РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
П.Бисерть 20 февраля 2013г
Нижнесергинский районный суд Свердловской области в составе:
Председательствующего судьи Шторх Ю.Г.,
При секретаре ФИО2,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-108/2013 по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бисертского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бисертского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.
В обоснование указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по сообщению, поступившему из Департамента по охране, контролю и регулированию животного мира <адрес> по соблюдению требований природоохранного законодательства при несанкционированном размещении отходов на землях лесного фонда на территории Бисертского городского округа. В ходе проведенной проверки с привлечением специалистов ГКУ СО «Нижне-Сергинское лесничество» было проведено обследование земель лесного фонда на территории Бисертского городского округа с целью выявления свалок. В ходе проверки выявлена несанкционированная свалка ТБО, <адрес>.
Администрацией Бисертского городского округа не организована система рационального сбора и удаления твердых бытовых отходов на территории земель лесного фонда. В соответствии с п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона «131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Администрация БГО не выполняет свои обязанности по ликвидации несанкционированных свалок. Бездействием ответчика нарушаются закрепленные в ст.42 Конституции Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, возникает потенциальная угроза возникновения инфекционных заболеваний, загрязнения окружающей среды. Также ссылался на нормы Федерального закона «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Лесной кодекс Российской Федерации, Санитарные правила.
Просил обязать ответчика администрацию Бисертского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 иск поддержал в полном объеме, уточнив требования, указав, что просит ликвидировать свалку, находящуюся в указанном в иске, <адрес>. Считал, что иск предъявлен к надлежащему ответчику в соответствии с нормами законодательства об охране окружающей среды и в пределах полномочий ответчика, а также с учетом судебной практики. Выявленная несанкционированная свалка состоит из отходов, относящихся к твердым бытовым отходам, мер к организации ликвидации этой свалки администрацией Бисертского городского округа не принято. Свалка состоит из отходов, относящихся к твердым бытовым отходам, деревянные поддоны, покрышки не относятся к промышленным отходам. Промышленных производств на прилагающих территориях нет. Просил удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика администрации Бисертского городского округа ФИО5 исковые требования не признал. Считал, что администрация БГО не является надлежащим ответчиком, надлежащим ответчиком являются Департамент лесного хозяйства <адрес> и ГБУ СО «Нижне-Сергинское лесничество», в обязанности которых входит ликвидация захламлений земельных участков лесного фонда, которым на эти цели выделяются средства как из областного бюджета так и субвенции из федерального бюджета. Выявленная несанкционированная свалка состоит из отходов, которые администрация не обязана убирать, свалка находится ближе к поселению <адрес>, и отходы могли образоваться от действий любых лиц, в том числе и не жителей поселений. Тот факт, что свалка находится на территории Бисертского городского округа они не оспаривают, но администрация не должна отвечать за действия иных лиц на земельных участках, принадлежащих иным собственникам. На этом месте нет специально оборудованной площадки, а также мусорных контейнеров для ТБО. Собственник, владелец земельного участка должен нести ответственность по его уборке. Данный участок ранее использовался по договору аренды иным юридическим лицом, сведений о том, когда образовалась свалка не имеется, виновные лица не установлены. Представил также письменный отзыв с обоснованием правовой позиции.
Представитель третьего лица государственного казенного учреждения <адрес> «Нижне-Сергинское лесничество» ФИО6 поддержал иск прокурора. Пояснил, что ГКУ СО «Нижне-Сергинское лесничество» не может являться ответчиком по данному иску, поскольку в его обязанности не входит ликвидация несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, никаких средств на эти цели также не предоставляется. Ему известно, что ранее данный земельный участок был предоставлен в аренду ООО «<данные изъяты>», но договор аренды расторгнут в ДД.ММ.ГГГГ году, претензий к ООО «<данные изъяты>» не имелось. Данную свалку ТБО он видел сам, там твердые бытовых отходы, в том числе, как бутылки так и покрышки, деревянные поддоны. По чьей вине образовалась свалка, ему неизвестно. Каких-либо производств там нет. В их обязанности по защите леса входит только уборка захламлений от лесных насаждений, вырубок и тому подобного.
Представитель третьего лица Департаманта лесного хозяйства <адрес> ФИО7 исковые требования прокурора поддержал. Считал, что иск предъявлен к надлежащему ответчику, поскольку судебная практика как областного суда так и арбитражного суда аналогичная. На Департамент не возложены обязанности по уборке свалок ТБО, соответственно никаких средств на эти цели не выделяется. Считал, что ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях предусмотрена статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 г №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». На органы местного самоуправления возложена организация сбора, вывоза и утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии с Законом «Об отходах производства и потребления». Также соответствующие полномочия у органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «О общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». ГКУ СО «Нижнее-Сергинское лесничество» создано <адрес>ю для оказания услуг, выполнения работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти <адрес> в сфере лесных отношений. Учреждение согласно уставу обеспечивает санитарно-оздоровительные мероприятия, включая очистку лесов от захламленности, но под данной захламленностью понимается захламленность, возникшая в результате воздействия естественных факторов: ветровал, воздействие снега, подмывание водой и других. Просил требования удовлетворить.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явилось.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 2 ст. 21, ст.22 вышеуказанного закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
В соответствии с п. 1.2 раздела I СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно- бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Как следует из материалов дела, Департаментом по охране, контролю и регулированию использования животного мира <адрес> в адрес прокурора <адрес> направлено сообщение о выявлении несанкционированной свалки на территории <адрес>, согласно которому специалистом Департамента ДД.ММ.ГГГГ в 11 ч.31 мин. на землях сельскохозяйственного назначения в <адрес> на <адрес>`находится несанкционированная свалка в нарушение ч.2 ст.8.6 КоАП РФ Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидыми и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. К сообщению прилагаются фотографии выявленной свалки (л.д.11-14).
ДД.ММ.ГГГГ прокурору <адрес> от ГКУ СО «Нижнее-Сергинское лесничество» поступило сообщение о том, что ДД.ММ.ГГГГ представителями ГКУ СО «Нижнее-Сергинское лесничество» ФИО6,, ФИО4 проведено обследование лесного фонда на наличие несанкционированной свалки <адрес>. Данный участок расположен в границах Бисертского городского округа. Лесничеством доведена информация до администрации Бисертского городского округа. К сообщению прилагается схема расположения несанкционированной свалки ТБО, фотографии (л.д.15-20). Согласно письму Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора <адрес> по сведениям государственного кадастра недвижимости место несанкционированной свалки расположено в кадастровом квартале № в составе единого землепользования № категория земель – земли лесного фонда, разрешенное использование – для ведения лесного хозяйства, правообладатель – Российская Федерация. По сведениям ЕГРП зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок с разрешенным использованием для ведения лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ запись регистрации №, категория земель – земли лесного фонда. (21-22).
Наличие выявленной на землях лесного фонда в границах территории Бисертского городского округа несанкционированной свалки в вышеуказанном квартале не оспаривал представитель ответчика в судебном заседании.
Довод истца о том, что данная свалка является свалкой твердых бытовых отходов, ответчиком не опровергнут. Кроме того, как следует из пояснений представителя третьего лица ГКУ СО «Нижне-Сергинское лесничество» ФИО6, которым по требованию прокурора была проверена выявленная свалка, подтвержден факт того, что свалка состоит из твердых бытовых отходов, отходов жизнедеятельности населения. Оснований для отнесения выявленных в составе свалки деревянных поддонов и покрышек к промышленным отходам не имеется, кроме того, как следует из пояснений лиц, участвующих в деле, каких-либо промышленных производств вблизи выявленной свалки не имеется.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктами 10,12 пункта 1 статьи 5 устава Бисертского городского округа предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (л.д.55).
Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании каких-либо договоров на уборку данной свалки не заключалось. Кроме того, как следует из пояснений лиц, участвующих в деле, лица, виновные в образовании данной свалки не установлены.
Согласно ст.8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ст.13 указанного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Факт негативного воздействия несанкционированной свалки на окружающую природную среду в судебном заседании участниками не оспаривался.
В соответствии с п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, требования о ликвидации выявленной несанкционированной свалки обоснованно предъявлены прокурором к администрации Бисертского городского округа.
Представитель ответчика администрации Бисертского городского округа ссылался в возражениях на то, что не является надлежащим ответчиком, считал, что надлежащим ответчиком должен быть ГКУ СО «Нижне-Сергинское лесничество» и Департамант лесного хозяйства.
Однако, суд не усматривает оснований для освобождения органов местного самоуправления от выполнения возложенных на них законом обязанностей по охране окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, в том числе организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В судебном заседании установлено на основании пояснений третьих лиц, а также письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.11.2012г, что земельный участок, на котором выявлена несанкционированная свалка ТБО, в аренде у какого-либо лица не находится. Ранее заключенный договор аренды с ООО «Черемша» был расторгнут в 2009 году, о чем представлено соглашение о расторжении. Как следует из пояснений третьих лиц в судебном заседании каких-либо претензий при передаче земельного участка по расторжению договора аренды не имелось, соответственно соглашение было зарегистрировано в Федеральной регистрационной службе.
Согласно уставу ГБУ СО «Нижне-Сергинское лесничество» видами деятельности учреждения является обеспечение организации защиты лесов на землях лесного фонда, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия.(л.д.42).
Санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с п.28 постановления Правительства РФ от 29.06.2007 N 414 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Также в судебном заседании исследован Лесохозяйственный регламент Нижнее-Сергинского лесничества, согласно раздела 2.16.2 которого санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламлений, загрязнений и иного негативного воздействия. Уборка захламленности лесов включает в себя уборку неликвидной древесины и дров, в том числе валежа.
Таким образом, указанные мероприятия не включают в себя уборку твердых бытовых и промышленных отходов.
Согласно Положению о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, утвержденному постановлением Правительства свердловской области от 28.12.2010 г №1905-ПП, Департамент осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений, определенные в соответствии со ст.83 Лесного кодекса РФ. При этом Департамент не наделен полномочиями собственника в отношении земельных участков из земель лесного фонда, находящихся в собственности РФ.
Как следует из пояснений представителя Департамента лесного хозяйства Свердловской области в судебном заседании субвенции на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда Департаменту не предоставляются. В соответствии с ч.3 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета предоставляются Департаменту на осуществление переданных ему полномочий.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что возникновение свалок твердых бытовых отходов на указанном в исковом заявлении земельном участке не связано с деятельностью ГКУ СО «Нижне-Сергинское лесничество» и не вызвано действиями или бездействиями ГКУ СО «Нижне-Сергинское лесничество» и Департамент лесного хозяйства Свердловской области в рамках имеющихся у них полномочий.
Суд признает обоснованным довод иска о том, что органы местного самоуправления в рамках предоставленных полномочий не разрешили вопрос об организации ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на землях лесного фонда, включая жителей округа, не имеющих площадок и не заключивших договоры на оказание услуги. Лица, разместившие отходы на несанкционированной свалке, установлены не были. В судебное заседание такие сведения не представлены, в том числе администрацией Бисертского городского округа.
В силу ст. 22 Федерального закона « О санитарно-эпидемилогическом благополучии граждан» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 2 указанного Закона установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Наличие несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию благополучие неопределенного круга лиц, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, в силу приведенных выше норм, установленных обстоятельств по делу, суд считает, что ответственность по устранению допущенного нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, должна быть возложена на администрацию Бисертского городского округа – являющуюся надлежащим ответчиком.
Срок, указанный прокурором для ликвидации свалок до ДД.ММ.ГГГГ суд считает разумным с учетом того, что свалки были выявлены в ноябре 2012 года, о наличии свалки было сообщено администрации Бисертского городского округа.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства.
Руководствуясь ст.ст.103,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
Исковые прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бисертского городского округа о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов – удовлетворить.
Обязать администрацию Бисертского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, <адрес>
Взыскать с администрации Бисертского городского округа государственную пошлину в доход государства в сумме 200 (двести) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Нижнесергинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.Г. Шторх