Дело № 2-918(2016) копия:
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2016 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Козловской В.Н., с участием представителя ФИО6, представителя ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации <адрес> с/п о возложении обязанности изъять земельный участок,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации <адрес> с/п о признании незаконным бездействие Администрации <адрес> с/п по изъятию земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>, о возложении обязанности изъять земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности ФИО1, указав, что на основании Постановления администрации <адрес> сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был выделен земельный участок площадью 2500 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>. На основании постановления выдано свидетельство о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 известил филиал ООО «<адрес>» ОАО «<адрес>» о том, что земельный участок расположен в охранной зоне газопровода высокого давления, следовательно, строительство жилого дома запрещено на данном земельном участке. ДД.ММ.ГГГГ Пермским районным судом <адрес> ему было отказано в удовлетворении иска к Администрации <адрес> с/п о понуждении предоставления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома площадью 2500 кв.м. в другом месте на землях населенного пункта <адрес>, взамен прежнего земельного участка. Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером № определен особый режим использования земли. Охранная зона магистрального газопровода «<адрес>». Земельный участок ФИО1 находится в зоне минимальных расстояний. Согласно ответу МКУ Управления земельно-имущественными ресурсами Пермского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми дома (Ж-1). Таким образом, земельный участок, предоставленный ФИО1 не может быть использован по прямому назначению, а именно под личное подсобное хозяйство, т.к. земельный участок находится в 240 метрах от газопровода, что нарушает нормы магистральных трубопроводов, возведение жилых домов, построек и сооружений на указанном участке запрещено. Полагает, что Администрация <адрес> с/п обязана была принять решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд своевременно и перед началом строительства объекта, который будет являться препятствием для дальнейшего использования земельного участка. Отсутствие действий со стороны Администрации <адрес> с/п относительно изъятия земельного участка в связи с наличием газопровода привело к нарушению его прав и законных интересов, выразившееся в невозможности использовать по прямому назначению предоставленный земельный участок для строительства жилого дома.
Определением суда дело прекращено в части исковых требований о признании незаконным бездействие Администрации <адрес> с/п по изъятию земельного участка в связи с отказом от иска представителя истца в части заявленных исковых требований.
Истец ФИО4 в суд не явился, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца ФИО6 в судебном заседании настаивала на заявленных исковых требованиях по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО5 в суде с иском не согласился, пояснив, что истцом выбран не надлежащий способ защиты нарушенного права, кроме того, земельный участок истцу был предоставлен бесплатно под личное подсобное хозяйство, то обстоятельство, что участок истца находится в зоне минимально допустимых расстояний газопровода высокого давления, строительство которого велось в 1974г., не препятствует истцу использовать земельный участок по назначению, а именно выращивать сельскохозяйственную продукцию.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по <адрес>, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> в суд не явились, извещены о рассмотрении дела судебным извещением.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 2 ч. 1 и ч. 3 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются ст. 55 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Такой порядок предусмотрен ст. 279 ГК Российской Федерации, в соответствии с положениями которой земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу п. 2 ст. 281 ГК Российской Федерации и п. 4 ст. 63 Земельного кодекса Российской Федерации включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" магистральные газопроводы относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.
На такие объекты в обязательном порядке распространяются требования промышленной безопасности.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 3 указанного Федерального закона требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" устанавливает, что федеральная система газоснабжения - это совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения, в том числе газораспределительных систем (ч. 1 ст. 5).
Статья 2 названного Федерального закона, раскрывая используемые в этом Законе понятия, определяет газораспределительную систему как имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям (абзац пятый); охранную зону объектов системы газоснабжения как территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения (абзац девятый).
В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Согласно ст. 32 данного Федерального закона органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения; вмешательство в работу объектов систем газоснабжения не уполномоченных на то юридических и физических лиц запрещается (части третья, четвертая, пятая).
Исходя из системного анализа приведенных положений закона, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным статьей 90 ЗК РФ и Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", и такие ограничения устанавливаются в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах, зонах минимальных расстояний от газопроводов до объектов различного назначения.
Охранные зоны и зоны минимальных расстояний от газопроводов до объектов различного назначения считаются фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке.
Согласно п. 4.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России N 9 от 22 апреля 1992 года, земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.
Пунктами 4.3, 4.4 названных Правил установлен запрет на определенные виды деятельности в охранных зонах трубопроводов, в том числе на возведение любых построек и сооружений.
Минимальные расстояния до объектов системы газоснабжения определяются в соответствии со строительными нормами и правилами.
На основании Постановления <адрес> сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок площадью 25 соток был выделен ФИО1, <адрес> правом постройки жилого дома.
Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Пермского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., установлено, что ФИО1 на основании Постановления администрации <адрес> сельского <адрес> разрешено строительство индивидуального жилого дома в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. ему выдано свидетельство о праве собственности на земельный участок, расположенный по указанному адресу. Земельный участок ФИО1 находится в 240 м от газопровода, что нарушает строительные нормы магистральных трубопроводов, возведение построек и сооружений на указанном земельном участке запрещено.
Из кадастровой выписки земельного участка истца от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что участок площадью 2500 кв.м. имеет категорию: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположен по адресу: <адрес>. Участок находится примерно в 7.3 км от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес: <адрес> <адрес>, имеет обременение: находится в зоне минимально допустимых расстояний от газопровода «<адрес>, 1,2, 3» согласно «Правил охраны магистральных трубопроводов» (утв. Минтопэнерго РФ от 29.04.1992г., Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992г. № 9 и СНиП 2.05.06-85* Магистральные Трубопроводы (л.д. 29-36).
В судебном заседании представитель истца пояснил, что газопровод в минимально допустимой зоне, которого расположен участок истца был построен в 1974г., т.е. строительство газопровода на сегодняшний день не ведется, участок был предоставлен с обременением в виде охранной зоны газопровода «Н.Тура-Пермь 1, 2».
Поскольку решение Администрацией <адрес> с/п по изъятию земельного участка для государственных или муниципальных нужд не принималось, газопровод был построен задолго до того, как собственником земельного участка стал истец, суд полагает, что истцом неверно выбран способ защиты нарушенного права.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ФИО1 к Администрации <адрес> с/п о возложении обязанности изъять земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО1 – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья:/подпись/
Справка
Мотивированное решение составлено 25 марта 2016 года.
Судья:/подпись/
Копия верна
Судья Пермского районного суда: Безматерных О.В.