дело № 2-1605/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 апреля 2016 года Волгоград
Ворошиловский районный суд Волгограда в составе:
председательствующего судьи Дрогалевой С.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному Учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Волгограда об установлении размера заработной платы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
установил:
ФИО1 обратился с иском к УПФР в <адрес> Волгограда, указав в обоснование требований, что решением УПФР в <адрес> Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначена трудовая пенсия по старости в размере 5257 рублей 53 копейки. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсионные (социальные) выплаты ФИО1 не получает, в связи с чем, выплата пенсии и федеральной социальной доплаты с ДД.ММ.ГГГГ были приостановлены, а с ДД.ММ.ГГГГ выплата указанных сумм прекращена.
ФИО1 полагая, что установленный размер пенсии является незаконным обратился с иском к УПФР в <адрес> Волгограда с требованиями установить размер заработной платы, взяв за основу среднемесячный заработок застрахованного лица за 60 месяцев в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и произвести перерасчет размера его пенсии. Просит возложить на УПФР в <адрес> Волгограда обязанность установить ему размер заработной платы в должности старшего энтомолога в Волгоградской экспедиции по защите хлебопродуктов, за периоды с октября 1980 года по июнь 1984 года и с марта 1985 года по май 1987 года. Обязать УПФР в <адрес> Волгограда произвести расчет пенсии ФИО1 с учетом установленного размера заработной платы с первичной даты назначения.
В ходе судебного разбирательства, истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил предмет иска, просил возложить на УПФР в <адрес> Волгограда обязанность установить ему размер заработной платы в должности старшего энтомолога в Волгоградской экспедиции по защите хлебопродуктов, за периоды с июня 1984 года по октябрь 1987 года в размере 155,70 рублей из расчет минимального порога заработной платы. Обязать управление в <адрес> Волгограда произвести расчет пенсии ФИО1 с учетом установленного размера заработной платы 155, 70 рублей, с первичной даты назначения пенсии.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования с учетом уточнений, просил удовлетворить.
Представители ответчика УПФР в <адрес> Волгограда, ФИО3, ФИО4 возражали против удовлетворения требований, просили отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, обозрев личное дело ФИО1, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 17 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу п. 2 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Из пунктов 3, 4 статьи 30 указанного Закона следует, что среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии определяется за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Министерство труда и социального развития РФ и Пенсионный фонд РФ по согласованию с Министерством внутренних дел РФ и Федеральной архивной службой России Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 16/19па утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Перечень).
Пунктом 26 Перечня определены документы, которыми подтверждается среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до ДД.ММ.ГГГГ в течение трудовой деятельности.
Так, в частности если среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями, соответствует вышеуказанным положениям законов.
Согласно разъяснениям, которые были даны территориальным органам Пенсионного фонда РФ Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ в Письме от ДД.ММ.ГГГГ N № при невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Из трудовой книжки истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в Волгоградскую экспедицию хлебопродуктов в должности старшего энтомолога, ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в Волгоградскую экспедицию хлебопродуктов в должности старшего энтомолога, ДД.ММ.ГГГГ уволен по ст. 31 КЗоТ РСФСР по собственному желанию.
Из ответа ГКУВО «Государственный архив документов социально – правовой защиты граждан <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что документы по личному составу Волгоградской экспедиции по защите хлебопродуктов, Главного управления по защите хлебопродуктов на хранение в ГКУВО «ГАСПЗГВО» не передавались, в связи с чем подтвердить трудовой стаж и предоставить сведения о размере заработной платы ФИО1 не представляется возможным.
Согласно сообщению Министерства сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в объединенном ведомственном архиве министерства сельского хозяйства, сведений о стаже и заработной плате ФИО1 за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Волгоградской экспедиции по защите хлебопродуктов, на хранении нет.
Из ответа Департамента управления делами и организационной работы Министерства сельского хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что документы главного управления по защите хлебопродуктов Министерства хлебопродуктов РСФСР, в том числе Волгоградской экспедиции по защите хлебопродуктов, в архивном фонде Минсельхоза России отсутствуют.
Согласно ответу МКУ «Волгоградский городской архив» от ДД.ММ.ГГГГ документальных материалов экспедиции по защите хлебопродуктов, Главного управления по защите хлебопродуктов на хранении в архиве не имеется.
Из выписки ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Государственное предприятие «Волгоградская экспедиция по защите хлебопродуктов» прекратило деятельность, в связи с ликвидацией, на основании определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент ликвидации Государственное предприятие «Волгоградская экспедиция по защите хлебопродуктов» руководителем не была обеспечена передача первичных учетных документов предприятия: лицевые счета, книги по заработной плате работников.
Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая им заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
Представленные истцом сведения, а именно карточки учета профсоюзных взносов, не подтверждают конкретный размер именно его заработной платы, не содержат данных, достоверно свидетельствующих об индивидуальном характере его заработка, а следовательно, не могут служить основанием для перерасчета пенсии исходя из размера заработной платы, указанной за период с июня 1984 года по 1987 года.
Анализ вышеуказанных норм пенсионного законодательства о порядке подтверждения среднемесячного заработка работника при назначении трудовой пенсии позволяет сделать вывод, что при утрате первичных бухгалтерских документов работодателем, в случае невозможности определения причинителя вреда, подтверждение его размера возможно на основании иных документы, косвенно подтверждающих фактический заработок работника на предприятии.
Таким образом, удовлетворение требований истца по настоящему делу возможно лишь при условии, что представленные документы бесспорно и однозначно подтверждают конкретный фактический заработок работника на конкретном предприятии в спорный период, что вытекает из основного принципа пенсионного обеспечения, предполагающего установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его индивидуального трудового стажа и заработка.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении требования о перерасчете трудовой пенсии на основании сведений о заработной плате, имеющихся в карточке оплаты членских взносов, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", разъяснениями, приведенными в совместном Письме Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, исходит из того, что истцом никаких документов профсоюзных организаций, членом которых он являлся, содержащих порядок исчисления размера взноса в зависимости от размера заработной платы, не представлено, а также доказательств того, что сведения, указанные в таблице, можно принимать за основу для определения заработной платы, и что расчет оплаченных профсоюзных взносов соответствует именно указанному размеру заработной платы не представлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к УПФР в <адрес> Волгограда об установлении размера заработной платы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии - отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районной суд Волгограда в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий С.В. Дрогалева