РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2019 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Кривицкой О.Г.,
при секретаре Селютиной Ю.В.,
с участием представителя административного истца ФИО5, по доверенности
представителя административного ответчика ФИО6, по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-224/2019 по административному исковому заявлению ФИО2 об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управления Росреестра по Самарской области),
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по ФИО1 <адрес> об оспаривании решения, указав, что Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ №, № Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО1 <адрес> ему было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на здание (жилой дом) по адресу: ФИО1 <адрес>, <адрес>, созданное на земельном участке с кадастровым номером №. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит ему на праве собственности. Возведенный административным истцом жилой дом не является самовольным, строился в соответствии с Разрешением на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ., выданном Главой ФИО1 округа Самара, ООО «Проект-Монако». Административным истцом были предоставлены все необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Оснований не рассматривать Разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ. в качестве оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в соответствии с ч.11 ст. 24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» у Административного ответчика не имеется.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил признать незаконным отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ №, 63/001/453/2018-274 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО1 <адрес> государственной регистрации прав.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по доводам административного искового заявления.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по ФИО1 <адрес> ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании относительно удовлетворения административных исковых требований возражала по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд за защитой прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими Федеральными законами.
В силу ст. 226 КАС Российской Федерации орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемые решения, обязан доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения и соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам.
Согласно ст. 227 КАС Российской Федерации основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) органа государственной власти недействительным является одновременно наличие следующих условий - не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Управление Росреестра по ФИО1 <адрес> с заявлением № о государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ФИО1 <адрес>, <адрес> (л.д. 13-14 т. 1).
В качестве основания для осуществления государственной регистрации административном истцом был представлен технический план здания на компакт-диске.
ДД.ММ.ГГГГ уведомлением №, № в осуществлении государственной регистрации отказано на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи отсутствием оснований для проведения государственного кадастрового учета здания (л.д. 5-7 т. 1).
В силу статей 14. 15. 18. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав.
При этом документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одним из этапов проведения государственной регистрации является правовая экспертиза документов, осуществляемая с целью выявления оснований, препятствующих проведению государственной регистрации. При этом при наличии сомнений в подлинности представленных документов или достоверности содержащихся в них сведений государственный регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведении с целью подтверждения подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
В ходе проведения правовой экспертизы государственным регистратором с целью установления факта использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением направлялся запрос в <адрес>. Установлено, что в границах указанного земельного участка с кадастровым номером № жилого дома расположена часть двухэтажного капитального здания, тогда как другая часть здания расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0703001:55 (находящегося в собственности иных физических лиц). Государственный регистратор указывает, что возведенное на земельном участке с кадастровым номером № здание не соответствует его виду разрешенного использования. (л.д.7 том 1)
Судом установлено, что в разделе «исходные данные» и состав приложения технического плана включено разрешение на строительство №RU № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Обществом с ограниченной ответственностью «Проект-Монако», в котором отсутствует объект заявленной площадью <данные изъяты> кв.м. Согласно заключению кадастрового инженера при выдаче разрешения на строительство была указана проектная площадь жилого дома, состоящего из двух изолированных и самостоятельных жилых домов. (л.д. 31 том 1).
В соответствии с п.2 ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке, и имеет выход на территорию общего пользования.
С учетом Свода правил "СП 55.13330.2011. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001", введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГг. приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 789, (действовавших до ДД.ММ.ГГГГ, а после указанной даты действует Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001. утвержденный и введенный в действие Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/ пр.) при вводе жилого дома блокированной застройки в эксплуатацию, постановка на государственный кадастровый учет каждого блока в таком доме осуществляется в качестве отдельного здания с назначением "жилое".
Каждый блок жилого дома блокированной застройки может быть поставлен на государственный кадастровый учет в качестве здания с назначением «жилой дом» и наименованием «жилой дом блокированной застройки» или «блок жилого дома блокированной застройки». При этом необходимо также учитывать вид разрешенного использования (и категорию) земельного участка (земельных участков), на котором будет создан жилой дом блокированной застройки, указанные в правоустанавливающем документе на земельный участок, градостроительном плане земельного участка, должны предусматривать возможность размещения и эксплуатации такого жилого дома.
Таким образом, при постановке на государственный кадастровый учет блоков в жилом доме блокированной застройки, разрешение на ввод указанного дома в эксплуатацию, а также технические планы, оформленные в отношении каждого блока в отдельности, будут являться основанием для такого учета и регистрации права собственности.
Данная позиция следует из письма Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>.
ФИО2 в заявлении в орган государственной регистрации прав просил осуществить кадастровый учет и регистрацию права на объект недвижимости как на жилой дом. Тогда как в действительности возведен жилой дом блокированной застройки, который не соответствует виду разрешенного использования земельного участка ( под индивидуальное жилищное строительство).
Из анализа указанных выше нормативных актов следует вывод о том, что понятие «жилой дом блокированной застройки» ( или блок жилого дома) не тождественен понятию «индивидуальный жилой дом». Истцом представлено разрешение на строительство индивидуального жилого дома сроком действия от ДД.ММ.ГГГГг. от ДД.ММ.ГГГГг. ( л.д.30 т.1).
Доводы представителя о том, что соответствующие изменения в законодательство были внесены позже указанной даты, не влияют на выводы суда о возведении фактически самовольной постройки. Указанный довод для оценки правильности принятого решения значения не имеет, поскольку возведенный объект не соответствует понятию индивидуального жилого дома.
Согласно п.1 ст.263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с п. 1 ст.40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Строительство жилых домов блокированной застройки может осуществляться на одном земельном участке, сформированном для их строительства, при этом с учетом ч.2 ст.49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях эксплуатации жилых домов каждый блок должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном для его использования (эксплуатации).
Таким образом, возведенный истцом на принадлежащем ему земельном участке объект недвижимости (блок жилого дома блокированной застройки) не соответствует его виду разрешенного использования, что противоречит п.1 ст.263 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст.40 Земельного кодекса Российской Федерации, а соответственно в силу п. 1 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации является самовольной постройкой.
По данным Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне Р-5 - зона садово-дачных участков и коллективных садов.
Согласно Правилам застройки и землепользования в городе Самара, утвержденным Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила), максимальный процент застройки в границах земельного участка указанной зоны, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка, процент для земельных участков с кодом 2.1 вида разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства» составляет 20%, минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений составляет 3 м.
<адрес> застройки земельного участка с кадастровым номером № превышает нормы, установленные указанными выше Правилами.
В связи с чем, отсутствие законных оснований возникновения права на заявленный к регистрации объект недвижимости исключает возможность постановки его на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности.
С учетом указанных обстоятельств у административного ответчика имелись основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственной регистрации.
Принятие решения об отказе в осуществлении государственной регистрации в данном случае не свидетельствует об уклонении государственного регистратора от совершения регистрационных действий.
Суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав №, № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения административного иска ФИО2
На основании изложенного, и в соответствии со статьей 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управления Росреестра по Самарской области) от ДД.ММ.ГГГГ №, № об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Судья: Кривицкая О.Г.
Мотивированное решение изготовлено 19.02.2019 года.