Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-939/2014 от 10.01.2014

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

5 февраля 2014 года                  г.Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Орловой Т.А., при секретаре Енякиной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-939/14 по заявлению Ч. о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Ч. обратилась в Октябрьский районный суд г. Самара с указанным заявлением, мотивируя тем, что дата она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с надлежащим пакетом документов и заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно под садоводство земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, участок б/н. дата Министерство отказало заявителю в предоставлении участка. Основанием для отказа послужило наличие в границах рассматриваемого участка зеленых насаждений, что, по-мнению, Министерства нарушает требования п. 4.1 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г.о. Самара № 404 от 10.06.2008, а так же п. 6.1 - 6.4 Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 «Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ». На основании изложенного, заявитель просит суд признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес, участок б/н, площадью *** кв.м. под садоводство. Обязать Министерство имущественных отношений адрес вернуть в работу материал №...-с о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес, участок б/н, площадью *** кв.м. под садоводство.

В судебное заседание представитель заявителя С. не явился, до начала судебного заседания ходатайствовал о рассмотрении заявления в его отсутствие, доводы заявления поддержал.

Представители заинтересованных лиц Министерства имущественных отношений Самарской области и Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования в полном объеме по следующим основаниям.

В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

На основании ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.

Установлено, что дата Ч. обратилась в Министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно под садоводство земельного участка площадью *** кв.м., расположенного в адрес, участок б/н.

Министерством в порядке межведомственного взаимодействия направлялись запросы, в результате чего установлено, что участок не находится в границах красных линий, не является территорией общего пользования, не относится к землям лесного фонда и к участкам городских лесов, находится вне береговой полосы водного объекта, информация о предоставлении кому-либо указанного земельного участка и каких-либо земельных участков заявителю отсутствует. Испрашиваемый участок находится в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), использование участка под садоводство в указанной зоне соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков.

Кроме того, в материалах по заявлению Ч., представленных Министерством в дело, имеется акт осмотра земельного участка от дата, выполненный ГБУ Самарской области «Региональный центр недвижимости», в котором указано, что испрашиваемый земельный участок свободен от строений и видимых инженерно-технических сооружений. На участке находится одно дерево. Не удалось установить фактического землепользователя и фактическую цель использования земельного участка в связи с отсутствием соседних землепользователей. Осмотр проведен с выносом в натуру границ земельного участка. Площадь и размеры соответствуют заявленным. Представитель МИО на осмотр выехать не смог. Председатель СНТ «Жигули» ФИО на осмотре отсутствовала.

Какого-либо конкретного указания на вид дерева в акте не имеется.

дата Министерством имущественных отношений Самарской области отказано Ч. в предоставлении земельного участка, поскольку комиссией по проведению осмотра испрашиваемого земельного участка установлено, что в границах рассматриваемого земельного участка находятся зеленые насаждения.

В силу пп. 3 п. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле», в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя с заявлением о предоставлении земельного участка и рассмотрения его заявления, земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством для садоводства.

Таким образом, основанием для отказа в предоставлении земельного участка по данной норме является наличие прав третьих лиц на испрашиваемый участок и несоответствие цели использования участка основным видам разрешенного использования в соответствии с зонированием.

Кроме того, в статье 4 Закона Самарской области от 04.03.2011 N 16-ГД перечислены основания, в соответствии с которыми уполномоченный орган принимает решение об отказе в утверждении схемы. В числе таких оснований указаны: 1) несоответствие площади земельного участка предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) пересечение границ испрашиваемого земельного участка с границами муниципальных образований и (или) границами населенных пунктов; 3) несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка назначению расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости и (или) градостроительным регламентам; 4) наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием; 5) наличие данных о том, что формирование земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам; 6) невозможность образования испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; 7) иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Применяя аналогию закона наличие данных обстоятельств также можно считать основаниями к отказу в предоставлении земельного участка.

Как указывалось выше в материалах по заявлению Ч., находящихся в Министерстве, и представленных суду, имелись сведения о том, что участок не находится в границах красных линий, не является территорией общего пользования, не относится к землям лесного фонда и к участкам городских лесов, находится вне береговой полосы водного объекта, права третьих лиц на испрашиваемый участок отсутствуют, а также о нахождении испрашиваемого участка в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки (зона Ж-2), использование которого под садоводство в указанной зоне соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков.

Между тем, основанием к отказу в предоставлении участка явилось наличие в границах участка зеленых насаждений.

Ссылку Министерства имущественных отношений Самарской области на положения п. 4.1 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением главы г.о. Самара от 10.06.2008 № 404, п. 6.1 и 6.4 Приказа Госстроя РФ от 15.12.1999 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ», которыми запрещена самовольная вырубка деревьев и кустарников, суд находит необоснованной, поскольку действующее законодательство не содержит таких оснований к отказу в предоставлении земельного участка как наличие на нём зеленых насаждений.

Между тем, Правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденными постановлением главы г.о. Самара от 10.06.2008 № 404, предусмотрены основания для правомерного сноса зеленых насаждений (п. 14 гл. 29 Правил). Снос деревьев и кустарников в количестве менее 10 штук в случаях, предусмотренных пунктом 14 настоящей главы, осуществляется в соответствии с разрешением, выданным Департаментом благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара. Снос 10 и более деревьев или кустарников в случаях, предусмотренных пунктом 14 настоящей главы, производится по постановлению Администрации городского округа Самара (пункт 15 Правил).

Пунктом 14.1 вышеуказанных Правил благоустройства также предусмотрено, что средства, составляющие компенсационную стоимость зеленых насаждений, выплачиваются при уничтожении и повреждении зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 - 6 пункта 14 настоящей главы. Компенсационная стоимость зеленых насаждений рассчитывается Департаментом благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара.

Более того, в настоящее время возможность осуществления сноса зеленых насаждений осуществляется в рамках предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на снос зеленых насаждений", предусмотренной Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации г.о. Самара от 19.08.2013 № 944.

Из всего вышеизложенного суд делает вывод о том, что допускается снос зеленых насаждений, расположенных на участках граждан и юридических лиц, при наличии законных оснований, при этом самовольное уничтожение зеленых насаждений является лишь основанием для привлечения лица к установленной законом ответственности, но не основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

Кроме того, п. 2 гл. 2 вышеуказанных Правил благоустройства дает определение зеленых насаждений, которыми являются древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (цветочно-декоративные растения и газоны) на территории городского округа, выполняющая архитектурно-планировочные и санитарно-гигиенические функции.

Согласно указанных Правил благоустройство территорий, не закрепленных за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на территории г.о. Самара осуществляется Администрацией городского округа Самара в лице территориальных органов Администрации городского округа Самара и отраслевого (функционального) органа - Департамента благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара в соответствии с компетенцией.

Как следует из представленных Министерством имущественных отношений Самарской области материалов, какие-либо обращения в Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара по вопросу отнесения обнаруженных на испрашиваемом земельном участке деревьев и кустарников к зеленым насаждениям, определения статуса зеленых насаждений, их видов, наименования, количества, состояния и установления факта выполнения либо невыполнения ими архитектурно-планировочной и санитарно-гигиенической функции, Министерством не направлялись.

Согласно ответу на запрос от дата Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области испрашиваемый земельный участок к землям лесного фонда не относится. (л.д.22).

Ответ на судебный запрос от Департамента благоустройства и экологии Администрации г.о.Самара от дата содержит сведения о наличии на истребуемом земельном участке 1 дерева вяза мелколистного, заключения о ценности данного дерева Департамент дать не может.

Таким образом, суд полагает, что отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении Ч. испрашиваемого земельного участка является незаконным, преждевременным и основанным на неполноте проведенной работы по заявлению Ч.

В силу ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Для восстановления нарушенного права заявителя на Министерство имущественных отношений Самарской области возлагается обязанность по возврату к рассмотрению заявления Ч. именно с даты обращения в министерство, в противном случае, министерством заявление Ч. будет рассматриваться как вновь поступившее в соответствии с требованиями установленного Порядка и действующего в настоящее время земельного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ч. о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка – удовлетворить.

Признать незаконными действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в отказе №... от дата в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес, участок б/н, площадью *** кв.м. под садоводство.

Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области возобновить рассмотрение материала №...-с о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес, участок б/н, площадью *** кв.м. под садоводство.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 10.02.2014.

Судья          /подпись/                   Т.А. Орлова

Копия верна.

Судья

Секретарь

2-939/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Черникова О.А.
Другие
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Орлова Т. А.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
10.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.01.2014Передача материалов судье
10.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2014Судебное заседание
05.02.2014Судебное заседание
10.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2014Дело оформлено
18.04.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее