Дело № 2-995/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Собинка 18.12.2014 г.
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Ульяновой А.А.,
при секретаре Нестеровой О.В.,
с участием:
истца Орловой О.В.,
представителя ответчика Петровой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Собинке Владимирской области дело по иску Орловой О. В. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ Орлова О.В. обратилась в ГУ УПФР в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением NN от ДД.ММ.ГГГГ УПФР в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области Орловой О.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по основаниям п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с недостаточностью специального стажа, указав, что лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составляет менее требуемых 25 лет работы в сельской местности.
Считая отказ в назначении пенсии незаконным, Орлова О.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, указав, в обоснование иска, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности на основании подпункта 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Право на досрочное назначение пенсии по старости по данному основанию имеют лица, осуществляющие лечебную деятельность, специальный стаж работы которых должен составлять не менее 25 лет работы в сельской местности или поселке городского типа в независимости от возраста. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ NN ей было отказано в назначении указанной пенсии из-за отсутствия требуемого стажа - период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, в том числе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачтены в специальный стаж работы в календарном порядке, а периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не зачтены в специальный стаж работы. С данным решением она не согласна. Полагает, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> подлежит включению в специальный стаж работы в льготном исчислении из расчета один год работы за 1 год и 3 месяца, в том числе, и период нахождения в отпуске по беременности и родам. Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную трудовую деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют заведующие фельдшерско - акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра) больниц всех наименований фельдшерско - акушерских пунктов. Ее профессиональная деятельность по охране здоровья населения осуществлялась только в сельской местности, при этом часть периодов имела место до ДД.ММ.ГГГГ. При указанных обстоятельствах периоды ее работы до ДД.ММ.ГГГГ могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных актов, в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца. Кроме того, ответчиком незаконно не зачтены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации. Для назначения пенсии ею был выработан льготный стаж - 25 лет. С учетом уточнения, просила обязать ответчика включить в специальный стаж работы в льготном исчислении один год работы за 1 год и 3 месяца, как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность в учреждении здравоохранения в сельской местности, дающий ей право на досрочную трудовую пенсию по старости на основании пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период ее работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, в том числе период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с наличием 25-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения с заявлением о назначении пенсии - ДД.ММ.ГГГГ года, с учетом спорных периодов.
В судебном заседании истец уточненные требования поддержала в полном объеме, указала, что, с учетом спорных периодов, ее стаж работы, связанный с лечебной деятельностью в сельской местности, составляет более требуемых 25 лет. Просила удовлетворить заявленные требования, обстоятельства и доводы, изложенные в иске, и уточнениях к иску, подтвердила.
Представитель ответчика Петрова С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Орловой О.В. не признала, просила в иске отказать по основаниям, указанным в решение об отказе в назначении пенсии NN от ДД.ММ.ГГГГ Полагала, что период отпуска по беременности и родам подлежат зачету в стаж в календарном порядке, поскольку в период отпуска по беременности и родам сохраняются только трудовые отношения, при этом, не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации нельзя признать к зачету, так как в соответствии с Постановлением правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 данные периоды не засчитываются в специальный стаж. В п. 5 Правил исчисления периодов работы указано, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа, год работы в сельской местности или в поселке городского типа засчитывается в указанный период как год и 3 месяца, это смешанный стаж. На момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, стаж ее работы, без учета вышеуказанных периодов, составлял <данные изъяты>. В случае включения спорных периода работы в <данные изъяты> в льготном исчислении и периодов нахождения на курсах повышения квалификации в календарном порядке, специальный стаж работы на ДД.ММ.ГГГГ будет составлять <данные изъяты>.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
К данному выводу суд пришел на основании изучения комплекса правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39,часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 ст. 27 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
До 14 ноября 2002 года право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с Постановлением РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и Постановлением от 22 сентября 1999 года № 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью".
Согласно п. 5 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения..." периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа, год работы в сельской местности или в поселке городского типа засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
В соответствии с записями в трудовой книжке NN Орловой О.В. (л.д.19-29), истец осуществляла работу, связанную с охраной здоровья населения в должности среднего медицинского персонала:
ДД.ММ.ГГГГ была принята в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>, где работает по настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГ Орлова О.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке с заявлением о назначении ей пенсии по старости, поскольку стаж ее работы в лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности составил 25 лет (л.д. 42-43).
Решением пенсионного органа NN от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) Орловой О.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа, согласно решению стаж работы составил <данные изъяты>.
В специальный стаж работы истца были включены следующие периоды:
В Ермонинском ФАП:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты> зачтен в специальный стаж работы в календарном порядке в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в том числе период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., так как в соответствии с пп.а п. 5 Правил от 29.10.2002 г. № 781 применение пенсионного льготного начисления стажа на соответствующих видах работ один год работы в поселке городского типа за 1 год 3 месяца принимаются только при «смешанном» стаже работы и наличии 30 лет общего стажа, за исключением: периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 данные периоды не засчитываются в специальный стаж; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 данные периоды не засчитываются в специальный стаж: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в отпуске по уходу за ребенком, так как при определении права на пенсионное обеспечение по нормам Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 и согласно Разъяснения № 5 от 22.05.1996 г. период нахождения в отпуске за ребенком после ДД.ММ.ГГГГ не засчитывается в специальный стаж работы.
В соответствии с п.1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности и лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала, и продолжает работать по настоящее время, в должности <данные изъяты>.
При этом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в отпуске по беременности и родам; в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - находилась на курсах повышения квалификации;
Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца (19-29), уточняющей справкой (л.д.14), справками о заработной плате (л.д.15-17), ответчиком не оспариваются.
Согласно решению ГУ - УПФ РФ в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа (л.д.12).
Согласно решению из специального стажа истца исключены вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, в том числе, период нахождения в отпуске по беременности и родам, зачтен в специальный стаж истца в календарном порядке. Специальный стаж определен ответчиком <данные изъяты>.
Указанный период зачтен ответчиком в специальный стаж в календарном порядке, в том числе, и период нахождения в от пуске по беременности и родам, с указанием в решении об отказе, что в соответствии с пп, а п. 5 Правил от 29.10.2002 года № 781, применение пенсионного льготного начисления стажа на соответствующих видах работ один год работы в поселке городского типа за 1 год 3 месяца принимаются только при «смешанном стаже работы и наличии 30 лет общего стажа.
Орлова О.В. просит суд включить период работы в указанной должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., в том числе отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении -1 год работы за 1 год 3 месяца.
Пенсионное обеспечение медицинских работников до 1 января 2002 года регулировалось Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
Пунктом 3 указанного Постановления предусмотрено, что в выслугу лет, дающую право на пенсию выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии с со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная работа в которых охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464. Согласно указанному Списку, в специальный стаж засчитывалась работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно – эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Право врача и среднего медицинского персонала по вышеуказанному списку не было ограничено правовым статусом учреждения, а зависело от вида деятельности, оно не зависит ни от наименования должности, ни от наименования лечебно- профилактического учреждения.
В соответствии с пунктом 5.25. Положения об аттестации средних медицинских работников, являющегося приложением № 1 к приказу Минздрава СССР от 9 октября 1987 г. № 1104 фельдшера - заведующие здравпунктов отнесены к средним медицинским работникам.
Следовательно, работа истца в должности <данные изъяты> относится к работе по должности среднего медицинского персонала.
Должность фельдшера, как и фельдшерско - акушерский пункт поименованы в Списках от 22.09.1999 г. № 1066, от 29.10.2002 года № 781, что позволяет включить спорный период в сроки осуществления истцом лечебной деятельности.
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 гю. № 464 работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений (врачам среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности) 1 год работы в сельской местности и поселке городского типа засчитывается в стаж работы в льготном порядке (за год и 3 месяца).
В п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел. Связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указывается, что в соответствии со ст. 27. и 27.1 названного закона основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Из п. 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 30 следует, что согласно ст.ст. 27, 21.1 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ одним из условий установления трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В п. 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 30 указывается, что исходя из п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, судам следует иметь ввиду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил) в медико-санитарных частях, военно- медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско - акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций; воинских частей), и других), не поименованных Списке.
Как следует из смысла Определения Конституционного суда российской федерации от 22.04.2010 г. № 520-О-О законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности, с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения; при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно - профилактических учреждений.
В силу постановления Конституционного суда № 2-П от 29.01.2004 г. при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения действие нового правового регулирования.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось в частности Постановлением правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи лечебной и иной работой по охране здоровья населения», в соответствии с п. 3 которого в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 г. засчитывались в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. №464.
Возможность применения при оценке пенсионных прав данных нормативных актов в указанном порядке разъяснена и в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 « О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Таким образом, период работы до 01.11.1999 г. по волеизъявлению работника может оцениваться на основании постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, о чем и было заявлен истцом при рассмотрении дела.
В соответствии с п. 2 данного постановления, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении - один год работы за один год и три месяца,поскольку истец в спорный период работала в учреждении здравоохранения сельской местности, находилась в условиях занятости в течение полного рабочего дня, выполняя должностные обязанности, связанные с особым характером работы, была непосредственно связана с деятельностью по охране здоровья населения.
Согласно трудовому законодательству (Трудовой кодекс РФ - ст. 255) отпуск по беременности и родам к ежегодно оплачиваемым отпускам не относится. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.
Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (п. 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 № 13-6 (в редакции от 15.04.92), который в соответствии с инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции Приказа Минздравмедпрома России № 267 и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации № 66 от 25.06.1996г., служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.
Таким образом, период нахождения в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности. Изложенное также подтверждается информационным письмом Министерства труда и социального развития РФ N 7392-юл и Пенсионного фонда РФ № лч-25-25/1067 от 04.11.2002 г.
Согласно данным трудовой книжки, Орлова О.В. в период нахождения в отпуске по беременности и родам работала в должностях и учреждениях, работа в которых засчитывается в специальный стаж в льготном порядке из расчета один год работы за один год и 3 месяца стажа.
При таком положении период нахождения истца в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит исчислению в том же льготном порядке (1 год работы за 1 год 3 месяца) как и время работы по основной должности, предшествовавшей периоду нахождения в указанном отпуске.
На основании изложенного, суд признает законными требования Орловой О.В. об обязании включить в специальный стаж работы в льготном исчислении один год работы за 1 год и три месяца как лицу, осуществляющему лечебную деятельность в учреждении здравоохранения в сельской местности, период работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Рассматривая требование о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., суд исходит из следующего.
Пунктом 21 рекомендаций Международной Организации Труда от 24.06.1974 года № 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике. При этом, в рассматриваемых Рекомендациях термин "оплачиваемый учебный отпуск" означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.
ТК РФ работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.
Прохождение курсов повышения квалификации в вышеуказанные периоды осуществлялось с сохранением заработной платы, из чего производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.
Таким образом, Орловой О.В., как работнику, совмещающему труд с обучением, гарантированы такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время. Период нахождения на курсах повышения квалификации, по сути, законодателем приравнивается к выполнению истцом своих обязанностей.
Согласно статье 187 ТК РФ, действующей в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, как периоды работы, в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, подлежит зачету в стаж работы, дающей право досрочное пенсионное обеспечение.
Поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Орлова О.В. находилась на курсах повышения квалификации в периоды работы в должностях и учреждениях, подлежащих включению в специальный стаж в связи с медицинской деятельностью, принимая во внимание приведенные положения, а также гарантии, предоставленные законодательством для лиц, направляемые на повышение квалификации в виде сохранения места работы и оплаты труда, суд приходит к выводу о необходимости включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периодов нахождения на курсах повышения квалификации в календарном порядке.
При этом, суд также принимает во внимание, что повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения медицинским работником профессиональных должностных обязанностей.
В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ, введенного в действие с 1 февраля 2002года, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель, который проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Повышение квалификации работников направлено на совершенствование их профессионального уровня, включает в себя не только обновление теоретических, но и практических знаний, их закрепление на практике в производственных условиях, в том числе аналогичных тем условиям, в которых осуществлялась основная трудовая деятельность работника.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27,28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии оплаты за период страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя, из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения пенсии по старости.
Следовательно, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Суд приходит к выводу, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему медицинскую деятельность, поскольку Орлова О.В. направлялась на курсы повышения квалификации в связи с ее трудовой деятельностью. За данные периоды за истцом сохранялась средняя заработная плата, работодателем осуществлялись необходимые отчисления в пенсионные органы, учеба на курсах носила обязательный характер, имела целью обеспечение основных трудовых функций работника.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников, в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, и, в силу занимаемой истцом должности, она обязана периодически проходить обучение с целью повышения квалификации на соответствующих профильных курсах.
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает необходимым обязать ответчика включить истцу в его специальный стаж спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации и признать за истцом право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
На момент обращения истца - ДД.ММ.ГГГГ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Орловой О.В., с учетом спорных периодов, составил более требуемых 25 лет - <данные изъяты>, в связи с чем, она имеет право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности населения по охране здоровья населения с указанной даты.
Принимая во внимание, что в совокупности с продолжительностью медицинского стажа, определенного ответчиком и засчитанного судом, общая продолжительность специального стажа на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии превысила требуемые 25 лет, требование истца об обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с медицинской деятельностью с даты обращения за назначением пенсии, то есть с с ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в сумме <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Орловой О.В. удовлетворить
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области включить в специальный стаж Орловой О. В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с 25-летием лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в сельской местности в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения период работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца, и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. - в календарном порядке.
Признать за Орловой О. В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Собинском районе и городе Собинке Владимирской области назначить Орловой О. В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с даты обращения с заявлением назначении пенсии - с ДД.ММ.ГГГГ года, с учетом вышеуказанных периодов.
Взыскать с ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Собинском районе и г. Собинке Владимирской области в пользу Орловой О.В. расходы по госпошлине в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья : подпись (А.А. Ульянова )