Дело № 2-2270/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 24 ноября 2014 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Назаренко С.А.,
при секретаре Немченко Т.Ю.,
с участием помощника прокурора Темрюкского района Гузенко В.С. (от истца), представителя ответчика – администрации МО Темрюкский район – Мануйловой С.А. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Темрюкского района к МУП «ЖКХ-Тамань», администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Темрюкского района обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории МО Темрюкский район, в ходе которой выявлен ряд нарушений, допущенных ответчиками МУП «ЖКХ-Тамань» и администрацией МО Темрюкский район, которые, в свою очередь, приводят к загрязнению почвы прилегающей территории на значительных расстояниях, могут являться источником вторичного загрязнения подпочвенных грунтовых вод, водных объектов, атмосферного воздуха. В почве могут накапливаться химические загрязнения, что создает опасность для здоровья граждан, окружающей среды в целом и влечет за собой нарушение прав граждан проживающих на территории Таманского сельского поселения, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц.
В заявленных требованиях, с учетом уточнений, прокурор Темрюкского района просит обязать администрацию МО Темрюкский район организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов с земельного участка с кадастровым номером 23:30:0602004:10142, общей площадью 30 000 кв.м., расположенного в границах Таманского сельского поселения Темрюкского района и запретить МУП «ЖКХ-Тамань» вывоз твердых бытовых отходов и мусора на указанный земельный участок.
Помощник прокурора Темрюкского района Гузенко В.С., в судебном заседании полностью поддержал уточненные заявленные требования, сославшись на те же обстоятельства, просил исковое заявление удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика – администрации МО Темрюкский район, Мануйлова С.А., в судебном заседании с предъявленным иском не согласилась и в его удовлетворении просила отказать, суду пояснила, что в соответствии с 131-ФЗ, законом об охране окружающей среды, полномочия по утилизации и переработке отходов возложены на муниципальное образование, администрация является административно-распорядительным органом, хозяйственной деятельностью по утилизации не занимается. Земельный участок постановлением главы был выделен для организации временной площадки накопления бытовых отходов, это не санкционированная свалка, была согласована схема. В настоящее время, вид разрешенного использования земельного участка для сельскохозяйственного назначения, администрация обращалась за переводом данной земли в другую категорию, однако ей было отказано, поскольку это полномочие поселения, затем с таким ходатайством обратилась администрация поселения. Существует муниципальная целевая программа «Обращение с твердыми бытовыми отходами и мусором на территории Темрюкского района на 2013-2014 года», одной из задач которой, является формирование временных площадок накопления ТБО и мусора в Курчанском, Таманском и Фонталовском сельских поселениях с дальнейшей транспортировкой к месту переработки и утилизации. В сентябре 2014 года было заключено соглашение о намерениях между Славянским муниципальным образованием, Темрюкским муниципальным образованием, муниципальным образованием г. Анапа, администрацией г. Крымска и департаментом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края. Строительство перерабатывающего завода должно быть закончено в декабре 2015 года. По соглашению весь мусор будет вывозиться и утилизироваться на данном предприятии. В плане организации переработки администрация все выполнила, хозяйственную деятельность не ведет, обладает только административно-распорядительными функциями. Организована площадка для вывоза и сбора мусора, предприятие, которое будет достроено в 2015 году, будет обслуживать не только Темрюкский район, от администрации района требуется только выделить земельный участок, все остальное - это обязанность поселения, в иске прокурор ссылается на решение судьи Вовк, Таманским сельским поселением оно не исполнено. Есть соглашение, по которому будет выстроено огромное предприятие, все разрешается на уровне Краснодарского края. Как будет построен завод, тогда будет вывозиться мусор. Вывоз мусора - это лицензированная деятельность, администрация района такой лицензии не имеет.
Представитель ответчика МУП «ЖКХ-Тамань» и представитель третьего лица – администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района, в судебное заседание не явились, направили в суд ходатайства с просьбами об отложении слушания дела на другую дату.
В связи с отсутствием уважительных причин для отложения слушания дела, суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела представителей указанных лиц.
Представитель надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела третьего лица – Территориального отдела в городе-курорте Анапа, в Темрюкском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явился, оп причинах неявки суду неизвестно.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что исковое заявление прокурора Темрюкского района, с учетом представленных уточнений, подлежит удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории МО Темрюкский район.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органон государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», до 1 января 2015 года, органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 3, 11, 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благополучную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В ходе проверки установлено, что на основании информационного письма администрации муниципального образования Темрюкский район от 06.08.2014 МУП «ЖКХ-Тамань» осуществляет вывоз твердых бытовых отходов и мусора, образующихся на территории Таманского сельского поселения, на несанкционированный объект размещения отходов, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0602004:10142, общей площадью 30 000 кв.м.
Кроме того, в нарушение требований, предусмотренных ст. 34, ч.2 ст. 51 Закона РФ «Об охране окружающей среды», ст. 18 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. ст. 10, 11, 12 и 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 11, 22, 34 и 42 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2001 года № 16 «О введении в действие санитарных правил», которым утверждены и введены в действие санитарные правила СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», СанНиП 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1 200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», свалка ТБО для размещения и хранения отходов образована без отводаземельного участка в установленном порядке и определения его владельца - ответственного за эксплуатацию, составление ее проекта и оборудование в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями; эксплуатируется без получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения, разработанного регламента и режима работы свалки, инструкции по приему бытовых отходов, а также без проекта организации санитарно-защитной зоны, согласованного в органах Роспотребнадзора; не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов. На свалке не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды, не ведется учет и отчетность движения отходов.
В связи с этим, суд находит обоснованным довод истца о том, что несанкционированное складирование ТБО приводит к загрязнению почвы прилегающей территории на значительных расстояниях, может являться источником вторичного загрязнения подпочвенных грунтовых вод, водных объектов, атмосферного воздуха. В почве могут накапливаться химические загрязнения, что создает опасность для здоровья граждан, окружающей среды в целом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что деятельность МУП «ЖКХ-Тамань» по вывозу твердых бытовых отходов и мусора на вышеуказанный земельный участок влечет за собой нарушение прав граждан, проживающих на территории Таманского сельского поселения, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Свалка является объектом, предназначенным для размещения отходов с целью их последующей переработки и утилизации. При таких обстоятельствах, свалка не может находиться в собственности поселения, поскольку относится к видам имущества, которое может находиться в собственности муниципального района и соответствует полномочиям муниципального района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», рекультивация земель, нарушенных юридическими липами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведение всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
При необходимости, в установленном порядке, на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.
В силу п.п. 3, 5 Приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.07.1996 N 1 136), рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.
Рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе, при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов.
Земельный участок, используемый МУП «ЖКХ-Тамань» для временного хранения твердых бытовых отходов, фактически является объектом, предназначенным для размещения отходов с целью их последующей переработки и утилизации, поскольку на данном земельном участке складируются отходы производства и потребления населения Таманского сельского поселения Темрюкского района, которые хранятся постоянно, в другое место не вывозятся, их утилизацией и переработкой никто не занимается.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 года N 2, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Кроме того, решением Темрюкского районного суда от 23.05.2013, администрация Таманского сельского поселения Темрюкского района обязана ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов.
Однако, до настоящего времени, вышеуказанное решение не исполнено, свалка не ликвидирована.
Таким образом, невыполнение администрацией МО Темрюкский район полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, находящихся на территории МО Темрюкский район, и создаст опасность причинения вреда окружающей среде, а дальнейшее незаконное бездействие органа местного самоуправления нарушает право граждан на благоприятную среду.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Темрюкского района к МУП «ЖКХ-Тамань», администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления (с учетом уточнений) – удовлетворить.
Обязать администрацию МО Темрюкский район организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов с земельного участка с кадастровым номером 23:30:0602004:10142, общей площадью 30 000 кв.м., расположенного в границах Таманского сельского поселения Темрюкского района.
Запретить МУП «ЖКХ-Тамань» вывоз твердых бытовых отходов и мусора на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0602004:10142, общей площадью 30 000 кв.м., расположенный в границах Таманского сельского поселения Темрюкского района.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 28.11.2014г.
Председательствующий: С.А. Назаренко