отходами потребления, такую деятельность на территории района ведет МУП «ХХ.ХХ.ХХ.». Ранее, в ДД.ММ.ГГГГ Роспотребнадзором в отношении АЛМР также составлялся аналогичный административный протокол, производство по делу было прекращено за отсутствием состава указанного правонарушения, суд при рассмотрении материала пришел к выводу, что АЛМР не является субъектом правонарушения. С ХХ.ХХ.ХХ. вопрос организации утилизации ТБО отнесен к компетенции Роспотребнадзора.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – заместитель начальника ТОУ Роспотребнадзора по Республике Карелия в г. Лахденпохья К.М.Ф. и представитель Роспотребнадзора М.И.В. в судебном заседании пояснили, что АЛМР является субъектом указанного правонарушения, поскольку положениями п. 14 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района, и указанные полномочия АЛМР не делегировала какой-либо организации. При таких обстоятельствах, по мнению представителей Роспотребнадзора, необходимо признать тождественными понятия «организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов» и «обращение с отходами потребления». Действительно, в связи с изменениями действующего законодательства, в настоящее время АЛМР не отвечает за данное направление деятельности, но на момент обнаружения правонарушения- ДД.ММ.ГГГГ этот вопрос относился к компетенции районной администрации. Кроме того, обращено внимание суда на актуальность указанной проблемы для санитарного благополучия и безопасности населения.

Заслушав объяснений представителя АЛМР, представителей Роспотребнадзора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях АЛМР состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Согласно Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с указанным Федеральным законом.

Согласно ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требований, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В соответствии с п.1 ст. 22, п. 3 ст. 39, ст. 55 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за нарушение санитарного законодательства устанавливается административная ответственность.

Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки было установлено, что сбором и вывозом ТБО в г. Лахденпохья занимается МУП «ХХ.ХХ.ХХ.», указанное предприятие фактически эксплуатирует и обслуживает свалку в районе <адрес ХХ.ХХ.ХХ.> и <адрес ХХ.ХХ.ХХ.>. Решением Совета Лахденпохского городского поселения XIII сессии II созыва № XIII|№97-II от 22.09.2011г. были утверждены тарифы по сбору, вывозу, транспортировке и размещению ТБО, между МУП «ХХ.ХХ.ХХ.» и другими предприятиями, осуществляющими сбор и вывоз ТБО в Лахденпохском районе (ООО «ХХ.ХХ.ХХ.», МУП МСП «ХХ.ХХ.ХХ.») заключены договоры на осуществление работ по сбору, вывозу, транспортировке и размещению ТБО, т.е. МУП «ХХ.ХХ.ХХ.» фактически осуществляет деятельность по утилизации ТБО, получая плату от населения и оплату по договорам от других предприятий.

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК, квалифицировал совершенное АЛМР правонарушение по ст. 8.2 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении, в числе прочего, с отходами потребления. Данная норма подлежит применению за административные правонарушения, совершенные в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 8 КоАП РФ), то есть за нарушение правил обращения с отходами производства и потребления, установленных Федеральными законами «Об охране окружающей среды» и «Об отходах производства и потребления».

Указанные нормы предусматривают особую процедуру обращения с отходами при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы.

Сама диспозиция ст. 8.2 КоАП РФ также по существу предусматривает ответственность за несоблюдение специальных правил на определенных стадиях обращения с отходами производства и потребления.

Представленные доказательства свидетельствуют, что АЛМР входит в структуру органов местного самоуправления Лахденпохского муниципального района, является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и осуществляет в пределах своих полномочий функции по организации жизнедеятельности района. Указанное свидетельствует о том, что АЛМР не осуществляет производственную деятельность, в результате которой образуются опасные отходы, не занимается деятельностью по их утилизации и переработке.

Из системного толкования приведенных выше положений законодательства следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что АЛМР осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами.

При этом полномочия АЛМР по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, АЛМР не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК необоснованно квалифицировал действия АЛМР по ст. 8.2 КоАП РФ.

В данном случае из представленных суду материалов следует, что по итогам проведенного административного расследования целесообразным было бы разрешить вопрос о наличии в бездействии указанного юридического лица признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, однако в данном судебном заседании подобная переквалификация невозможна.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению, поскольку производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в частности, при отсутствии состава административного правонарушения.

    Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 24.5 и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

п о с т а н о в и л :

Производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Лахденпохского муниципального района прекратить за отсутствием в действиях администрации Лахденпохского муниципального района состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в десятидневный срок со дня вручения копии постановления через Лахденпохский районный суд.

Судья                         Е.М. Сутягина

5-99/2015

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
Администрация Лахденпохского муниципального района
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Сутягина Е.М.
Статьи

КоАП: ст. 8.2

Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
31.07.2015Передача дела судье
31.07.2015Подготовка дела к рассмотрению
17.08.2015Рассмотрение дела по существу
28.08.2015Рассмотрение дела по существу
31.08.2015Изготовлено постановление о назначении административного наказания в полном объеме
02.09.2015Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
04.09.2015Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
07.09.2015Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
19.10.2015Вступление постановления (определения) в законную силу
27.10.2015Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее