Дело № 2-11 (2018 год)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2018 года с. Ромны
Ромненский районный суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Ходкевич А.Б.,
при секретаре Кузнецовой А.Ю.,
с участием:
прокурора - помощника прокурора Ромненского района Самойленко А.С.,
представителя ответчика Ядыкиной Е.В., главы Чергалинского сельсовета Ромненского района Амурской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению прокурора Ромненского района, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Чергалинского сельсовета Ромненского района Амурской области о возложении обязанности предоставить сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в нотариальную палату Амурской области, в порядке, предусмотренном статьёй 37 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», утверждённых Верховным Советом РФ 11.02.1993г. №4462-1,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ромненского района обратился в Ромненский районный суд с данным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой проведена проверка по информации, поступившей из Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области, в ходе которой установлено следующее.
Администрацией Чергалинского сельсовета в 2017 году было совершено 32 нотариальных действия по удостоверению доверенностей. Вместе с тем, в нарушение требований ч. 3 ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, указанные сведения в нотариальную палату Амурской области не направлены. По результатам проверки 20.03.2017г. прокуратурой района главе Чергалинского сельсовета внесено представление об устранении выявленных нарушений. Рассмотрев данное представление, глава Чергалинского сельсовета сообщила, что нарушения устранены, заключен договор на поставку программного обеспечения «КриптоАрм» для осуществления деятельности по размещению удостоверенных доверенностей в нотариальную палату Амурской области. В ходе проверки, проведённой в январе 2018 года по поручению прокуратуры Амурской области, было установлено, что администрацией Чергалинского сельсовета 01.10.2017г. установлена программа «КриптоАрм» и «КриптоПРО» для направления сведений по совершенным нотариальным действиям в нотариальную палату Амурской области. С момента установки программы (с 01.10.2017г. по 31.12.2017г.) администрацией Чергалинского сельсовета совершено 22 нотариальных действий по удостоверению доверенностей. Вместе с тем, в нарушение ч. 3 ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, Приказа Минюста России от 29.06.2015г. №156 администрацией Чергалинского сельсовета сведения об удостоверении доверенностей в нотариальную палату Амурской области, в порядке, установленном федеральным органом юстиции, не направлялось, что является нарушением вышеуказанного законодательства, влечет нарушение права Российской Федерации на обеспечение единого правового пространства, нарушает интересы Российской Федерации в сфере правоприменения. Просит суд возложить обязанность предоставлять сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в нотариальную палату Амурской области, в порядке, предусмотренном статьёй 37 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», утверждённых Верховным Советом РФ 11.02.1993г. №4462-1.
В судебном заседании помощник прокурора Ромненского района Самойленко А.С. уточнил заявленные требования, просит обязать администрацию Чергалинского сельсовета Ромненского района Амурской области предоставить сведения за 2016-2017 г.г. об удостоверении или отмене завещания или доверенности в нотариальную палату Амурской области, в порядке, предусмотренном статьёй 37 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», утверждённых Верховным Советом РФ 11.02.1993г. №4462-1. В обоснование привел доводы, указанные в иске.
Представитель ответчика Ядыкина Е.В., глава Чергалинского сельсовета, с уточнёнными исковыми требованиями согласилась в полном объёме, суду пояснила, что в связи со сложностями в использовании программ, были частично направлены сведения об удостоверении доверенностей за 2016-2018гг. в нотариальную палату Амурской области. В 2016г. специалист К. осуществляла нотариальные действия, в 2017-2918гг. этим вопросом занимается она сама как глава сельсовета.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
Согласност. 45ГПК РФ, прокурор вправе обратиться всудс заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст. 12 Защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Статья 1 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) предусматривает, что нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
В случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции.
Согласно ст. 37 Основ, в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать следующие нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах: удостоверять завещания; удостоверять доверенности и т.д.
Сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены органом, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном федеральным органом юстиции, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Нотариальная палата вносит такие сведения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в течение двух рабочих дней со дня их поступления.
В силу п.п. 3, 4 Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений, утвержденных Приказом Минюста России от 29.06.2015 N 156, должностные лица местного самоуправления представляют в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в установленной форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью отправителя, в соответствии с требованиями, установленными Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденным приказом Минюста России от 17 июня 2014 г. N 129. Сведения могут быть представлены в нотариальную палату субъекта Российской Федерации на электронных носителях (дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти и т.п.) в виде файла (файлов) утвержденного формата сведений с сопроводительными документами на бумажном носителе.
Судом установлено, что прокуратурой Ромненского района проведена проверка исполнения должностными лицами администрации Чергалинского сельсовета законодательства о нотариате. В ходе проверки установлено, что в 2017 году администрацией Чергалинского сельсовета было совершено 32 нотариальных действия по удостоверению доверенностей. С момента установки программы «КриптоАрм» и «КриптоПРО» для направления сведений по совершенным нотариальным действиям в нотариальную палату Амурской области (с 01.10.2017г. по 31.12.2017г.) совершено 22 нотариальных действий по удостоверению доверенностей. Однако данная информация своевременно в нотариальную палату не направлялась, в связи с чем работниками администрации, отвечающими за осуществление нотариальных действий, нарушено законодательство РФ о нотариате.
По результатам проведенной проверки и.о.прокурора Ромненского района было внесено представление №630 от 20.03.2017г. об устранении нарушений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, которое было направлено главе Чергалинского сельсовета Ядыкиной Е.В.
Согласно информации главы Чергалинского сельсовета Ядыкиной Е.В. №84 от 17.04.2017г. администрацией Чергалинского сельсовета заключен договор на поставку программного обеспечения «КриптоАрм» для осуществления деятельности по размещению удостоверенных доверенностей в нотариальную палату Амурской области.
Как следует из сообщения главы Чергалинского сельсовета Ядыкиной Е.В. от 18.01.2018г. №09 администрацией Чергалинского сельсовета в период 2017 г. произведены 85 нотариальных действий, сведения в нотариальную палату Амурской области не направлялись.
Таким образом, исследованными доказательствами подтверждено, что должностными лицами администрации Чергалинского сельсовета в 2016-2017 г.г. осуществлялись нотариальные действия. Вместе с тем, данная информация в нотариальную палату Амурской области своевременно - в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия, не направлялась, в связи с чем были нарушены требования ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, п.п. 3, 4 Приказа Минюста России от 29.06.2015г. №156.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что невыполнение администрацией Чергалинского сельсовета указанных требований по предоставлению сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности в нотариальную палату Амурской области, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, интересов общества и государства в области законодательства Российской Федерации о нотариате, а также влечет нарушение интересов Российской Федерации в сфере правоприменения.
В силу ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут закончить дело мировым соглашением. Судом принято признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ст. 173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств позволяет суду сделать вывод, что признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов иных лиц, соответствует фактическим обстоятельствам дела, поэтому признание иска ответчиком принимается судом, а заявленные требования подлежат удовлетворению.
Таким образом, заявленные прокурором требования к администрации Чергалинского сельсовета Ромненского района Амурской области о возложении обязанности о предоставлении сведений за 2016-2017 г. об удостоверении или отмене завещания или доверенности в нотариальную палату Амурской области, в порядке, предусмотренном статьёй 37 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», утверждённых Верховным Советом РФ 11.02.1993г. №4462-1, законны, обоснованы и их надлежит удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ромненского района Амурской области удовлетворить.
Обязать администрацию Чергалинского сельсовета Ромненского района Амурской области предоставить сведения за 2016-2017 годы об удостоверении или отмене завещания или доверенности в нотариальную палату Амурской области, в порядке, предусмотренном статьёй 37 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», утверждённых Верховным Советом РФ 11.02.1993г. №4462-1.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ромненский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.Б. Ходкевич
Мотивированное решение изготовлено 22.02.2018 года