Дело №А-58/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2019 года пгт. Февральск
Селемджинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Василенко О.В.,
при секретаре Романовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Селемджинского района к ОСП по Селемджинскому району, Управлению ФССП по Амурской области, - об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным иском, в котором наряду с требованием об освобождении от исполнительского сбора просил суд отменить постановление заместителя старшего судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству, возбужденному на основании решения Селемджинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № (исполнительный лист ФС № от ДД.ММ.ГГГГ).
Определением Селемджинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ административного истца от административных исковых требований в части отмены постановления заместителя старшего судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
При указанных обстоятельствах предметом рассмотрения в настоящем судебном заседании является требование об освобождении от взыскания исполнительского сбора; ходатайство административного истца, заявленное в административном иске, о восстановлении срока для обжалования постановления заместителя старшего судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора – не может являться предметом рассмотрения, поскольку производство по делу в указанной части прекращено.
Административный истец, заявляя требование об освобождении его от исполнительского сбора, наложенного в связи с несвоевременным исполнением судебного решения, ссылается на следующие обстоятельства.
Согласно исполнительному листу ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, решением Селемджинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, на административного истца возложена обязанность предоставить Мокиной И.В., как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, в пгт.Февральск Селемджинского района Амурской области по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных норм.
Постановлением заместителя начальника отдела судебных приставов принято решение о взыскании с административного истца (должника по исполнительному производству) исполнительского сбора в размере 50.000 рублей за несвоевременное исполнение указанного решения суда, на основании которого выдан исполнительный документ № ФС 013403768 от ДД.ММ.ГГГГ и возбуждено исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом административный истец ссылается, что исполнить решение суда в установленный срок не представилось возможным, поскольку согласно информации Министерства социальной защиты населения Амурской области, являющегося главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, на запрос администрации Селемджинского района о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений детям сиротам - предоставить бюджетные средства для обеспечения жилыми помещениями детей сирот в полном объёме в 2018 году не представляется возможным. Согласно информационному письму Министерства социальной защиты населения Амурской области исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ, выделение бюджетных ассигнований на выполнение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям сиротам в 2018 году невозможно в виду отсутствия финансовых средств областного бюджета. Кроме того, на территории муниципального образования пгт.Февральск отсутствует свободное и пригодное для проживания жилье, находящееся на балансе у администрации Селемджинского района. Учитывая, что административным истцом принимаются все меры, предусмотренные законодательством, по исполнению решения суда, органы местного самоуправления несут ответственность за отдельные государственные полномочия только в пределах предоставляемых средств из соответствующих бюджетов, вина администрации Селемджинского района по несвоевременному исполнению решения суда отсутствует. При этом, согласно решению Селемджинского района «О районном бюджете Селемджинского района на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» на подпрограмму «Приобретение жилых помещений в специализированный жилой фонд Селемджинского района» по мероприятию «Формирование и ведение списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений», предусмотрены денежные средства на приобретение жилья вышеуказанной категории лиц на 2019 г. в размере 1 894 200.00 руб., на 2020 г. в размере 947 100,00 руб., на 2021г. в размере 947100.00 руб., приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда, которые в последующем будут предоставляться детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется путём проведения открытых аукционов в электронной форме.
При указанных обстоятельствах, ссылаясь на положения ч.7 ст.112 ФЗ от 2.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также положения Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 года № 13-П, Определения ВС РФ от 17.11.2015 № 50-КГ15-18, и п.1 ст.401 ГК РФ, администрация Селемджинского района просит суд освободить её от исполнительского сбора в полном объёме.
Из письменного отзыва административного ответчика ОСП по Селемджинскому району УФССП по Амурской области следует, что постановление о взыскании исполнительного сбора соответствует действующему законодательству об исполнительном производстве, нарушений прав административного истца не допущено. Доказательств, подтверждающих, что исполнительный лист серии ФС №, выданный Селемджинским районным судом от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в срок, установленный для добровольного исполнения, было невозможным вследствие непреодолимой силы, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, судебному приставу исполнителю не предоставлено, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Определением Селемджинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу привлечено УФССП по Амурской области.
Административный истец, администрация Селемджинского района, административные ответчики: ОСП по Селемджинскому району УФССП по Амурской области, УФССП по Амурской области, а также заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС № по Амурской области - в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо, взыскатель по исполнительному производству Мокина И.В., а также прокурор Селемджинского района, обращавшийся в суд в рамках гражданского дела № с иском в интересах Мокиной И.В., в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены, Мокина И.В. просила рассмотреть настоящее дело в её отсутствие, представила письменное заявление, из которого следует, что она возражает по заявленному требованию административного иска об освобождении администрации Селемджинского района от исполнительского сбора.
При указанных обстоятельствах, учитывая надлежащее извещение сторон и заинтересованных лиц, а также то, что явка сторон не является обязательной и, с учётом обстоятельств административного иска, не признана таковой судом, суд в соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Рассматривая вопрос об освобождении административного истца от исполнительского сбора суд приходит к следующим выводам.
Частью 6 статьи 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
В судебном заседании установлено, что в производстве ОСП по Селемджинскому району находится исполнительное производств №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ возбужденное в отношении администрации Селемджинского района, взыскателем по которому выступает Мокина Изабелла Вадимовна. Предметом исполнения по исполнительному производству является предоставление Мокиной И.В., как лицу, относящемуся к категории детей-сирот, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных норм в пгт.Февральск Селемджинского района Амурской области.
Копия постановления о возбуждении исполнительных производства вручена должнику – администрации Селемджинского района ДД.ММ.ГГГГ, которым судебным приставом-исполнителем установлен 5-дневный срок с момента получения постановления, то есть, до ДД.ММ.ГГГГ, для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В указанный срок сведений об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, судебному приставу-исполнителю от должника не поступило.
Доказательств, подтверждающих невозможность исполнения решения суда, судебному приставу со стороны должника не представлено.
Поскольку решение суда в установленный для добровольного исполнения срок, то есть, до ДД.ММ.ГГГГ, не исполнено, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Селемджинскому району УФССП России по Амурской области вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в сумме 50.000 рублей, об освобождении от уплаты которого просит должник.
Административный истец просит освободить его от исполнительского сбора, ссылаясь на отсутствие у него необходимых для исполнения денежных средств, и отсутствие вины в неисполнении требований исполнительного документа.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств того, что после вступления решения суда в законную силу и возбуждения исполнительного производства, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, административным истцом предпринимались какие-либо меры в целях исполнения судебного решения; не предоставлено таких доказательств и в судебное заседание.
При этом доводы о невозможности исполнения своих обязательств по решению суда в силу отсутствия необходимых для этого денежных средств, сами по себе не свидетельствуют о принятии необходимых мер к исполнению судебного решения со стороны должника.
Сведения, представленные Министерством социальной защиты населения Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ на обращение администрации Селемджинского района о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на приобретения жилья детям-сиротам, а также сведения, представленные Министерством социальной защиты населения Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым выделение дополнительных ассигнований на приобретения жилья для детей-сирот возможно только при наличии дополнительного объема субвенций, - получены административным истцом еще до вступления в законную силу решения суда, по которому возбуждено исполнительное производство и взыскан исполнительский сбор, являющийся предметом рассмотрения по данному делу, в связи с чем представленные административным истцом в обоснование своих доводов вышеуказанные письма не свидетельствуют о том, что административным истцом предпринимались все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства по указанному исполнительному производству, взыскателем по которому является Мокина И.В.
Необходимость проведения открытых аукционов в электронной форме для приобретение жилых помещений для детей–сирот, на которую в иске ссылается административный истец, при отсутствии доказательств выполнения каких-либо реальных действий с целью проведения таких аукционов, - не свидетельствует о том, что должником по исполнительному производству приняты все зависящие от него меры к исполнению судебного решения,
Отсутствие у административного истца, являющегося органом муниципальной власти, денежных средств и свободных жилых помещений, пригодных для проживания, при отсутствии достоверных доказательств того, что должник по исполнительному производству принял все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, - не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В тоже время, представленная административным истцом выписка из решения Селемджинского района «О районом бюджете Селемджинского района на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой утвержден размер субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2019, 2020 и 2021 годы, не свидетельствует об отсутствии у должника возможности исполнить решение суда, однако до настоящего времени судебное решение является неисполненным.
Проанализировав совокупность установленных обстоятельств, связанных с неисполнением судебного решения, установив, что администрацией Селемджинского района не были приняты достаточные для своевременного исполнения судебного решения меры, учитывая, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не исполнено - суд приходит к выводу о том, что требования административного иска об освобождения администрации Селемджинского района от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства - удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления администрации Селемджинского района к ОСП по Селемджинскому району, Управлению ФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, - отказать.
На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд.
Судья О.В.Василенко