Дело № 2-191/13 28.01.2013 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Соликамский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Рублевой Н.В.
с участием помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора ФИО7
представителя администрации города Соликамска Пермского края ФИО1, действующей на основании доверенности от <дата> №
при секретаре судебного заседания Малтабар И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> края гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к администрации <...> края о возложении обязанности совершить определенные действия
установил:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации <...> края о возложении обязанности совершить определенные действия, указывая, что в апреле 2012 года Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации ливневой канализации в городе Соликамске. В ходе проверки установлено, что на территории <...> централизованная система ливневой канализации отсутствует, ливневые стоки не очищаются, их сброс несанкционированно осуществляется по рельефу местности в водные объекты. Информацией о наличии и протяженности ливневой канализации на придомовых территориях города, субъекте, осуществляющем их содержание, ответчик не располагает, решение о предоставлении водных объектов в пользование с целью сброса сточных ливневых вод администрация города не имеет. Бездействия ответчика не соответствуют положениям ст.42, 58 Конституции РФ, указанным в заявлении нормам природоохранного и водного законодательства. Ответчику было направлено представление об устранении нарушений природоохранного и водного законодательства, но нарушения не устранены, утвержденная Ведомственная целевая программа «Благоустройство Соликамского городского округа на 2011-2013 годы» не выполняется, просит возложить на администрацию <...> края обязанность организовать водоотведение сточных ливневых вод на территории <...>: провести обследование и составить техническое описание сетей ливневой канализации, расположенных на территории <...>, принять в муниципальную собственность вновь учтенные сети ливневой канализации, получить решения о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных ливневых вод.
Срок для исполнения решения считает возможным установить один год со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора ФИО3 иск поддерживает по доводам искового заявления.
Представитель ответчика ФИО6 с исковыми требованиями не согласна, считает иск преждевременным, пояснила, что ответчиком утверждена Ведомственная целевая программа «Благоустройство Соликамского городского округа на 2011-2013 годы», срок выполнения запланированных мероприятий не истек.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
В силу ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу п.1, подпунктов 1,2 п.2 статьи 12 ЗК РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно п.п. 2, 4 пункта 1 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Согласно пунктом 14, 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц; сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водный объект, находящийся в федеральной собственности предоставляется в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Пунктом 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоотведения.
Судом установлено, в апреле 2012 года Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации ливневой канализации в городе Соликамске. В ходе проверки установлено, что на территории <...> централизованная система ливневой канализации отсутствует, ливневые стоки не очищаются, их сброс несанкционированно осуществляется по рельефу местности в водные объекты. Ответчик не располагает полной информацией о наличии и протяженности ливневой канализации на придомовых территориях города, отсутствует субъект, осуществляющий их содержание, контроль за техническим состоянием, решение о предоставлении водных объектов в пользование с целью сброса сточных ливневых вод в установленном порядке администрацией города не получено. Бездействие ответчика не соответствуют ст.42, 58 Конституции РФ, положениям природоохранного и водного законодательства. Ответчику было направлено представление об устранении нарушений природоохранного и водного законодательства, но нарушения не устранены.
Комплекс мероприятий, предусмотренных Ведомственной целевой программой «Благоустройство Соликамского городского округа на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением главы <...> от <дата> № (далее Программа), направленных на восстановление системы водоотвода на территории города, в том числе: инвентаризация, паспортизация и диагностика существующей системы водоотвода, проект на ремонт и восстановление системы водоотвода, работы по восстановлению системы водоотводов № не выполнен.
Согласно пункта 7 статьи 1 Водного кодекса РФ водоотведение - любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод.
Судом установлено, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ водные объекты для сброса сточных вод и (или) дренажных вод предоставляются в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса ливневых вод с территории Соликамского городского округа ответчиком получено не было, нарушение ответчиком положений пункта 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ подтверждается материалами дела, ответом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю от 30.08.2012 года. В соответствии с вышеприведенными правовыми нормами на ответчика следует возложить обязанность принять все предусмотренные действующим законодательством меры к получению решения о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных ливневых вод.
Оценив в совокупности материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Довод представителя ответчика о том, что обращение в суд является преждевременным, поскольку ответчиком в утвержденной Программе запланировано выполнение ряда мероприятия, направленных на восстановление системы водоотвода на территории <...>, а срок реализации Программы не истек, суд не может принять во внимание, данный довод не является основанием для отказа в иске, поскольку несоблюдение вышеперечисленного природоохранного и водного законодательства нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, ставит под угрозу экологическое состояние водных объектов как основы жизни и деятельности человека, среды обитания объектов животного и растительного мира.
С учетом положений ст.225 ГК РФ, предусматривающей порядок принятия в муниципальную собственность бесхозяйных вещей, суд считает разумным сроком для исполнения решения следует определить один год три месяца со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.191-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию <...> края организовать водоотведение сточных ливневых вод на территории <...>: провести обследование и составить техническое описание сетей ливневой канализации, расположенных на территории <...>, выполнить предусмотренные законом действия по принятию в муниципальную собственность вновь учтенных сетей ливневой канализации, получению решения о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных ливневых вод.
Срок для исполнения решения установить один год три месяца после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме 04.02.2013 года.
Судья Н.В.Рублева