Дело № 2-2425/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 14 марта 2013 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Кяргиевой Н.Н.,
при секретаре Трегуб Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамрова А. Ю. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка и исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости,
установил:
Мамров А.Ю. обратился в суд с иском, мотивируя тем, что на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ серия № является собственником земельного участка площадью 4824 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. В соответствии со ст. 388, 390 НК РФ собственник земельного участка является плательщиком земельного налога. Налоговой базой признается кадастровая стоимость земельного участка. Таким образом, размер уплачиваемого земельного налога напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства Вологодской области № 2154 утверждена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, в размере 23 804 028 рублей. Согласно справке о рыночной стоимости земельного участка, составленной ДД.ММ.ГГГГ экспертом-оценщиком Булиной Е.А., рыночная стоимость участка на дату утверждения кадастровой стоимости составляет 4 750 600 рублей, то есть в пять раз меньше кадастровой оценки. Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровому плану земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № разрешенным использованием/назначением земельного участка является «для завершения строительства и последующей эксплуатации здания гаража». Согласно данным публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, разрешенным использованием является «под иными объектами специального назначения».
Истец не оспаривая кадастровую стоимость принадлежащего ему участка и порядок его утверждения, просит установить рыночную стоимость земельного участка площадью 4824 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № в качестве его кадастровой стоимости с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика внести соответствующие изменения и исправления в государственный кадастр недвижимости; исправить техническую ошибку в государственном кадастре недвижимости, в сведениях о земельном участке, указав разрешенное использование/назначение «для завершения строительства и последующей эксплуатации здания гаража».
В судебное заседание истец Мамров А.Ю. не явился, извещен надлежащим образом, а его представитель по доверенности Смолокуров К.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Суду пояснил, что кадастровая стоимость участка установлена постановлением Правительства Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Установленная им стоимость, затрагивает интересы истца как плательщика земельного налога, так как размер налога напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Не отрицает, что в конце 2012 года проведена новая оценка участка. От удовлетворения иска зависит размер уплаты налога за 2010, 2011, 2012 годы.
Представитель ответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области по доверенности Воробьев С.В. с исковыми требованиями не согласен, просит в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве. В отзыве указал, что в государственном кадастре недвижимости содержаться сведения о земельном участке с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира – здание гаража (незавершенное строительство), расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, площадью 4824 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для завершения строительства и последующей эксплуатации здания гаража, установлен постановлением Главы г. Вологды от ДД.ММ.ГГГГ № и не изменялся. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 10 956 944 рубля 16 копеек, внесена на основании приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Данная кадастровая стоимость внесена в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Постановление Правительства Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области» отменено Постановлением Правительства Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № и сведения о кадастровой стоимости утвержденные данным постановлением в ГКН отсутствуют, в связи с чем пересмотру не подлежат. Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями в судебном порядке. Стороны, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка не лишены возможности доказать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. На территории Вологодской области при Управлении Росреестра по Вологодской области приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Судом установлено, что Мамров А.Ю. является собственником земельного участка площадью 4824 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, разрешенное использование – для завершения строительства и последующей эксплуатации здания гаража, приобретенный по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на который зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия №.
Постановлением Правительства Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 4824 кв. м равной 23 804 028 рублям. Постановление вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со справкой о рыночной стоимости земельного участка, составленной ИП Булиной Е.А., рыночная стоимость земельного участка истца на ДД.ММ.ГГГГ составляет 4 750 600 рублей.
Обращаясь с иском, истец просит установить рыночную стоимость земельного участка площадью 4824 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер 35:24:0203004:0141 в качестве его кадастровой стоимости с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом ни порядок, ни методику проведения государственной кадастровой оценки земли, по результатам которой и была установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 23 804 028 рублей, истец не оспаривал. Также им не оспаривалась и установленная кадастровая стоимость. В качестве правового обоснования своих требований ссылался на положения ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти.
Указом Президента РФ от 25.12.2008 года N 1847 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также установлено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является правопреемником Федерального агентства кадастра недвижимости, в том числе по обязательствам возникшим в результате исполнения судебных решений.
В силу п. 2 ст. 3 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации» полномочия органа кадастрового учета на территории Вологодской области осуществляет филиал ФБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Вологодской области».
Согласно ч. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Для целей налогообложения, согласно ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется (устанавливается) в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Следовательно, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого объекта налогообложения - земельного участка, расположенного в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Таким образом, налоговая база представляет собой стоимостную оценку земельного участка, доводимую до сведения налогоплательщиков в каждом налоговом периоде и устанавливаемую в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены, в том числе, изменения в п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, который в новой редакции предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кроме того, Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой предусмотрено, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Между тем в силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящей части срок.
Поскольку государственная кадастровая оценка земельного участка, принадлежащего истцу, была завершена до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, то положения названного Закона, в частности изменения, внесенные в ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, к спорным правоотношениям не применимы.
Ранее действовавшая редакция ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривала, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В соответствии с настоящей и ранее действовавшей редакцией пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Приведенные нормативные акты позволяют сделать вывод о том, что при определении кадастровой стоимости не учитываются специфические характеристики земельного участка, что может вызвать несоответствие кадастровой стоимости и рыночной стоимости одного и того же земельного участка.
Таким образом, новой редакцией части 3 статьи 66 Земельного кодекса закреплена возможность установления кадастровой стоимости, определенной с применением методов массовой оценки, в размере рыночной стоимости, определенной индивидуально.
Вместе с тем в нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимостей. Ни один нормативный акт не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость. Также в Земельном кодексе Российской Федерации не указано, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть максимально приближена к его рыночной стоимости.
То обстоятельство, что установленная, рыночная стоимость спорных земельных участков существенно ниже кадастровой, не может свидетельствовать о недостоверности кадастровой оценки, в том числе, и в части установления удельного показателя кадастровой стоимости, так как критерии рыночной оценки земельных участков не являются тождественными критериям кадастровой оценки и не находятся с ними в прямой взаимосвязи.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) на основании и в порядке, установленном федеральным законодательством.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, а Приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель».
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316.
Согласно п. 5 Правил государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, несмотря на взаимосвязь рыночной стоимости земельных участков с кадастровой стоимостью земельных участков, в соответствии с действующим законодательством методики установления кадастровой и рыночной стоимости земельных участков различны, также как не тождественны и сами понятия кадастровой и рыночной стоимости земельных участков.
Как следует из статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Из изложенных нормативных актов следует, что кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, устанавливается не произвольно, а в исключительных случаях - при невозможности установить в процессе государственной кадастровой оценки рыночную стоимость земельного участка путем массовой оценки. Определение рыночной стоимости земельного участка не является безусловным основанием для замены кадастровой стоимости, определенной в установленном порядке, на его рыночную стоимость; рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена на дату проведения массовой оценки земель и должна содержаться в отчете.
Таким образом, вопрос о пересмотре должен решаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями – в судебном порядке.
На территории Вологодской области при Управлении Росреестра по Вологодской области приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/472 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, к которому Мамров А.Ю. не обращался.
Представленную суду справку о рыночной стоимости земельного участка, составленную ИП Булиной Е.А., суд не может принять во внимание, поскольку согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ, ст. 24.19 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлен специальный порядок определения кадастровой стоимости земельных участков и ее изменения.
С учетом изложенного данная справка в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела является недопустимым доказательством.
Таким образом, анализ законодательства, действовавшего на дату проведения государственной кадастровой оценки земель и действующего в настоящее время, позволяет сделать вывод о том, что следует учитывать рыночную стоимость, определенную в отношении оспариваемых земельных участков индивидуально в отчете об оценке, подготовленном оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость таких земельных участков. Именно несоответствие кадастровой стоимости земельного участка, определенной методом массовой оценки, его рыночной стоимости, определенной индивидуально, на одну и ту же дату может повлечь корректировку кадастровой стоимости путем ее замены на рыночную. Такая корректировка допустима однократно до проведения следующей государственной кадастровой оценки земель.
Установлено, что Департаментом имущественных отношений Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № принят приказ "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области". Вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 10 956 944 рубля 16 копеек.
Постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" признано утратившим силу на основании Постановления Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области" (вступил в силу с 26.01.2013 года).
При таких обстоятельствах по делу, суд полагает в удовлетворении требований Мамрову А.Ю. об установлении рыночной стоимости земельного участка в качестве его кадастровой стоимости и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости отказать.
Также не подлежат удовлетворению и требования об исправлении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости в части вида разрешенного использования, поскольку вид разрешенного использования «для завершения строительства и последующей эксплуатации здания гаража» установлен постановлением Главы г. Вологды от 23.06.2006 года № 2408 и не изменялся с постановки земельного участка на кадастровый учет с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кадастровым планом земельного участка №.
Руководствуясь ЗК РФ, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
решил:
Мамрову А. Ю. в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Н.Н. Кяргиева
Мотивированное решение изготовлено 18.03.2013 года.