№73RS0014-01-2021-001097-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2021 года р.п. Николаевка
Николаевский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Яниной И.В.,
С участием прокурора Бахтуровой Д.С.,
при секретаре Росиевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1-431 по административному иску прокурора Николаевского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области, Администрации МО Поспеловскоесельское поседение о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по приведению мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями,
У С Т А Н О В И Л :
В суд в защиту интересах неопределенного круга лиц с административным иском к административным ответчикам Администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области, Администрации МО Поспеловское сельское поселение обратился прокурор, просит признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в не проведении работ по созданию и оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования «Поспеловское сельскоепоселение», соответствующих требованиям СанПин 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3., обязать административных ответчиков произвести работы по приведению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствие с требованиями указанных СанПин 2.1.3684-21 путем оборудования подъездных путей для специального транспорта, твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходовза пределы контейнерной площадки, по адресам: в <адрес> 20 контейнерных площадок по <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>;
- в <адрес>5контейнерных площадок по <адрес>; ул.им.Борисова, 13; <адрес>; <адрес>; <адрес>о следующим основаниям.
Прокуратурой Николаевского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой установлено, что Постановлением администрации МО «Николаевский район» от 02.02.2021 №67 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Николаевский район».
Согласно сведениям реестра мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, предоставленного администрацией МО «Николаевский район», установлено, что на территории МО Поспеловское сельское поселение расположены контейнерные площадки по указанным выше адресам.
Указанные контейнерные площадки не оборудованы в соответствии стребованиям Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам,жилым помещениям, эксплуатациипроизводственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий(санитарные правила и нормы СанПин 2.1.3684-21), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, посколькуне имеют подъездных путей для специального транспорта, твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что в целом негативно влияет на состояние окружающей природной среды и противоречит основным принципам государственной политики в обозначенной сфере, вследствие чего нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду и создается реальная угроза для их жизни и здоровья.
В соответствии с решениями Совета депутатов муниципального образования «Николаевский район» от 19.11.2020 №139, Совета депутатов МО Поспеловское сельское поселение от 27.11.2020 № 73 заключено соглашение от 23.11.2020 о принятии полномочий администрации МО «Николаевский район» по решению вопросов местного значения администрацией МО Поспеловское сельское поселение, в части, касающейся участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному сбору) и транспортирования твердых коммунальных отходов.
Представитель административного истца Бахтурова Д.С. административные исковые требования поддержала, с учетом разумности и объема работ, количества контейнерных площадок в поселении, полагает возможным установить срок исполнения решения - один год со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика - Администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области Аргуткина Е.А., административные исковые требования по существу не оспаривает, вместе с тем, считает, что Соглашением между районом и поселением предусмотрена передача полномочия по организации деятельности по накоплению и транспортированию ТКО, в том числе по оборудованию площадок. Для того, чтобы обустроить указанные в иске площадки, выделенных по Соглашению 3000 рублей недостаточно. Поскольку полномочия переданы, это должно делать сельское поселение, но после передачи необходимых денежных средств на эти цели. В настоящее время у поселений нет возможности исполнить решение. В случае удовлетворения требований просит установить срок исполнения решения – один год с момента вступления в законную силу.
Представитель административного ответчика - Администрации МО Поспеловскоесельское поселение Магдеев У.У. в судебном заседании административное исковое заявление не признал в связи с отсутствием необходимых денежных средств.
Представители заинтересованных лиц – Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, ООО МЭК» в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г.№7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (вступившим в законную силу с 01.01.2019) утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее – Правила), определяющие порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Пунктами 2, 3, 4 Правил установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
В соответствии с п. 3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление правительства Российской Федерации от 23.08.2008 № 641» (далее – Правила обращения с ТКО) накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Этими же Правилами обращения с ТКО определены понятия «контейнер» - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов, а также «контейнерная площадка» - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно п.п. 3,4,5,6,9 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий (санитарные правила и нормы СанПин 2.1.3684-21), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Расстояние от контейнерных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий, и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м, в сельских населенных пунктах – не менее 15 м. Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО, при этом, на контейнерных площадках не должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 – для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО. При накоплении ТКО, в том числе раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
При этом в силу пункта 1 Санитарных правил их соблюдение является обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований.
Постановлением администрации МО «Николаевский район» от 02.02.2021 №67 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Николаевский район».
Судом установлено, что на территории муниципального образования Поспеловское сельское поселение расположены контейнерные площадки со следующей адресной привязкой:в <адрес> 20 контейнерных площадок по <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>;
- в <адрес>5контейнерных площадок по <адрес>; ул.им.Борисова, 13; <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Указанные контейнерные площадки не соответствуют требованиям Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (санитарные правила и нормы СанПин 2.1.3684-21), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3, поскольку не имеют подъездных путей для специального транспорта, твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что не оспаривается административными ответчиками.
Указанные нарушения в целом негативно влияют на состояние окружающей природной среды и противоречат основным принципам государственной политики в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами, вследствие чего нарушаются предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду и создается реальная угроза для их жизни и здоровья и фактически на дату рассмотрения административного дела указанные в представлении нарушения не устранены.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
При этом суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному требованию прокурора является Администрация МО «Николаевский район» Ульяновской области.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3 статьи 8 указанного Федерального закона).
Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений отнесено к полномочиям муниципальных районов.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2020 № 7 «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 21, ч.ч. 1, 2, 3.1 ст. 86 БК РФ расходы на охрану окружающей среды, экологический контроль, сбор, удаление отходов, а также решение других вопросов в области охраны окружающей среды, являются расходными обязательствами муниципальных образований и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В соответствии с п. 1.7 Решения Совета депутатов муниципального образования «Николаевский район» от 19.11.2020 № 139 «О передаче части полномочий» администрациям сельских поселений района были переданы полномочия по решению вопросов местного значения в части участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В материалы дела представлено Соглашение о передаче части полномочий? в соответствии с которым администрация МО «Николаевский район» передала администрации МО Поспеловское сельское поселение полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов. Для реализации переданных полномочий на 2021 год предусмотрена передача администрацией района в бюджет поселения финансовых средств в объеме 3 000 рублей.
Из материалов дела в совокупности с пояснениями представителей административных ответчиков следует, чтопредусмотренных Соглашением денежных средств, подлежащих передаче администрацией района, явно недостаточно для исполнения администрацией сельского поселения полномочий по оборудованию мест накопления ТКО. Непосредственно на проведение работ по оборудованию мест накопления ТКО денежные средства в бюджет поселения в необходимом объеме из администрации района не передавались, планируются к передаче в 2022 году.
Вместе с тем, в силу п.3.2.1 Соглашения «Поселение» осуществляет переданные ему «Муниципальным районом» полномочия в пределах, выделенных на эти цели финансовых средств.
Таким образом, именно бездействие администрации района, выразившееся в непроведении работ по созданию и оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования Поспеловское сельскоепоселение, соответствующих требованиям, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
С учетом изложенного, непринятие мер, направленных на создание и оборудование мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем суд приходит к выводу о незаконности бездействия Администрации МО «Николаевский район», выразившееся в не проведении работ по созданию и оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Учитывая вышеизложенное, административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению за счет административного ответчика администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области. В удовлетворении требований прокурора к Администрации МО Поспеловское сельское поселение следует отказать.
Руководствуясь ст.178 КАС РФ суд, учитывая, что в данный момент отсутствуют денежные средства для исполнения решения суда, и получение дополнительных денежных средств на эти цели возможно только в новом финансовом году, с учетом обстоятельств дела, объема подлежащих выполнению работ, а также необходимости соблюдения баланса интересов сторон, с учетом позиции лиц, участвующих в деле, полагает разумным установить срок исполнения решения – в течение года с момента вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 218 - 228 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░:
- <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>;
- <░░░░░>.░░░░░░░░░░, 5; ░░.░░.░░░░░░░░, 13; <░░░░░>; <░░░░░>; <░░░░░>░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░,░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.12.2021 ░░░░