РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2013 года с. Агинское
Саянский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Морозовой Л.М.
С участием прокурора Рябцевой Г.А.
Главы Гладковского сельсовета Саянского района Красноярского края Ч.В.В.
При секретаре Ищенко Е.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-88/2013 года по заявлению прокурора Саянского района Красноярского края в порядке главы 45 ГПК РФ в интересах населения муниципального образования Гладковский сельсовет Саянского района о признании отдельных положений статей Устава МО Гладковский сельсовет Саянского района противоречащими законодательству
УСТАНОВИЛ
Прокурор Саянского района Красноярского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованием о признании отдельных положений статей Устава МО Гладковский сельсовет Саянского района противоречащими федеральному законодательству и законодательству <адрес>, ссылаясь на то, что отдельные положения устава МО Гладковский сельсовет, а именно подпункты 1.7 ч.1 ст.67 устава,
согласно которым лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, предоставляются следующие дополнительные гарантии:
- компенсация в размере назначенного им денежного вознаграждения и денежного поощрения, в случае досрочного прекращения полномочий, по основаниям, предусмотренным <адрес>, до устройства на новое место работы, сроком на четыре месяца после прекращения полномочий, а также после отставки по собственному желанию за исключением отставки по состоянию здоровья и иных случаев, предусмотренных <адрес>,
по мнению прокурора, противоречат действующему законодательству.
Так, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № признаны утратившими силу п.7 ч.1 ст.2 и ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>» регламентировавшие предоставление пособий и компенсаций выборным должностным лицам местного самоуправления при прекращении полномочий (после окончания срока полномочий в случае не избрания на новый срок полномочий на любую муниципальную должность, замещаемую на постоянной оплачиваемой основе, а также в случае досрочного прекращения полномочий по определенным законом основаниям).
По результатам рассмотрения протеста прокурора решение о внесении изменений в устав МО Гладковский сельсовет <адрес> не принято, незаконные положения из устава не исключены. Кроме того, в соответствие с Федеральным законом №93-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в п. 20 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены дополнения в части указания на осуществление поселениями муниципального земельного контроля за использованием земель поселения. Однако пункт 20 части 1 статьи 8 устава сельсовета предусматривает, что к вопросам местного значения относится осуществление земельного контроля за использованием земель поселения, без указания на вид земельного контроля. Между тем, ст.ст.71-73 Земельного кодекса РФ предусматривают виды земельного контроля (государственный, муниципальный, общественный, производственный). В связи с чем законодателем п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ был дополнен указанием на осуществление муниципального земельного контроля. Пункт 20 части 1 статьи 8 устава в действующей редакции Устава допускает расширенное толкование нормы.
В судебном заседании прокурор Рябцева Г.А. поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.
Глава Гладковского сельсовета <адрес> Ч.В.В. по существу требований не возражала.
Третье лицо – Управление Министерства юстиции РФ по <адрес> направило в суд отзыв, в котором полагает требования прокурора обоснованными частично в части противоречия законодательству подпунктов 1.7. части ст. 67 Устава МО Гладковский сельсовет, в остальной части просит в удовлетворении отказать, просит рассмотреть дело без участия представителя.
Суд, выслушав явившихся, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу статьи 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Устав муниципального образования является основным муниципальным нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой в составе норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом.
В соответствии с частью 4 статьи 7 названного Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (Уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Из материалов следует, что Устав муниципального образования Гладковский сельсовет <адрес> принят на сходе граждан ДД.ММ.ГГГГ, действующего в редакции решения Гладковского сельского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> с изменениями ДД.ММ.ГГГГ, опубликован в «Информационном листке» Гладковского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок принятия и издания оспариваемого нормативного правового акта в части соблюдения формы, правил введения в действие, в том числе правил его опубликования, соблюден.
Положениями подпунктов 1.7 части 1 ст.67 Устава МО Гладковский сельсовет лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, гарантируется выплата единовременного денежного пособия в случае не избрания на новый срок и компенсации в случае досрочного прекращения полномочий, предусмотрены пособия и компенсации должностному лицу местного самоуправления, в том числе в случае не избрания на должность на новый срок и досрочного прекращения полномочий.
Данные положения Устава МО Гладковский сельсовет <адрес> вступили в противоречие в связи изменением законодательства <адрес>, противоречат федеральному законодательств по следующим основаниям.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании утратившими силу отдельных положений <адрес> «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>» признаны утратившими силу п.7 ч.1 ст.2 и ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес>», регламентировавшие предоставление пособий и компенсаций выборным должностным лицам местного самоуправления при прекращении полномочий (после окончания срока полномочий в случае не избрания на новый срок полномочий на любую муниципальную должность, замещаемую на постоянной оплачиваемой основе, а также в случае досрочного прекращения полномочий по определенным законом основаниям).
В соответствии с подпунктом "б" части 1 статьи 5 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Пунктом 5.1 части 5 статьи 40 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законодательством гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, не установлены. А поэтому оспариваемые подпункты 1.7 части 1 статьи 67 Устава МО Гладковский сельсовет <адрес> вступили в противоречие с краевым законодательством.
Согласно пунктам "к", "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации)
Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в силу статьи 40 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регулируется указанным законом.
Согласно этим нормам законами субъекта Российской Федерации и уставами муниципальных образований предоставлено право устанавливать гарантии депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления только на период их полномочий, а не по их окончании.
Предоставляя преимущества выборным должностным лица местного самоуправления <адрес>, подпункты 1.7 части 1 статьи 67 Устава вступают в противоречие и со статьей 3 Трудового кодекса РФ, устанавливающей запрет на получение каких-либо преимуществ в трудовых правах, в зависимости от должностного положения.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу подпунктов 1.7 ч.1 ст.67 устава Гладковского сельсовета.
В соответствие с Федеральным законом № 93-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля, (надзора) и муниципального контроля» в п. 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены дополнения в части указания на осуществление поселением муниципального земельного контроля за использованием земель поселения. Из текста следует, что п. 20 части статьи 8 Устава муниципального образования Гладковский сельсовет <адрес> предусматривает, что к вопросам местного значения относится осуществление земельного контроля за использованием земель поселения, без указания на вид земельного контроля, который предусматривает Земельный кодекс РФ (государственный, муниципальный, общественный, производственный).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. В силу прямого действия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отсутствие в Уставе положений, касающихся указания на вид земельного контроля не является прямым противоречием федеральному законодательству. По мнению суда, оспариваемый прокурором п. 20 части 1 ст. 8 Устава прямых противоречий федеральному закону не содержит, а лишь не учитывает отдельные изменения, внесенные в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральным законом № 93-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». На основании вышеизложенного, в этой части суд полагает не удовлетворять заявление прокурора <адрес>.
Руководствуясь ст. 253, 191-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Признать недействующим подпункт 1.7 части 1 статьи 67 Устава муниципального образования Гладковский сельсовет <адрес>, принятого на сходе граждан ДД.ММ.ГГГГ, действующего в редакции решения Гладковского сельского совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированного Управлением Министерства юстиции РФ по <адрес> с изменениями ДД.ММ.ГГГГ, с момента вступления решения суда в законную силу.
Опубликовать сообщение о принятом решении в печатном издании - газете «Присаянье».
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Саянский суд.
Председательствующий