Судья Авдонина И. Н. Дело № 33-1316/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 сентября 2018 года г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Сивашовой А.В., Хомяковой М.Е.
при секретаре Касьяновой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Апариной Александры Павловны к администрации Новосильского района Орловской области, администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области о снятии с государственного кадастрового учёта земельных участков,
по апелляционной жалобе администрации Новосильского района Орловской области на решение Новосильского районного суда Орловской области от 02 марта 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Апариной Александры Павловны к администрации Новосильского района Орловской области, администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области о снятии земельных участков с государственного кадастрового учёта удовлетворить.
Снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами № площадью 436000 кв.м, №:80 площадью 336000 кв.м, №, площадью 397000 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Взыскать в равных долях с администрации Новосильского района Орловской области и администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области в пользу истца в возмещение судебных расходов, понесенных при обращении в суд, сумму уплаченной государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Разъяснить, что настоящее решение суда является основанием для снятия земельных участков с государственного кадастрового учета, с заявлением в орган кадастрового учета о снятии земельных участков с государственного кадастрового учета вправе обратиться любая из сторон».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Хомяковой М.Е., объяснения представителя администрации Новосильского района по доверенности Такайской К.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и полагавшей необходимым решение суда отменить, возражения представителя Апариной А.П. по доверенности Евстафьева М.В., считавшего решение суда правильным и не подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Апарина А.П. обратилась в суд с иском к администрации Новосильского района Орловской области, администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области о снятии с государственного кадастрового учёта земельных участков.
Исковые требования мотивированы тем, что она является участником общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. В ходе осуществления кадастровых работ по выделению земельного участка в счет принадлежащих Апариной А.П. земельных долей, было установлено, что выбранное заказчиком местоположение выделяемого земельного участка накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, расположенные по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного производства, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Право на указанные земельные участки ни за кем не зарегистрировано, сведения о них, внесенные в ЕГРН, носят статус «временные».
Полагает, что земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № были образованы на основании актов главы администрации Зареченского сельского поселения в границах, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения общей долевой собственности и не относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Считает, что у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия по распоряжению землями общей долевой собственности и образованию из них спорных земельных участков и постановке земельных участков на учет.
Ссылается на нарушение своих прав, как участника общей долевой собственности.
Администрация Новосильского района в добровольном порядке отказывается снять земельные участки с кадастрового учета, что послужило основанием для обращения за судебной защитой.
По изложенным основаниям указанным основаниям, с учетом уточненных исковых требований, Апарина А.П. просила суд:
- снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами №, площадью 436000 кв.м., №, площадью 336000 кв.м., №, площадью 397000 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;
- взыскать с ответчиков в ее пользу 300 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил обжалуемое решение.
Администрация Новосильского района Орловской области не согласилась с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное.
Считает, что решение постановлено с нарушением норм материального и процессуального права, не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела.
Указывает на то, что истцом в нарушение положений пункта 3, статьи 11.5, Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не представлено доказательств надлежащего извещения о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков, не произведено согласование проекта межевания земельного участка.
Полагает, что судом не было учтено то, что 06 декабря 2017 г. представителю Апариной А.П. было разъяснено, что в исходном земельном массиве с кадастровым номером №, свободная площадь составляет 703 га, что достаточно, для выдела земельных долей, находящихся в собственности истца.
Обращает внимание на то, что администрация Новосильского района не имеет административно-распорядительных полномочий по постановке (исключению) объектов недвижимости на учет в Единый государственный реестр недвижимости и не может выступать в настоящем деле в качестве ответчика.
Полагает, что настоящий иск должен был рассмотрен в порядке административного судопроизводства.
На основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», статьёй 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», колхозы и совхозы были обязаны до 01.01.1993 провести реорганизацию, а вновь организованные предприятия должны были зарегистрировать свою организационно-правовую форму. Одновременно к членам реорганизованного хозяйства земли бывшего колхоза переходили в коллективно-долевую собственность с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в коллективном выражении.
Статьёй 8 Положения «О реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий», разработанного в целях исполнения указанных выше Указа Президента РФ и постановления Правительства РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 № 708, предусмотрено, что в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли.
Указом Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» было установлено, что каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежала на праве общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре, которое являлось документом, подтверждающим с момента регистрации право собственности на земельную долю при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по распоряжению земельными участками в соответствии с действующим законодательством.
Указом Президента РФ от 11.12.1993 № 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» обязанность ведения кадастра и оформления права собственности на землю была возложена на комитет по земельным ресурсам и землеустройству.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее по тексту - Закон № 101-ФЗ) предусмотрено, что земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
На основании статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, обладающее долей в общей долевой собственности, вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Положениями пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и указанным Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 13 названного Федерального закона земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 указанной статьи.
В силу пунктов 4 - 6 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», если указанное в пункте 3 этой статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что Апариной А.П. на праве общей долевой собственности принадлежат 13 земельных долей в составе земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>: 8,3 га – на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 03 февраля 2017 г., 99,6 га – на основании договора купли-продажи от 07.08. 2017
По сведениям филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области от 06.02.2018 данный земельный участок является исходным для выделов земельных участков в счёт земельных долей, собственники которых ранее не распорядились земельными долями (том №1 л.д. 208-209).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15.01.2018, сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены в государственный реестр недвижимости 22.08.1994, имеют статус «актуальные, ранее учтённые», граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена, земельный участок имеет площадь 6413430 кв.м, относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>. В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве общей долевой собственности граждан на указанный объект недвижимости, в том числе и право общей долевой собственности истца Апариной А.П. на 13 земельных долей (том №1 л.д. 109-116).
Из материалов дела усматривается, что с целью реализации прав Апариной А.П. на выдел земельных долей, между ООО «Золотой Орел» и ООО «РегионГеоПроект» был заключен договор на выполнение кадастровых работ по изготовлению проекта межевания земельного участка с кадастровым номером № по выделу земельного участка площадью 107,9 га в счет земельных долей.
При проведении кадастровых работ проект межевания земельного участка не был изготовлен, осуществить выдел 13 земельных долей, площадью 107, 9 га в границах запрашиваемого контура, не представилось возможным, в связи с тем, что в соответствии со сведениями ЕГРН выбранное местоположение накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами № площадью 43,6 га, № площадью 34,6 га, № площадью 39,7 га (далее по тексту – ЗУ:79, ЗУ:80, ЗУ:81), расположенные по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, сведения о которых имеют статус «временные» (Том №1 л.д. 31-35).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15.01.2018, ЗУ:79, ЗУ:80, ЗУ:81, расположенные по адресу: <адрес>, имеют установленные границы, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для ведения сельскохозяйственного производства; земельные участки правообладателей не имеют, сведения о земельных участках имеют статус «временные».
До настоящего времени в Едином государственном реестра недвижимости отсутствуют данные о зарегистрированных правах на указанные объекты недвижимости (том №1 л.д. 103-84).
Согласно документам, предоставленным для осуществления государственного кадастрового учета, в том числе межевым планам, работы по образованию ЗУ:79, ЗУ:80, ЗУ:81 были выполнены кадастровым инженером ООО «Брасовоземсервис» Спильник Е.А.. Образование земельных участков производилось на основании постановлений администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области №№ 85, 86 и 87 от 20.06.2016 из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, номер кадастрового квартала №, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства. При подготовке межевых планов в качестве картографической основы использовались материалы установления границ сельских населенных пунктов Новосильского района Орловской области, кадастровый план территории №99/2015-644897 от 19.10.2015. Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет по заявлению администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района (том № 1 л.д.119-167).
При осуществлении кадастровых работ по выделу земельного участка в счет земельных долей в результате изучения кадастровым инженером материалов пересчета внутрихозяйственной оценки (кадастровая карта внутрихозяйственной оценки земель) СПК «Зареченский» (прежнее название КДП «Заречное») Новосильского района Орловской области, Материалов установления черты сельских населенных пунктов, земельного фонда и специального земельного фонда выявлено, что спорные земельные участки образованы на землях сельскохозяйственного назначения общей долевой собственности (том №1 л.д. 35-39).
Согласно статье 1 Закона № 101-ФЗ данный специальный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Из исследованных судом материалов дела, а также материалов пересчета внутрихозяйственной оценки и изготовления кадастровой карты КДП «Заречное» усматривается, что местоположение образованных земельных участков определено на территории, входящей в состав фонда перераспределения сельскохозяйственного предприятия КДП «Заречное» (поздее СПК «Зареченский») Новосильского района Орловской области (том №1 л.д. 192-204).
Между тем, доказательств, подтверждающих пересчет, перераспределение земель сельскохозяйственного назначения на территории Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области после 1994 года, перевода земель из одной категории в другую ответчиками не представлено, документов, подтверждающих права администрации на спорные земельные участки также не представлено (том №1 л.д. 181, 205).
Допрошенный в суде первой инстанции в качестве специалиста начальник Новосильского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Орловской области Ушаков А.В. подтвердил суду вышеуказанные обстоятельства.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные земельные участки ЗУ:79, ЗУ:80, ЗУ:81 были образованы органом местного самоуправления поселения не из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, а из земель общей долевой собственности без законных на то оснований.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу о необходимости проведения по делу землеустроительной экспертизы с целью определения местоположения спорных земельных участков, образованных и поставленных на учет органом местного самоуправления.
Согласно заключению эксперта ЗАО «Артес» ФИО9, местоположение земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, учтенное в Едином государственном реестре недвижимости не соответствует местоположению фонда перераспределения СПК «Зареченский», данные земельные участки располагаются на землях общедолевой собственности (паевые земли КДП «Зареченское», СПК «Зареченский»).
У судебной коллегии не имеется оснований не доверять заключению, составленному экспертом ЗАО «Артес» ФИО9, поскольку оно соответствуют требованиям статьи 86 ГПК РФ.
Каких - либо доказательств, опровергающих выводы эксперта, стороной ответчика суду апелляционной инстанции представлено не было.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установив обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, пришел к верному выводу о том, что орган местного самоуправления не имел полномочий по распоряжению землями общей долевой собственности и образованию в их границах спорных земельных участков.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательство надлежащего извещения о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков, не проведено согласование проекта межевания земельного участка не имеют юридического значения для рассмотренного спора, в связи с чем, судебной коллегией отклоняются.
Кроме того, администрация Новосильского района Орловской области не является участником долевой собственности на исходный земельный участок, в связи с чем не наделена правом в силу ФЗ № 101 –ФЗ (ст.ст.12, 13, 13.1) на подачу возражений по проекту межевания истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Новосильского района Орловской области неправомерно привлечена к участию в деле в качестве ответчика получил свою правовую оценку в суде первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. В соответствии с Федеральным законом от 3.07.2016 № 334-ФЗ, внесшим изменения в ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» именно органы местного самоуправления муниципального района, в данном случае администрация Новосильского района Орловской области, наделена полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спор подлежал рассмотрению в порядке КАС судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку предметом заявленного иска являлась требование о снятии земельного участка с кадастрового учета, направленное на защиту прав истца как участника общей долевой собственности, а не оспаривание решений, действий (бездействий) органа местного самоуправления.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся к несогласию с выводами судов, сделанными по результатам исследования и оценки обстоятельств дела и представленных доказательств.
Оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда.
определила:
решение Новосильского районного суда Орловской области от 02 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Новосильского района Орловской области – без удовлетворения.
Взыскать с администрации Новосильского района Орловской области в пользу акционерного общества «Артес» за проведение судебной экспертизы 25 000 руб, перечислив денежные средства по следующим реквизитам: ОГРН №, ИНН/КПП №, р/с № в Орловском отделении № 8595 г.Орел, к/с №, БИК №.
Председательствующий
Судьи
Судья Авдонина И. Н. Дело № 33-1316/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 сентября 2018 года г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Сивашовой А.В., Хомяковой М.Е.
при секретаре Касьяновой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Апариной Александры Павловны к администрации Новосильского района Орловской области, администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области о снятии с государственного кадастрового учёта земельных участков,
по апелляционной жалобе администрации Новосильского района Орловской области на решение Новосильского районного суда Орловской области от 02 марта 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Апариной Александры Павловны к администрации Новосильского района Орловской области, администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области о снятии земельных участков с государственного кадастрового учёта удовлетворить.
Снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами № площадью 436000 кв.м, №:80 площадью 336000 кв.м, №, площадью 397000 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Взыскать в равных долях с администрации Новосильского района Орловской области и администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области в пользу истца в возмещение судебных расходов, понесенных при обращении в суд, сумму уплаченной государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Разъяснить, что настоящее решение суда является основанием для снятия земельных участков с государственного кадастрового учета, с заявлением в орган кадастрового учета о снятии земельных участков с государственного кадастрового учета вправе обратиться любая из сторон».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Хомяковой М.Е., объяснения представителя администрации Новосильского района по доверенности Такайской К.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и полагавшей необходимым решение суда отменить, возражения представителя Апариной А.П. по доверенности Евстафьева М.В., считавшего решение суда правильным и не подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Апарина А.П. обратилась в суд с иском к администрации Новосильского района Орловской области, администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области о снятии с государственного кадастрового учёта земельных участков.
Исковые требования мотивированы тем, что она является участником общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. В ходе осуществления кадастровых работ по выделению земельного участка в счет принадлежащих Апариной А.П. земельных долей, было установлено, что выбранное заказчиком местоположение выделяемого земельного участка накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, расположенные по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного производства, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Право на указанные земельные участки ни за кем не зарегистрировано, сведения о них, внесенные в ЕГРН, носят статус «временные».
Полагает, что земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № были образованы на основании актов главы администрации Зареченского сельского поселения в границах, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения общей долевой собственности и не относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Считает, что у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия по распоряжению землями общей долевой собственности и образованию из них спорных земельных участков и постановке земельных участков на учет.
Ссылается на нарушение своих прав, как участника общей долевой собственности.
Администрация Новосильского района в добровольном порядке отказывается снять земельные участки с кадастрового учета, что послужило основанием для обращения за судебной защитой.
По изложенным основаниям указанным основаниям, с учетом уточненных исковых требований, Апарина А.П. просила суд:
- снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами №, площадью 436000 кв.м., №, площадью 336000 кв.м., №, площадью 397000 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;
- взыскать с ответчиков в ее пользу 300 руб. в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил обжалуемое решение.
Администрация Новосильского района Орловской области не согласилась с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное.
Считает, что решение постановлено с нарушением норм материального и процессуального права, не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела.
Указывает на то, что истцом в нарушение положений пункта 3, статьи 11.5, Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не представлено доказательств надлежащего извещения о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков, не произведено согласование проекта межевания земельного участка.
Полагает, что судом не было учтено то, что 06 декабря 2017 г. представителю Апариной А.П. было разъяснено, что в исходном земельном массиве с кадастровым номером №, свободная площадь составляет 703 га, что достаточно, для выдела земельных долей, находящихся в собственности истца.
Обращает внимание на то, что администрация Новосильского района не имеет административно-распорядительных полномочий по постановке (исключению) объектов недвижимости на учет в Единый государственный реестр недвижимости и не может выступать в настоящем деле в качестве ответчика.
Полагает, что настоящий иск должен был рассмотрен в порядке административного судопроизводства.
На основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», статьёй 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», колхозы и совхозы были обязаны до 01.01.1993 провести реорганизацию, а вновь организованные предприятия должны были зарегистрировать свою организационно-правовую форму. Одновременно к членам реорганизованного хозяйства земли бывшего колхоза переходили в коллективно-долевую собственность с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в коллективном выражении.
Статьёй 8 Положения «О реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий», разработанного в целях исполнения указанных выше Указа Президента РФ и постановления Правительства РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 № 708, предусмотрено, что в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли.
Указом Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» было установлено, что каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежала на праве общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре, которое являлось документом, подтверждающим с момента регистрации право собственности на земельную долю при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по распоряжению земельными участками в соответствии с действующим законодательством.
Указом Президента РФ от 11.12.1993 № 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» обязанность ведения кадастра и оформления права собственности на землю была возложена на комитет по земельным ресурсам и землеустройству.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее по тексту - Закон № 101-ФЗ) предусмотрено, что земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
На основании статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, обладающее долей в общей долевой собственности, вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Положениями пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и указанным Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 13 названного Федерального закона земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 указанной статьи.
В силу пунктов 4 - 6 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», если указанное в пункте 3 этой статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что Апариной А.П. на праве общей долевой собственности принадлежат 13 земельных долей в составе земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>: 8,3 га – на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 03 февраля 2017 г., 99,6 га – на основании договора купли-продажи от 07.08. 2017
По сведениям филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области от 06.02.2018 данный земельный участок является исходным для выделов земельных участков в счёт земельных долей, собственники которых ранее не распорядились земельными долями (том №1 л.д. 208-209).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15.01.2018, сведения о земельном участке с кадастровым номером № внесены в государственный реестр недвижимости 22.08.1994, имеют статус «актуальные, ранее учтённые», граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена, земельный участок имеет площадь 6413430 кв.м, относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, расположен по адресу: <адрес>. В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве общей долевой собственности граждан на указанный объект недвижимости, в том числе и право общей долевой собственности истца Апариной А.П. на 13 земельных долей (том №1 л.д. 109-116).
Из материалов дела усматривается, что с целью реализации прав Апариной А.П. на выдел земельных долей, между ООО «Золотой Орел» и ООО «РегионГеоПроект» был заключен договор на выполнение кадастровых работ по изготовлению проекта межевания земельного участка с кадастровым номером № по выделу земельного участка площадью 107,9 га в счет земельных долей.
При проведении кадастровых работ проект межевания земельного участка не был изготовлен, осуществить выдел 13 земельных долей, площадью 107, 9 га в границах запрашиваемого контура, не представилось возможным, в связи с тем, что в соответствии со сведениями ЕГРН выбранное местоположение накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами № площадью 43,6 га, № площадью 34,6 га, № площадью 39,7 га (далее по тексту – ЗУ:79, ЗУ:80, ЗУ:81), расположенные по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, сведения о которых имеют статус «временные» (Том №1 л.д. 31-35).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15.01.2018, ЗУ:79, ЗУ:80, ЗУ:81, расположенные по адресу: <адрес>, имеют установленные границы, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для ведения сельскохозяйственного производства; земельные участки правообладателей не имеют, сведения о земельных участках имеют статус «временные».
До настоящего времени в Едином государственном реестра недвижимости отсутствуют данные о зарегистрированных правах на указанные объекты недвижимости (том №1 л.д. 103-84).
Согласно документам, предоставленным для осуществления государственного кадастрового учета, в том числе межевым планам, работы по образованию ЗУ:79, ЗУ:80, ЗУ:81 были выполнены кадастровым инженером ООО «Брасовоземсервис» Спильник Е.А.. Образование земельных участков производилось на основании постановлений администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области №№ 85, 86 и 87 от 20.06.2016 из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, номер кадастрового квартала №, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства. При подготовке межевых планов в качестве картографической основы использовались материалы установления границ сельских населенных пунктов Новосильского района Орловской области, кадастровый план территории №99/2015-644897 от 19.10.2015. Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет по заявлению администрации Зареченского сельского поселения Новосильского района (том № 1 л.д.119-167).
При осуществлении кадастровых работ по выделу земельного участка в счет земельных долей в результате изучения кадастровым инженером материалов пересчета внутрихозяйственной оценки (кадастровая карта внутрихозяйственной оценки земель) СПК «Зареченский» (прежнее название КДП «Заречное») Новосильского района Орловской области, Материалов установления черты сельских населенных пунктов, земельного фонда и специального земельного фонда выявлено, что спорные земельные участки образованы на землях сельскохозяйственного назначения общей долевой собственности (том №1 л.д. 35-39).
Согласно статье 1 Закона № 101-ФЗ данный специальный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Из исследованных судом материалов дела, а также материалов пересчета внутрихозяйственной оценки и изготовления кадастровой карты КДП «Заречное» усматривается, что местоположение образованных земельных участков определено на территории, входящей в состав фонда перераспределения сельскохозяйственного предприятия КДП «Заречное» (поздее СПК «Зареченский») Новосильского района Орловской области (том №1 л.д. 192-204).
Между тем, доказательств, подтверждающих пересчет, перераспределение земель сельскохозяйственного назначения на территории Зареченского сельского поселения Новосильского района Орловской области после 1994 года, перевода земель из одной категории в другую ответчиками не представлено, документов, подтверждающих права администрации на спорные земельные участки также не представлено (том №1 л.д. 181, 205).
Допрошенный в суде первой инстанции в качестве специалиста начальник Новосильского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Орловской области Ушаков А.В. подтвердил суду вышеуказанные обстоятельства.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные земельные участки ЗУ:79, ЗУ:80, ЗУ:81 были образованы органом местного самоуправления поселения не из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, а из земель общей долевой собственности без законных на то оснований.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу о необходимости проведения по делу землеустроительной экспертизы с целью определения местоположения спорных земельных участков, образованных и поставленных на учет органом местного самоуправления.
Согласно заключению эксперта ЗАО «Артес» ФИО9, местоположение земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, учтенное в Едином государственном реестре недвижимости не соответствует местоположению фонда перераспределения СПК «Зареченский», данные земельные участки располагаются на землях общедолевой собственности (паевые земли КДП «Зареченское», СПК «Зареченский»).
У судебной коллегии не имеется оснований не доверять заключению, составленному экспертом ЗАО «Артес» ФИО9, поскольку оно соответствуют требованиям статьи 86 ГПК РФ.
Каких - либо доказательств, опровергающих выводы эксперта, стороной ответчика суду апелляционной инстанции представлено не было.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установив обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, пришел к верному выводу о том, что орган местного самоуправления не имел полномочий по распоряжению землями общей долевой собственности и образованию в их границах спорных земельных участков.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательство надлежащего извещения о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков, не проведено согласование проекта межевания земельного участка не имеют юридического значения для рассмотренного спора, в связи с чем, судебной коллегией отклоняются.
Кроме того, администрация Новосильского района Орловской области не является участником долевой собственности на исходный земельный участок, в связи с чем не наделена правом в силу ФЗ № 101 –ФЗ (ст.ст.12, 13, 13.1) на подачу возражений по проекту межевания истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Новосильского района Орловской области неправомерно привлечена к участию в деле в качестве ответчика получил свою правовую оценку в суде первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. В соответствии с Федеральным законом от 3.07.2016 № 334-ФЗ, внесшим изменения в ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» именно органы местного самоуправления муниципального района, в данном случае администрация Новосильского района Орловской области, наделена полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спор подлежал рассмотрению в порядке КАС судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку предметом заявленного иска являлась требование о снятии земельного участка с кадастрового учета, направленное на защиту прав истца как участника общей долевой собственности, а не оспаривание решений, действий (бездействий) органа местного самоуправления.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся к несогласию с выводами судов, сделанными по результатам исследования и оценки обстоятельств дела и представленных доказательств.
Оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда.
определила:
решение Новосильского районного суда Орловской области от 02 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Новосильского района Орловской области – без удовлетворения.
Взыскать с администрации Новосильского района Орловской области в пользу акционерного общества «Артес» за проведение судебной экспертизы 25 000 руб, перечислив денежные средства по следующим реквизитам: ОГРН №, ИНН/КПП №, р/с № в Орловском отделении № 8595 г.Орел, к/с №, БИК №.
Председательствующий
Судьи