Дело № 2-591/2021000
УИД 24RS0024-01-2020-003923-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2021 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Тепляковой К.Г.,
при помощнике судьи Макаевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах Карповой Н.Н. к Министерству здравоохранения Красноярского края, АО «Губернские аптеки» (в лице филиала Центральная районная аптека №11) о выдаче лекарственного препарата, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Карповой Н.Н. с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Красноярского края, АО «Губернские аптеки» (в лице филиала Центральная районная аптека №11) об обязании выдать лекарственное средство, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что Карпова Н.Н. является региональным льготополучателем в соответствии с имеющимися заболеванием «бронхиальная астма». ДД.ММ.ГГГГ истице был выписан рецепт на препарат будесонид+формотерол 160+4,5 мг 120 доз №, с которым Карпова Н.Н. обратилась в филиал АО «Губернские аптеки» ЦРА № аптеку 244 по адресу: <адрес>, за получением лекарственного препарата. Однако в выдаче лекарства ей было отказано по причине его отсутствия, сведения о рецепте были зарегистрированы в журнале «неудовлетворённого спроса». После чего, Карпова Н.Н. неоднократно обращалась в вышеуказанную аптеку (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и другие дни), вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ лекарственным препаратом так и не была обеспечена. Данное лекарство необходимо истицу ежедневно для предотвращения приступов астмы. Ответчики нарушили право Карповой Н.Н. на бесплатное получение льготного лекарства в установленный срок, и в связи с длительным необеспечением препаратом истцу причинены нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях по поводу поиска места и средств на лекарство, которое ей жизненно необходимо, возможного ухудшении здоровья. В связи с чем, Канский межрайонный прокурор просит обязать Министерство здравоохранения Красноярского края обеспечить истцу выдачу Карповой Н.Н. лекарственного препарата будесонид+формотерол 160+4,5 мг 120 доз № в течение 3 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда, а также взыскать солидарно с ответчиков в пользу Карповой Н.Н. компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Булич Т.В. исковые требования поддержала в части взыскания компенсации морального вреда, в части обязания обеспечить лекарством, пояснила, что поскольку указанным лекарственным препаратом Карпова Н.Н. была обеспечена ДД.ММ.ГГГГ, то не поддерживает данные требования.
Истец Карпова Н.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.
Представитель ответчика АО «Губернские аптеки» Бездубная Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, а также письменные возражения, согласно которым просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку органом, уполномоченным на обеспечение граждан лекарственными препаратами, в том числе, на льготных условиях или бесплатно, является Министерство здравоохранения Красноярского края, которое своевременно не организовало закуп и организацию лекарственного препарата «будесонид+формотерол 160+4,5 мг 120 доз №». АО «Губернские аптеки» не имеют обязанности по обеспечению льготополучателей за пределами предмета государственных контрактов, поскольку коммерческая организация не наделена государственными полномочиями и бюджетным средствами для осуществления закупа лекарственных препаратов. После получения распоряжения министерства здравоохранения Красноярского края от 11.11.2020 г. АО «Губернские аптеки» провело мероприятия по закупу лекарственных препаратов, в том числе заявленного истцом, которые обычно занимают не менее трех недель. После поступления в аптеку указанного препарата ДД.ММ.ГГГГ Карпова Н.Н. незамедлительно было уведомлена об этом и в тот же день обеспечена. Полагает, что АО «Губернские аптеки» приняло все зависящие меры по организации отсроченного обслуживания Карповой Н.Н. в установленном порядке.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края Пахомова Т.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также отзыв на исковое заявление, согласно которому указывает, что Карпова Н.Н. была обеспечена заявленным лекарственным препаратом ДД.ММ.ГГГГ, нарушение её прав в указанной части устранено. В части требований о взыскании компенсации морального вреда указывает, что АО «Губернские аптеки» обладают возможностью и должны в установленные сроки обеспечить пациента лекарственным препаратом за свой счет, при наличии действующего договора о предоставлении субсидий, после чего предъявить в министерство рецепт для перечисления субсидии по возмещению затрат. Министерство направляло соответствующие письма в АО «Губернские аптеки» в ноябре 2020 г. Причины необеспечения уполномоченной фармацевтической организацией в установленные сроки министерству не известны. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд, с учетом мнения помощника Канского межрайонного прокурора Булич Т.В., полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, с учетом заявленных ходатайств, и представленных возражений.
Суд, заслушав помощника Канского межрайонного прокурора Булич Т.В., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст. 41 Конституции РФ). Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
В силу ст.4 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1, 2 ст. 19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
В силу п.п.1, 2 ч. 3 ст. 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также не входящих в случаях их замены по жизненным показаниям. При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Согласно постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» заболевание бронхиальная астма включено в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно Указа Губернатора Красноярского края от 22.10.2018г. № 272-уг «О структуре органов исполнительной власти Красноярского края», Положения о министерстве здравоохранения Красноярского края, утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008г. №31-п, органом исполнительной власти края, к компетенции которого относится обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе на льготных условиях или бесплатно, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, является Министерство здравоохранения Красноярского края.
Как установлено в судебном заседании, Карпова Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающая по адресу <адрес>, является региональным льготополучателем в соответствии с имеющимся у нее заболеванием «бронхиальная астма».
Согласно выписке из амбулаторной медицинской карты Карповой Н.Н. назначен постоянный ежедневный прием лекарственного препарата «будесонид+формотерол 160+4,5 мг 120 доз № 1».
В связи с медицинскими показаниями, Карпова Н.Н. получила ДД.ММ.ГГГГ рецепт серии 04-02 № на лекарственный препарат «будесонид+формотерол 160+4,5 мг 120 доз № 1».
ДД.ММ.ГГГГ Карпова Н.Н. обратилась в филиал АО «Губернские аптеки» ЦРА № 11 аптеку 244 (г. Канск) с указанным рецептом, однако в выдаче указанного лекарственного препарата ей было отказано в связи с его отсутствием в аптеке. В связи с чем, рецепт серии 04-02 № зарегистрирован в журнале неудовлетворённого спроса.
Согласно п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 г. № 328, в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
В нарушение п. 6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утв. Приказом Минздрава РФ 11.07.2017г. № 403н, Карпова Н.Н. была обеспечена лекарственным препаратом только ДД.ММ.ГГГГ.
На основании приведенных выше нормативных положений следует, что обеспечение граждан лекарственными препаратами осуществляется Министерством здравоохранения Красноярского края.
Между министерством здравоохранения Красноярского края и АО «Губернские аптеки» заключен Договор о предоставлении юридическому лицу субсидии из краевого бюджета в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с оказанием услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания по рецептам врачей бесплатно или со скидкой 50% их стоимости № 1 от 02.12.2019 г., а также государственные контракты об оказании услуг уполномоченного склада от 13.08.2019 №2020/16/1-УМС (в отношении региональных льготополучателей), в рамках которых на АО «Губернские аптеки» возложена обязанность оказать услуги приемки, входного контроля, хранения, отпуска товара на конкретную сумму в пунктах отпуска товара, а также государственный контракт № 2020/16/105 от 17.10.2019 г. на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения.
После установления факта отсутствия препарата «будесонид+формотерол 160+4,5 мг 120 доз № 1» для обеспечения Карповой Н.Н. по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ АО «Губернские аптеки» предприняло меры по организации отсроченного обслуживания пациента, поставив рецепт на отсроченное обслуживание. На основании распоряжения министерства здравоохранения Красноярского края от 11.11.2020 г., поступившего в АО «Губернские аптеки» 16.11.2020 г., АО «Губернские аптеки» было указано произвести закуп и отпуск лекарственных препаратов, в том числе и будесонид+формотерол 160+4,5 мг 120 доз № 1, сверх объёмов, определенных договором о предоставлении субсидии из краевого бюджета, заключенным между министерством Красноярского края и АО «Губернские аптеки».
Суд полагает, что с учетом установленных обстоятельств, АО «Губернские аптеки» является ненадлежащим ответчиком по данному делу, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований к АО «Губернские аптеки» отсутствуют.
Учитывая, что Карпова Н.Н. была обеспечена лекарственным препаратом только ДД.ММ.ГГГГ, по имеющемуся рецепту на бесплатное получение лекарственного препарата не была обеспечен в связи с отсутствием указанного препарата, суд полагает, что Министерством здравоохранения Красноярского края не приняты надлежащие меры к обеспечению истца бесплатно лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям в связи с имеющимся у него заболеванием.
При этом, поскольку законодателем на министерство здравоохранения края возложены полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, в том числе бесплатно, то соблюдение установленного законом порядка подготовки мероприятий по закупу лекарственных препаратов не освобождает министерство здравоохранения Красноярского края от обязанности обеспечить граждан лекарствами, у ответчика в установленном законом порядке имелась возможность организовать закупку необходимого лекарства в необходимом количестве заранее.
Согласно ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с временным ограничением или лишением каких-либо прав и др. В соответствии с действующим законодательством обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: вина причинителя вреда; причинная связь между неправомерным решением, действием (бездействием) и моральным вредом; нравственные или физические страдания. Только наличие всех четырех условий в совокупности влечет наступление указанной ответственности (статьи 151, 1069 ГК РФ).
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что ответчиком - Министерством здравоохранения Красноярского края не предпринято надлежащих мер к организации обеспечения Карповой Н.Н. лекарственным препаратом «будесонид+формотерол 160+4,5 мг 120 доз №», необходимого по жизненным показаниям, в связи с чем, материальному истцу причинены нравственные страдания, которые, с учетом имеющихся материалов и обстоятельств дела, степени страданий, обусловленных переживаниями по поводу своего здоровья, возможных отрицательных последствий в связи с несвоевременным принятием лекарственного препарата, назначенного врачом, получение которого ему гарантировано государством, принимая во внимание характер и степень вины ответчика, состояние здоровья истца, мер, предпринятых по поводу поиска средств на приобретение лекарства и самого лекарственного препарата, исходя из требований разумности и справедливости, суд полагает, что требование о компенсации морального вреда обоснованно и подлежит частичному удовлетворению в сумме 2 000 руб., подлежащих взысканию с Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу истца.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, с ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края государственная пошлина в данном случае взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Карповой Н.Н. к Министерству здравоохранения Красноярского края, АО «Губернские аптеки» (в лице филиала Центральная районная аптека №11) о выдаче лекарственного препарата, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу Карповой Н.Н. в счет компенсации морального вреда – 2 000 рублей.
В остальной части исковых требований, в том числе, к ответчику АО «Губернские аптеки» (в лице филиала Центральная районная аптека № 11) - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья К.Г. Теплякова
Мотивированное решение изготовлено 21 января 2021 года.