Дело № 2-260/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
Федерального судьи: Петрушенко Ю.В.
При секретаре: Идт А.А.
«15» января 2013 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области гражданское дело по заявлению Руссу В.Г. о признании решения Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области об отказе в заключении договора приватизации незаконным, возложении обязанности заключить договор передачи жилого помещения в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Руссу В.Г. обратился в суд с заявлением о признании решения Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области об отказе в заключении договора приватизации незаконным, возложении обязанности заключить договор передачи жилого помещения в собственность, указав в обоснование своих требований, что является нанимателем жилого помещения - комнаты в коммунальной квартире по адресу: <...> Направив необходимый пакет документов ответчику, с целью получения комнаты в собственность, он получил отказ <...> от <...>, из которого следует, что в период с <...> года по <...> года, с <...> года по <...> года сведения о месте регистрации заявителя, а также о неиспользовании им права бесплатной приватизации в указанный период времени, не предоставлены. В связи с чем основания для заключения договора приватизации между ним и администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области отсутствуют.
Считает, что требования ответчика являются необоснованными, неправомерными и противоречат действующему законодательству, так как физические лица не имеют возможности направлять запросы в различные организации.
<...> для предоставления в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Волгоградской области с целью получения государственных и муниципальных услуг не требуется в связи с вступлением в действие на территории Волгоградской области положений части 2 ст. 7 Федерального закона от 07 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В материалы приватизационного дела Руссу В.Г. представил заявление с просьбой об оказании содействия в собирании информации в его интересах и истребовании сведений о том, с какого времени он проживал по адресу<...>. инд. <...> и время убытия; участвовал ли заявитель в приватизации жилого фонда по адресу: <...>, инд. <...>, однако получил отказ в заключении договора приватизации.
Просит суд признать решение <...> от <...> администрации городского округа- г. Волжский - неправомерным и обязать ответчика заключить договор о передачи жилого метения в собственность.
Руссу В.Г. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя Попова Д.В.
Попов Д.А., представляющий интересы Руссу В.Г., в судебном заседании доводы своего доверителя поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Пугайкина Е.В. в судебном заседание заявление Руссу В.Г. считала необоснованным, просила в его удовлетворении отказать. Суду пояснила, что граждане в соответствии с требованиями жилищного законодательства имею право на бесплатную приватизацию жилого помещения только один раз, в связи с чем при обращении в органы местного самоуправления с заявлениями о передаче в из собственность жилого помещения они обязаны предоставить сведения, о мессе регистрации и неиспользовании ранее права на приватизацию. Без указанных документов орган местного самоуправления не имеет права на заключение договора о передаче жилого помещения в собственность. Поскольку Руссу В.Г. не предоставил в администрацию документы, подтверждающие его регистрацию в период с <...> года по <...> года и <...> года по <...> года, а также не предоставил сведения о неиспользовании им права бесплатной приватизации в указанные периоды времени, ему было письмом <...> от <...> разъяснено о невозможности заключения договора передачи жилого помещения в собственность. Фактически заявителю не было отказано в заключении договора, поскольку он вправе предоставить необходимые документы, после чего его заявление будет рассмотрено в установленном законом порядке. Также считает, что требования заявителя сформулированы некорректно.
Представители привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее МКУ «МФЦ») Романова Н.С. и Цыбулина М.М. в судебном заседании доводы Руссу В.Г. считали необоснованными. Цыбулина М.М. суду пояснила, что <...> Руссу В.Г. обратился в МКУ «МФЦ» с заявлением на предоставление услуги «Заключение договоров бесплатной передачи в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, занимаемых ими на условиях социального найма». Однако им не было предоставлено сведений о месте регистрации с <...> года по <...> года и <...> года по <...>, а также не предоставлены сведения о неиспользовании права бесплатной приватизации в вышеуказанный период времени. Согласно Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение договоров бесплатной передачи в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, занимаемых ими на условиях социального найма», оснований к отказу в приеме заявления Руссу В.Г. отсутствовал. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона 210-ФЗ органам и организациям, предоставляющим государственные (муниципальные) услуги, запрещается требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, перечисленных в ч. 6 ст. 7 Федерального закона 210-ФЗ, которые заявитель обязан предоставить самостоятельно в том или ином случае, предусмотренном законами. Сведения о регистрации и своем неучастии ранее в приватизации жилого помещения, Руссу В.Г должен был предоставить сам. В связи с тем, что право на приватизацию жилого помещения носит заявительный характер, а также, учитывая обстоятельство, что справка о том, заявителями ранее не использовано право бесплатной приватизации жилых помещений с настоящего и прежних мест проживания является необходимым документом и должна предоставляться заявителем самостоятельно, непредоставление необходимых документов со стороны гражданина не может повлечь незаконность действий уполномоченных органов по приватизации жилья. Данная позиция содержится и в кассационном определении Пензенского областного суда от <...>. по делу <...>, в котором в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа в заключении договора на передачу в собственность отказано, поскольку истцом не предоставлены все необходимые документы для заключения такого договора. Просит суд в удовлетворении требований Руссу В.Г. отказать в полном объеме.
Суд, выслушав представителей сторон, проверив материалы дела и представленные сторонами доказательства, считает заявленные Руссу В.Г требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании достоверно установлено, что на основании договора социального найма <...> от <...> Руссу В.г. является нанимателем жилого помещения по адресу: <...> (л.д.30-31,32, 33).
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно ст. 2 названного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
На основании ст. 7 приведенного выше закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В силу ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Как следует из приведенных выше правовых норм для заключения договора приватизации занимаемого жилого помещения необходимо добровольное согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи и предоставление необходимых документов.
В соответствии с п. 7 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в РФ, утвержденного решением Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18 ноября 1993 года №..., для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы:
заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя (приложения 1, 2);
документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением; справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано;
в случае отказа от включения несовершеннолетних в число участников общей собственности на приватизируемое жилое помещение, документ органов опеки и попечительства.
В связи с изложенным, для заключения договора приватизации указанного выше жилого помещения согласно требованиям законодательства необходимо, чтобы Руссу В.Г. обратился с письменным заявлением о передаче ему в собственность занимаемой ими комнаты в коммунальной квартире и представил справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья им не было использовано, а также справки из домовой книги и регистрирующего органа за период с <...> года о том, что заявителями ранее не использовано право бесплатной приватизации жилых помещений с настоящего и прежних мест проживания.
Материалами дела подтверждается, что <...> Руссу В.Г. в лице своего представителя Иким М.В. обратился в МКУ «МФЦ» с заявлением на предоставление услуги «Заключение договоров бесплатной передачи в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, занимаемых ими на условиях социального найма».
Согласно описи <...> от <...> им были представлены следующие документы: два заявления от <...>; копии паспортов, договор социального найма, копия доверенности, объяснительная, справки, согласие, копия трудовой книжки (л.д.44 оборот).
<...> на имя Иким М.В. (представитель Руссу В.Г. по доверенности), было направлено письмо <...>, согласно которому заявителем не представлено документов о месте регистрации с <...> по <...> года и с <...> года по <...>, а также не предоставлены сведения о неиспользовании права бесплатной приватизации в вышеуказанный период времени.
Пунктом согласно п. 1, 2 ч. 7 Закона РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг; представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов.
Согласно ч. 6 ст. 7 Закона РФ, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, в том числе документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.
Пунктом 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение договоров бесплатной передачи в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, занимаемых ими на условиях социального найма», утвержденного Администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области установлен перечень документов, предоставляемых заявителем для получения муниципальной услуги. В него входят:
копии документов, удостоверяющих личности всех совместно проживающих на занимаемой площади граждан, для детей до 14 лет - свидетельства о рождении;
копия договора социального найма жилого помещения либо ордера на жилое помещение;
кадастровый паспорт на жилое помещение, выданный организацией по государственному учету и технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, действительный на дату направления;
разрешение органов опеки и попечительства на приватизацию, если в приватизируемом жилом помещении проживают исключительно несовершеннолетние;
справки из домовой книги и регистрирующего органа за период с 11 июля 1991 года о том, что заявителями ранее не использовано право бесплатной приватизации жилых помещений с настоящего и прежних мест проживания;
письменное согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет на получение помещения в собственность либо письменный отказ от участия в приватизации.
То есть перечень необходимых документов, установленный Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Заключение договоров бесплатной передачи в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, занимаемых ими на условиях социального найма», Городским положением «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, и определение размера платы за их оказание», а также п.7 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации не противоречит Федеральным законам и иным нормативным актам, которыми документы для подтверждения гражданином неиспользования права на участие в приватизации не определены.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права следует, что сведения о регистрации по месту жительства и о неиспользовании права бесплатной приватизации входят в перечень документов, необходимых в соответствии с законодательством для предоставления муниципальной услуги, поскольку содержат информацию о заявителе и являются существенным условием для заключения договора. Включение этих документов в состав документов, которые должны быть представлены заявителем при заключении договора о передаче жилого помещения в собственность обязательно по действующему законодательству.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона РФ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, услуги, указанные в части 1 настоящей статьи, оказываются за счет средств заявителя.
Часть 1 данной статьи предусматривает, что перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается: нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.
При таких данных, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами права приходит к выводу, что включение в перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги «Заключение договоров бесплатной передачи в собственность граждан жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, занимаемых ими на условиях социального найма», справки о том, что заявитель ранее не использовал право бесплатной приватизации жилых помещений с настоящего и прежних мест проживания, а также сведения о регистрации по месту жительства, предоставление указанного документа заявителем непосредственно и за счет его средств, является правомерным и не противоречит действующему федеральному и местному законодательству.
С учетом изложенного суд не находит законных оснований для признания решения <...> от <...> администрации городско округа – город Волжский Волгоградской области неправомерным и возложении обязанности на ответчика заключить договор передачи жилого помещения в собственность, поскольку заявителем не представлены все документы, необходимые для решения вопроса о заключении с ним договора о передаче жилого помещения в собственность.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Руссу В.Г. в удовлетворении заявления о признании решения Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области об отказе в заключении договора приватизации незаконным, возложении обязанности заключить договор передачи жилого помещения в собственность – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья - подпись Ю.В. Петрушенко
Справка: в окончательной форме решение суда изготовлено 18 января 2013 года.
Судья - подпись Ю.В. Петрушенко