Дело №а-4491/19
73RS0004-01-2019-006569-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2019 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Киреевой Е.В.,
при секретаре Ульяновой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гафурова Ильмаса Раисовича к Военному комиссариату Заволжского района г. Ульяновска, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», Призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» о признании незаконным решения призывной комиссии,
У С Т А Н О В И Л:
Гафуров И.Р. обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату Заволжского района г. Ульяновска о признании незаконным решения призывной комиссии.
В обоснование иска указал, что решением призывной комиссии города Ульяновска от 13.11.2019 Гафуров И.Р. был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности «Б-3»). Ему выдана повестка о явке в военный комиссариат Заволжского района г.Ульяновска на 20.12.2018. Вместе с тем, Гафуров И.Р. не может быть признан годным к военной службе, в связи с чем, решение является незаконным. При вынесении решения, призывной комиссией не в полной степени учтено состояние здоровья Гафурова И.Р. Так, согласно консультации сосудистого хирурга от 07.11.2018 Гафурову И.Р. диагностировано: посттравматическая окклюзия плечевой артерии, плечевой вены левой верхней конечности, хроническая артериальная недостаточность 2 степени левой верхней конечности. Диагностированное у Гафурова И.Р. заболевание подпадает под действие статьи 45 Расписания болезней, на основании которой Гафуров И.Р. должен быть признан «В» - ограниченно годен к военной службе. Таким образом, считает, что неверна определена степень годности к несению военной службы.
Просит признать незаконным решение призывной комиссии об установлении степени годности «Б4» в отношении Гафурова И.Р.
Определением суда от 19.11.2019 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области», призывная комиссия муниципального образования «город Ульяновск».
Административный истец Гафуров И.Р. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащем образом, о дне, времени и месте рассмотрения административного дела.
Представитель административного истца Гафурова И.Р. – Османов О.И. (доверенность 73 АА 1552397 от 17.12.2018, выдана сроком на три года, диплом серии ВСВ 1546803 от 24.06.2006) в судебном заседании административные исковые требования поддержал по доводам административного искового заявления. Дополнил, что аналогичное дело в 2018 году рассматривалось в Ленинском районом суде г. Ульяновска, но там дело была прекращено в связи с тем, что на момент рассмотрения дела призывная комиссия прекратила свою деятельность. Со слов его доверителя он проходил консультацию сосудистого хирурга в 2018 году в другом городе, для того, чтобы исключить заинтересованность врачей, поскольку врачи военной комиссии, в принципе те же самые гражданские врачи, которые занимаются частной практикой на территории Ульяновской области, то есть, чтобы исключить конфликт интересов. Кроме того, ранее он проживал в респ. Татарстан. После 2018 года консультации не получал, это его последнее обращение за консультацией к сосудистому хирургу. Диагноз был подтвержден, но в расписании болезней указываются его последствия, в данном случае имеются последствия в виде умеренного нарушения кровообращения, а во всех документах личного дела указывается, что таких последствий нет, и соответственно от этого ставиться категория годности. Диагноз никем не оспаривается, а оспаривается его последствия.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Заволжского района г. Ульяновска в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» Серулеев А.П. (действующий на основании доверенности от 09.01.2019, выданной сроком до 31.12.2020) в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, дополнительно пояснил, что согласно Постановлению Правительства РФ от 28.07.2008 №574 призывникам разрешается самостоятельно производить какие-то медицинские обследования при осуществлении призывных мероприятий. То есть этим Постановлением указан порядок, при получении военным комиссаром района заключения независимой врачебной экспертизы о том, что призывник имеет какой-то другой диагноз, который разнится с тем, который установила призывная комиссия города Ульяновска, то военный комиссар приобщает результаты независимой экспертизы к личному делу призывника, и направляет на повторное медицинское освидетельствование в вышестоящую призывную комиссию, то есть в призывную комиссию Ульяновской области. Гафурова возили на консультацию призывной комиссии Ульяновской области, то есть там его смотрели врачи, и было принято коллегиальное решение. Врачи были разными, то есть вначале его осматривали врачи призывной комиссии муниципального образования «Город Ульяновск», то есть по фактическому адресу ул. Мелекесская, 6, а затем возили на консультацию к врачам призывной комиссии Ульяновской области. После этого призывная комиссия муниципального образования «Город Ульяновск» в полном составе приняла решение. В данном случае рассматривалось в полном объеме состояние призывника, а также учитывались его жалобы, то есть когда он жаловался, то его возили на консультацию. Врачи ссылались на медицинские заключения из государственных учреждений Здравоохранения Ульяновской области, так как призывается призывник из Ульяновской области, и соответственно Указом Губернатора Ульяновской области утверждены медицинские заключения из государственных учреждений Здравоохранения Ульяновской области. Кроме того, Министерство обороны РФ создало благоприятные условия для прохождения военной службы по призыву, то есть граждане, имеющие какое-либо заболевание, могут проходить военную службу не опасаясь за ухудшение состояния своего здоровья, в связи с исполнением ими обязанности. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положений о военно-врачебной экспертизе», в котором содержится расписание болезней вносились несколько раз изменения, которые допускали большее количество заболеваний у граждан, подлежащих призыву, при которых они могут призываться на военную службу. Весной 2019 года призывник не являлся по повесткам, несколько раз сотрудники военного комиссариата выходили по месту его жительства, но не заставали никого дома. Были обращения в полицию об установлении его местонахождения. Более подробная позиция на иск изложена в отзыве, который приобщен к материалам дела.
Суд полагает возможным в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В силу статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 28 названного Федерального закона определены обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии; в частности, пунктом 1 установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Пунктом 7 названной статьи регламентированы вопросы обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
Полномочия призывной комиссии субъекта Российской Федерации регламентированы статьей 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; к ним законодатель относит организацию медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; рассмотрение жалоб граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.
Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд (пункт 7 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
При несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года № 574.
В соответствии с требованиями п. 6 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения.
В силу п. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Указом Губернатора Ульяновской области № 79 от 25.09.2019 года утверждён состав призывной комиссии Ульяновской области и призывных комиссии муниципальных образований Ульяновской области, имеющих статус муниципального района (городского округа), в связи с призывом граждан на военную службу в октябре-декабре 2019 года.
Установлено, что Гафуров И.Р., 30.11.1997 года рождения, зарегистрированный по месту жительства по адресу: г. Ульяновск, пр-т Туполева, дом 28, квартира 280, с 27.01.2014 года состоит на воинском учете в военном комиссариате Заволжского района г. Ульяновска Ульяновской области.
В период постановке на воинский учет в 2014 году и в последующем, а также в период осеннего призыва 2019 года Гафуров И.Р. проходил медицинское освидетельствование; с учетом всех представленных медицинских документов и результатов обследований ему была определена категория годности к военной службе «Б-4» - годен с незначительными ограничениями в соответствии с Расписанием болезней Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 г. № 565 (статья 45г, 13д, 59в, 35г, 27г).
Граждане с категорией годности "Б-4" подлежат призыву на военную службу.
Решением призывной комиссии города Ульяновска от 13.11.2019 года (протокол от 13.11.2019) Гафуров И.Р. призван на военную службу. Установлены диагнозы: последствия резанной раны левого локтевого сгиба с ранением вены, с последующим тромбозом локтевой вены. Ранение сосудистого нервного пучка. Пониженное питание (ИМТ 16,7). Хронический гастродуоденит. Цветослабость 2-3 степени. Миопия слабой степени обоих глаз. Посттравматическая невралгия срединного, локтевого нервов слева без нарушения функции.
Медицинские документы, на основании которых принято решение призывной комиссии, имеются в личном деле призывника. Наличие заболеваний, которые влекут освобождение от военной службы по призыву по состоянию здоровья, в том числе из материалов личного дела, материалов административного дела не установлено.
Судом установлено, что призывная комиссия исполнила обязанность по организации медицинского освидетельствования Гафурова И.Р., которого обследовали все необходимые врачи-специалисты.
Свидетель Яруллин И.С., допрошенный в ходе судебного заседания, пояснил, что в 2012 году у Гафурова И.Р. была травма, он упал и повредил локтевой сгиб левой руки о стекло. После оказания медицинской помощи, его отправили в детскую клиническую больницу г. Казани, там ему провели ревизию раны, хирургическую обработку раны и положили на несколько месяцев на лечение, а потом отпустили домой. Потом он обследовался. Когда проходил комиссию у них, то было установлено, что движение в суставе в полном объеме, пульсация на лучевой артерии, локтевой артерии прослеживалась, то есть нарушения со стороны артериального и венозного кровоснабжения не было. Оттока крови не было, рука не отечная, движение руки, кисти, пальцев в полном объеме. На основании этого дано заключение, что в соответствии с травмой локтевого сгиба, было принято решение, что годен к службе с незначительными ограничениями. 03.12.2018 Гафуров И.Р. был направлен в Ульяновскую областную больницу для прохождения ультразвукового исследования вен, артерий и сосудов, которое показало, что подключичная артерия, плечевая артерия, локтевая артерия – кровоток магистральный, и если было бы нарушение кровообращения, то это бы все отразилось. Таким образом, кровоток магистральный, нарушение кровообращения нет. Травма была в 2012 году, а поскольку организм молодой, то быстро восстановился. Консультация сосудистого хирурга из г.Казани не была принята во внимания, так как была сделана до 03.12.2018, а также данную консультацию он получил в другом городе, а должен был получить по месту регистрации. Кроме того, Гафуров И.Р. был направлен для подтверждения выводов призывной комиссии в призывную комиссию Ульяновской области, которая данные выводы подтвердила.
Таким образом, по результатам медицинского освидетельствования с учетом представленных административным истцом документов врачами-специалистами у него не было выявлено каких-либо заболеваний, предусмотренных Расписанием болезней, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 г. № 565, позволяющих признать административного истца ограниченного годным к военной службе.
В соответствии со ст.9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права.
Суд учитывает то обстоятельство, что в соответствии с п. 27 Приказа Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23.05.2001 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" призывник, не согласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, не согласных с решением комиссии, проводится по плану работы призывной комиссией субъекта Российской Федерации. Военный комиссар обязан обеспечить явку указанных призывников на контрольное медицинское освидетельствование.
Гафуров И.Р. заявление в призывную комиссию о несогласии с решением призывной комиссии не подавал, правом на проведение контрольно-медицинского освидетельствования не воспользовался, бесспорных и достоверных доказательств, характеризующих состояние здоровья и подтверждающих наличие заболеваний, освобождающих его от призыва на военную службу, не представил.
Кроме того, при несогласии с результатами медицинского освидетельствования административный истец имел право и на проведение независимой экспертизы, порядок проведения которой установлен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 года № 574 «Об утверждении положения о независимой военно-врачебной экспертизе», однако указанным правом Гафуров И.Р. не воспользовался.
Таким образом, ссылки административного истца и его представителя на имеющиеся у него конкретное заболевание с определенными последствиями, а именно с умеренным кровообращением, которое, по их мнению, является основанием для освобождения от службы в армии, не принимаются судом во внимание. Так же необходимо отметить, что последнее ультразвуковое исследование было проведено в декабре 2018 года уже после консультации сосудистого хирурга в ноябре 2018 года.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для сомнений относительно законности решения призывной комиссии от 13.11.2019 о призыве Гафурова И.Р. на военную службу с незначительными ограничениями, в связи с чем, требования административного истца удовлетворению не подлежат, и в удовлетворении его административных исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Гафурова Ильмаса Раисовича к Военному комиссариату Заволжского района г. Ульяновска, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», Призывной комиссии муниципального образования «город Ульяновск» о признании незаконным решения призывной комиссии от 13.11.2019 о призыве Гафурова Ильмаса Раисовича на военную службу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Киреева