РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2012 года с.Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Антошкиной А.А.,
с участием помощника прокурора Шигонского района Садовой Е.А.,
при секретаре Логиновой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-234/12 по иску прокурора Шигонского района Самарской области к Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Шигонского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский, в котором просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения по соблюдению требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и обязать ее устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, заключающееся в наличии разрушений асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Шигоны, ул. Совхозная, в районе дома № 4 указанного в акте инспектора ДПС ОР ДПС ГИБДД МУ МВД России «Сызранское» от 16 мая 2012 года. Требования мотивированы тем, что в результате проверки, проведенной прокуратурой района с привлечением ГИБДД МУ МВД России «Сызранское», установлено разрушение асфальтобетонного покрытия - выбоина 2,0х1,7х0,10 м. Согласно требованиям ГОСТ Р 50597-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной ПДД.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности обозначены в ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ»; к ним, в частности, отнесены: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения. Согласно ст. 12 данного Федерального закона содержание дорог должно обеспечивать безопасность дорожного движения; обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Наличие указанных в акте проверки разрушений асфальтобетонного покрытия является не только нарушением законодательства, но и может стать причиной совершения ДТП, в связи с чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора Садова Е.А. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика - глава сельского поселения Шигоны Казанцев О.А. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без его участия. В представленном суду отзыве указал, что исковые требования не признает, поскольку решением суда автомобильная дорога с асфальтовым покрытием протяженностью 0,900км, распложенная на ул.Совхозная с.Шигоны Шигонского района Самарской области признана бесхозяйной недвижимой вещью и 20 марта 2012 года поставлена на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Направление денежных средств на ремонт бесхозяйного имущества будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств и повлечет нарушение бюджетного и административного законодательства РФ.
Представитель третьего лица МУ МВД России «Сызранское» Крайнов О.В. считал иск обоснованным.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Суд считает, что заявителем представлены убедительные и достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.6 Федерального Закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст.34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожном движении в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Исходя из положений ст.5 указанного закона, критерием отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования местного значения является принцип невозможности отнесения к таковым автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Иначе говоря, все остальные автомобильные дороги общего пользования, нежели перечисленные, и являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения. При этом автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги в границах населенных пунктов поселения (ч. 9).
Частью 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ установлено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Судом установлено, участок автомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием протяженностью 0,900 км, расположенный на ул.Совхозная с.Шигоны Шигонского района Самарской области находится в пределах границ сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области, что никем по делу не оспаривается.
Доказательств отнесения данной дороги к дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, частной автомобильной дороге ответчик суду не представил, следовательно, дорога является автомобильной дорогой общего пользования местного значения.
Согласно п.3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь выбоин, просадок, иных повреждений, затрудняющих движений транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В ходе проверки, проведенной 16 мая 2012 года прокуратурой Шигонского района совместно с ГИБДД МУ МВД России «Сызранское» установлено разрушение асфальтобетонного покрытия - выбоина 2,0х1,7х0,10 м на участке дороги, находящейся в районе дома № 4 ул.Совхозная в с.Шигоны Шигонского района Самарская область, что подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог (л.д.22).
Бездействие Администрации сельского поселения нарушает права неопределенного круга лиц, пользующихся автодорогой, на безопасность дорожного движения и создает предпосылки для дорожно-транспортных происшествий.
Таким образом, Администрация сельского поселения как уполномоченный исполнительный орган местного самоуправления обязана совершить действия по надлежащему содержанию дороги.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у Администрации сельского поселения обязанности по содержанию бесхозяйной дороги, не могут быть приняты во внимание как основанные на неверном толковании закона. Обязанность по содержанию дороги местного значения прямо предусмотрена указанными выше нормами закона.
Признание автомобильной дороги бесхозяйной недвижимой не имеет правового значения при рассмотрении данного спора и не освобождает сельскую администрацию от обязанности по соблюдению требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
В связи с изложенным заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Заявление прокурора Шигонского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области по соблюдению требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Обязать Администрацию сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский Самарской области устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, заключающееся в наличии разрушения асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги по адресу: Самарская область, Шигонский район, с. Шигоны, ул. Совхозная, в районе дома № 4 указанного в акте ГИБДД МУ МВД России «Сызранское» от 16 мая 2012 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Решение принято в окончательной форме 27 июня 2012 года.
Председательствующий А.А.Антошкина