Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-241/2013 ~ М-112/2013 от 22.01.2013

Дело №2-241/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Михайловск 26 января 2013 года

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Гладских Е.В.,

при секретаре Емцеве А.Г.,

с участием:

заявителя Аксельрод А.В.,

представителя заинтересованного лица – Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края – Ященко В.В.,

помощника прокурора Шпаковского района – Жирнова В.Я.,

представителя заинтересованного лица Логунова И.А. - по доверенности Шевченко В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда гражданское дело по заявлению Аксельрод А.В. о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края № ….. от ….. 2013 года «О регистрации Аксельрод А.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № … », отмене регистрации кандидата в депутаты Думы муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному округу Аксельрод А.В., обязании Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края зарегистрировать Аксельрод А.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № ….,

УСТАНОВИЛ:

Аксельрод А.В. обратилась в Шпаковский районный суд с заявлением о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края № …. от ….. ципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № … », отмене регистрации кандидата в депутаты Думы муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному округу Аксельрод А.В., обязании Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края обязать зарегистрировать Аксельрод А.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № ….

В обоснование заявленных требований Аксельрод В.В. указала, что … 2013 года Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района (далее ТИК Шпаковского района) принято постановление № …… «О регистрации Аксельрод А.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № ….».

При получении заявителем протокола заседания ТИК Шпаковского района от … 2013 года № …, на повестке дня которого слушался вопрос о регистрации Аксельрод А.В. кандидатом в депутаты, установлено, что согласно листу регистрации, присутствующих на данном заседании членов ТИК Шпаковского района с правом решающего голоса, зарегистрировано … человек: ….

Вместе с тем, в протоколе заседания ТИК Шпаковского района от … 2013 года №.. указано, что присутствовало и голосовало … членов ТИК Шпаковского района с правом решающего голоса, а именно все ранее перечисленные члены, за исключением Ященко В.В.

В случае, если указанный член ТИК Шпаковского района с правом решающего голоса Ященко В.В. действительно отсутствовал и не голосовал на заседании ТИК Шпаковского района от …. 2013 года № …, то Постановление ТИК Шпаковского района от ….. 2013 года № …. является незаконным в связи с его принятием неправомочным коллегиальным органом и вопрос о регистрации кандидатом в депутаты Аксельрод А.В. требует повторного рассмотрения правомочным коллегиальным органом - ТИК Шпаковского района по следующим основаниям.

В соответствии с Перечнем и количественным составом территориальных избирательных комиссий новых составов, формируемых в Ставропольском крае в …..году, утвержденным Постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края от …2010 года № …., ТИК Шпаковского района состоит из…. членов с правом решающего голоса.

Согласно Списку членов ТИК Шпаковского района с правом решающего голоса, утвержденному Постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № …… (с изменениями, внесенными Постановлениями Избирательной комиссии Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № ….. от ДД.ММ.ГГГГ № …. от ДД.ММ.ГГГГ № …, от ДД.ММ.ГГГГ № …, в состав членов ТИК Шпаковского района с правом решающего голоса входят:….

В соответствии с требованиями п. п. 1, 2, 11, 13 ст. 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный Закон) п. п. 26, 38 Регламента территориальной избирательной комиссии, сформированной на территории Ставропольского края, утвержденного Постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края от 28 ноября 2009 года № 47/699, деятельность комиссий осуществляется коллегиально. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. Заседание иной комиссии, в том числе территориальной избирательной комиссии, является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии о регистрации кандидатов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

В случае, если член ТИК Шпаковского района с правом решающего голоса Ященко В.В. считался отсутствующим, то Постановление ТИК Шпаковского района от …. 2013 года № …. принято незаконно, неправомочным на его принятие коллегиальным органом, не большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса, то есть … голосами, а всего лишь половиной – …. голосами, что не является большинством и, соответственно, является незаконным.

На основании изложенного Аксельрод А.В. просит суд признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края № … от …. 2013 года «О регистрации Аксельрод А.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №.. », отменить регистрацию кандидата в депутаты Думы муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному округу Аксельрод А.В., обязать Территориальную избирательную комиссию Шпаковского района Ставропольского края обязать зарегистрировать Аксельрод А.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № ….

В судебном заседании заявитель Аксельрод А.В. поддержала заявленные требования и просила суд их удовлетворить в полном объеме.

Заинтересованное лицо – Логунов И.А., будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

С учетом положений ч. 1 ст. 260.1 ГПК РФ, мнения участвующих лиц, суд считает возможным начать и окончить рассмотрение дела в отсутствие не явившегося заинтересованного лица по имеющимся материалам.

Представитель заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края по - доверенности Ященко В.В. просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая, что постановление о регистрации Аксельрод А.В. в качестве кандидата является законным и обоснованным, нарушений действующего законодательства при регистрации последнего допущено не было. Пояснил суду, что после его регистрации, он был вынужден отлучиться с заседания ТИК Шпаковского района на ….. минут, в связи с необходимостью выполнения служебных обязанностей, связанных с основной занимаемой должностью – юриста Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края. Когда он вернулся, то голосование по кандидатуре Аксельрод А.В. было уже закончено, и он в нем действительно не участвовал.

Представитель заинтересованного лица ЛИ.А. - по доверенности Шевченко В.Н. в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования в части признания незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края № …. от … 2013 года «О регистрации Аксельрод А.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № …». В удовлетворении остальных заявленных требований просил отказать по следующим основаниям.

При выдвижении ….. 2012 года кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края Аксельрод А.В. в нарушение п. 2 ст. 33 Федерального Закона одновременно с заявлением о согласии баллотироваться не представлено документа, подтверждающие место работы и должность кандидата; представлена лишь копия удостоверения адвоката, которая не является документом, подтверждающим место работы; а справка из адвокатской палаты от … 2013 года № …. действительно подтверждающая место работы в адвокатском кабинете, представлена как дополнение и уточнение к ранее поданным документам в ТИК Шпаковского района ….. 2013 года. По смыслу п. 1.1 ст. 38 Федерального закона Аксельрод А.В. не могла представлять дополнительные документы, а значит, документ, подтверждающий место работы отсутствовал, что в соответствии с требованиями пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального Закона является основанием для отказа в регистрации кандидата, и поскольку решение о регистрации Аксельрод А.В. принято ТИК Шпаковского района с нарушением п. 24 ст. 38 Закона № 67-ФЗ, то оно является незаконным, а регистрация, осуществленная на его основании – подлежащей отмене.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года основанием для отказа регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

По мнению Ш. представленные кандидатом Аксельрод А.В. подписные листы являются недействительными по следующим основаниям:

- отсутствие в колонке «адрес места жительства избирателя» указания на дом (п.п. 3 п. 10 ст. 15 Краевого Закона, п.п. «г» п. 6.4 ст. 38 Федерального Закона) – подписные листы №№…..;

- неоговоренные исправления в сведениях о сборщике подписей (п.п. 7 п. 7 ст. 15 Краевого Закона, п.п. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального Закона) подписной лист №№…..

- отсутствие в колонке «адрес места жительства избирателя» указания наименования субъекта РФ, район, дом (п.п. 3 п. 10 ст. 15 Краевого Закона, п.п. «г» п. 6.4 ст. 38 Федерального Закона) – подписные листы №№ ….;

- неоговоренные исправления в сведениях об избирателе (п.п. 7 п. 7 ст. 15 Краевого Закона, п.п. «ж» п. 6.4 ст. 38 Федерального Закона) подписные листы №№…..

- неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя (п.п. 5 п. 7 ст. 15 Краевого Закона, п.п. «е» п. 6.4 ст. 38 Федерального Закона) подписной лист №….

Отсутствие необходимого количества достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата Аксельрод А.В. является самостоятельным основанием для отказа в ее повторной регистрации.

Кроме того, установленное постановлением Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района №…от …. 2012 года количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, составляет …, в то время как путем арифметического подсчета, указанный минимум должен составлять …. и с учетом округления соответственно ….

Помощник прокурора Шпаковского района Ставропольского края Жирнов В.Ю. дал заключение об удовлетворении заявленных требований, ввиду допущенных нарушений избирательного законодательства при регистрации Аксельрод А.В. в качестве кандидата в депутаты.

Выслушав мнение заявителя, заинтересованных лиц, заключение прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявленные Аксельрод А.В. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в связи с досрочным прекращением полномочий депутата муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края Р.В.И. на основании Решения Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от …. 2012 года № 160 «О назначении дополнительных выборов депутата Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № ….» на ….. 2013 года назначены дополнительные выборы депутата Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № …..

Данное Решение Думы МО г. Михайловска от ….. 2012 года № …. опубликовано в официальном печатном издании – газете «Михайловские вести» ….. 2012 года № …...

На основании Постановления Избирательной комиссии Ставропольского края от …… 2012 года № ….. «О возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования города Михайловска на территориальную избирательную комиссию Шпаковского района», Постановления ТИК Шпаковского района от ……2012 г. № ….. «О возложении полномочий окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № … по дополнительным выборам депутата Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу №…. на территориальную избирательную комиссию Шпаковского района» полномочия избирательной комиссии муниципального образования города Михайловска, окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №…. по дополнительным выборам депутата Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 возложены на ТИК Шпаковского района.

В соответствии с требованиями п. п. 1, 2 ст. 33 Федерального Закона о выдвижении кандидата избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Законом № 67-ФЗ, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Судом установлено, что …. 2012 года в ТИК Шпаковского района поступило заявление Аксельрод А.В.о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № ….

Содержание данного заявления Аксельрод А.В. соответствует требованиям п. 2 ст. 33 Федерального Закона, а именно в нем содержатся следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 33 Федерального Закона к указанному заявлению о согласии баллотироваться приложены необходимые документы: копия паспорта гражданина Российской Федерации – Аксельрод А.В. серии ……. на 11 листах, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, - диплом серии …… на 3 листах, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий) – копия трудовой книжки серии …… на 21 листах, удостоверения адвоката от ….. года № ….. на 1 листе. Данные обстоятельства подтверждаются представленными ТИК Шпаковского района в материалы дела документами, поступление данных документов в ТИК Шпаковского района подтверждается описью документов от.. ……… 2012 года.

Таким образом, в силу п. 2 ст. 33 Федерального Закона ТИК Шпаковского района считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат Аксельрод А.В. считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным Законом с 31 декабря 2012 года.

К вышеперечисленным документам Аксельрод А.В. в порядке п. 1.1 ст. 38 Федерального Закона сданы ….. 2013 года - справка из Адвокатской палаты Ставропольского края от ….. 2013 года № ……, и ДД.ММ.ГГГГ - справка адвоката Аксельрод А.В., подтверждающие сведения заявления Аксельрод А.В. об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а именно статусе адвоката в адвокатском кабинете.

ТИК Шпаковского района исследованы представленные для выдвижения кандидатом в депутаты документы Аксельрод А.В. на заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ, в них нарушений не установлено, что подтверждается протоколом заседания комиссии от …… 2013 года № ….. Ранее в порядке п. 1.1 ст. 38 Федерального Закона Аксельрод А.В. не предлагалось ТИК Шпаковского района дополнить документы и (или) содержащиеся в них сведения.

С учетом вышеизложенного и находящихся в материалах дела документов судом установлено, что документы Аксельрод А.В. для ее выдвижения кандидатом в депутаты муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края полностью соответствуют требованиям п. 2 ст. 33 Федерального Закона и представлены в ТИК Шпаковского района в установленный законом срок для выдвижения.

ДД.ММ.ГГГГ Аксельрод А.В. в ТИК Шпаковского района представлены документы для ее регистрации кандидатом в депутаты – подписные листы в количестве …. листов с подписями избирателей в количестве …. подписей, и протоколы в 2 экземплярах об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Аксельрод А.В., что подтверждается представленными ТИК Шпаковского района в материалы дела документами. Получение ТИК Шпаковского района данных документов от кандидата Аксельрод А.В. подтверждается описью документов от ….. 2013 года и подтверждением приема подписных листов от ….. 2013 года, представленных ТИК Шпаковского района.

Согласно п. 1 ст. 37, п. 2 ст. 38 Федерального Закона в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с п. 10 ст. 16 Федерального Закона, за исключением случая, предусмотренного п. 1.1 ст. 37 Федерального Закона, но не может составлять менее 10 подписей. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на четыре подписи.

Количество избирателей в одномандатном избирательном округе № ….. составляет …. человек. В соответствии с требованиями п. 1 ст. 37, п. 2 ст. 38 Федерального Закона, Постановлением ТИК Шпаковского района от ДД.ММ.ГГГГ № ….. «О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № ….» установлено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № … в количестве …. подписей избирателей и максимальное количество – 15 подписей.

Таким образом, кандидатом Аксельрод А.В. в ТИК Шпаковского района сдано … подписных листов с ….. подписями избирателей в соответствии с требованиями п. 1 ст. 37, п. 2 ст. 38 Федерального Закона, Постановления ТИК Шпаковского района от ДД.ММ.ГГГГ № …..

Согласно представленному в материалы дела ТИК Шпаковского района итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей от ДД.ММ.ГГГГ …. подписных листов с …. подписями избирателей признаны действительными и достоверными; … подписных листа с …. подписями избирателей признаны недействительными на основании пп. пп. «е», «ж» п. 6.4 ст. 38 Федерального Закона. Количество достоверных и действительных подписей в количестве …. является достаточным для регистрации кандидата Аксельрод А.В., что отражено в указанном выше итоговом протоколе ТИК Шпаковского района.

Судом в соответствии с требованиями п. 1 ст. 37, п. 2 ст. 38 Федерального Закона, Постановления ТИК Шпаковского района от ДД.ММ.ГГГГ, № …. установлено, что ….. подписных листов с…. подписями избирателей, признанных действительными и достоверными, что является достаточным для регистрации Аксельрод А.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района ставропольского края.

Таким образом, судом установлено, что Аксельрод А.В. выполнены все требования и представлены все необходимые документы, соответствующие требованиям Федерального Закона, для ее выдвижения и регистрации ТИК Шпаковского района кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района ставропольского края. Аксельрод А.В. нарушений закона не допущено.

Вместе с тем, ТИК Шпаковского района нарушены избирательные права кандидата Аксельрод А.В. и требования п. п. 1, 2, 11, 13 ст. 28 Федерального закона, в соответствии с которыми предусмотрено, что деятельность комиссий осуществляется коллегиально. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. Заседание иной комиссии, в том числе территориальной избирательной комиссии, является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии о регистрации кандидатов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

В соответствии с Перечнем и количественным составом территориальных избирательных комиссий новых составов, формируемых в Ставропольском крае в 2010 году, утвержденным Постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № ….. ТИК Шпаковского района состоит из …. членов с правом решающего голоса.

Согласно Списку членов ТИК Шпаковского района с правом решающего голоса, утвержденному Постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №….. (с изменениями, внесенными Постановлениями Избирательной комиссии Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № ….., от ДД.ММ.ГГГГ № …., от ДД.ММ.ГГГГ № ….., от ДД.ММ.ГГГГ № ….., в состав членов ТИК Шпаковского района с правом решающего голоса входят: …….

На основании Постановления Избирательной комиссии Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № …… «О назначении председателя территориальной избирательной комиссии Шпаковского района» председателем ТИК Шпаковского района назначен Щ.С.А.

Таким образом, в соответствии с 11, 13 ст. 28 Федерального Закона заседание ТИК Шпаковского района является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса; решения ТИК Шпаковского района о регистрации кандидатов считаются принятыми большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Следовательно, ТИК Шпаковского района была правомочна заседать и принимать решения о регистрации кандидатов с учетом его состава из …. членов с правом решающего голоса в составе большинства, то есть от … до …. членов ТИК Шпаковского района от установленного количества …. членов с правом решающего голоса.

Согласно представленному ТИК Шпаковского района в материалы дела протоколу заседания ТИК Шпаковского района от …. 2013 года № …, на повестке дня которого слушался вопрос о регистрации Аксельрод А.В. кандидатом в депутаты, судом установлено, что в данном заседании ТИК Шпаковского района присутствовало и голосовало …. членов ТИК Шпаковского района с правом решающего голоса:……, то есть половина от установленного количества членов с правом решающего голоса, а не большинство.

Таким образом, заседание ТИК Шпаковского района являлось неправомочным, а решение о регистрации Аксельрод А.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края принятым незаконно неправомочным коллегиальным органом.

Оценивая доводы представителя заинтересованного лица ЛИ.А. по доверенности Шевченко В.Н., о том что Аксельрод А.В. в нарушение п. 2 ст. 33 Федерального Закона одновременно с заявлением о согласии баллотироваться не представила документ, подтверждающий место работы и должность, суд исходит из следующего.

Согласно п. 1 ст. 15.1 Закона Ставропольского края № 37-кз регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Для регистрации кандидат или лица, уполномоченные представлять кандидата, не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в эту избирательную комиссию документы, предусмотренные Федеральным законом.

Таким образом, п. 1 ст. 15.1 Закона Ставропольского края № 37-кз прямо предусмотрено право кандидата на представление в избирательную комиссию любых документов, необходимых для его регистрации не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.

Как указано выше, кандидатом Аксельрод А.В. …. 2013 года в ТИК Шпаковского района представлена справка из Адвокатской палаты Ставропольского края от …. 2013 года № … и …. 2013 года – справка адвоката Аксельрод А.В., подтверждающие сведения заявления Аксельрод А.В. об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а именно: адвоката в адвокатском кабинете.

Данные документы представлены Аксельрод А.В. не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до …. 2013 года); в период, предусмотренный для выдвижения кандидатов в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края – с …. 2012 года по …. 2013 года; и до осуществления, а именно за 3-4 дня соответственно, до регистрации Аксельрод А.В. кандидатом в депутаты – …. 2013 года

В соответствии с требованиями п. 1.1 ст. 38 Федерального закона установлено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с п. п. 2, 3 ст. 33 Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Из содержания п. 2 Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2007 г. № …. «О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в1», «в2» п. 24, подпунктов «б1», «б2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что в соответствии с п. 1.1 ст. 38 Федерального закона кандидат в случае самостоятельного выявления отсутствия в представленных ими документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) несоблюдения требований закона к оформлению таких документов не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата вправе:

1) уточнять и дополнять сведения, содержащиеся в документах, представленных в соответствии с п. п. 2, 3 ст. 33 Федерального закона, а также в иных документах (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации;

2) исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, за исключением подписных листов, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона.

Если кандидатом производится уточнение представленных ранее сведений, требующих в соответствии с Федеральным законом, иным законом документального подтверждения, кандидат обязан представить документы, подтверждающие указанные сведения.

Из содержания п. 2.3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01 июня 2010 года № 784-О-О следует, что п. 1.1 ст. 38 Федерального закона предусматривает право кандидата в течение срока, определенного для выдвижения, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов. По своему смыслу данные законоположения, как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.

Суд учитывает, что указанный недостаток был выявлен не ТИК Шпаковского района, а самостоятельно устранен Аксельрод А.В. в предусмотренный законом срок, до принятия избирательной комиссией решения о ее регистрации.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о правомерности представления кандидатом Аксельрод А.В. в порядке п. 1.1 ст. 38 Федерального Закона, п. 1 ст. 15.1 Закона Ставропольского края № 37-кз дополнительно документов, подтверждающих сведения о месте работы кандидата, как восполняющие неполноту представленных ранее сведений о кандидате, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, и отклоняет указанные доводы Шевченко В.Н. как необоснованные.

Доводы представителя заинтересованного лица Шевченко В.Н. о недостаточном количестве действительных подписей в поддержку кандидата Аксельрод А.В. суд отклоняет по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 10 Закона Ставропольского края, а также п. 6.4 ст. 38 Федерального Закона недействительными признаются подписи, в том числе:

- подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист;

- подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно;

- подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума;

- все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно.

Из указанных норм вытекает, что неоговоренные исправления в подписном листе могут свидетельствовать о нарушении закона в части порядка заполнения и удостоверения подписного листа, что означает, что все исправления, произведенные в подписном листе, должны быть специально оговорены уполномоченным на то лицом.

Подписные листы 2 и 6 с подписями признаны недействительными решением ТИК Шпаковского района, что подтверждается итоговым протоколом проверки подписей избирателей от 10 января 2013 года, что также не оспаривалось самим заявителем. В связи с этим повторное исследование указанных подписных листов судом не имеет правового значения для рассматриваемого дела.

В соответствии с п. 11 ст. 37 Федерального Закона избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

При этом в силу п. 5 ст. 2 Федерального Закона под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В подписных листах, представленных для регистрации Аксельрод А.В., все указанные в п. 5 ст. 2 Закона № 67-ФЗ сведения об адресах избирателей указаны.

В соответствии с требованиями п. 5 ст. 2 Федерального Закона должен быть указан номер дома. Данные обязательные в силу закона сведения во всех подписных листах с подписями избирателей имеются; во всех сведениях об адресе избирателей номера домов, где они зарегистрированы по месту жительства, указаны. Обязанности на указание сведений «номер дома» с обязательным применение слов «д. или дом» законом не установлено.

В отсутствие слов «д. или дом» смысл содержания сведений об адресах избирателей не теряется и не препятствует однозначному восприятию этих сведений.

С учетом изложенного сведения об адресах избирателей, содержащиеся в подписных листах, представленных кандидатом Аксельрод А.В., являются соответствующими закону, а подписные листы №№…….. действительными по указанному основанию.

По мнению суда не могут признаны недействительными подписные листы №№ … по заявленным основаниям, поскольку при визуальном обозрении указанных подписных листов в судебном заседании неоговоренных исправлений в подписных листах ……. не установлено. В силу п. 6.6 ст. 38 Федерального Закона наличие помарки не может служить основанием для признания подписи избирателя недействительной. Имеющиеся в указанных подписных листах помарки, вызванные небрежностью при написании, индивидуальностью почерка и используемой авторучки, не препятствуют прочтению и достоверности указанных сведений.

Подписной лист №… в сведениях об адресе избирателе содержит сокращение слов «Ставроп. край» и «Шпаков. р-н».

Согласно п. 5 ст. 38 Федерального Закона установлено, что не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

Сокращение слова «Ставроп. край» не препятствует однозначному восприятию этих сведений «Ставропольский край и Шпаковский район».

Подписной лист ….. в сведениях об адресе избирателе в словах «Шпаковского района» избирателем допущена грамматическая ошибка при склонении данных слов. Вместе с тем, законом не установлены основания для признания подписей избирателей недействительными в связи с допущенными грамматическими, орфографическими и иными ошибками русского языка. Допущенная орфографическая ошибка не препятствует однозначному восприятию указанных сведений.

Таким образом, общее количество действительных подписей, предоставленных кандидатом Аксельрод А.В., составляет …, что на две подписи превышает необходимый минимум подписей, установленный постановлением Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района …… от ……….. года.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности доводов представителя заинтересованного лица Шевченко В.Н. об отсутствие необходимого количества достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата Аксельрод А.В.

Иные доводы Шевченко В.Н. не имеют правового значения для рассматриваемого дела, и основаны на неверном толковании и применении норм права.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ТИК Шпаковского района нарушены требования п. п. 1, 2, 11, 13 ст. 28 Федерального Закона, повлекшие нарушения избирательных прав кандидата Аксельрод А.В., которые в настоящее время требуется устранить и восстановить.

Согласно п. п. 1, 2, 5 ст. 75, п. 6 ст. 76 Федерального Закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных Законом № 67-ФЗ.

В соответствии п. 1 ст. 259, п. 1 ст. 261 ГПК РФ кандидаты, считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии нарушаются избирательные права граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. Суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права. Решение суда, вступившее в законную силу, направляется председателю избирательной комиссии и подлежит реализации в указанные судом сроки по правилам, установленным ч. 2 ст. 206 ГПК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 15.1 Закона Ставропольского края №37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Для регистрации кандидат или лица, уполномоченные представлять кандидата, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в эту избирательную комиссию документы, предусмотренные Федеральным законом.

Ввиду истечения вышеуказанного срока, и как следствие невозможности повторного рассмотрения ТИК Шпаковского района вопроса о регистрации Аксельрод А.В. в качестве кандидата в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № ……», указанное решение принимается судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № …. ░░ …… ░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ….. », ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ….– ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ …. ░░░░ № ….. «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ….».

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № …. ░░░░░░░░░░.░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № …..

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░

2-241/2013 ~ М-112/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Аксельрод Анжелика Владимировна
Другие
Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района
Прокурор Шпаковского района Ставропольского края
Суд
Шпаковский районный суд Ставропольского края
Судья
Гладских Е.В.
Дело на сайте суда
shpakovsky--stv.sudrf.ru
22.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2013Передача материалов судье
23.01.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2013Судебное заседание
25.01.2013Судебное заседание
26.01.2013Судебное заседание
30.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2014Дело оформлено
01.04.2015Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее